Примерные темы направления «Я и другие»

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

1.    «Соответствие теме»;

2.    «Аргументация. Привлечение литературного материала»;

3.    «Композиция и логика рассуждения»;

4.    «Качество письменной речи»;

Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Направления итогового сочинения 2020-2021 года

1. Забвению не подлежит

2. Я и другие

3. Время перемен

4. Разговор с собой

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Аспекты направления "Забвению не подлежит"

​​​

1. История, знаменательные даты. Историческое сознание. Память (историческая, культурная). Источники формирования исторической памяти (воспоминания современников, журналистика, литература, школа, семья). Преемственность поколений. Забвение и ответственность.

2. Война: горькие уроки прошлого, вечная слава героев, память народа.

3. Люди, изменившие мир. Знаменитые предки. Великие учители человечества. Величайшие открытия и подвиги.

4. Наука, культура, искусство (музыка, литература, архитектура и др.). Памятники культуры как основа цивилизации, развития общества.

5. Манкуртизм. Его опасность. Забвение как преступление против человечества.

Манкуртизм забвение, утрата исторических, культурных и т.п. связей, ценностей, национальных и нравственных ориентиров.
Словарная работа:

Забвение - забывание, исчезновение из памяти, утрата памяти о чем-то, о ком -то. Забвением также называется психическое состояние забытья, беспамятства, болезненного «выпадения» из памяти. Наконец, забвение – это пренебрежение кем-то и чем-то, забывание, например, основателей и подвижников. И тогда начинается упадок и запустение их памятников, памятных мест, заброшенными и безвестными становятся их могилы, сами имена людей, которые нельзя забывать, перестают помогать жить. В назидание при расставании древние народы говорили: «Пусть у тебя будет долгая память».
Это понятие, противоположное не памяти (забвение подразумевает память), а воспоминанию.

Синонимы: беспамятность, игнорирование, пренебрежение, позор, бесславие.
Антонимы: воспоминание, память, бессмертие, вечность.

В контексте данного направления также следует рассмотреть слово «память» в значении:
1) воспоминание о ком-, чём-л. Оставить неизгладимую память, светлая п. погибших героев.Чтить, сохранять п. чью-л., кого-л.Увековечить п. чью-л., кого-л.Отмечать п. чью-л., кого-л.Быть верным памяти кого-л., чьей-л. Изменять памяти чьей-л., кого-л. // О том, что (кто) является напоминанием о ком-л., о каком-л. событии, происшествии и т.п. Оставить п. о ком-, чём-л.Вечер памяти известного поэта.
Выражения:

Предать забвению (книжн.) - считать что-нибудь забытым, решить не вспоминать чего-нибудь.
Река забвения — в античной мифологии река подземного царства, из которой души умерших пили забвение своего земного существования.
Забвение своего долга, забвение своих обязанностей, забвение приличий. Кануть в Лету [в вечность, в безвестность, в реку забвения].








Примерные темы направления «Забвению не подлежит»

1. Как вы понимаете высказывание Ф. Абрамова: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»?

2. Никто не забыт, ничто не забыто.

3. Забвение стирает, память преображает.

4. Почему важно помнить прошлое?

5. Какова роль исторических памятников в жизни общества?

6. Забвение есть измена.

7. Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом?

8. Согласны ли вы с тем, что культура – это память человечества?

9. Какую роль играют музеи в сохранении исторического наследия?

10. Согласны ли вы со словами А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»?

11. Что, по вашему мнению, не подлежит забвению?

12. Что дают человеку уроки прошлого?

13. Кого можно назвать великим учителем человечества?

14. Согласны ли вы с утверждением: «Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик»?

15. Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?

16. Как судьба человека связана с историей народа?

17. Для чего нужно хранить обычаи и традиции?

18. Какие подвиги никогда не забудутся?

19. О каких людях говорят: «они изменили мир»?

20. Как связано забвение с утратой ценностей?

21. Какие люди остаются в истории?

Аспекты направления: «Я и другие»

1. Сходства и различиями между мной и «другими».

2. Формы человеческих взаимоотношений. Взаимопонимание (дружба, любовь), конкуренция, конфликт. Поиск взаимопонимания, согласия. Причины конфликтов, пути их разрешения. Диалог людей, культур.

3. Отношение человека к «другому»: зависть, милосердие, ненависть, любовь и др.

4. Личность (человек) и общество. Противостояние толпе (бунтарство), приспособление (компромисс, конформизм). Проблема самоопределения человека в социальной среде. Толерантность. Эгоизм.

5. Маленький человек, лишний человек в обществе.

Я - употребляется для обозначения себя самого в окружающей среде как личности.
Другой — это любой, кто не является мной, отличается от меня, не тождественен мне и даже противостоит мне, кого я не могу до конца понять, но в то же время этот "другой" относится, как и я, к человеческому роду, что сближает нас.


Примерные темы направления «Я и другие»

1. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?

2. Что такое толерантность?

3. Может ли человек жить вне общества?

4. Как понять другого человека?

5. Что сближает людей?

6. Почему важно жить в мире с окружающими?

7. Чем опасны конфликты?

8. Почему важно руководствоваться моралью, живя в обществе?

9. В чем причины одиночества?

10. Согласны ли вы с выражением: «чтобы никому не завидовать, надо быть личностью»?

11. Какова роль дружбы в жизни человека?

12. Согласны ли вы с высказыванием: «Горе нужно пережить в одиночестве, но радость — чтобы познать в полной мере — нужно разделить с другим человеком»?

13. Личность и общество: возможна ли гармония?

14. Почему наши представления о другом человеке не всегда соответствуют реальности?

15. Как вы понимаете значение слов: «Человек становится человеком только среди людей»

16. Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?

17. Можно ли быть независимым от общественного мнения?

18. Когда человек становится личностью?

19. Как общество влияет на формирование личности?

20. Какова роль любви в жизни человека?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: