Принципы РЭТ
1. Мысли являются главным фактором, определяющим эмоциональное состояние.
2. В основе патологии эмоций и многих психопатологических состояний лежат нарушения мыслительных процессов. ".
Таким образом, в основе патологических эмоциональных реакций чаще всего лежат иррациональные убеждения.
Иррациональные мысли это ____________________________________________________
А. Эллис выделил 4 группы иррациональных установок мышления.
| Тип установки | Характеристика | Слова-маркеры |
| Катастрофизация | ||
| Долженствование в отношении себя | _____________________________________ | _________ |
| Долженствование в отношении других | _____________________________________ | _________ |
| Оценочная установка |
У Эллиса имеется АВC-теория личности (ABC модель), к которой он добавил Д (D) и Э (E), чтобы охватить изменение и желательный результат изменения.
Кроме того, первой может быть поставлена буква Ц (G), чтобы обеспечить контекст для человеческих ABC моделей.
Ц (G - Goals) Цели, фундаментальные и первичные.
А (A - Activating) Активизирующие события в жизни человека.
В (B - Beliefs) Верования, убеждения, рациональные и иррациональные.
П (C - Consequences) Последствия, эмоциональные и поведенческие.
Д (D - Disputing) Дискутирование иррациональных верований.
Э (E - Effective) Эффективная новая философия жизни.
При работе по данной технике могут быть использованы наборы карт «COPE» или «PERSONA».
Алгоритм использования модифицированного варианта рационально эмотивной терапии (рэт) А. Эллиса при работе с метафорическими ассоциативными картами.
| Действия | Возможные вопросы: |
| Выберите карту, которая ассоциируется с событием, вызывающим нежелательные эмоции. Назовем ее карта «События». (В случаи высокой степени закрытости клиента, можно не просить рассказывать клиента о запускающем событии. Опишите карту) | |
| Анализ поверхностных мыслей. | |
| Анализ эмоций. Выберете карту соответствующую Вашим эмоциям - карта «Эмоцией» | |
| Психолог уточняет, конкретизируют мысли, которые пришли клиенту в голову, стараясь выявить центральное убеждение вызывающее сильные негативные эмоции. Выберите карту, которая лучше отражает Ваше центральное убеждения – Карта «Мысли» | |
| Проверка правильности выбора центрального убеждение. Выкладываются три карты, связанные с событием, эмоциями, мыслями. Клиенту предлагается придуматься рассказ, который свяжет эти три карты. | |
| Влияние данных мыслей на поведение | |
| Опровержение иррациональных мыслей. Попросите клиента найти как можно больше контраргументов к иррациональнум мыслям Желательно, чтобы контраргумент был одной модальности с иррациональной мыслью: визуальные иррациональности с контрвизуализациями, лингвистические ошибки — лингвистическими поправками, гневливые мысли — с сострадательными, пассивные — с активными и т. д. Выберете карту связанную с новыми рациональными мыслями - карта «Новые мысли» | |
| Анализ эмоций, связанных с рациональными мыслями. Выберете карту соответствующую Вашим эмоциям – карта «Новые эмоции» | |
| Влияние новых мыслей на поведения. Сложите вместе карты «Событие», «Новые мысли», «Новые эмоции». Придумайте рассказ, который свяжет эти карты. Расскажите как события будут развиваться дальше. | |
| Как новые мысли могут повлиять на Вашу реальную ситуации | |
| Если желательных изменений не произошло нужно вернуться к списку остальных иррациональных убеждений и работать с ними по описанной схеме |
Определите тип иррациональной мысли и предложите контраргументы:
Развод – это катастрофа _________________________________________
Я не имею право ошибаться _________________________________________
Все люди должны жить по правилам __________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Моя самооценка полностью зависит от того как меня оценивают другие__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Я никогда не злюсь на маму__________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предполагаемая литература:
1. Александров А.А. Александров, Артур Александрович. Современная психотерапия. Курс лекций - СПб.: "Академический проект", 1997 - 335 с.
2. Биик Дж.У. Тренинг преодоления социофобии. Руководство по самопомощи. - М: Изд-во Института Психотерапии, 2003 г.- 226с.
3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002 - 510 с






