Подбор и расстановка предметов

Каждый урок живописи натюрморта начинается с композиции, с подбора и расстановки предметов. Процесс создания натюрморта начинается задолго до его практического исполнения. И основная работа происходит в период обдумывания содержания будущей постановки. Ставя вещи на конкретной плоскости, компонуя их - передвигая одни, убирая или добавляя другие- нужно в первую очередь стремиться четко представлять учебную задачу. У каждого натюрморта она своя, в зависимости от изучения конкретного учебного материала и овладения определенными живописными умениями и навыками.

Начинайте с несложных постановок. На начальном этапе выбирайте простые по форме, разнообразные по цвету, материалу, соразмерные друг другу предметы. Учащимся художественного отделения приходится решать целый комплекс изобразительных задач. Они еще не умеют уловить тональные переходы, у них не развито цельное видение, поэтому особенно.важно, чтобы натюрморт был хорошо и понятно организован.

Предметы составляющие ту или иную постановку, должны иметь смысловую связь и, если можно сказать, родство, определяющее их применение в жизни. А потому относитесь к выбору предметов сознательно, по возможности избегайте случайных, чужеродных, по своему назначению [23,59]. Нелепой будет выглядеть постановка, где собраны вещи чужие по своему функциональному значению (например: фарфоровая ваза, глиняный горшок и молоток; овощи, книга и гипсовая статуэтка) [прил. № 6]. Надо избегать слишком большой разницы в размерах предмета. Коробка спичек рядом с большим сосудом будет мала и неинтересна.[17,18]. Тему для натюрморта иногда может подсказать какой либо заинтересовавший вас предмет. Он несет основную нагрузку, остальные подбираются уже к нему. Очень интересны в этом отношении натюрморты Ю.Пименова и В. Стожарова. Когда одна простая вещь задает смысл всему остальному.[прил. №3,№4].

Делая подбор, руководствуйтесь общим сюжетным замыслом. Для одних натюрмортов будут уместны предметы кухонного обихода, овощи, рыба. В натюрморте с посудой могут быть фарфор, стекло, фрукты. Особого сочетания вещей потребует школьный или охотничий натюрморт [23,59]. В освоении искусства составления натюрморта могут помочь естественные композиции, которые с неистощимым разнообразием представляет окружающая обстановка. На обеденном или письменном столе, на кухне, среди детских игрушек можно найти готовые натюрморты. Такие натюрморты могут и не быть вполне готовыми и четко отвечать учебной задачи. Их немного можно подправить – убрать мешающие или очень сложные по форме предметы, добавить недостающие.

Удачно пишутся предметы с гладкой поверхностью хорошо принимающие рефлексы окружающей среды. Трудны в изображении вещи из пластмассы и матовые неглазурованные, а также с многочисленными рисунками по форме предмета – они сложно вписываются в среду натюрморта из-за слабо видимых рефлексов. Живопись такой поверхности требует опыта и цельного видения формы, что еще сложно для начинающего художника. Светлое прозрачное стекло лучше не помещать в композицию учебного натюрморта (в крайнем случае, сосуд можно наполнить подкрашенной водой). Очень хороши в натюрморте свежие овощи и фрукты, ветки и листья, хотя их можно использовать лишь при быстром письме в 2-3 сеанса, поскольку они не могут стоять долго. Тыквы и кабачки, гранаты, кукуруза, подсолнухи хорошо сохраняются и могут служить натурой всю зиму [прил. №10]. Можно пользоваться для постановок муляжами овощей фруктов, грибов [23,10]. Также можно использовать выбор предметов, их размещение с натюрмортов известных художников, используя опыт мастеров. Натюрморт надо составлять так, чтобы он был интересен, представляя себе нечто цельное законченное. Единственный способ развит в себекомпозиционное чутье – это анализировать шедевры русского и мирового искусства, почаще задумываться, почему то или иное произведение так волнует и отыскивать источник его воздействия на человека [23,34].

Совершенно необязательно искать для натюрморта какие-то необычные предметы. Наоборот чем проще, строже по своей форме предмет, чем дольше он бывал в употреблении, тем большую ценность может представлять он для натюрморта. В этом, очевидно, и кроется для живописца очарование слегка выцветших тканей, побывавших в употреблении вещей [23,56].

Подбор драпировки. Нежелательно использовать в постановках ткани и вещи интенсивно –красных, желтых и других ярких тонов, которые соответствуют готовому цвету краски. Если они неопределенной окраски, например, сероватой, сине-зеленой, красно-коричневой, то заставляют художника вести сложные поиски цвета. Лишь отдельные, небольшие по величине (овощи, фрукты) могут быть активными по цвету, и по ним проще вести сравнение цветовых характеристик. Драпировки на поверхности стола и те, которые служат фоном, должны отличаться друг от друга в тоне. Это поможет более четко выявить живописные отношения [6,42].

Источник света. Освещение также важный момент в живописи, идеальным является дневное, но у нег есть минусы оно не постоянно. Для учебы используется электрическое освещение. Для каждой постановки надо искать наиболее выразительное освещение, чем четче разграничение светотени на поверхности предметов, тем лучше читается форма. Хорошие эффекты дает верхнее и боковое освещение.

- переднее освещение делает тени едва заметными;

- боковое освещение резко усиливает выпуклость объемных масс;

- натюрморт поставленный против света (контражур); такое освещение придает предметам  силуэтные очертания.

Размер горизонтальной плоскости тоже очень важен. Если ученики сидят далеко от натюрморта, горизонтальная плоскость сократится, предметы будут казаться стоящими на одной линии, это затруднит передачу пространства и объема. Когда ученики наберутся опыта, можно рисовать натюрморт с высоким и низким горизонтом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: