Композиция натюрморта

Цельность и красота натюрморта зависят от его композиции, т. е. от того, как поставлены и сгруппированы предметы, как они сочетаются между собой, какие между ними расстояния, как одна вещь выглядит на фоне другой и т.п [22, 10].

Выбирая постановку, не ограничивайтесь первым же выбранным размещением. Подумайте, следует ли положить или поставить предмет, или прислонить к другому предмету. Выбирайте положение, наиболее естественное для данного предмета. Вещам не должно быть тесно на плоскости. Обратите внимание на просветы между предметами. От этого будет зависеть впечатление компактности ил разбросанности, упорядоченности или хаотичности.

Существуют некоторые общие правила по организации (постановки) натюрморта.

Организуется по принципу подчинения какой либо геометрической форме, например в треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал [ прил. № 2]..Композицию можно развернуть по горизонтали, вертикали и диагонали. Натюрморт лучше смотрится при расположении его по возрастающей слева направо – как мы привыкли читать [прил. № 5]. Ощущение устойчивости, равновесия, покоя возникает от композиций, которые построены на основе разных фигур с использованием симметрии. Ассиметричное и диагональное размещение предметов передают движение, беспокойство, неуравновешенностей частей композиции.

Подобных схем может быть много, но в творческой работе важно помнить, что выбирать схему необходимо в зависимости от того, какого художественного-образного решения хочет достигнуть художник. Не следует думать, что предметы натюрморта надо обязательно располагать по схеме. Оригинальное композиционное решение может возникнуть в результате того, что, например, грибы случайно высыпались из корзины обеденный стол остался неприбранным и т.п. Все богатство предметов окружающего мира может стать основой для создания натюрморта.

Натюрморт обычно состоит из одного большого предмета – композиционного центра, двух-трех меньшего размера и драпировок. Все они должны быть простыми по форме, но разнообразными по цвету и тону [6,42]. Натюрморты из двух, трех предметов ставится относительно легко. Затем по мере овладения основами изобразительной грамоты, можно довести их число до четырех, пяти и больше предметов, постепенно усложняя смысловую и художественную нагрузку постановки.На заднем плане ставятся крупные предметы, имеющие простую лаконичную форму, не разбитую мелкими деталями. Иначе учащиеся могут не справиться в работе с плановостью, слишком прописывая мелкие рисунки, и элементы формы.

На переднем плане устанавливаются более мелкие и низкие предметы. Впереди лежащие мелкие предметы подводят зрителя к центру композиции. Располагая композиционный центр на втором плане, м ы зрительно раздвигаем пространство в глубину. Композиционный центр может состоять из одного или нескольких предметов [Прил.№ 9, №10]. В любом случае, он обязательно должен нести смысловую и сюжетную нагрузку. В большинстве случаев композиционный центр не совпадает с геометрическим. Его лучше сместить вправо или влево к краям натюрморта (не очень сильно, чтобы не нарушить композиционное равновесие). Остальные предметы не должны быть рассыпаны, разделены на равнозначные части [прил.№ 9].

В уравновешенности натюрморта имеют значения не только массы предметов, но их тон и цвет. Маленький объект насыщенного темного цвета может уравновесить большой, но более светлый по тону. Правильное видение тональных различий позволяет верно передать цветом общее состояние природы пространства и материальности вещей.

Создавая учебную постановку, большое внимание следует уделить подбору драпировок. Они должны гармонично сочетаться со всеми составляющими натюрморта. Нежелательно в натюрморте использовать ткани и вещи интенсивно- ярких цветов, которые соответствуют готовому цвету краски.

Учебную постановку сначала составьте из контрастных по цвету вещей. Основная цель задания – приведение к гармоничному единству всех элементов изображения. Ошибки в передаче тона здесь оказываются не столь заметными [прил.№ 10].

Следующую натурную постановку можно подобрать из вещей, близких по цвету. Например, предметы и драпировки зеленоватых и охристых тонов или голубовато синих. Каждый будет отличаться от другого тонкими градациями цвета, светлотой и насыщенностью. Живописное воспроизведение данной постановки требует особенного внимательного сравнения всех объектов. С другой стороны, здесь легче выдержать общий колорит изображения, а это ведь наиболее важная часть любого произведения в цвете, которая определяется в основном характером самого натюрморта[ 6,10].

Заключение.

В данной методической разработке проблемы по организации (постановке) натюрморта освещены только в общем виде. Поэтому преподаватели должны самостоятельно развивать в себекомпозиционное чутье. Анализировать шедевры русского и мирового искусства, почаще задумываться, почему то или иное произведение так волнует и отыскивать источник его воздействия на человека, чтобы получить собственный (как можно больший) опыт. Самостоятельный опыт художника – эта та животворная сила, которая наполняет содержанием общие представления о предмете. Анализируя работы. Изложенные в методической разработке рекомендации могут принести пользу только в сочетании с личной практикой, которая позволяет постичь общие закономерности составления гармоничного натюрморта.

Начинающему преподавателю необходимо на классических примерах искусства, анализируя логику мышления художника, стараться постичь общие закономерности композиции.

Думается, что преподаватель, ознакомившись с данными рекомендациями, творчески подойдет к изложенному материалу, поймет красоту и пользу натурной работы.

Изучая предметный мир натюрморта, художник восхищается красотой изделий, созданный руками человека: отражая внешние формы, необходимо «проникать» в особую жизнь предметов и передать ее живописном варианте. Натюрморт будет объектом изображения, пока жив человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: