Рассмотрим основные шаги, составляющие беседу по исследованию проблемы.
1. Определение контекста проблемы. Необходимо понять, что именно является для клиента проблемой, сузить ее с размытого описания до конкретных поведенческих проявлений.
Вопросы, предлагаемые в современной консультативной психологии для прояснения контекста проблемы:
· Что в этом хуже всего для вас?
· Как именно проявляется проблема?
· Какие способы поведения имеют отношение к проблеме?
· Где проблема возникает наиболее часто?
· Где она не возникает?
· Рядом с кем проблема проявляется ярче всего?
· С кем она не возникает или почти не возникает?
· Когда проблема появляется и когда исчезает?
· Как именно он ведет себя с NN?
· Какой из описанных вами поступков вызывает у вас наибольшее раздражение?
· Что вы имеете в виду под …?
· Как понять ваше высказывание о том, что …?
· В чем конкретно проявляется его …?
· А как вы сами охарактеризовали бы его поведение? А что вы думаете по этому поводу? (Если есть попытка спрятаться за мнение других людей.)
2. Изучение видения проблемы клиентом. После того как получены сведения о ситуациях и лицах, которые в большей степени связаны с проявлением проблемы, необходимо заняться изучением видения проблемы клиентом.
Полезные вопросы:
· Кто впервые назвал это проблемой?
· Для кого данная проблема значит больше?
· Кто ведет себя так, будто отвечает за возникновение и решение проблемы?
· Проблема ли это для NN?
· Как видит проблему каждый из членов системы (участников ситуации)?
· Для кого это не является проблемой?
3. Изучение околопроблемного взаимодействия. Здесь подразумевается изучение отношения к проявлениям проблемы тех людей, которые вовлечены в нее.
Вопросы:
· Кто больше всех реагирует на проблемное поведение?
· Кто меньше всех?
· Кому проблема мешает, а кому нет?
· Кто как реагирует на проблему?
· Какова реакция на реакцию?
Поскольку психологическая проблема может быть кому-то выгодна и нужна, необходимо также исследовать ее значение для отношений:
· Что изменилось в отношениях с появлением проблемы?
· Что изменится в отношениях, если проблемы не будет?
Кроме того, полезно узнать, как сам клиент объясняет проблему: почему она появилась и почему не исчезает, может ли она вообще исчезнуть, способен ли он повлиять на это.
Вопросы:
· Как вы объясняете возникновение проблемы, в связи с чем она возникла?
· Как эту проблему объясняют ваши близкие?
· Почему проблема существует до сих пор?
· Эта проблема кому-то нужна?
· С чем связано возникновение проблемы именно тогда, а не позже и не раньше?
· Как вы думаете, если бы тогда не было таких событий, возникла бы проблема?
· Скажите, какие методы воздействия вы уже использовали?
· Что вы уже пробовали делать для решения данной проблемы?
· Как вы до сих пор выходили из положения?
· Что еще вы пробовали делать?
4. Конкретизация запроса. Не следует забывать о том, что запрос необходимо конкретизировать, т. е. прояснить, чем именно психолог может помочь клиенту.
Вопросы:
· Что я как психолог, по вашему мнению, могу сделать?
· Как, по-вашему, я могу это сделать?
· Какой помощи вы ждете от меня?
· Как вы себе это представляете?
· Как вы думаете, если я сделаю то, чего вы ждете, это действительно снимет проблему и NN впредь всегда будет… или вы планируете каждый раз приводить его ко мне для воздействия? Что вы будете делать, если в данный момент меня или другого психолога не окажется рядом?
5. Изучение субъективных критериев решения проблемы. Это очень важный аспект консультативной беседы. Его значимость заключается в том, что критерии разрешения психологической проблемы, избавления от нее, как ни странно, неочевидны. Скажем, если клиента беспокоит одиночество, он может считать критерием избавления от него прекращение этого переживания (без изменения объективных условий, т. е. хотеть перестать чувствовать себя одиноким, невзирая на фактическое одиночество), а может ожидать помощи в налаживании близких отношений — и тогда работа психолога будет нацелена совсем на другие результаты, чем в первом случае. Другой пример: огромное количество родителей обращается к психологу с жалобой на детское непослушание. При внешне сходной картине жалоб все они ожидают разных результатов, например безропотного послушания ребенка, выполнения им родительской инструкции без раздумий и без собственных чувств, кроме, возможно, благодарности за мудрость и опеку; понимания причин непослушания; выявления «виноватого» в непослушании: я, ребенок, муж, гены, бабушка, сад; развития навыков эффективного взаимодействия; сохранения теплых отношений в семье, которые стали разрушаться; самопонимания; поиска утешения и поддержки; выбора стратегии поведения при конфликте интересов родителя и ребенка. Этот аспект работы консультанта имеет прямое отношение к запросу (т. е. к формулировке того, чего клиент ожидает от психолога) и к выбору направлений и методов работы с клиентом.
Вопросы:
· По каким признакам вы сможете понять, что наступило улучшение?
· Что конкретно изменится в поведении, настроении и что позволит вам сказать, что работа прошла успешно?
· Что будет иначе?
В одном из направлений современной психотерапии — краткосрочной терапии — вопрос о критериях улучшений и о содержании этих улучшений отнесен к числу так называемых чудесных вопросов, т. е. направленных на быстрое продвижение клиента в исследовании его проблем. Это действенный способ работы с психологической проблемой. Приведем примеры:
1. Представьте себе, что вы пришли после консультации домой, поужинали и легли спать. И вот ночью произошло чудо: ваша проблема вдруг исчезла. Утром вы встали, а проблемы нет. Как вы будете себя чувствовать? По каким признакам вы определите, что произошло чудо? Каким будет ваше настроение? Что вы будете делать? Как будете вести себя по-новому? Что сделаете иначе? Что вы сделаете потом?
Эта группа вопросов часто выявляет скрытые препятствия на пути к цели, например сопротивление близких или отсутствие картины преодоления проблемы; самообман, выражающийся в том, что ключевой проблемой является вовсе не та, которая декларируется.
2. Кто первый заметит, что с вами произошли изменения? Что именно он заметит? Какова будет его реакция? Как это скажется на ваших отношениях? Как прореагируют другие? Кто больше всех удивится? Кого ваши изменения застанут врасплох? Что они скажут, сделают, подумают? Какими будут ваши отношения через месяц, через год?
Согласно положениям краткосрочной терапии, ожидаемая реакция близкого человека или семьи часто настолько отрицательная, что клиент отказывается от цели. Нередко бывает, что оптимизация одного человека будет означать некоторое нежелательное состояние другого, т. е. один принесен в жертву другому.
3. Представьте, что прошел год и проблема осталась позади. Как вы думаете, что больше всего помогло решить ее?
Этот вопрос направлен на активизацию представлений клиента о его ресурсах, то есть о возможностях по оптимизации жизни, достижению целей, преодолению трудностей, в том числе и о тех ресурсах, которые он по каким-то причинам игнорирует.
4. Что вы сделали для того, чтобы не повторять ошибок своих родителей?
Этот вопрос направлен на прояснение информации о семейных ролях и сценариях, «спасении» семьи проблемой, повторяемости негативного опыта из поколения в поколение. Как правило, напрямую он не связан с первой заявленной проблемой, но является очень быстрым проводником к более серьезным и более замаскированным психологическим проблемам.
Все перечисленные вопросы направлены на исследование проблемы и психологом, и клиентом. Это только начало работы с проблемой, но весьма содержательное, обеспечивающее каждому участнику возможность в ходе консультативного диалога понять, почему возникла и зачем продолжает существовать та или иная психологическая проблема.






