Государственная Третьяковская галерея, Москва

Через год появился «Автопорт­рет с сестрой». Картина стилизова­на «под старину»: сестра художни­ка Елена одета в платье по моде прошедших времён. В последую­щих работах — «Осенний мотив» (1899 г.), «Гармония» (1900 г.), «Прогулка» (1901 г.) — живописец опять обратился к прошлому. Его персонажи не конкретные люди, ав­тор сам придумал их и облачил в камзолы, белые парики, платья с кринолинами. Перед зрителем от­крывался поэтический, идеализиро­ванный мир старых тихих «дворян­ских гнёзд», далёкий от всеобщего смятения современной перелом­ной эпохи.

Излюбленной техникой мастера стали пастель и темпера, дающие нежные, приглушённые тона. Темпе­рой выполнена картина «Гобелен» (1901 г.), изображающая двух деву­шек в парке старинной усадьбы. Сквозь тонкий слой краски просту­пает фактура холста, видны перепле­тения нитей, узелки, и это делает картину похожей на тканый ковёр.

На полотне «Водоём» (1902 г.), особенно важном в творчестве Бо­рисова-Мусатова, вновь запечатлены в случайных позах две женские фи­гуры. Время остановилось, ничего не происходит. Человек полностью

слился с природой. В картине пре­обладает голубой цвет, на нём по­строена вся живописная ткань. Голубое перекликается с белым и зелёным, рождая разнообразные цветовые сочетания. Композиция картины довольно необычна: если женщин художник изображает уви­денными прямо перед собой, то во­доём — как бы сверху. Второй план словно приподнят, отчего линия го­ризонта оказалась за пределами холста. Деревья, небо, облака — всё это только отражения в овальном зеркале пруда.

Женские образы позволяли жи­вописцу выразить тончайшие сме­ны настроения. На полотне «Изум­рудное ожерелье» (1903—1904 гг.) среди яркой зелени весеннего луга, словно в хороводе, замерли дамы в старинных одеяниях. Эта роман­тическая композиция Борисова-Мусатова рождает смутную тревогу. А в картине «Призраки» (1903 г.) неясное предчувствие перерастает в тоску. Какая безысходность в без­ликих призрачных фигурах, блуж­дающих в сумерках по заброшен­ной усадьбе!

Последние годы жизни художник провёл в Тарусе, на берегу Оки. Спа­сения от одиночества, бедности он искал среди грёз и фантазий: так

*Кринолин — нижняя юбка из плотной ткани, позднее — с вшитыми обру­чами из стальных полос или китового уса. Он придавал платью пышную колоколообразную форму; был в моде в 40-70-х гг. XIX в.

**Гобелен (франц. gobelin) — декоративный тканый ковёр; техника гобе­лена появилась в XVII в. во Франции при дворе коро­ля Генриха IV.

Виктор Борисов-Мусатов.

Водоём. 1902 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Виктор Борисов-Мусатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: