В профилактике аддиктивного поведения детей

Роль учреждения дополнительного образования 

 

Фанштейн Наталья Геннадьевна,

 МБУ ДО «ЦДТ»

 

В настоящее время остро стоит проблема развития будущего общества, которое предполагает заботу о настоящем, прежде всего о детях. Родившийся ребенок это реальное «завтра», возможность видеть которое получают родители и общество. Именно дети и молодежь обеспечивают тот потенциал страны, который позволяет ей сделать качественный скачок в экономической и социальной сфере.

В процессе приобретения и усвоения социального опыта человечества личность включается в процесс общения и отношений с окружающими людьми, явлениями, вещами, развивает определенную деятельность. Условия жизни в социуме помогают развитию задатков человека, являются объективной предпосылкой успешного развития личности. В условиях жизнедеятельности людей особую роль играет педагогическая целесообразность этой деятельности; она интенсивно развивает и обогащает природные задатки, склонности, способности, формирует общественную направленность личности и социально значимые качества: коллективизм, трудолюбие, ответственность, является фактором нравственного воспитания и обеспечивает профилактику аддиктивного поведения детей и подростков.

Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение, необходимо в первую очередь нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие внешних факторов. Проблема заполнения свободного времени школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности, однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. 

Возможности социальной среды в профилактике отклоняющегося поведения могут раскрыться только благодаря организации деятельности, альтернативной такому поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте отклоняющегося поведения. Такими формами активности являются: творческая деятельность; познание; физический труд; спорт и испытание себя; значимое общение и дружба. Одной из важнейших социально-педагогических сред, имеющих воспитывающее и образовательное значение, является особым образом организованная среда учреждения дополнительного образования.

Дополнительное образование обладает значимыми для профилактики отклоняющегося поведения социально-педагогическими особенностями:

1. Добровольность, отказ от системы обязательности и принуждения, опирающаяся только на интерес и потребность.

2. Охват всех сфер деятельности человека, не ограниченный образовательными стандартами.

3. Ориентация на личную самореализацию и профессиональное самоопределение.

4. Отсутствие ценза – возрастного, образовательного, социального.

5. Ярко выраженный личностно-деятельностный характер взаимодействия.

6. Альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений, в том числе таких категорий, как дети с особенностями в развитии, дети в трудной жизненной ситуации.

7. Сохранения «право на ошибку», создания «ситуации успеха».

В учреждении дополнительного образования наиболее эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих организаций максимально учитывают особенности социума. Следствие этого – накопление детьми опыта гражданского поведения, основ культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии; получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.

Профилактика аддиктивного поведения детей - в центре внимания педагогов Центра детского творчества.

Образовательная деятельность в Центре детского творчества опирается на свободный выбор ребенка, обеспечивает максимальную активность и его заинтересованность в овладении интересующей его творческой деятельностью. В процессе реализации программ дополнительного образования решаются  такие задачи, как интеллектуальное, эмоциональное, физическое и другие виды развития; повышение самооценки, улучшение субъективного благополучия школьников, что свидетельствует об его актуальности в области решения проблем аддиктивного поведения и для предотвращения формирования таких форм поведения.

Именно учреждение дополнительного образования располагает особыми возможностями включения в творческую деятельность и развития на этой основе социальной активности детей и подростков.

 

Художественно-творческая деятельность является как эффективным воспитательным средством, так и сферой проявления социальной активности личности: через художественно-творческую деятельность ребенок получает выход в широкое социальное пространство, где реализует себя как активный субъект.

Воспитательный потенциал изобразительного, декоративно-прикладного и других видов искусства дает возможность рассматривать их как важнейшую сферу формирования и проявления художественно-творческой активности, средства самореализации личности и выхода в активную социальную жизнь.

В «Центре детского творчества» детям предлагается значительное количество направлений изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества: бисероплетение, войлоковаляние, вышивка, ткачество, лепка из различных материалов, вязание спицами и крючком и другие, где педагоги создают условия для развития творческой одаренности.

В процессе художественно-творческой деятельности на занятиях в объединениях формируется положительная Я-концепция, преодолевается эмоциональная скованность ребенка, психологическая замкнутость, закомплексованность, так как обстановка занятий, общения с другими детьми и педагогами дает возможность обнаружить интерес к себе, пережить ситуацию успеха, выработать собственную адекватную самооценку.

Предоставить ребенку возможность продуктивно развиваться, демонстрируя свои достижения – одна из важных задач в деятельности творческих объединений. Приобрести социальный опыт помогает детям не только специально организованный учебно-воспитательный процесс, но и участие в различных конкурсных мероприятиях.

Принимая участие в конкурсах, дети становятся активными участниками, приобретают социально-активный опыт. Кроме того, опыт подготовки для участия в конкурсных мероприятиях пробуждает желание преодолевать трудности, добиваться поставленных целей и результатов. Результаты творческой деятельности детей – необходимое условие воспитания и формирования социально активной личности, способной планировать и реализовывать жизненные планы. Победы и неудачи на конкурсных мероприятиях необычайно важны для творчески развивающегося ребенка. Они позволяют ребенку научиться анализировать свою творческую деятельность, а педагогу – осуществлять коррекцию образовательного процесса.

Обучающиеся Центра детского творчества успешно участвуют в конкурсных мероприятиях различного уровня:

Городские:

· Фестиваль декоративно прикладного творчества  «Прекрасное своими руками»

· Открытый конкурс дизайнеров и модельеров «Новогодний калейдоскоп»

· Конкурс проектов  «Новый стиль»

· Конкурс юных модельеров «Золотой наперсток»

· Городской конкурс юных мастеров «Чудотворцы»

Республиканские:

· Республиканский фестиваль детского творчества «Над Россией небо синее

· Республиканский конкурс творческих работ «Моделина»

· Республиканский конкурс «Мир детской фантазии»

· Республиканский конкурс детского творчества «Великое наследие народов Хакасии»

Межрегиональные и Всероссийские:

· Региональный конкурс учащейся молодежи «Юные таланты в дизайне»

· Всероссийский конкурс «Сказочная кинопанорама России»

· Международный конкурс-марафон «Живи, Земля!»

· Межрегиональный фестиваль декоративно-прикладного творчества “Параскева-Пятница»

Участие в конкурсах и выставках дает возможность ребенку оценить себя в сравнении с другими, со стороны. И тут имеет место радость, подчас и разочарование. Но все вместе дисциплинирует, дает возможность самооценки, стимулирует активность и творческие способности. А заслуженно полученная грамота вселяет уверенность и утверждает к совершенствованию. Опыт выставочной деятельности учит не огорчаться при неудачах, а продолжать трудиться, наслаждаться творчеством и не ради наград, а из любви к тому делу, которое по душе

Еще один вариант решения проблемы развития социальной активности – это привлечение ребенка к организации и проведению мероприятий, сделать его соучастником – организатором – руководителем.

В отделе декоративно-прикладного творчества наряду с учебными занятиями по направлениям деятельности проводится в течение года фестиваль народных праздников под общим названием «Традиции русского народа вчера и сегодня», посвященный изучению традиций и культуры русского народа. Сюда входят такие праздники: «Осенние посиделки», «День рождения Харитины», «Раз в крещенский вечерок…», «Раздольная масленица», «Праздник святой Пасхи».

Конечно, над таким заданием трудится не один ребенок, а группа инициативных заинтересованных детей, где каждому отводится та роль, которая соответствует его склонностям и интересам, дает возможность для самореализации. В процессе подготовки, организации и проведения таких мероприятий у детей развиваются способности понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, добиваться поставленной цели. Новые познавательные ситуации формируют интерес и настойчивость к решению проблемы. При этом дети мыслят и действуют нестандартно, находя оригинальное решение проблем, они высказывают собственные идеи и отстаивают их. У них появляется возможность проявить свои лидерские качества, показать достаточно высокий уровень интеллекта, познавательной активности, эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества педагогов и учащихся.

В результате такой деятельности у детей формируются следующие лидерские качества:

· социальный интеллект,

· креативность,

· коммуникативно-организаторские способности,

· социальная мотивация

· управленческие свойства личности (ответственность, высокий

·  самоконтроль, общительность, смелость (уверенность), эмпатия, доминантность).

 

Создание рукотворных ценностей "для себя", а затем "для других", участие в выставках, конкурсах и фестивалях, массовых мероприятиях не только ради самоутверждения, но и в качестве заботы "о других" способствующих развитию у воспитанников социальной активности, личностного роста.

Успех воспитания социальной активности детей и подростков определяется также взаимосвязью «Центра детского творчества» с другими институтами социализации. К такой деятельности относится сотрудничество с Институтом искусств ХГУ, с Хакасским колледжем профессиональных технологий экономики и сервиса (встречи со студентами и преподавателями, профориентационные экскурсии, участие в фестивалях и конкурсах, организуемых учебными учреждениями, привлечение студентов и преподавателей в качестве членов жюри на выставки «Центра детского творчества»), выставки декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства в Абаканской картинной галерее и Центре культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева (экскурсии и участие в выставках-конкурсах); работа с семьей (выставки к родительским собраниям, творческие «Семейные мастерские», выставки «Секреты семейного творчества»); волонтерская работа с инвалидами, престарелыми, проведение социально-значимых акций («Белая ромашка», «Подари улыбку людям», «Начни с себя - убери планету!» и др.) совместно с детской организацией Союз детей и подростков «Дружба-Ынархас;

Таким образом, деятельность  творческих объединений художественной направленности способствует воспитанию социальной активности детей, развивает социально-значимые черты личности в отношении к людям, в поведении, дает возможность проявить себя, дает возможность сотворчества детей и взрослых (педагогов и родителей)

 В рамках работы творческих объединений создаются широкие возможности для общения детей друг с другом. Каждый обучающийся, как личность, имеет возможность расширения круга своих интересов, реализации своих творческих потребностей.

Таким образом, дополнительное образование, направленное на культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор, имеет огромным потенциал для профилактики аддиктивного поведения школьников.

Наша общая задача – создать условия помощи каждому ребенку в правильном выборе образа жизни, способствующего сохранению и укреплению его физического и душевного здоровья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: