Очерк 1. Террорист в сортире

Александр Михайлович Черницкий

Как спасти заложника, или 25 знаменитых освобождений

 

sg-1

«Как спасти заложника, или 25 знаменитых освобождений»: ОЛМА-ПРЕСС; Москва; 2003

ISBN 5-94849-413-6

Аннотация

 

От издательства:  

В эмоциональной, захватывающей манере книга рассказывает об успешных и провальных опасениях заложников за последние тридцать с лишним лет по всему миру, от первого захвата израильского самолета в 1968 г. до трагических событий на московском мюзикле «Норд-Ост» в 2002 г. Материал изложен в хронологическом порядке, и читатель от очерка к очерку набирается опыта — вместе со спецслужбами.

Сформулированы правила, которые помогут избежать похищения и выжить в плену.

 

А. М. Черницкий

КАК СПАСТИ ЗАЛОЖНИКА,

Или 25 ЗНАМЕНИТЫХ ОСВОБОЖДЕНИЙ

 

От автора

 

Часто полагают, будто терроризм является реакцией нищих народов на процветание немногих богатейших стран. Это заблуждение опасно тем, что как бы оправдывает терроризм. Дескать, богатые страны должны поделиться с бедными, и терроризм сам собой сойдет на нет. Тем более что в ходе глобализации стремительно распространяются технологии, которые действительно делают неконкурентоспособной традиционную продукцию отсталых регионов.

Глобализация объективно делает богатых богаче, а бедных — еще беднее. Бангладеш так и останется одной из беднейших стран мира, если по-прежнему будет лидировать в производстве мало востребованного джута. Сейчас любая страна с мало-мальски развитой химической промышленностью легко обходится вообще без растительных волокон или дешево приобретает искусственные волокна на мировом рынке. Вместе с тем Бангладеш никак нельзя назвать ни спонсором терроризма, ни поставщиком живой силы в ряды террористов (хотя в этой стране и существует движение с красноречивым названием «Джихад»).

Иными словами, терроризм напрямую не связан с благосостоянием народа и не является следствием нищеты. В 1970-х и 1980-х годах настоящая террористическая война полыхала в Западной Германии, Франции, Италии, Японии — богатейших странах мира. Именно отпрыски состоятельных семей громче всех протестовали там против «зажравшегося общества потребления» и мечтали о суровой простоте, в которой живут народы «третьих» стран.

Ведущие страны-спонсоры международного терроризма буквально захлебываются в дармовой нефти. Усама бен-Ладен остался бы никому не известен без полученных по наследству миллионов, одним из богатейших людей планеты является патриарх терроризма Ясир Арафат, свыше сорока лет охвачена террористической войной далеко не бедная Колумбия.

У современного терроризма два лица и два знамени: Че Гевары и пророка Мухаммада, красное и зеленое, коммунистическое и исламистское. До 1980-х годов исламисты опирались на поддержку СССР (где их понимали как борцов против империализма) и прикрывались революционным пафосом. Глава боевых отрядов марксистской организации ФАТХ носил псевдоним Абу Джихад — Отец Джихада. Зеленое пряталось под красным. Но увы, поддержка «национально-освободительных движений» Советским Союзом обернулась катастрофой для сверхдержавы.

Советское вторжение в Афганистан явилось пощечиной мусульманскому миру, который сразу нашел поддержку в лице США. Место поблекшей коммунистической идеи заняла идея навязать всему человечеству мусульманское право — законы шариата. Марксист-террорист Карлос Шакал принял ислам: красное укрылось под зелёным.

О взаимных симпатиях «красного» и «зелёного» известно с самого 1967 года, когда после Шестидневной войны и гибели Че Гевары современный терроризм появился на свет. Исламисты проводили теракты совместно с «революционерами» и даже рисковали жизнями ради вызволения друг друга из тюрем. На сплаве революционной и мусульманской идей основаны политические режимы Туниса, Алжира, Ливии, Сирии, Ирака, Палестинской автономии в составе Израиля. На протяжении многих лет эти режимы осуществляли и спонсировали терроризм, независимо от его идеологической окраски.

Еще в XX веке терроризм стал полностью самодостаточным. Глобализация, государственность палестинских арабов, экспансия ислама или мировая революция не интересуют тех, кто стоит за терактами. Их занятие превратилось в высокодоходную работу, позволяющую вдобавок прославиться, подобно Герострату.[1] Идеология служит мотивацией лишь исполнителям. Так, в СССР партийные бонзы питались спецпайками, в то время как рядовые коммунисты давились в очередях за отвратительной колбасой. Люди, имевшие доступ к распределителям, цинично и точно называли ее «колбасой для населения».

Эту мысль превосходно иллюстрирует терроризм самоубийц, который возник в начале 1990-х годов — сразу после того, как оправданием терроризма стал ислам. В марксизме нет и быть не может культа смертников-шахидов, поскольку марксизм — идеология атеистическая. Никакой посмертной награды марксизм предложить не в силах, ибо отвергает саму возможность загробной жизни. Поэтому в 1970-х смертников на Ближний Восток приходилось завозить из Японии, где существует древняя традиция ритуального самоубийства.

Зато ислам заимствовал у христианства понятия ада и рая, причем среднестатистический мусульманин верит в их существование гораздо сильнее среднестатистического христианина. Шахиды — мученики, павшие в священной войне за веру (джихаде) — автоматически попадают в рай. Даже мусульмане, получившие образование в лучших университетах Европы, готовы верить, будто убийство «неверных» ценой собственной жизни является наикратчайшей туда дорогой. Вот только ни один видный организатор терроризма лично шахидом пока так и не стал.

Казалось бы, исламизм и марксизм противоречат друг другу; казалось бы, исламисты должны враждовать с радикальными марксистами. Но экстремист экстремиста видит издалека. В современную эпоху обе разрушительные идеологии, исламизм и марксизм, выступают заодно. По улицам Палестинской автономии маршируют подростки с зелеными повязками шахидов, а стены домов обклеены портретами революционера Че Гевары.

Провести четкую границу между «революционерами» и исламистами невозможно. Когда в Нью-Йорке рухнул Всемирный торговый центр, ликовали не только многие мусульмане. Колумбийские террористы — коммунисты и католики — ненавидят США не меньше, чем персидские шииты или арабские сунниты. В развитых странах американская трагедия зажгла ослепительную радость в сердцах антиглобалистов — так называют сегодня леворадикалов, из среды которых в 1960-е годы вышла целая плеяда «революционных» банд. Зато силовое освобождение заложников мюзикла «Норд-Ост» вызвало у антиглобалистов бурное негодование: по их мнению, следовало выполнить требования террористов.

Переименование в антиглобалисты неслучайно. В 1990-х коммунизм окончательно дискредитировал себя, и быть «революционерами» стало немодно. Но и бесплодность тотальной «коранизации» Земли также очевидна: лишь нефть обеспечивает отдельным мусульманским странам сносное качество жизни. Причем как это ни парадоксально, именно глобализация позволяет «революционерам» и террористам всех мастей пользоваться достижениями техногенной эры.

Благодаря глобализации террористы молниеносно перемещаются по свету, а доступ к оружию массового поражения получили народы, которые на протяжении столетий не обогатили человечество ни единой технологической новинкой. Благодаря глобализации финансисты Аль-Каиды управляют своими активами через Интернет, а полевые командиры в Чечне согласовывают свои действия по электронной почте.

Захват заложников — распространенный вид терроризма наряду с обстрелами, взрывами и таранами. Выкуп за жизни людей служит серьезным финансовым подспорьем террористическим организациям. Так, в межвоенной Чечне периода 1996–1999 годов отряды Арби Бараева и братьев Ахмадовых получили за заложников многие миллионы долларов от заместителя секретаря Совета Безопасности РФ и крупного предпринимателя Бориса Березовского. Благодаря этому террористы были превосходно оснащены, позволяли себе пытать и убивать заложников.

Вероятность захвата заложников существует повсюду, за исключением тоталитарных стран. Террористические государственные машины Кубы, Северной Кореи, Ирана, Ирака не потерпят «конкуренции» со стороны отдельных граждан и организаций, которым вздумалось бы заняться терроризмом. В свободном же мире терроризм стучится в каждую дверь и можно говорить лишь о сравнительной безопасности: в Москве безопаснее, чем в Иерусалиме, а в Иерусалиме безопаснее, чем в Медельине. Вот почему вместо послесловия автор привел несколько советов относительно поведения в плену и того, как избежать участи заложника.

Одно и то же событие разные люди описывают по-разному в зависимости от образования, интеллекта, темперамента, памяти, идеологических предпочтений и степени личной вовлеченности. Поэтому неудивительно, что представления заложника о происходящем внутри захваченного здания сильно отличаются от представлений прохожего, наблюдающего за этим зданием снаружи. Свидетели одного и того же захвата и последующего освобождения могут во многом противоречить друг другу, поскольку наблюдали теракт с разных мест и в разном качестве.

Дополнительные искажения вносят сотрудники спецслужб, когда рассказывают об обстоятельствах захвата и освобождения людей. Иногда это делается, чтобы унизить противника, иногда — чтобы скрыть собственные промахи либо, напротив, собственные возможности. Вот почему, стремясь к максимальной документальности книги, автор всякий раз останавливал свой выбор на наиболее вероятной, доказанной версии событий.

А. Черницкий

 

Очерк 1. ТЕРРОРИСТ В СОРТИРЕ

 

СОГЛАСНО РАСПИСАНИЮ

 

Капитан Реджинальд Луи флегматично поглядывал то на приборы, то на голубую даль впереди. «Боинг-707» бельгийской авиакомпании «Сабенна» находился над Югославией: половина пути была преодолена. Дверь в кабину распахнулась. «Джина очень кстати со своими бутербродами», — мелькнуло в голове. На приборной панели высвечивалось время: 17.30. В голову Реджинальда уперся ствол.

— Самолет захвачен! — прогремел мужской голос по-английски с акцентом. — Это «Черный сентябрь», ясно?

— Ясно, — едва выдавил окаменевший капитан Луи. — Куда прикажете взять курс?

«Дай бог, чтобы они не узнали о Доре с девочками!» — взмолился про себя летчик. В салоне среди пассажиров сидела его жена Дора Луи и четыре их дочери. Семья направлялась на один из израильских курортов.

— На этот раз мы не станем менять курс, — усмехнулся воздушный пират. — Прибытие в Лод согласно расписанию!

Летчиков потрясли эти слова. Лод — городок под Тель-Авивом. На окраине Лода расположен главный аэропорт Израиля. До сих пор все захваченные самолеты Народный фронт освобождения Палестины (НФОП) и «Черный сентябрь» заворачивали в арабские страны, и там угонщики дожидались выполнения своих требований.

Кроме того, бельгийские пилоты постепенно разглядели пирата как следует. И с ужасом узнали его — в отличие от работников аэропорта, которые наспех провели посадку пассажиров в Брюсселе! Весь фокус заключался в парике и сбритых усах. Позади пилотов стоял невысокий смуглый человек с пышной копной волос. В коридоре за его спиной виднелась красивая арабская девушка с ручной гранатой.

Человека в парике звали Али Таха Абу-Санайна, и он уже был легендой воздушного пиратства. Вместе со знаменитой выпускницей МГУ Лейлой Халед он осуществил первый в мире захват самолета 23 июля 1968 года. Тот борт принадлежал израильской авиакомпании «Эль-Аль» и выполнял рейс из Рима в Тель-Авив.

Однако пираты посадили «боинг» в Алжире. Правительство этой арабской страны объявило, что 12 оказавшихся на борту израильтян — в основном, члены экипажа — будут содержаться «под домашним арестом» до тех пор, пока Израиль не выполнит требования угонщиков выпустить на свободу сотни боевиков Движения национального освобождения Палестины (ФАТХа) — основанной Арафатом самой многочисленной террористической группировки в составе Организации освобождения Палестины (ООП).

Все итальянские туристы были благополучно возвращены в Рим, а в Израиле все от мала до велика — потрясены: слишком свежи еще были воспоминания о Холокосте[2] — гибели европейских евреев от рук гитлеровцев и их пособников

И вот вновь люди XX века додумались до «селекции» по национальному признаку!

И речи не было о том, чтобы освободить силой первых в современной истории заложников на территории враждебной арабской страны, с которой у Израиля по сей день нет даже дипломатических отношений. В ходе секретных переговоров под нажимом США договорились меняться «один на один». Заложники вернулись домой после того, как 31 августа 1968 года в Алжир были доставлены из израильских тюрем 12 арабских террористов.

С тех пор все рейсы «Эль-Аль» сопровождают вооруженные офицеры в штатском. Пираты узнали об этом 18 февраля 1969-го в Швейцарии. Стоило боевикам НФОП открыть огонь по израильскому самолету, который совершал посадку в аэропорту Цюриха, как в ответ из иллюминатора загремели выстрелы. Затем мужчина могучего телосложения выскочил из самолета и Погнался за террористами. Одного контрразведчик уложил наповал, а остальных схватили швейцарские полицейские.

Но самолеты других стран остались совершенно беззащитны. В сентябре 1969-го состоялся второй угон самолета — на сей раз борт принадлежал американской компании ТВА. Пиратов вновь возглавляла смуглая красотка Лейла Халед. Она посадила «боинг» в Сирии, где сразу освободила всех заложников, кроме двоих. На свою беду они оказались не просто гражданами Израиля, но вдобавок еще и солдатами-отпускниками. И вновь не было никакой возможности применить силу для их освобождения. В Дамаске тюремщики издевались над парнями 98 дней, прежде чем состоялся их тайный обмен на 30 сирийских военнопленных.

Что же касается Абу-Санайны, то он вновь «отличился» в феврале 1972 года, когда угнал в просоветский Южный Йемен самолет компании «Люфтганза». Заложниками НФОП стали 172 человека, и правительство ФРГ поспешило уплатить за их освобождение пять миллионов долларов. Так впервые в современную эпоху был использован денежный выкуп заложников. Когда об этом узнала премьер-министр Израиля Голда Меир, ее возмущению не было предела:

— Уступки террористам только порождают новый терроризм!

«Железная леди» Ближнего Востока могла лишь догадываться, что очень скоро получит возможность продемонстрировать всему миру, как именно следует поступать с пиратами, если не уступать им. И вот этот день наступил: на календаре значилось 8 мая 1972-го — день капитуляции фашистской Германии на Западном фронте в 1945 г.

— Я бы хотел обратиться к пассажирам, чтобы избежать паники на борту, — попросил капитан Реджинальд Луи.

— Конечно, вы можете их успокоить, — бросил Абу-Санайна и добавил: — Но сделайте это при мне. Все дальнейшие переговоры вы будете также вести только в моем присутствии.

Щелкнув тумблером, командир экипажа произнес:

— Дамы и господа! Как видите, у нас на борту появились новые друзья. Будьте осторожны и не делайте глупостей. Прошу не вмешиваться в происходящее: предоставьте это мне.

Пираты не подозревали, что радио объявление командира было услышано не только в салоне, но и в кабине пролетавшего мимо борта компании «Эр Франс». Французские летчики теперь непрерывно запрашивали землю, чтобы уведомить диспетчеров о своих подозрениях.

Для пассажиров слова капитана прозвучали очень своевременно. Со стороны носового салона Абу-Санайну и красавицу Римму Иссу Танус прикрывали их сообщники: Абдель Азиз аль-Атраш с пистолетом и стройная Тараз Халасса с ручной гранатой. На плечах у обоих висели странного вида предметы.

— Это емкости со взрывчаткой, — охотно пояснил аль-Атраш. — А вот и детонаторы. Если вы будете плохо себя вести, достаточно сорвать эту маленькую штучку-изолятор. Цепь замкнётся, и самолет разлетится на тысячи осколков. Клянусь Аллахом!

Халасса в тугих синих джинсах взметнула вверх руку с гранатой. Черные глаза арабки сверкали.

— Сдайте свои паспорта! — закричала она. — Всем евреям перейти в хвостовой салон. Остальным собраться в носовом.

На борту «Боинга» находились 10 членов экипажа и 99 пассажиров. Теснясь и толкаясь, люди стали неуклюже перемещаться по самолёту.

В 18 часов капитан Луи сказал:

— Подлетаем к Кипру. Я обязан связаться с диспетчером.

Абу-Санайна сорвал с летчика оголовье и водрузил наушники с микрофоном поверх своего парика.

— Давай связь, я сам с ним поговорю, — велел матерый пират. — Алло, диспетчер аэропорта Никосии? Тебя беспокоит «Рука Черного сентября». Рейс номер пятьсот семьдесят один летит в Лод строго по расписанию! Все живы и здоровы, по крайней мере, пока. Конец связи…

Это «сообщение» перехватил экипаж направлявшегося в Европу самолета израильской компании «Эль-Аль». Пилоты с тревогой переглянулись. Спустя пару минут о захвате стало известно высшему руководству Израиля. Был конец рабочего дня. Министр обороны Моше Даян возвращался вертолетом в Иерусалим из форта Шарм-аш-Шейх на Синае. Даян сглотнул, поправил черную повязку на левом глазу и коротко приказал:

— В Лод.

Заваливаясь набок, вертолет повернул на сорок градусов и запросил посадку. Спустя год умрет экс-премьер Бен-Гурион, и аэропорту Лода будет присвоено его имя.

Даян покачал лысоватой головой и погрузился в раздумья. Внимание израильских сил безопасности было приковано в то время к рассаднику терроризма — сектору Газа. Заместитель командующего Южного округа генерал-майор Ариэль Шарон действовал там в своей излюбленной манере — быстро, жестко, концентрируя все наличные силы на одном направлении. По его приказу были бронированы кабины бульдозеров Д9, а на их крышах установили тяжелые пулеметы. Едва из трущоб Газы раздавался выстрел, как бульдозеры стирали это место с лица земли. Население быстро осознало, что укрывая террористов, оно скоро лишится крыш над головой. С терроризмом в Газе было покончено на 15 лет, а будущий премьер-министр Шарон заработал прозвище Бульдозер.

«Недооценили мы „Черный сентябрь“, — с грустью думал израильский министр обороны. — Месть Иордании оказалась лишь прологом…»

 

«РУКА ЧЁРНОГО СЕНТЯБРЯ»

 

После Шестидневной войны 5–10 июня 1967 года боевики Ясира Арафата хозяйничали в Иордании как у себя дома. Население страны на 80 процентов состояло из палестинских беженцев. Коренные жители Иордании, потомки бедуинов, боялись палестинцев как огня. Мощную поддержку ощущали иорданские палестинцы и со стороны богатого восточного соседа. В Саудовской Аравии палестинские арабы верховодили в армии и полиции, составляли костяк учительского и инженерного корпуса.[3]

Больше всех трусил 35-летний король Иордании Хусейн бин-Талал, которому докладывали о планах Арафата занять его место. В 1970 году террористы вконец распоясались. Они убили американского военного атташе, ранили французского дипломата, изнасиловали нескольких американок. 1 сентября газета ФАТХа открыто призвала к свержению короля, а 2-го на него было совершено покушение, когда королевский кортеж следовал в аэропорт.

Но израильская внешняя разведка Моссад выведала планы террористов и предупредила короля. Хотя покушение было сорвано, Хусейн едва контролировал лишь столицу — Амман. В городе то и дело вспыхивали вооруженные стычки палестинцев с полицейскими. Дело явно шло к установлению в стране диктатуры Ясира Арафата.

Дабы окончательно продемонстрировать растерянному королю и всему миру, кто в Иордании хозяин, руководство ООП сделало ставку на воздушное пиратство, на котором в ту пору специализировался исключительно НФОП (подобно ФАТХу, коллективный член ООП) во главе с арабом-христианином Вади Хададом.

6 сентября 1970 года террористы доктора Хадада (по образованию он действительно врач-окулист) попытались захватить сразу четыре пассажирских самолета. Все они направлялись в Нью-Йорк, и это не было случайным совпадением. Таким образом палестинцы указывали всему миру на США как на главный источник военной мощи Израиля. Усаме бен-Ладену тогда едва исполнилось 13 лет.

Первым был атакован борт израильской «Эль-Аль», выполнявший рейс из Тель-Авива в Нью-Йорк через Амстердам. Бесстрашная Лейла Халед попыталась доказать, что израильский охранник не станет стрелять, если приставить ствол к голове стюардессы. Однако, едва капитан самолета услышал об угрозе жизни своей подчиненной, как сразу резко начал снижаться. Террористы от неожиданности повалились на пол, и на них набросились пассажиры вместе с офицером контрразведки. Напарник Лейлы, никарагуанский марксист Патрик Аргуэлло, был застрелен на месте. Сама 27-летняя пиратка в лондонском аэропорту Хитроу была передана представителям британских спецслужб.

Захват заложников в данном случае удалось предотвратить. А вот «Боинг-747» американской компании «Пан-Америкэн», выполнявший рейс из Брюсселя в Нью-Йорк, был запросто угнан с 152 пассажирами и 17 членами экипажа на борту. Пираты приказали экипажу посадить лайнер в Иорданской пустыне — на заброшенном со Второй мировой войны британском аэродроме «Доусон Филд». Однако взлетно-посадочные полосы «Доусон Филд» были слишком коротки для огромного «Боинга», и пираты согласились на приземление в египетской столице. В Каире заложников отпустили, а самолет взорвали.

Другая бригада НФОП захватила «Боинг-707» американской авиакомпании ТВА после вылета из Франкфурта-на-Майне. Самолет с 141 пассажиром и 10 членами экипажа вместо Нью-Йорка совершил посадку на «Доусон Филд». Боевики ФАТХа приветствовали своих пленников торжествующими криками и пальбой в воздух из «Калашниковых».

Следующей жертвой стал лайнер ДС-8 швейцарской авиакомпании «Свисс Эйр», вылетевший из Цюриха. Он также приземлился вместо Нью-Йорка на «революционное летное поле», как окрестил аэродром «Доусон Филд» доктор Хадад. Заложниками стали еще 143 пассажира и 12 членов экипажа.

А через день, 8 сентября, здесь же совершил посадку ДС-10 британской «Бритиш Эйрвэйз» со 117 пассажирами на борту. В итоге в руки Хадада и Арафата попали три реактивных лайнера и свыше 420 заложников. В качестве «жеста доброй воли» террористы освободили детей, женщин и стариков. А в обмен на жизни оставшихся потребовали от Израиля, Швейцарии и ФРГ выпустить из тюрем боевиков различных организаций, входящих в ООП. Но первым делом Великобритания обязана была освободить Лейлу Халед: именно для этого доктор Хадад приказал угнать британский самолет.

За пособничество пиратам Израиль пригрозил Иордании ударами возмездия. Тут же два «фронтовика» попытались захватить борт «Эль-Аль» в лондонском аэропорту Хитроу. От нового кошмара с заложниками израильское правительство спас офицер службы безопасности. Не раздумывая, он хладнокровно уложил обоих пиратов очередями из пистолет-пулемета.

Никогда еще власть короля Хусейна не была так слаба: террористы фактически создали в Иордании государство в государстве. А уже 11 сентября того же 1970 года «фронтовики» в аэропорту Бомбея захватили еще один самолет «Бритиш Эйрвэйз», который должен был направиться в Бейрут. Властям Великобритании было предложено в течение 72 часов выдать Лейлу, иначе заложники будут перебиты.

Единственной страной, которая призвала Великобританию не уступать, оказался Израиль. Тем не менее Лондон вступил в тайные переговоры с представителями ООП. Вдобавок Ясир Арафат разыграл свой излюбленный трюк:дескать, похищения самолетов произведены без его ведома. Он даже объявил об исключении из ООП членов НФОП за… нарушение дисциплины.

Британская молодежная «тусовка» горячо болела за экстремистов по всему миру и требовала на своих буйных митингах освободить «героиню палестинского сопротивления». Гитарист Эрик Клэптон, работавший с конца августа над новым альбомом, немедленно сочинил песню «Лейла», в которой рассказал о своей безумной любви к пиратке.

Уже 15 сентября освобожденная «героиня» Лейла Халед вылетела из Лондона в Бейрут. Германия и Швейцария также частично выполнили требования террористов. В тот же день 310 узников аэродрома «Доусон Филд» также были освобождены: недельные муки закончились. Опустевшие самолеты Арафат приказал взорвать, чтобы продемонстрировать всему миру свое могущество.

Патриарх терроризма настолько уверовал в свои силы, что 17 сентября отдал приказ об обстреле Аммана. И тут король Хусейн призвал на помощь все свое мужество. Задыхаясь от волнения, он приказал бригадному генералу Дауду уничтожить базы ФАТХа и НФОП. Вот когда выяснилось, что гулять по улицам с «Калашниковым» в обнимку — одно, а противостоять пускай и слабой, но регулярной армии — совсем другое.

Свыше восьми тысяч боевиков были перебиты, десятки тысяч ранены. Палестинцы валом повалили на север — в соседнюю Сирию. Генерал Дауд с таким энтузиазмом делал свою «работу», что большинство арафатовских головорезов хлынули искать спасения за Иорданом. Там они сдавались в плен израильским патрулям и подписывали обязательства «завязать» с терроризмом. За это израильтяне позволяли им вернуться в дома, брошенные в 1948 и 1967 годах.

20 сентября 1970 года ФАТХ находился на краю гибели, но вмешалась Сирия. На другой день ради спасения ФАТХа в Иорданию вторглись две сирийские танковые бригады. Однако королю Хусейну уже нечего было терять, и он с невиданной прежде решимостью поднял в воздух иорданские ВВС. Сирийцы понесли от бомбардировок огромные потери и 23 сентября убрались восвояси. Тем не менее заступничество Сирии, а к тому же еще и Судана, вынудило короля прекратить истребление палестинских банд. Это спасло самого 41-летнего раиса[4] Арафата, который вместе с четырьмя соратниками уже был окружен батальонами Дауда на окраине Аммана. Председатель ООП поспешил унести ноги в Ливан — самое в то время процветающее государство Ближнего Востока. Полученное под давлением Сирии согласие Ливана предоставить убежище палестинским бандам было самоубийственным. Боевики оплакали погибших и развязали террор против ливанских арабов-христиан.

А чтобы отомстить Иордании, Арафат создал в составе ФАТХа ультра радикальное крыло — «Рука Черного сентября». Если ФАТХ занимался еще и политической деятельностью, то задачей «Черного сентября» стал исключительно международный терроризм. Уже в ноябре 1971 года боевики застрелили в Каире иорданского премьер-министра Васфи Теля. Затем в ходе покушения в Лондоне был ранен иорданский посол Зеида Ар-Рифаи. После этого боевики «Черного сентября» повели беспощадную охоту на иорданских зарубежных представителей по всему миру.

Однако теперь, 8 мая 1972-го, выяснилось, что основатель воздушного пиратства, лидер НФОП доктор Хадад, передал «Черному сентябрю» лучшие свои «кадры» для операции против Израиля.

 

ЛЮДИ В БЕЛЫХ РОБАХ

 

В аэропорте под Лодом Моше Даян с тревогой вглядывался в ясное небо из комнаты, расположенной в нижней части башни контроля за полетами. Помимо министра обороны, здесь уже собрались начальник генштаба Давид Элазар, министр транспорта Шимон Перес и командующий ВВС Мордехай Ход, чьи асы обеспечили молниеносную победу в Шестидневной войне. К аэродрому подтягивались армейские части — была задействована программа «Изотоп», разработанная на случай терактов в Лоде.

В квартире Узи Даяна зазвонил телефон. Командир коммандос отшвырнул свежую газету, снял трубку.

Скоро в Лоде приземлится самолет с заложниками, — зазвучал грубый напористый голос

подполковника Эхуда Барака. — Возможно, не евреев отпустят. Но шестьдесят семь евреев придется освобождать. Выезжай…

Щуплый с виду Узи Даян возглавлял единственное в мире подразделение, специально обученное освобождать заложников.

В 19.05 рейс № 571 совершил посадку.

— Связь с сионистами! — потребовал Абу-Санайна. — С Одноглазым хочу говорить!

Выслушать пиратов Моше Даян поручил начальнику армейской разведки АМаН[5] генералу Аарону Яриву.

Связь была установлена в 21.15. Абу-Санайна в микрофон зачитал свои требования. Ради спасения жизни заложников израильтянам предстояло освободить из тюрем 317 террористов ФАТХа.

— Если ты мужчина, то отпустишь сперва женщин и детей, — сказал генерал.

— Не беспокойся, я позабочусь о них лучше, чем Бегин позаботился о детях Дейр-Ясина! — расхохотался в ответ террорист. — Даю тебе два часа. Ты соберешь героев палестинского сопротивления в своих вонючих тюрьмах, посадишь их на самолет и отправишь в Каир. Когда мои египетские друзья сообщат мне, что все в порядке, тогда мы и поговорим о заложниках.

9 апреля 1948 года сильный отряд боевиков засел в арабской деревне Дейр-Ясин (ныне один из кварталов Иерусалима). Выбило и рассеяло террористов подразделение под командованием будущего премьер-министра Менахема Бегина. Во время тяжелого боя погибло несколько мирных жителей, которых боевики использовали в качестве живого щита. Число невинно погибших арафатовская пропаганда увеличила ровно в десять раз, а вдобавок приписала евреям те самые зверства, которые сами арабы творили в то время над пленными.

— Но за два часа я успею собрать только тех пятнадцать человек, которые сидят в тель-авивской тюрьме Абу-Кабир! — вскричал начальник разведки.

— Если будешь тянуть время, я включу часовой механизм, — пригрозил пират. — Моя душа попадет после этого в рай, а души твоих соплеменников отправятся прямиком в джаханнам, где взамен сгорающей кожи грешники всякий раз обрастают новой кожей, а пьют при этом кипяток и гнойную воду!

Препирательства длились долго. В иллюминаторы Абу-Санайна видел на летном поле техников в белых робах авиакомпании «Эль-Аль». В переговоры вступил Шимон Перес:

— Пока мы собираем по тюрьмам твоих друзей, подумай о себе. Выпусти членов экипажа для проверки шасси. Ты ведь на самолете «Сабенны» собираешься улететь в Каир, не так ли?

Этот довод в конце концов возымел действие. Капитан Реджинальд Луи и бортинженер получили разрешение покинуть самолет. Под брюхом «Боинга», где их не могли увидеть террористы, люди в белых робах приблизились к бельгийцам. Летчиков подробно расспросили о вооружении террористов, об их взаимном расположении, об особенностях люков данного самолета, о том, как размещены пассажиры.

В 22.30 Абу-Санайна сказал, что задействовал часовой механизм, и бомбы взорвутся через час. Но и на этом переговоры не завершились. К Пересу подключился Моше Даян. Всеми силами они тянули время. Весь мир с затаенным дыханием наблюдал за происходящим: «маленькой Спарте», как называли в те годы Израиль, предстояло продемонстрировать, как именно следует противостоять террору.

Пираты проголодались и разрешили стюардессам раздавать еду и напитки. Вокруг самолета кипела работа — «сжигались мосты». К двум часам ночи механикам удалось опорожнить на «боинге» баки с горючим. Затем сняли крепление переднего колеса и выпустили воздух из шин других колес. Это было сделано на случай, если пираты вдруг прикажут экипажу взлет.

Чтобы Абу-Санайна «не скучал», к нему то и дело обращался по радио генерал Ярив: он рассказывал, как идет сбор террористов по тюрьмам, зачитывал фамилии «прибывших» в аэропорт членов ФАТХа. Наступило утро. Спецподразделение Узи Даяна отрабатывало захват самолета на другом точно таком же «Боинге-707». Особенно важно было научиться быстро вскрывать выходы.

К 16 часам 9 мая терпение пиратов лопнуло. Абу-Санайна твердо пообещал взорвать самолет вместе со всеми находящимися на борту людьми — ровно через час! По приказу Эхуда Барака «техники» в белых робах сосредоточились у выходов лайнера.

В 16.24 взломали аварийный выход. Увидев вваливающихся в салон людей, аль-Атраш успел вскинуть пистолет, но был немедленно убит. У основного выхода коммандос на несколько мгновений задержались. Первым ворвался сам Узи Даян и сразу выстрелил в человека, который пытался уползти. Красивые бандитки растерялись, и их скрутили прежде, чем они успели применить свои гранаты.

Вся операция длилась 1 минуту 30 секунд. Коммандос израсходовали 50 патронов, террористы — ни одного. К самолету подали трапы, и «техники» в белом поспешно вывели людей. На борт поднялись саперы, чтобы обезвредить бомбы.

Пограничники в брюссельском аэропорту Завентем действовали из рук вон плохо: все террористы проникли на борт с поддельными израильскими паспортами. Халасса оказалась уроженкой мусульманской деревни Рами в Галилее, а Танус — христианкой из Вифлеема. Аль-Атраш и Абу-Санайна были выходцами из сектора Газа.

Но что же случилось с Абу-Санайной? Узи Даяна (будущего заместителя начальника генштаба и однофамильца знаменитого Моше) постигло большое разочарование. Молодой командир коммандос застрелил вовсе не главаря бандитов, а 55-летнего туриста из Германии. Манфред Кар-довски уполз от начавшейся пальбы из салона, напоролся на пулю и вскоре скончался.

Пули спецназа задели еще двоих пассажиров, но их жизни остались вне опасности. Рикошетом был ранен и «техник» по имени Беньямин Нетаньяху — тогда этому офицеру спецназа было 24 года. Спустя еще 24 года Нетаньяху станет премьер-министром Израиля. Участнику штурма по имени Дани Ятом суждено было со временем занять кабинет главы Моссада.

Едва начался штурм, как Абу-Санайна прыгнул в бортовой сортир и заперся на щеколду. Там-то и изрешетили этого ловкого малого. «Замочили»… Впрочем, и при других освобождениях бывали случаи, когда террористы укрывались в туалетах, где их затем безжалостно «мочили». О двух таких операциях читателю еще предстоит узнать.

Осенью 1999 года крылатой стала фраза премьер-министра В. В. Путина «В сортире попадется террорист — будем „мочить“ в сортире». Однако мало кто задумался,что профессиональный чекист Владимир Путин знаком с историей международного терроризма не понаслышке.

Воистину воздух перестал быть стихией смелых с тех пор, как в самолете установили сортир.

Чем же объяснить беспримерную наглость трусоватого Абу-Санайны? В то время никто в мире, даже израильтяне, не располагал опытом освобождения заложников силой: воздушное пиратство было еще в диковинку.

«Откроют ли во время штурма террористы стрельбу по заложникам или вступят в перестрелку с коммандос? — спрашивали себя „силовые“ министры разных стран. — А если бандиты успеют задействовать бомбы? Можно потерять не только заложников, но солдат или полицейских. После такой „операции“ останется лишь с позором подать в отставку…»

Но Израиль сложившееся положение дел не устраивало, ведь воздушный терроризм был направлен прежде всего против его граждан. Для начала израильтяне решили, что освобождением заложников должны заниматься не просто солдаты или полицейские, а специально обученные профессионалы. Непосредственно после рождения воздушного пиратства в 1968 году при израильском генштабе в обстановке строжайшей секретности было создано первое в мире спецподразделение для освобождения заложников и физического истребления организаторов терроризма. Его так и сегодня называют: «саèрет маткàль» — «спецподразделение генштаба».

Идя по непроторенному пути, израильтяне разработали свою систему рукопашного боя — крав-мага («контактный бой»). Суть крав-мага заключается в нанесении «отключающих» и смертельных ударов по наиболее уязвимым точкам человеческого тела: глазам, переносице, основанию черепа, позвоночнику, паху. Всячески приветствуется использование подручных средств: песка, камней, арматурной проволоки, цепей, ремней, аэрозолей, кольев, шанцевого инструмента, предметов меблировки, бутылочных «розочек» и так далее.

В еврейском единоборстве нет бессмысленных «танцев»-ката, как в карате. Нет эффектных прыжков и устрашающих воплей. Каждый контакт преследует одну из двух целей: лишить сознания противника либо убить его. Впоследствии израильские инструкторы помогли создать контр террористические подразделения во многих странах. Как ни парадоксально это звучит, крав-мага преподавали даже сотрудникам советского КГБ. Но наиболее убойные удары израильтяне по сию пору держат в секрете.

Тем не менее при каждом теракте даже очень крутой спецназ должен иметь время на отработку действий против конкретного противника на конкретном объекте. Это время можно выиграть только сильным затягиванием переговоров. Не выполнят ли террористы угрозу взорвать самолет? Когда Абу-Санайна пообещал замкнуть детонаторы в 23.30, в штабе по ведению переговоров знали, что это блеф.

Внешняя разведка Моссад и контрразведка ШаБаК с первого дня своего основания собирали досье на террористов и исследовали их психологию. Абу-Санайна не был смертником. Наоборот, он уже считался в арабских странах героем и стремился к наивысшей славе. Вызволение из тюрем 317 боевиков сделало бы Абу-Санайну легендой исламского мира. Вовсе не за смертью прилетел он в Израиль: первые успешные угоны сделали террориста самонадеянным.

И тут перед израильтянами возник третий принципиальный вопрос. Как предотвратить взрыв самолета во время штурма? Казалось, Абу-Санайна приведет в действие взрыватели, едва поймет, что проиграл. Но израильтяне выстроили психологический расчет на том, что во время штурма террористами овладеет инстинкт самосохранения: им попросту станет не до пассажиров.

Кроме того, проволочки под благовидными предлогами изнурили террористов и притупили их бдительность. Одно дело — боевик, который только что объявил пассажирам, что отныне они в его власти. Такой выстрелит рефлекторно, не задумываясь. Другое дело — человек, который вот уже много часов де-факто является господином жизни и смерти. Заложники испуганно вжимаются при его появлении в кресла, он разговаривает по радио с прославленными генералами и министрами, его командам подчиняются опытные летчики….

Власть над людьми засасывает, и, когда в лайнер врывается спецназ, террорист в первое мгновение отказывается верить, что все кончилось. Такой выстрелит с опозданием и, вероятно, неточно. Но «с опозданием» в ситуации стремительного штурма означает «никогда». Израильские министры рискнули освободить борт «Сабенны» силой и доказали, что террористы весьма уязвимы. Операция стала образцом, и спецслужбы всего мира принялись создавать собственные контр террористические подразделения.

И в наши дни для освобождения заложников — не только в самолетах, но и в зданиях, — применяются принципы, согласно которым были обезврежены боевики на борту «Сабенны». Успех или неуспех подобного рода операций определяется выучкой бойцов спецподразделения и наличием достаточного времени для изучения объекта штурма. Под неуспешной понимают операцию со значительными человеческими жертвами — свыше 20–25 процентов от общего числа заложников.

Что же касается самих террористов, то у них в любом случае практически нет шансов выжить.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: