Характеристика основных форм оздоровительной физической культуры

Физическая культура и Физическое воспитание

Физическая культура - это вид культуры, содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человек.

Физическая культура представляет собой один из основных видов собственно человеческой культуры, специфика которого заключается главным образом в том, что этот вид культуры профилирован в направлении, приводящем к оптимизации физического состояния и развития индивида в единстве с его психическим развитием на основе рационализации и эффективного использования его собственной двигательной активности в сочетании с другими культурными ценностями.

Физическая культура - это часть культуры общества, которая представляет собой интеграцию различных видов человеческой деятельности и их результатов, направленных на совершенствование человека и которая существует в двух основных формах: объективной (в виде реальных предметов, в продуктах духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе) и субъективной (в виде деятельностных способностей человека, возможностей индивида овладеть этим предметным богатством).

Главной специфической особенностью профессиональной физической культуры является прикладность, основанная на естественно-биологических предпосылках "переноса тренированности" и заключающаяся в формировании тех потребностей и способностей, освоении того общественного опыта и социальных ценностей, которые обладают наибольшей практической значимостью для личности, подготовки к труду.

Физическая культура реализуется в таких формах (компонентах), как физическое воспитание (связанное с освоением физических и духовных сил человека), спорт (их совершенствованием), физическая рекреация (поддержанием), двигательная реабилитация (восстановлением). Внутренним наполнением каждой из них является сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, а также определенной системы потребностей, способностей, деятельности отношений и институтов. Это определяет специфику каждого компонента физической культуры, где преобладающим моментом будет служить одухотворенность физического.

Деятельная часть физической культуры представлена процессом физического воспитания.

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продолжение жизни человека.

Таким образом, современные представления о физическом воспитании отражают не только его прикладной характер, но и вопросы социализации личности, ее интеллектуальное, психологическое, духовное и творческое развитие и долголетие. Именно такое понимание физического воспитания дает возможность ставить в этом процессе ведущей и целеполагающей установкой формирование физической культуры личности.

Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, предстает физкультурно-спортивная (физкультурная) деятельность, направленная на физическое совершенствование человека.

Эмоционально-целостное отношение к физкультурной деятельности не формируется спонтанно и не наследуется, оно приобретается личностью в процессе самой деятельности и эффективно развивается с освоением знаний и творческого опыта, с проявлением инициативы и активности в истинном педагогическом процессе.

Выносливость, сила, быстрота, высокий уровень функциональной подготовленности организма, его работоспособности могут быть приобретены только путем использования эффекта целенаправленного организационного процесса адаптации организма к физическим нагрузкам определенного содержания, объема и достаточной (разумной) интенсивности.

Физическое воспитание в семье

Физическое воспитание – это составляющий компонент нравственного, интеллектуального, умственного и эстетического воспитания и гармонического разв Воспитывать спортивные наклонности у ребенка необходимо с самых первых дней жизни, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности и возможности.

Формы физического воспитания в семье:

• Пешие прогулки  и походы

• Лыжные прогулки

• Катание на коньках

• Езда на велосипеда

• Плавание

• Бег

• Подвижные Игры

• Закаливание

• Утренняя гимнастика

Семье принадлежит решающая роль в укреплении здоровья и закаливания организма, воспитании навыков личной гигиены в быту, формирование правильной осанки, укреплении и дальнейшем совершенствовании тех двигательных умений и навыков, с которыми дети знакомятся на уроках физкультуры. Именно в семье воспитываются привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями и правильному использованию воды, солнца и воздуха. Средства физического воспитания должны применяться систематически и правильно, соответственно возрасту, только в этом случае они закрепятся и перейдут со временем в хорошую привычку самостоятельных занятий физкультуры

 

Характеристика основных форм оздоровительной физической культуры

Использование различных форм позволяет решать в обществе разные задачи:

• общеобразовательные, познавательные – туризм;

• реабилитационные – лечебная гимнастика;

• рекреационные, развлекательные – игры;

• профессиональные – производственная гимнастика, профессионально-прикладная физическая подготовка.

• - утренняя гимнастика;

• - дозированная ходьба;

• - производственная гимнастика;

• - лечебное плавание;

• - гидрокинезотерапия;

• - механотерапия;

• - трудотерапия, обучение бытовым навыкам и ходьбе;

• - игры, спортивные игры;

• - терренкур.

Такие формы ОФК, как прогулки, экскурсии, ближний туризм позволяют сочетать активное восприятие природы и окружающей среды с дозированной физической нагрузкой (преимущественно ходьбой). Эффективность их лечебно-профилактического действия значительно повышается в сочетании с курортно-ландшафтными факторами.

Под воздействием внешней среды и естественных процессов жизни и деятельности организм человека постоянно адаптируется. Один из путей (способов) направлений адаптации – использование возможностей оздоровительной физической культуры. Регулярная физическая активность значительно улучшает физическое здоровье, особенно состояние опорно-двигательной и сердечнососудистой систем, повышают иммунитет, положительно влияют на общий тонус человека. Оздоровительная физическая культура призвана сформировать у людей устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: