Предупреждение преступлений

Несовершеннолетних

 

Система мер и средств, направленных на предупреждение преступлений несовершеннолетних, базируется на мероприятиях общесоциального характера, призванных обеспечить повышение материального благосостояния, культурного уровня и сознательности трудящихся. Как часть общей системы предупреждения преступности она обладает весьма существенными особенностями. Наличие этих особенностей определяется спецификой правового и фактического положения несовершеннолетних как социально-возрастной группы общества, находящейся в стадии интенсивного развития и формирования, спецификой рассмотренных выше причин преступности, а также личностных качеств несовершеннолетних правонарушителей.

Предупреждение преступлений несовершеннолетних осущест­вляется на различных уровнях и направлениях, в отношении раз­личных контингентов детей и подростков. Оно характеризуется многоступенчатостью, значительным диапазоном применяемых мер, в том числе и общевоспитательных педагогических, которые используются в сочетании с мерами по оздоровлению условий жизни и воспитания несовершеннолетних, если эти условия имеют отрицательное влияние. Предупреждение преступлений несовер-

268

 

шеннолетних имеет свою социальную информационно-аналитиче­скую базу; осуществляется планомерно с помощью скоординиро­ванных действий правоохранительных органов, специализирован­ных органов и служб, а также органов, занимающихся обучением и воспитанием несовершеннолетних, представителей обществен­ности57.

Сложность данной системы предупреждения преступности, ее многоуровневый и разнонаправленный характер вызывают необхо­димость рассматривать профилактические меры по разным основа­ниям: масштабу применения, содержанию самих мер, их правовой характеристики, моменту начала профилактической деятельности и т.д. Наиболее перспективной, применительно к предупреждению преступлений несовершеннолетних, и практически значимой пред­ставляется классификация по моменту начала профилактической деятельности и связанным с этим задачам. Такая классификация позволяет выделять совокупность частных задач, решаемых во взаимодействии с общими задачами, определять последователь­ность их реализации, характеризовать всю систему предупрежде­ния через взаимосвязанные и взаимоподчиненные звенья. Она де­лает возможным более правильно определять иерархию органов и применяемых ими профилактических средств.

С этой точки зрения в системе предупреждения преступлений несовершеннолетних можно выделить:

1. Раннюю профилактику, направленную на устранение обстоя­тельств, отрицательно влияющих на формирование личности несо­вершеннолетних, и предотвращение их перехода на преступный путь.

2. Устранение обстоятельств, уже повлекших совершение кон­кретных преступлений несрвершеннолетними.

3. Предупреждение рецидива.

На всех этих уровнях предупреждение преступлений осущест­вляется применительно к основным сферам воспитания несовер­шеннолетних с помощью специфических, характерных для органов, участвующих в этой деятельности, средств и методов. Речь идет главным образом о целенаправленной работе по устранению недо­статков в области семейного, школьного, трудового воспитания не­совершеннолетних, организации их досуга, а также по повышению эффективности деятельности органов, ведущих борьбу с престу­плениями и правонарушениями подростков.

В деятельности по предупреждению преступлений несовершен­нолетних центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Ее значение определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профилактической деятельности, так как направлена на предотвра­щение или устранение относительно слабых антиобщественных из­менений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость

269

 

применения более строгих мер, в том числе и уголовно-правового характера. «В профилактической деятельности с конкретным чело­веком, — как правильно отмечает Г.А. Аванесов, — важно не упу­стить именно время. Как раз на ранней стадии, когда личность не приобрела еще устойчивых взглядов и привычек, может быть лег­че достигнут успех»58. Если же меры ранней профилактики окажутся недостаточными, то они могут быть восполнены мерами другого уровня59, так как для этого остается определенный резерв времени.

Раннюю профилактику, на наш взгляд, можно определить как совокупность мер, осуществляемых государственными органами и общественными организациями, с тем чтобы:

а) оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолет­них в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному раз­витию;

б) пресечь и устранить действия источников антиобщественно­го влияния;

в) воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении таким образом, чтобы не дать закрепиться ан­тиобщественным взглядам и привычкам.

Основными направлениями ранней профилактики являются:

1. Выявление и устранение неблагоприятных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков. Предмет профилактики здесь — окружающая подростка семейно-бытовая, трудовая (учебная) и досуговая среда, а содержание составляют меры, на­правленные:

на компенсацию недостатков воспитания подростков в семье, оказание государственной и общественной помощи нуждающимся в ней (установление опеки и попечительства, направление в дет­ский дом, школу-интернат, устройство на работу или учебу и т.д.);

на осуществление контроля за соблюдением запретительных и ограничительных мер, призванных обеспечить интересы правиль­ного развития подростков (ограничение пребывания их в вечернее время в общественных местах, запрет продажи табачных изделий и спиртных напитков несовершеннолетним и т.д.);

на то, чтобы предотвратить формирование контингентов с осла­бленными позитивными социальными связями;

на устранение недостатков и нарушений в деятельности орга­нов, занимающихся обучением, воспитанием, охраной прав и инте­ресов несовершеннолетних;

на организацию правовой и педагогической пропаганды среди лиц, воспитывающих детей и подростков.

2. Выявление и устранение (нейтрализация) источников отри­цательных влияний на подростков, могущих сформировать антиоб­щественную позицию личности и способствовать совершению пре­ступлений. Это направление предполагает:

270

 

применение мер по оздоровлению неблагополучных условий семейного воспитания подростка с помощью различных мер воздей­ствия к его родителям;

изъятие подростков из отрицательно воздействующей на него семейной обстановки;

применение предусмотренных законом мер к лицам, вовлекаю­щим подростков в пьянство, проституцию и иную антиобществен­ную деятельность.

3. Оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на подростков с социально отклоняющимся поведением. Причем могут быть выделены меры:

воздействия на подростков, антиобщественные взгляды кото­рых еще не укрепились и проявляются в совершении отдельных малозначительных поступков. Цель их применения — не дать за­крепиться антиобщественным взглядам и привычкам;

воздействия, применяемые к подросткам с достаточно выра­женной антиобщественной позицией личности, совершающим пра­вонарушения, не носящие преступного характера. Их цель — не дать возможности реализоваться в преступление антиобществен­ной позиции личности.

Здесь наряду с оказанием в случае необходимости помощи подростку, попавшему в неблагоприятные условия семейного во­спитания, вплоть до изъятия из отрицательной среды и направле­ния в детский дом, школу-интернат и т.д., возможно применение конкретных мер по организации контроля за его поведением и ин­дивидуальной воспитательно-профилактической работы (постанов­ка на учет в инспекции по делам несовершеннолетних, назначение шефа, общественного воспитателя и т.д.). Сюда же относится и применение различных мер воздействия (общественных, админи­стративных, гражданско-правовых, принудительных мер воспита­тельного характера) к подросткам, допускающим правонарушения.

Меры ранней профилактики могут применяться как на индиви­дуальном (в отношении конкретных подростков, их родителей и т.д.), так и на общем уровне (в масштабе определенной терри­тории, в отношении определенных контингентов несовершеннолет­них и их родителей и т.д.).

При решении вопроса о необходимости применения мер ранней профилактики используют прогностический метод, основанный на изучении особенностей личности правонарушителей и обстоя­тельств, обусловивших совершение преступлений. Анализ стати­стических данных, многочисленные криминологические исследова­ния позволили выделить ряд признаков, имеющих общий характер и свидетельствующих о серьезных отклонениях в формировании личности, на основании которых можно предположить возмож­ность перехода подростка на преступный путь. Однако основанием для применения тех или иных мер в отношении конкретных под­ростков могут быть не предположения о возможном совершении ими в будущем преступления, а реальные антиобщественные по-

271

 

ступки и правонарушения. Причем характер мер определяется фактически содеянным проступком несовершеннолетнего, а не про­гнозом его возможного поведения.

В отличие от ранней профилактики второй уровень предупреж­дения заключается в устранении обстоятельств, уже повлекших со­вершение преступлений несовершеннолетними, с тем чтобы исклю­чить возможность совершения новых преступлений как этими под­ростками, так и другими несовершеннолетними, находящимися под воздействием тех же отрицательных влияний.

Сюда относятся:

а) своевременное пресечение преступной деятельности и недо­пущение возможности ее продолжения; возбуждение уголовного дела; выбор правильной меры пресечения;

б) обеспечение воспитательно-профилактического воздействия при судебном разбирательстве дел о преступлениях несовершен­нолетних;

в) применение наказания, обеспечивающего исправление и перевоспитание несовершеннолетних преступников;

г) принятие мер к лицам, вовлекающим несовершеннолетних в преступную деятельность, злостно не выполняющим обязанностей по воспитанию детей;

е) устранение причин и условий, способствовавших соверше­нию преступлений путем внесения представлений, частных опреде­лений, правовой пропаганды и иных как процессуальных, так и непроцессуальных средств.

Третий уровень предупреждения направлен на борьбу с реци­дивной преступностью несовершеннолетних. Он включает меры:

а) по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних пре­ступников;

б) по оказанию помощи в устройстве несовершенно­летних, освобожденных из мест лишения свободы;

в) по пресече­нию источников отрицательного влияния в семье и бытовом окру­жении подростков, отбывших наказание.

На данном уровне важ­ное место принадлежит организации и проведению правовой про­паганды.

В организационном отношении отличительной чертой дей­ствующей в нашей стране системы предупреждения преступлений несовершеннолетних является специализация органов, ее осущест­вляющих. Говоря о специализации, мы имеем в виду функциони­рование органов, служб, отдельных должностных лиц, на которые возложена организация борьбы с безнадзорностью, правонаруше­ниями и преступлениями несовершеннолетних. Они наделены оп­ределенными правомочиями, в своей деятельности используют спе­цифические формы и методы, учитывающие особенности психоло­гии, правового и фактического положения этой социально-право­вой группы, обладают достаточно широким комплексом мер воз­действия не только на самих несовершеннолетних, но и лиц, обя­занных заниматься их воспитанием.

Специализация осуществляется применительно ко всем уров-

272

 

ням предупреждения преступлений несовершеннолетних, однако степень ее может быть различной.

Среди субъектов, осуществляющих предупреждение преступле­ний несовершеннолетних, можно выделить:

а) органы, для которых борьба с преступлениями и правонару­шениями несовершеннолетних является основной функцией их дея­тельности (комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних; специальные учебно-воспитательные учреждения, приемники-рас­пределители; воспитательно-трудовые колонии);

б) правоохранительные органы (прокуратура, министерства внутренних дел, суды), решающие профилактические задачи в хо­де осуществления более широкой в целом деятельности по борьбе с преступностью. Для них характерно выделение специализирован­ных служб, отдельных должностных лиц, занимающихся пробле­мами борьбы с преступлениями несовершеннолетних;

в) органы, которые выполняют профилактические функции на­ряду с основной своей деятельностью по обучению, воспитанию и охране прав несовершеннолетних (школы, профтехучилища, пред­приятия, органы опеки и попечительства; общественные организа­ции, самодеятельные объединения трудящихся).

В зависимости от стоящих перед ними задач и объема полно­мочий названные субъекты в разной степени и применительно к различным уровням участвуют в предупреждении преступлений несовершеннолетних. Органы прокуратуры, милиции, суды уча­ствуют практически на всех уровнях борьбы с преступностью сре­ди детей и подростков. Комиссии по делам несовершеннолетних, являясь основным звеном, осуществляющим раннюю профилакти­ку, одновременно участвуют и в предупреждении рецидивной пре­ступности, оказывая, например, необходимую помощь в устройстве и контролируя поведение несовершеннолетних, отбывающих нака­зание. Рассмотрение этими комиссиями в соответствии с действую­щими Положениями дел о преступлениях несовершеннолетних, не представляющих большой общественной опасности, наряду с реше­нием ряда задач ранней профилактики одновременно направлено на устранение обстоятельств, уже повлекших совершение престу­плений подростками.

Деятельность инспекций по делам несовершеннолетних также носит многоуровневый характер: наряду с ранней профилактикой они контроли-руют поведение подростков, осужденных к мерам на­казания, не связанным с лишением свободы; условно-досрочно ос­вобожденных и вернувшихся из воспитательно-трудовых колоний после отбытия наказания и т.д.

Среди субъектов, осуществляющих предупреждение преступле­ний несовершеннолетних, особое место принадлежит органам, вы­полняющим профилактические функции наряду с основной дея­тельностью по обучению, воспитанию и охране прав несовершенно­летних. Круг этих органов широк: школы, профессионально-технические училища, предприятия, органы опеки и попечительства,

273

 

культурно-просветительные учреждения. Они занимаются главным образом ранней профилактикой, организацией контроля за поведе­нием несовершеннолетних правонарушителей (особенно это отно­сится к органам общественности).

Чрезвычайно важно рассматривать названные субъекты как звенья единой системы предупреждения преступлений несовершен­нолетних.

Система мер и средств, направленных на предупреждение пре­ступлений несовершеннолетних, имеет и самостоятельную право­вую основу — действующее в нашей стране законодательство о не­совершеннолетних и молодежи, которое включает в себя комплекс структурно связанных и взаимоподкрепляющих друг друга правовых актов, регулирующих вопросы создания оптимальных условий для воспитания и позитивной деятельности подрастающего поколе­ния: охраны его здоровья, прав и интересов; предупреждения от­рицательных влияний; непосредственной борьбы с безнадзорно­стью, правонарушениями и преступлениями.

Данное законодательство базируется на нормах и принципах Конституции СССР и Конституций союзных республик, Основ законодательства по различным отраслям права и сферам деятель­ности. Оно включает в себя значительное число законодательных и подзаконных нормативных актов, составляющих сложную систе­му, отвечающую требованиям изменяющихся социальных условий и возрастным особенностям контингента, находящегося в стадии формирования, перехода к социальной зрелости, самостоятельно­сти, включения в активную общественную деятельность.

В этой системе особое место принадлежит постановлениям ЦК КПСС и Совета Министров СССР, посвященным вопросам воспитания подрастающего поколения и предупреждения правонару­шений, в которых криминологические задачи ставятся и решаются во взаимосвязи с задачами общесоциальными.

Регулируя деятельность государственных органов, предприя­тий, учреждений, организаций, отдельных граждан по воспитанию подрастающего поколения, а также непосредственное поведение са­мих молодых членов общества, эти нормативные документы спо­собствуют целесообразному решению больших и малых социаль­ных проблем, созданию оптимальных условий для функционирова­ния в интересах народа всей многообразной системы формирова­ния личности молодых членов общества для их активного включе­ния в строительство коммунизма60.

Среди большой группы законов и иных нормативных актов, значимых для предупреждения преступлений в зависимости от круга вопросов, которые они регламентируют, можно выделить за­конодательные и иные нормативные акты, направленные на: обе­спечение необходимых условий для воспитания подрастающего по­коления в целом; непосредственную борьбу с антиобщественными проявлениями и преступлениями среди несовершеннолетних.

Первая группа законодательных и иных нормативных актов де-

274

 

тально регламентирует вопросы семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, организации их свободного времени. Все они носят общесоциальный характер и именно на этом уровне решают те вопросы, которые имеют существенное значение для предупреждения преступлений среди несовершеннолет­них. В своей основе названные нормативные акты учитывают со­стояние, динамику и причины преступлений и иных антиобще­ственных проявлений среди подростков и поэтому позволяют вся­кий раз позитивно решать те проблемы, устранять те серьезные недостатки, упущения, нарушения в области семейного, школьно­го, трудового воспитания, которые создают условия для непра­вильного формирования личности несовершеннолетних и угрозу совершения ими правонарушений. Рассматриваемая группа норма­тивных актов по существу определяет все наиболее важные на­правления ранней профилактики преступлений данного континген­та. Одно из них — устранение недостатков семейного воспитания детей и подростков.

Заботиться о воспитании детей, растить их достойными члена­ми социалистического общества, готовить к общественно полезно­му труду является конституционной обязанностью родителей (ст. 66 Конституции СССР). В Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье указывается, что «за­бота о семье, в которой гармонически сочетаются общественные и личные интересы, является одной из важнейших задач Советского государства»61.

Коммунистическая партия и Советское правительство осущест­вляют меры по оказанию материальной и иной помощи со стороны государства семьям, которые в силу объективных причин не могут уделять должного внимания воспитанию своих детей, постоянно заботятся о повышении материального уровня жизни женщин-ма­терей и подрастающего поколения, об улучшении их жилищно-бытовых условий, особенно молодых семей, о дальнейшем развитии сети детских дошкольных учреждений, с тем чтобы каждая семья могла пользоваться их услугами, об увеличении свободного времени женщин-матерей, создании им лучших условий для воспитания детей.

Для ранней профилактики преступлений и правонарушений широкие возможности открывают Закон о всеобуче, борьба со вто­рогодничеством и отсевом из школ, работа по проведению в жизнь школьной реформы.

Принятые в 1973 году Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании предусмотрели осу­ществление всеобщего среднего образования как одну из гарантий предоставленного Конституцией СССР права граждан на образо­вание. Проведение этого закона в жизнь усилило профилактиче­скую сторону деятельности школ и других органов систем народ­ного образования, так как способствовало успешной борьбе со вто­рогодничеством и преждевременным уходом наиболее неблагопо-

275

 

лучной части подростков из-под позитивного влияния педагогиче­ских коллективов школ, пионерских и комсомольских организаций.

Особое внимание законодательство о несовершеннолетних уде­ляет проблемам трудового воспитания, трудоустройства и охраны трудовых прав подростков. Нормативные акты по этим вопросам направлены на безболезненное и полное включение молодых рабочих в трудовые коллективы, в которых молодежь получает и со­вершенствует профессиональное мастерство, усваивает опыт стар­ших поколений, приобретает навыки и умения, привычку трудиться на совесть.

Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, соответствующие кодексы союзных республик, другие пра­вовые акты, регламентирующие трудовые права молодых, содержащие ряд льгот, направленных на создание молодым рабочим оптимальных условий для повышения ими своего общеобразовательного, культурного и профессионального уровня имеют серьезное значение для включения молодежи в трудовые коллективы, стиму­лируют производственную и общественную активность. Весьма значимым в криминологическом плане является установление осо­бого контроля за их увольнением.

Нарушение этих и ряда других законов, охраняющих трудовые права несовершеннолетних, может привести к отрыву их от коллектива, уходу с работы, из-под контроля общественности, попада­нию под влияние отрицательного окружения со всеми вытекающими из этого последствиями. Выявление и устранение нарушений установленных законом трудовых прав и льгот молодых рабочих имеет несомненно большое значение для ранней профилактики правонарушений в их среде.

Ряд правовых и нормативных актов, посвященных организации свободного времени и воспитательной работы по месту жительства, также направлен на создание условий для надлежащего формирования подрастающего поколения, расширение их позитивных потребностей и интересов. В частности, еще постановлением СНК РСФСР от 7 октября 1938 г. «Об отчислении на культурно-массовую работу в домах местных Советов»62 предусматривалось еже­месячное отчисление в размере 1-2% доходов от квартирной и арендной платы на культурно-воспитательную работу с детьми поместу жительства. Впоследствии были введены специальные долж­ности педагогов-организаторов по проведению работы с детьми и подростками в микрорайонах, созданы дополнительные условия для летнего отдыха детей63.

Контроль за правильным использованием этих и иных преду­смотренных законом средств, материальных возможностей для ор­ганизации свободного времени детей и подростков, вовлечением в организованные формы досуга «трудных» и склонных к правона­рушениям подростков также составляет одно из направлений ран­ней профилактики преступлений несовершеннолетних. Сюда же могут быть отнесены и те запретительные и ограничительные ме-

276

 

ры, содержащиеся в нормативных актах, которые призваны обе­спечить интересы правильного развития подростков и охрану их здоровья. В частности, имеется в виду запрещение продажи алкогольных напитков несовершеннолетним и лицам моложе 21 года. Профилактическое значение этой меры очевидно: более половины преступлений несовершеннолетние совершают в состоянии алко­гольного опьянения. Такую же профилактическую направленность имеют и обязательные решения местных Советов народных депутатов, запрещающие пребывание несовершеннолетних после 22 час. на улицах и в общественных местах без сопровождения взрослых. В последние годы усилилось внимание к правовой регламента­ции непосредственной деятельности по предупреждению престу­плений несовершеннолетних.

Характерными особенностями этих правовых актов является также регламентация на законодательном уровне деятельности специализированных органов по делам несовершеннолетних, напра­вленная на дальнейшее усиление гарантий прав и законных инте­ресов подростков; дальнейшая дифференциация мер, применяемых к несовершеннолетним и их родителям; стремление к «достройке» единой системы профилактики и т.д.

Особое значение для укрепления законности и повышения эф­фективности воспитательно-профилактической деятельности, в ча­стности, имеет Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 г. «Об основных обязанностях и правах инспек­ций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупрежде­нию безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»64. Законодательная регламентация прав и обязанностей этих органов по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовер­шеннолетних несомненно способствует укреплению социалистиче­ской законности.

Важное профилактическое значение имеют и установленный за­конодательством процессуальный порядок рассмотрения дел о пре­ступлениях несовершеннолетних, а также нормативные акты об уголовной и иной ответственности несовершеннолетних, примене­нии к ним различных видов наказания. Характерным в данном случае является акцент в них на необходимость тщательного изу­чения личности несовершеннолетнего правонарушителя, условий его жизни и воспитания, причин совершения преступления, приня­тия мер к их устранению. Все это дает возможность избрать в от­ношении несовершеннолетнего ту меру наказания, которая поможет его исправлению, направлена на то, чтобы не допустить совер­шения им повторных правонарушений.

Вопросами предупреждения безнадзорности, правонарушений, преступлений детей и подростков занимается широкий круг госу­дарственных органов и общественных организаций, которые прово­дят свою работу на разных уровнях, в разных направлениях с по­мощью различных, соответствующих их компетенций средств. В

277

 

этой связи необходимо как четкое разграничение функций каждой государственной или общественной организации, так и координация их деятельности, с тем чтобы не допустить параллелизма и дублирования, смешения функций и подмену одних органов другими, направить их деятельность на решение наиболее важных в данный момент задач. Все это возможно лишь при четкой координации деятельности всех субъектов, осуществляющих предупреж­дение преступлений несовершеннолетних. Особенно важной представляется организация координации в области ранней профилактики. Это вызвано тем, что ее осуществляет широкий круг орга­нов, большинство из которых не находится в подчиненности друг друга, а лишь связано функционально как субъекты раннепрофилактической деятельности. Кроме того, практически все органы ранней профилактики, даже специализированные, такие, как ин­спекции и комиссии по делам несовершеннолетних, занимаются комплексом вопросов, далеко выходящих за пределы ранней про­филактики. Это в свою очередь требует строгого определения гра­ниц координации, четкой работы единого координирующего центра. Таким центром в области ранней профилактики являются комиссии по делам несовершеннолетних, организующая роль которых в этой области закреплена нормативно65. Задачи, стоящие пе­ред комиссиями, широта их полномочий, межведомственный характер, представительность состава, положение в системе Советов на­родных депутатов — все это дает им возможность осуществлять координирующие функции в области ранней профилактики.

Основной формой координационной деятельности в целом на всех уровнях предупреждения преступности несовершеннолетних является разработка под руководством партийных органов комплексных региональных планов профилактики и организация кон­троля за их претворением в жизнь66. Именно в ходе такого пла­нирования объединяются и координируются в борьбе с правонару­шениями «усилия партийных, государственных, общественных ор­ганизаций, трудовых коллективов, идеологических учреждений, се­мьи и школы»67, определяются основные направления профилак­тической деятельности; формируются конечные и промежуточные задачи; определяются органы и средства, используемые для их ре­шения, формы взаимодействия и контроля за исполнением плани­руемых мероприятий, предполагаемые результаты.


 

 

 


Раздел третий




double arrow
Сейчас читают про: