Дидактический материал по теме: История первобытного общества

Дидактический материал по теме: История как наука. Проблема достоверности исторических знаний.

Прочтите отрывок из текста. Ответьте на вопросы, выполните задания.

Исторический факт – это реальное событие прошлого. Все прошлое человечества соткано из исторических фактов. Конкретно-исторические факты мы получаем из исторических источников, но для получения исторической картины требуется выстроить факты в логическую цепочку и объяснить их.

История человечества реконструируется по целому комплексу исторических источников, поскольку ни один источник в отдельности не в состоянии предоставить нам полной и достоверной картины исторической эпохи. Важнейшая группа источников – археологические – позволяют исследовать материальные основы человеческой жизнедеятельности. Предметы, изготовленные человеком, несут в себе информацию о нем самом, о его занятии в обществе, в котором он жил. По материальным останкам человека можно получить сведения о его духовном мире. Сложность работы с этим видом источников заключается в том, что до нас дошли далеко не все предметы, связанные с человеком и его деятельностью. Предметы из органических материалов (дерево, кость), как правило, не сохраняются. Археологические раскопки способствуют приобретению знаний о самом начале человеческого существования, потому что орудия труда, изготовленные человеком, явились одним из признаков, отделившим его от животного мира.

Для установления точной даты ученые используют такие методы, как радиоуглеродный (по содержанию в органических останках изотопа углерода), дендрохронологический (по годичным кольцам деревьев), а рхеомагнитный (датируются изделия из обожженной глины и другие). Все эти методы еще далеки от желаемой точности и позволяют датировать события лишь приблизительно.

Этнографические источники позволяют при помощи сравнительно-исторического метода реконструировать культуру, быт, общественные отношения прошлого. Этнография исследует жизнь реликтовых (отсталых) племен и народностей, а также пережитки прошлого в современных обществах. Для этого используются такие научные методы, как непосредственные наблюдения специалистов, анализ записей древних и средневековых авторов. Здесь есть одна трудность – так или иначе все племена и народы подверглись влиянию цивилизованных обществ. Мы также не вправе говорить о полном тождестве самых отсталых обществ – племен аборигенов Австралии первобытных носителей сходных культур. К этнографическим источникам также относят фольклорные памятники, по которым исследуют устное народное творчество.

Антропология изучает костные останки первобытных людей, восстанавливая физический их облик. По костным останкам мы можем судить об объеме мозга первобытного человека, его походке, строении тела, болезнях и травмах. Антропологи могут реконструировать весь скелет и облик человека  по маленькому фрагменту кости и, таким образом, восстановить процесс антропогенеза – происхождение человека.

 

Вопросы и задания:

1. Дайте определения таким понятиям как исторический факт, исторический источник,  археология, антропология, этнография, антропогенез.

2. Согласны ли вы с определением исторического факта? Ответ дайте в развернутой форме.

3. Какие виды исторических источников упоминаются в тексте? Дайте им краткую характеристику.

4. Чем археологические исторические источники отличаются от антропологических исторических источников? В чем их сходство?

5. В чем особенность этнографических исторических источников? Почему с данным видом исторических источников сложно работать?

6. Можно ли по одному историческому источнику воссоздать картину прошлого? Ответ обоснуйте.

7. Какие методы применяют ученые в исторических исследованиях? В чем суть этих методов?

8. О каких исторических дисциплинах говорится в тексте? Что они изучают, чем занимаются?

9. В чем заключается проблема достоверности исторических знаний?

10. Какую главную мысль содержит текст? Как вы бы озаглавили его? Ответ аргументируйте.

  

 

 

Дидактический материал по теме: История первобытного общества.

Прочтите отрывок из текста. Ответьте на вопросы, выполните задания после него.

Археологическая периодизация в качестве основного критерия использует последовательную смену орудий труда. Основные этапы: палеолит (древнекаменный век). Начался более 2 млн. лет назад, завершился в восьмом тыс. до н.э.; мезолит (среднекаменный век) – 8 – 5 тыс. до н.э.; неолит (новый каменный век) – 5 – 3 тыс. до н.э., энеолит (меднокаменный век) – переходный этап между каменным и металлическими периодами: бронзовый век3 – 2 тыс. до н.э., железный век начинается в 1 тыс. до н.э.

В палеолите человек создает живопись, гравюру, скульптуру, танцы. Появляются зачатки искусства. В пещерах обнаружены рисунки животных (мамонтов, оленей, лошадей). Пещеры с рисунками известны в Испании, Франции, России, Монголии. Найдены графические рисунки животных, вырубленные или вырезанные на кости или камне. В палеолите появляются статуэтк и женщин с ярко выраженными половыми признаками – «палеолитические Венеры». Большую роль в жизни первобытных людей играли песни и танцы.

 В конце палеолита наступила эпоха оледенения. В ходе оледенения главной добычей становятся дикие лошади и северные олени. Для охоты на этих животных использовались загонные способы охоты. С отступлением ледника условия жизни поменялись. Охотники за оленями ушли вслед за ними, вслед отступающему леднику, оставшиеся были вынуждены приспособиться к охоте на мелких животных.

Наступила эпоха мезолита. В этот период появляется новая микролитическая техника. Микролиты – кремневые изделия небольших размеров, которые вставлялись в деревянные или костяные орудия и составляли режущую кромку. Огромным достижением стало изобретение лук и стрел. Был изобретен бумеранг. В эпоху мезолита человек приручил собаку. Усовершенствуются способы рыбной ловли, появляются сети, лодка с веслами, рыболовный крючок. Отступление ледника и потепление климата приводят к повышению собирательства. Человеку эпохи мезолита приходилось объединяться в мелкие группы, которые долго не задерживались на одном месте.

Производящее хозяйство (земледелие, скотоводство) возникло в эпоху неолита. Последняя стадия каменного века характеризуется появлением новой техники каменной индустрии – шлифования, пиления и сверление камня. В этот период широко распространяется топор. Одним из важнейших изобретений неолита стала керамика. Изготовление и обжиг глиняной посуды позволили человеку облегчить процедуры приготовления и хранения пищи. Человек научился производить материал, не встречающийся в природе – обожженную глину. Огромное значение имело также изобретение прядения и ткачества. В энеолите был изобретен гончарный круг, что способствовало развитию гончарного мастерства.

Революционные изменения произошли вследствие появления металлов. Сначала люди освоили металлы, которые можно найти в виде самородков – медь и золото. Затем они научились самостоятельно выплавлять металлы. Появился и стал широко использоваться первый известный сплав из меди и олова – бронза, превосходящий по твердости медь. Но орудия труда из меди и бронзы не могли заменить каменные. Только тогда, когда человек научился выплавлять железо, эпоха каменных орудий ушла в прошлое. Месторождение железа находится повсеместно, но его трудно обрабатывать. Поэтому человечество научилось выплавлять железо через относительно долгий промежуток времени – во 2 тыс. до н.э. Новый металл по своим качествам превосходил все известные материалы. Внедрение металлических орудий вызвало ускорение развития земледелия, скотоводства и повышение производительности труда. После изобретения плуга с металлическими рабочими частями появилось пашенное земледелие.

Вопросы и задания

1. На какие этапы можно разделить историю первобытного общества с точки зрения археологической периодизации?

2. Какой критерий положен в основу археологической периодизации? Насколько он обоснован? Ответ дайте в развернутой форме.

3. Что такое палеолит? Когда он начался и закончился? Какие события произошли в эпоху палеолита?

4. Когда начался и когда закончился мезолит? Какие изобретения появились в историческую эпоху? Какое значение они имели для человечества?

5. Какое хозяйство пришло на смену присваивающему хозяйству? Когда это событие произошло? Какое значение оно имело?

6. Чем бронзовый век отличается от железного века? Почему железный век не мог так долго наступить?

7. Каково значение изобретения железа?

8. Что человечеству дала история первобытного общества? Какие изобретения были сделаны в эту историческую эпоху?

9. Составьте по ранжированию список «Лучшие изобретения первобытной эпохи». Какое изобретение вы поместите на первое место, какое – на второе и какое – на последнее? Свой выбор аргументируйте.

10. Какую главную мысль содержит текст? Как вы бы озаглавили его? Свой ответ аргументируйте.

11. Напишите дома сочинение-эссе на тему: «Что дала современности первобытная эпоха?».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: