Пояснительная записка

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств № 2 г. Каменска-Уральского»

«Как ставить натюрморт».

Методические рекомендации по организации (постановке) натюрморта по предмету живопись для преподавателей детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств.

 

Составитель: Дьячкова Наталья Олеговна

преподаватель первой  категории

Составитель:Юнусова Елена Юрьевна

преподаватель высшей категории

 

 

2015г.

г. Каменск-Уральск

Оглавление.

Пояснительная записка.                                                       стр. – 1.

Содержание.                                                                          

Натюрморт как учебный жанр. Виды натюрморта.             стр. - 4

Предметы постановки. Подбор и расстановка предметов. стр. – 5.

   Композиция натюрморта.                                                       стр. – 7.

Заключение.                                                                            стр. – 9.

Перечень учебно - методического обеспечения                   стр. – 9.

Список литературы.                                                              стр. – 10.

Приложения.                                                                           стр. - 11.

Сведение об авторах.                                                                 стр. – 21.

 

Пояснительная записка.

В предлагаемых методических разработках представлены рекомендации по организации (постановки) натюрморта на уроках живописи для преподавателей детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств. Методические рекомендации основаны на опыте профессиональных художников педагогов, а также личной профессиональной деятельности, и могут быть использованы в других художественных дисциплинах (рисунок, композиция).

Натюрморт – важная составляющая часть предмета живопись. Работа над натюрмортом охватывает почти весь период обучения в художественной школе. Живопись натюрморта создает эффективный комплекс для познания юными художниками цвето-тональных натурных отношений в пространстве на основе изображения самых простых, обыденных и имеющихся в каждом доме предметов.

Таким образом каждый преподаватель в той или иной форме сталкивается с проблемой как ставить натюрморт.. Книг в которых освещается история натюрморта и методика работы над ним, достаточно много, но почти все они посвящены последовательности изображения и компоновке (композиции) натюрморта. Между тем, как постановка и подбор самих предметов не выделено в самостоятельный раздел и говорится об этом очень мало.

Методические рекомендации охватывают основные проблемы с которыми сталкиваются преподаватели при составлении натюрморта. Приводятся примеры удачных творческих решений из опыта крупнейших художников изобразительного искусства. Использование на практике рекомендаций из данной методической разработки создает предпосылку к повышению качества образования обучающихся изобразительному искусству.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок, создание различных конструкций из природных материалов и т. д.Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Произведения живописи, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Живопись воссоздаетвсе богатство и многообразие мира. Средствами живописи передается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом.

Обучая детей изобразительному искусству, педагог должен стремиться к тому, чтобы в результате учебного процесса успешно и закономерно развивались художественно-творческие способности детей. Специальные знания, изобразительные умения и навыки, которые приобретают учащиеся за годы обучения, являются не самоцелью, а необходимым средством; цель же становление ученика как художника, как творческой личности. А тому, кто хочет основательно овладеть грамотой изобразительного искусства, мечтает стать профессиональным художником, следует совсей серьезностью отнестись ко всем видам рисования и живописи, каждое новое задание – дано ли оно педагогом или выбрано самостоятельно – выполнять предельно добросовестно, с полной отдачей сил.

Натюрморт – классический й учебный жанр, по сути, незаменимый тренажер начинающих художников в освоении изобразительной грамоты, своеобразная творческая, лаборатория путей и методов художественного отражения окружающего мира. Учебный натюрморт специально составляется из таких предметов, которые рисуют или пишут для развития профессионального мастерства, активизация познавательных способностей, овладения основами изобразительной грамоты. Он позволяет поэтапно постигать законы светотени, цвета, конструктивной формы, перспективы композиции, постепенно помогая достичь уровня, когда эти науки престают бать препятствием, становясь средством выражения мыслей и эмоций художника. При внимательном отношении к натюрморту он дает возможность пройти основательную профессиональную школу [22,8].

Кроме того, натюрморт для обучающихся рисованию - очень удобная во всех отношениях натура: он неподвижен, на длительное время сохраняет свой внешний блик, с составляющими его предметами легко манипулировать и можно придать им любое положение или получить необходимое сочетание цветов, форм, фактур, величин.

Одно из условий удачного результата работы учащегося -привлекательность натуры, поскольку эмоциональная сторона имеет огромное значение в обучении. Положительный настрой вызывает творческое к процессу рисования. Скучное же задание быстро утомляет, провоцирует желание поскорее и кое-как завершить работу. Поэтому нельзя ставить натюрморт наспех. Его компоновка должна быть интересна: работа над хорошим натюрмортом дает возможность испытать эмоциональный подъем, без особых усилий воли увлечься изобразительным процессом, не терять оптимизма даже при не всегда удачных шагах в творчестве.

Начинающему живописцу приходится решать целый комплекс изобразительных задач, он еще не в состоянии уловить тональные нюансы, у него не развито и цельное видение, поэтому особенно важно, чтобы натюрморт был хорошо и понятно организован. С этой проблемой и сталкивается педагог при постановке натюрморта. Вот те педагогические принципы, которые должен учитывать преподаватель при постановке учебного натюрморта:

 

-Наглядность;

-Доступность;

-Последовательность;

-Систематичность;

Наглядность - одна из специфических особенностей изобразительного искусства как учебного предмета, в отличии от рисования по памяти ли по воображению, учебный натюрморт дает возможность детям сразу увидеть изображаемый объект, изучить его внимательно и всесторонне. А от преподавателя требуется, чтобы натюрморт был внешне привлекательным. Эмоциональная сторона играет важную роль в учебе, вызывает важную роль в учебе, вызывает творческое отношение к рисованию. Интересный и красивый натюрморт не только способствует воспитанию эстетического вкуса детей, надолго остается в их памяти, но и рисуется с удовольствуем. Целиком захватывает их внимание. Скучный и неинтересный натюрморт быстро утомляет, у учащихся появляется желание поскорее и как попало завершить работу над натюрмортом.

Под доступностью подразумевается мера сложности задания. Натюрморт должен быть построен с учетом физических и умственных способностей каждой возрастной группы детей, соответствовать возможностям учащихся. Со слишком сложным заданием они просто не справятся, а слишком простое не принесет никакой пользы.

В основу постановки натюрморта должен быть положен принцип последовательности обучения. Исходя из этого принципа, каждое последующее учебное задание должно быть подготовлено предыдущим, и, в свою очередь, является основой для решения очередного задания. Чтобы учащиеся могли легко справится с рисунком натюрморта, составленного из предметов сложной формы и различной тональности, их нужно к этому подготовить. Базой для решения подобных типов натюрмортов должны быть простые натурные постановки, которые позволяли бы учащимся накопить необходимый запас знаний и навыков изобразительной грамоты для решения более сложных задач.

Руководствуясь принципом от простого к сложному, целесообразно ставить натюрморт в следующей последовательности [ прил. №4].

• Постановка из гипсовых геометрических тел;

• Натюрморты из предметов быта, близких по форме к геометрическим телам;

• Натюрморты из предметов быта, различных по форме, тону и фактуре;

• Натюрморты в интерьере;

Еще один педагогический принцип, который учитывается при постановке учебного натюрморта – это систематичность. Имеется в виду, что этот процесс подчинен некой единой системе и выполняется по одним правилам, принципам и композиционным законам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: