Тема 5. Использование модифицированного варианта рационально эмотивной терапии (рэт) А. Эллиса при работе с метафорическими ассоциативными картами

Принципы РЭТ

1. Мысли являются главным фактором, определяющим эмоциональное состояние.

2. В основе патологии эмоций и многих психопатологических состояний лежат нарушения мыслительных процессов. ".

Таким образом, в основе патологических эмоциональных реакций чаще всего лежат иррациональные убеждения.

Иррациональные мысли это ____________________________________________________

А. Эллис выделил 4 группы иррациональных установок мышления.

Тип установки Характеристика Слова-маркеры
Катастрофизация                
Долженствование в отношении себя       _____________________________________     _________
Долженствование в отношении других       _____________________________________     _________
Оценочная установка                

 

У Эллиса имеется АВC-теория личности (ABC модель), к которой он добавил Д (D) и Э (E), чтобы охватить изменение и желательный результат изменения.

Кроме того, первой может быть поставлена буква Ц (G), чтобы обеспечить контекст для человеческих ABC моделей.

Ц (G - Goals) Цели, фундаментальные и первичные.

А (A - Activating) Активизирующие события в жизни человека.

В (B - Beliefs) Верования, убеждения, рациональные и иррациональные.

П (C - Consequences) Последствия, эмоциональные и поведенческие.

Д (D - Disputing) Дискутирование иррациональных верований.

Э (E - Effective) Эффективная новая философия жизни.

 

При работе по данной технике могут быть использованы наборы карт «COPE» или  «PERSONA».

Алгоритм использования модифицированного варианта рационально эмотивной терапии (рэт) А. Эллиса при работе с метафорическими ассоциативными картами.

 

Действия Возможные вопросы:
Выберите карту, которая ассоциируется с событием, вызывающим нежелательные эмоции. Назовем ее карта «События». (В случаи высокой степени закрытости клиента, можно не просить рассказывать клиента о запускающем событии. Опишите карту)     
Анализ поверхностных мыслей.  
Анализ эмоций. Выберете карту соответствующую Вашим эмоциям - карта «Эмоцией»  
Психолог уточняет, конкретизируют мысли, которые пришли клиенту в голову, стараясь выявить центральное убеждение вызывающее сильные негативные эмоции. Выберите карту, которая лучше отражает Ваше центральное убеждения – Карта «Мысли»  
Проверка правильности выбора центрального убеждение. Выкладываются три карты, связанные с событием, эмоциями, мыслями. Клиенту предлагается придуматься рассказ, который свяжет эти три карты.  
Влияние данных мыслей на поведение  
Опровержение иррациональных мыслей. Попросите клиента найти как можно больше контраргументов к иррациональнум мыслям Желательно, чтобы контраргумент был одной модальности с иррациональной мыслью: визуальные иррациональности с контрвизуализациями, лингвистические ошибки — лингвистическими поправками, гневливые мысли — с сострадательными, пассивные — с активными и т. д. Выберете карту связанную с новыми рациональными мыслями - карта «Новые мысли»  
Анализ эмоций, связанных с рациональными мыслями. Выберете карту соответствующую Вашим эмоциям – карта «Новые эмоции»  
Влияние новых мыслей на поведения. Сложите вместе карты «Событие», «Новые мысли», «Новые эмоции». Придумайте рассказ, который свяжет эти карты. Расскажите как события будут развиваться дальше.  
Как новые мысли могут повлиять на Вашу реальную ситуации  
Если желательных изменений не произошло нужно вернуться к списку остальных иррациональных убеждений и работать с ними по описанной схеме  

 

Определите тип иррациональной мысли и предложите контраргументы:

Развод – это катастрофа _________________________________________

Я не имею право ошибаться _________________________________________

Все люди должны жить по правилам __________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Моя самооценка полностью зависит от того как меня оценивают другие__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Я никогда не злюсь на маму__________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предполагаемая литература:

1. Александров А.А. Александров, Артур Александрович. Современная психотерапия. Курс лекций - СПб.: "Академический проект", 1997 - 335 с.

2. Биик Дж.У. Тренинг преодоления социофобии. Руководство по самопомощи. - М: Изд-во Института Психотерапии, 2003 г.- 226с.

3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002 - 510 с

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: