Преступного поведения несовершеннолетних

 

Признание влияния социальных условий жизни общества, про­тиворечий в его развитии на характер нравственного формирования личности37 решающим полностью относится и к объяснению противоправного поведения несовершеннолетнего.

Названные процессы, определяя в самой общей форме условия жизни в обществе, придают своеобразие (в зависимости от кон­тингента, территории и т.п.) деятельности по обучению, воспита­нию несовершеннолетних, профилактике среди них правонаруше­ний. Они же детерминируют и негативные явления (пьянство, преступность в целом и т.д.), которые входят в комплекс негатив­ных социальных факторов, обусловливающих отклоняющееся, в том числе и преступное, поведение несовершеннолетних38. В данном случае специфичность влияния крупных социальных процес­сов и явлений на поведение несовершеннолетних состоит прежде всего в опосредствованном через ближайшее окружение характере их воздействия на детей и подростков.

Ближайшее окружение, фильтруя и преломляя действие соци­альных явлений, всячески ослабляя, нейтрализуя или даже пре­образуя негативные последствия этих процессов и явлений (мате­риально-бытовые трудности, социальные конфликты и др.), тем самым придает им иное, в основном более благоприятное формирующее значение. Но именно это же окружение ввиду сложного, подчас противоречивого характера отражения объективных социальных процессов в сознании людей, сочетающегося с изоляцией детей и подростков от условий реального протекания процессов в обществе, одновременно способствует тому, что достаточно сильные в общем плане положительные стороны социальных процессов

255

 

и явлений нередко действуют значительно медленнее и слабее, чем это необходимо для позитивного формирования несовершеннолетних. В ряде случаев они искажаются микросредой в такой степени, что действуют в негативно преображенном виде. Это ведет к отри­цательным результатам в воспитании, проявляющимся в ряде случаев в противоправных формах поведения детей и подростков.

Воздействие ближайшего окружения на несовершеннолетних осуществляется в многообразных формах, в том числе целенаправленно в форме их воспитания. Исключительная значимость этой деятельности для будущего страны в целом, равно как и для со­циализации индивида, обусловливает ее рассмотрение в качества важнейшей государственной задачи, решение которой организуется, становится под контроль управления на всех уровнях, применительно ко всем субъектам, осуществляющим воспитание молодежи. Партия и правительство уделяют большое внимание созданию необходимых материальных предпосылок для эффективного проведения этой деятельности39.

В широком смысле слова воспитание молодежи включает в се­бя и комплекс разнообразных мероприятий по профилактике пра­вонарушений как аспект, обеспечивающий эффективность воспита­тельной деятельности. С учетом данного обстоятельства, а также всего ранее сказанного о социальной значимости этой деятельно­сти, ее обусловленности экономическими, идеологическими мерами в криминологии укрепилось интегрированное определение детерминации преступности несовершеннолетних как «издержек воспита­ния». Этот вывод позволяет рассматривать причины и условия правонарушений несовершеннолетних главным образом в плане выявления негативных сторон взаимодействия социальной среды (применительно к отдельным институтам социализации детей и подростков) и личности, имея при этом в виду необходимость де­тального анализа причин и того своеобразия, которые придают данному взаимодействию социальные процессы, происходящие в обществе в целом.

Ведущее место в нравственном формировании личности несо­вершеннолетнего занимает семья. Именно здесь в силу все возрастающей сложности и длительности процесса воспитания детей, трудностей в обеспечении социального контроля в семейно-бытовой сфере чаще всего проявляются те негативные последствия со­циальных процессов и явлений, которые во многом обусловливают социально отклоняющееся, в том числе и преступное, поведение несовершеннолетних. В результате исследований криминологами получены многочисленные данные, позволяющие рассматривать се­мейное неблагополучие в качестве одного из факторов, наиболее активно влияющих на положение с преступностью несовершеннолетних.

Понятие «семейное неблагополучие» — собирательное. Оно охватывает (в комплексе или выборочно) различные негативные характеристики семьи, дефекты не только ее структурного, количе-

256

 

ственного и половозрастного состава, но и состояние внутрисемей­ных отношений, взаимоотношений членов семьи с внешними социальными институтами (школой, училищем, производством, досуговыми учреждениями и т.п.).

Стойкие негативные характеристики семьи, выступающие чаще всего в различных сочетаниях, на базе указанных предпосылок создают реальную опасность для нравственного формирования де­тей и подростков, если недостатки семейного воспитания не во­сполняются иными институтами социализации.

Сегодня, в частности, можно считать статистически установлен­ным криминогенное влияние такой разновидности семейного не­благополучия, которое фиксируется исследователями через струк­турную неполноту родительской семьи. По результатам выбороч­ных изучений, проведенных в последние годы, приблизительно каждый третий подросток, совершивший преступление, формиро­вался в неполной семье при условии, что удельный вес таких се­мей в целом по стране не превышал 19%.

Возникновение неполных родительских семей в первую очередь связано с нестабильностью супружеских отношений. На конец 70-х годов количество разводов в нашей стране достигло наивысшего за все послевоенные годы уровня и составило в 1979 году 951,2 тыс.40. Это в 1,5 раза превышает численность разводов, за­регистрированных в 1960-е годы. В настоящее время в стране ра­спадается каждый третий брак. Около 80 – 85% разведенных брачных пар имеет несовершеннолетних детей.

Данные переписей населения дают основания предполагать, что на протяжении значительного времени в стране «возрастало и ко­личество официально неоформленных сожительств, которые при переписи женщинами показываются как браки, мужчинами же — как разновидность холостого состояния»41. Поэтому число замуж­них женщин «превышало» число женатых мужчин в 1938 году на 178 тыс., в 1959 году — на 437 тыс., в 1970 году — на 1331 тыс. В результате ежегодно значительное число детей рождалось вне брака42.

Неполнота семьи расширяет, придает своеобразие криминоген­ному комплексу факторов, детерминирующих преступное поведе­ние несовершеннолетних. У подростков из таких семей нередко возникает чувство собственной «ущербности», повышенный инте­рес к своим переживаниям, на основе чего вырабатывается прене­брежительное или даже открыто недоброжелательное отношение к окружающим, стремление снять напряжение в неформальной ком­пании, оказывающей на несовершеннолетнего подчас аморальное влияние.

Типы неблагополучных семей встречаются и в полных семьях с двумя родителями. Криминогенное влияние таких семей связано прежде всего с дефектами обстановки в них, проявление которых весьма многообразно: это и совершение преступлений родителями и иными членами семьи; пьянство и алкоголизм, развратное пове-

257

 

дение; систематические конфликты, выливающиеся в ссоры, скан­далы и драки; уклонение от воспитания и материального обеспече­ния детей и т.п. По результатам выборочных исследований в среднем каждый второй-третий несовершеннолетний преступник на протяжении значительного периода своей жизни испытывает на себе влияние одного, а чаще нескольких из вышеуказанных фак­торов.

Антиобщественное противоправное поведение родителей пагуб­но влияет как на физическое, так и на нравственно-психологиче­ское развитие несовершеннолетних, травмирует их, порождает об­становку нравственной безответственности и служит основной при­чиной проявления у детей и подростков пристрастия к алкоголю. Наряду с ссорами между взрослыми членами семьи, скандалами, доходящими до драк, взаимных оскорблений, включающих и не­цензурную брань, здесь также избиваются своими родителями и несовершеннолетние дети. Их выгоняют из дому, они вынуждены скитаться на улицах, по подъездам и вокзалам. В таких условиях подростки в отличие от сверстников, имеющих нормальную нрав­ственную обстановку жизни и воспитания в семье, вырастают пси­хически неуравновешенными, агрессивными. С раннего возраста они становятся недоверчивыми к окружающим, стараются укло­няться от общественно полезного труда, не проявляют настойчиво­сти в учебе, совершают различные правонарушения. В общесоци­альном отношении криминогенное влияние семей этого вида допол­няется еще и тем, что они выступают как источник негативного формирования не только одного или нескольких своих детей, но и определенного числа других детей и подростков, с которыми дан­ные родители и их дети находятся в непосредственном контакте по месту жительства, учебы и работы.

Социальная опасность семей с открыто выраженной амораль­ной позицией обусловила необходимость создания системы право­вых мер воздействия, применяемых к родителям. Однако в ряде случаев эти меры используются все еще недостаточно эффектив­но43. Исследователи отмечают, к примеру, что инспекции по де­лам несовершеннолетних выявляют, ставят на учет и проводят во­спитательную работу только с одной из десяти неблагополучных семей44. В отношении остальных к ним не поступают сообщения от школ, ПТУ и т.п. Профилактическое воздействие на неблагопо­лучные семьи также оказывается действенным далеко не всегда.

Семейное неблагополучие нередко бывает связано с неправиль­ной педагогической позицией родителей, с отсутствием у них необходимых навыков воспитательной работы. В семьях правонарушителей чаще, по сравнению с семьями контрольной группы, исследователи фиксируют такие негативные явления, как: несогласованность действий родителей в воспитании детей; недостаток целена­правленного воздействия на ребенка с малых лет; непродуманность воспитательных мер, когда ребенок становится подростком; уклонение в ряде случаев от воспитания (предоставление, напри-

258

 

мер, полной свободы, к которой подросток не подготовлен, в про­ведении досуга, выборе товарищей и т.п.); использование крайне ограниченного набора воспитательных средств воздействия (бесе­ды, увещевания либо меры физического наказания и т.п.)45.

Отмеченные недостатки наиболее криминогенно проявляются на фоне некоторых тенденций социальной жизни нашего общества, вследствие чего условия воспитания подрастающего поколения ус­ложняются в целом. К ним относятся:

уменьшение среднего количества детей в семьях, лишающее большинство несовершеннолетних возможности приобретать прак­тические навыки ухода за младшими братьями и сестрами, прони­каться чувством ответственности, становиться воспитателем еще в период подготовки к самостоятельной семейной жизни;

отсутствие достаточного образовательного уровня у части роди­телей, отставание в ряде случаев его от уровня образования своих детей;

сокращение сферы внутрисемейного общения между супругами, родителями и детьми;

постоянно возрастающие потребительские запросы семьи, при все более ограниченном использовании родителями труда своих детей в домашнем хозяйстве, вовлечении их в сферу материально­го производства.

В устранении негативных последствий данных явлений все большее значение в настоящее время придается последовательному претворению в жизнь комплексного подхода к воспитанию трудя­щихся, эффективной демографической политике, осуществляемым в нашей стране. Однако указанные явления пока еще осложняют процесс семейного воспитания и нередко приобретают харак­тер реального криминогенного фактора.

Успех целенаправленного формирования личности несовершен­нолетних, нравственного их воспитания, как и отдельные неудачи в этом важном общегосударственном деле, вместе с семьей в зна­чительной мере делят педагогические коллективы и общественные организации общеобразовательных школ, профессионально-техни­ческих и иных учебных заведений46.

Введение в целом по стране всеобщего обязательного среднего образования, проведение в жизнь мероприятий, вытекающих из задач школьной реформы, открыли новые возможности и горизон­ты для совершенствования всего воспитательного процесса и обу­чения молодого поколения граждан нашей страны. Вместе с тем это породило и новые значительные сложности в деятельности школы, профессионально-технических училищ, семьи по воспита­нию, нравственному формированию и предупреждению правонару­шений среди несовершеннолетних.

Введение среднего всеобуча сопровождалось одновременно пе­реходом учебных заведений (школ, ПТУ) на работу по более со­вершенным программам обучения детей и подростков. Положи­тельный общесоциальный эффект от этого ощущается уже сегод-

259

 

ня. Происходит обучение несовершеннолетних; при сохранении по­стоянной величины времени, отпускаемого на овладение средним образованием, количество знаний, необходимых для усвоения, рез­ко возросло. В народное хозяйство приходит все более знающий выпускник школы, профессионально-технического училища, в ин­ститут — более развитой абитуриент. Однако работа по этим про­граммам осложнила положение учащихся, которые живут и воспи­тываются в неблагополучных условиях в семье, имеют нервно-пси­хические отклонения. Увеличилось число несовершеннолетних, нуждающихся в индивидуальной помощи со стороны педагогов, потребовались дополнительные усилия по преодолению отрыва та­ких учащихся от учебного коллектива.

Появились трудности в области семейного воспитания, вызван­ные перераспределением воспитательных функций как по объему, так и по содержанию между семьей, с одной стороны, и школой, другими учебными заведениями для несовершеннолетних — с дру­гой. А это потребовало от педагогов не только совершенствования методов решения учебно-воспитательных задач общего характера, но и дополнительных усилий по индивидуально-воспитательной работе с подростками, совершающими правонарушения, по нейтра­лизации и устранению отрицательных влияний на них в семейной и досуговой среде, устранению конфликтных ситуаций. Неподгото­вленность некоторых педагогических коллективов к возросшей ро­ли в нравственном формировании несовершеннолетних (материаль­ная, кадровая, психологическая) также способствовала появлению дополнительных издержек в воспитании. В ряде случаев она про­являлась и в качестве криминогенного фактора.

Криминологические исследования, в частности, фиксируют, что слабая эффективность воспитательно-профилактической работы в учебных заведениях обычно связана с такими явлениями, как:

недооценка ее значимости (в связи с незначительной, с их точ­ки зрения, долей «трудных» подростков и правонарушителей в коллективах учебных заведений);

недостаточная разработка программ специальных форм нрав­ственного воспитания (антиалкогольного, полового и т.п.), ставя­щего своей целью предупредить особо опасные формы антиобще­ственного поведения, переходящие в правонарушения;

отсутствие в ряде случаев организационной и методической специализации по индивидуальной работе с «трудными» и право­нарушителями в учебном коллективе;

недостаточное взаимодействие учебных заведений и правоохра­нительных органов (инспекций, комиссий по делам несовершенно­летних и т.п.) по своевременному применению правовых мер к не­благополучной семье, иному ближайшему окружению несовершен­нолетнего.

Процесс негативного формирования личности несовершеннолет­них под влиянием различных неблагоприятных факторов, дей­ствующих в семье, в школе, профессионально-техническом или

260

 

ином учебном заведении, имеет, как правило, длительный по вре­мени и скрытый по форме характер. Исследования показывают, что лишь незначительная часть аморальных и противоправных по­ступков, совершаемых подростками в период нахождения их под непосредственной опекой родителей, учебного заведения, становит­ся известной более широкому кругу людей, работникам правоохра­нительных органов.

Однако именно то негативное, что было заложено в личности несовершеннолетнего на ранних стадиях его социализации, реально и в весьма короткий период проявляется на последующих этапах, особенно в начальный период трудовой деятельности в сфере ма­териального производства47.

Работающие в сфере материального производства подростки, с точки зрения криминолога, заслуживают особо пристального вни­мания. Возрастная потребность постоянного поиска, познания но­вого в жизни нередко приводят молодого рабочего в этих труд­ных, особенно на первых порах, для него условиях к конфликтным ситуациям, вызванным выбором неадекватных путей для преодо­ления возникающих трудностей, проявлением излишней самоуве­ренности, или, наоборот, неверием в свои силы и возможности, в себя.

Положение, как правило, осложняется и все еще распростра­ненной практикой механического трудоустройства подростков в за­висимости от имеющихся вакансий и заявок предприятий, без должного учета способностей, интересов несовершеннолетних.

При отсутствии необходимой психологической подготовки под­ростков, их семей к переменам образа жизни, вызванным трудовой деятельностью, становление личности молодого рабочего протекает противоречиво, со срывами, в том числе и противоправного харак­тера.

На характер и распространенность противоправного поведения работающих подростков существенное влияние оказывает и то по­ложение, что все еще значительная часть среди несовершеннолет­них на производстве — это «трудные», педагогически запущенные подростки.

Таких подростков родители, работники инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних трудоустраивают не из-за матери­альных трудностей в семье. Они видят в производственном кол­лективе надежного союзника в воспитании и перевоспитании этих ребят.

Несовершеннолетние, приходящие на производство, в силу из­менившегося социального положения, возможности более самостоя­тельного поведения и времяпрепровождения требуют к себе, как правило, повышенного внимания. Это обусловлено в первую оче­редь появлением у них собственного заработка. При отсутствии надлежащего контроля со стороны семьи, трудовых коллективов деньги в руках работающих подростков нередко способствуют бес­цельному проведению досуга, знакомству с асоциальными элемен-

261

 

тами и, как следствие, совершению аморальных проступков и правонарушений (приобретению и употреблению спиртного, вещей с целью спекуляции, участию в азартных играх и т.д.). В настоя­щее время, по данным различных исследований, более 2/3 подро­стков, задерживаемых в общественных местах в нетрезвом виде, — это работающие подростки, более 50% несовершеннолетних преступников из числа работающих постоянно участвовало в азарт­ных играх.

Производственные коллективы в последние годы все больше пополняются за счет выпускников средних общеобразовательных школ, прошедших производственное обучение, а также за счет подростков, получивших специальность в профессионально-техни­ческих училищах. В целом это весьма положительный процесс. Он обеспечивает более гибкие и адекватные условия и формы вхожде­ния несовершеннолетних в рабочие, трудовые коллективы. Однако отсутствие надежной системы последовательного, начиная с ранне­го возраста, приобщения детей и подростков к посильному, обяза­тельному общественно полезному труду серьезно осложняет его. Складывавшаяся на протяжении значительного периода развития народного образования в нашей стране ориентация подростков, оканчивающих средние учебные заведения, на продолжение своего образования в вузах48 в новых условиях при ежегодном увеличе­нии общей численности лиц, получающих среднее образование, оказывает все более заметное негативное влияние на послешкольный образ жизни и поведение подростков.

В силу несформированности у значительного числа учащихся потребности трудиться несовершеннолетние, имеющие среднее об­разование, воспринимают свое трудоустройство, особенно на рабо­чие специальности, как серьезную жизненную неудачу. Утрата пер­спективы некоторыми из них, как следствие возросших трудностей поступления в высшие учебные заведения, привела к новому до­полнительному источнику формирования такого криминогенного контингента, каким являются неучащиеся и неработающие подро­стки.

По выборочным данным, около 10 – 15% из числа поступаю­щих на учебу в профессионально-технические училища или тру­доустраивающихся на производство выпускников школ перед этим продолжительное время нигде не учились и не работали. От 80 до 90% от числа работающих подростков, совершивших преступле­ния, имели производственный стаж не более года, успев при этом сменить несколько мест работы49. Постоянная надежда подрост­ков, получивших среднее образование, на возможность, пусть от­сроченного, но очного обучения в институте, сегодня во многом не только определяет кратковременность их трудовой деятельности, постоянные переходы с одной работы на другую или постоянное «абитуриентство», затяжное иждивенчество за счет родных и близких, но и приводит к поиску любых, в том числе и противо­правных, путей к достижению поставленной цели, к нездоровому

262

 

соперничеству, игнорированию нравственных принципов и ценно­стей, другими словами, — к формированию тех негативных принци­пов и ценностей, личностных качеств, которые характерны для несовершеннолетних, совершивших преступления и иные правонару­шения.

Рассмотренные процессы и явления, оказывая детерминирую­щее влияние на формирование противоправного поведения несо­вершеннолетних, охватывают практически все сферы их ведущей деятельности (учебы, работы). Но в свою очередь существенные в криминогенном отношении процессы негативно влияют на подрост­ков и в сфере досуга50.

Досуг является важной сферой жизнедеятельности несовершен­нолетних. При условии его правильной организации происходит физическое развитие молодого растущего организма, снятие психи­ческого напряжения, познание окружающей действительности (обучение и самообразование, расширение кругозора, накопление социальной информации), удовлетворение весьма актуальной в подростковом возрасте потребности в общении; творческое обога­щение личности51.

Многообразие перечисленных функций, их значимость для личности и общества в целом позволили в свое время К. Марксу утверждать, что в коммунистическом обществе «мерой богатства будет отнюдь не рабочее время, а свободное время»52. В нашей стране постоянно растет, развивается, дифференцируется матери­альная база досуга. За последние 10 лет (1970 – 1979 гг.) количе­ство детских внешкольных учреждений увеличилось с 64 856 до 95 341, а число обслуживаемых ими в год детей и подростков воз­росло в 1,5 раза, достигнув в 1979 году 40 325 тыс. человек. Со­вершенствование организации досуга рассматривается нашей пар­тией в качестве одной из важных государственных задач как на ближайшее время, так и на более отдаленную перспективу. В про­филактическом отношении ее решение преимущественно должно идти по пути обучения детей и подростков активным, полезным для личности, социально одобряемым формам досуга, развития их интересов в сфере социально полезной культурной деятельности. Между тем многочисленные социологические обследования пока­зывают, что указанные цели достигаются еще далеко не всегда. А это негативно проявляется в противоправном поведении несовершеннолетних. Исследования криминологов показывают, что от 83до 93% подростков, совершивших преступления, ранее не участво­вали ни в клубной, ни в кружковой работе. Ничтожно мала доля правонарушителей, реально занимавшихся спортом (5 – 8%), чи­тавших художественную и иную литературу (10 – 13%).

В определенной мере это объясняется тем, что, несмотря на су­щественный рост материальной базы досуга несовершеннолетних, в отдельных регионах все еще сохраняется диспропорция в разви­тии сети культурно-воспитательных, внешкольных учреждений. Это выражается, например, в том, что рост сети внешкольных

263

 

культурно-воспитательных учреждений чаще всего не соответствует росту в отдельных районах страны городского населения несо­вершеннолетних. В результате в ряде мест работой этих, а также внешкольных учреждений по месту жительства не охвачено значительное количество несовершеннолетних. Существует не­равномерность и в размещении культурно-воспитательных вне­школьных учреждений: они очень часто дислоцируются в центре городов. Окраины этими учреждениями обеспечены значительно хуже, что затрудняет возможности правильной организа­ции досуга проживающих здесь несовершеннолетних.

Организационные и методические погрешности в культурно-массовой, спортивной работе с разновозрастными контингентами несовершеннолетних, различающихся к тому же по уровню образования, степени подготовленности и восприятию достояний культу­ры и т.д., также приводят к тому, что подростки предпочитают пассивное проведение свободного времени (бесцельные шатания по улицам, во дворе), участие в мероприятиях, которые в основном носят развлекательный характер (танцы, многократное прослуши­вание магнитофонных записей и т.п.). Познавательные, творче­ские и иные функции в этих формах проведения досуга сведены до минимума или вообще отсутствуют. Это существенно замедляет либо тормозит позитивное развитие личности, снижает ее способ­ности к продуктивной производственной и учебной деятельности. В свою очередь такое положение приводит к тому, что именно во время досуга эти подростки приобщаются к пьянству, тунеяд­ству — спутникам бескультурья, не только противостоящим пози­тивному развитию, но и деформирующим его. Так, по данным вы­борочных исследований, желание получить возможность употре­бить спиртное в свободное время являлось мотивом каждой второй кражи, двух третей совершенных несовершеннолетними грабежей и разбойных нападений.

Детерминация преступного поведения несовершеннолетних не ограничивается теми негативными явлениями и процессами, кото­рые происходят в их ближайшем бытовом и ином микроокружении.

В советской криминологии получила дальнейшее теоретическое и эмпирическое развитие позиция социологов, согласно которой поведение отдельной личности детерминируется явлениями трех уровней: общественной средой — «общий уровень» социальной де­терминации личности; непосредственным социальным окружением (микросредой) как специфической причиной, воздействующей на формирование личности, и внутренним миром человека53.

Определяющим ведущим уровнем детерминации поведения личности является «общий или макроуровень социальной сре­ды»54. Наряду с существенным признаком (способ производства) он может быть охарактеризован наличием в обществе различных социальных явлений экономического, идеологического, культурно-воспитательного, демографического, социально-психологического

264

 

характера. Именно в рамках широкой социальной среды устана­вливаются материальные, государственно-политические, правовые, нравственные и иные социальные отношения, которые формируют личность как непосредственно (например, через средства массовой информации), так и опосредованно, преломляясь через ближайшее ее окружение. При помощи этих отношений государство осущест­вляет управление микросредой, используя для этого как специаль­ные институты социализации личности (учебно-воспитательные, культурно-просветительные и другие учреждения), так и передо­вые коллективы, общественные и иные организации. При рассмо­трении проблемы взаимодействия микро- и макросреды принципи­альное значение имеет марксистско-ленинское положение о веду­щей роли социально-экономической детерминанты в жизни обще­ства. По выражению Ф. Энгельса, именно она, в конечном счете, является решающей для поведения людей, для обусловливающих это поведение условий окружающей их среды55.

В комплексное понятие социально-экономических факторов преступности исследователи, наряду с ограничениями материаль­ных и иных ресурсов, объективно обусловленными современным этапом экономики, включают и определенные негативные послед­ствия положительных в целом и необходимых социальных процес­сов, в том числе таких, как урбанизация и миграция населения. С процессом урбанизации все большее распространение полу­чает городской образ жизни, который включает в себя комплекс специфических социальных условий — демографических (повы­шенная плотность населения), производственных (большая заня­тость населения, оторванность места жительства от места работы, а следовательно, увеличение затрат времени на проезд и т.д.), бы­товых (проживание в отдельных квартирах), социально-психологи­ческих (анонимность, снижение уровня социального контроля) и т.п. Сочетание этих обстоятельств в ряде случаев приводит к весьма существенному усложнению условий воспитания подра­стающего поколения.

В семье это прежде всего связано с повышением занятости женщин на производстве. На протяжении значительного времени в нашей стране интенсивно протекает процесс включения женщин в общественное производство, перемещения женского труда из сельскохозяйственного сектора в другие области экономики.

Профессиональная работа расширила кругозор и обогатила ин­теллектуальный мир женщины, способствовала развитию ее лично­сти. Она повысила качество женщины-матери как воспитателя де­тей, увеличила ее самостоятельность, сделала независимой в мате­риальном, социально-бытовом отношениях, особенно при решении важных для семьи и ребенка вопросов, существенно улучшила ма­териальное положение семьи. Одновременно в силу прежде всего существенного сокращения времени, которое могла бы уделять мать непосредственному общению с ребенком, профессиональная работа женщин создала и ряд трудностей, которые негативно

265

 

влияют на процесс формирования личности несовершеннолетних в семье и которые еще не устраняются в полном объеме соответ­ствующими государственными учреждениями, призванными оказы­вать семье помощь в воспитании детей и подростков.

В городской семье усложнение условий воспитания детей и подростков в определенных пределах имеет место и за счет ее ну­клеаризации, т.е. сведения семьи к естественной основе «родите­ли — дети». Нуклеаризация семьи снижает, как правило, уровень конфликтности ее членов, но в то же время в ряде случаев приво­дит к повышению безнадзорности несовершеннолетних со всеми вытекающими отсюда, в том числе и криминогенными, послед­ствиями.

В городе усложнены и условия для воспитательной работы общеобразовательной школы. В городской школе средняя наполняе­мость классов на 1/3 выше, чем в сельской. Почти в 1,5 раза в го­родах меньше школ, где занятия проходит в одну смену, и со­ответственно больше школ, занимающихся в две и даже три сме­ны. Эти объективные обстоятельства в сочетании с педагогически­ми, с организационными недостатками в работе конкретных учеб­ных заведений снижают их возможности в индивидуализации про­цесса обучения и воспитания учащихся, своевременный коррекции деформации нравственно-психологических черт их личности.

Сложность воспитания несовершеннолетних в семье, учебных заведениях в условиях города нередко способствует социальной и педагогической запущенности отдельных подростков, искажению системы их социальных, нравственно-этических ценностей. Повы­шенная интенсивность развития этих явлений в условиях города, по сравнению с сельской местностью, во многом определяется так­же наличием широкой сети кафе, ресторанов, различных учрежде­ний для развлекательного проведения досуга; мобильностью моды, вызывающей потребность у молодежи следовать ей; присутствием отечественных и иностранных туристов-отпускников, что в ряде случаев создает у подростка иллюзию возможности вести празд­ный образ жизни, а иногда оказывает на несовершеннолетнего и непосредственное отрицательное воздействие.

Все это в известной мере обусловливает повышенный уровень городской преступности несовершеннолетних по сравнению с сель­ской. Но в то же время влияние процесса урбанизации на ее со­стояние, конечно, далеко не однозначно. Город, с его положитель­ным культурно-образовательным потенциалом, имеет и определен­ные преимущества перед селом в деле нравственного воспитания подрастающего поколения. Особенно значимы они в старых круп­ных городах, стабильных по своей демографической структуре с полифункциональной характеристикой, большим количеством учеб­ных, культурных и иных заведений, с более высоким организаци­онным и методическим уровнем работы профилактических орга­нов. Не случайно в таких городах уровень преступности несовер­шеннолетних существенно ниже, чем в средних или малых горо-

266

 

дах. Однако позитивные возможности, имеющиеся здесь, к сожа­лению, все еще не всегда умело используются в целях надлежаще­го, соответствующего советскому образу жизни воспитания детей и подростков, в целях предупреждения правонарушений в их среде.

С урбанизацией как с социальным явлением, влияющим на со­стояние преступности несовершеннолетних, тесно связана мигра­ция. Подавляющая часть (около 80%) мигрантов из числа не до­стигших по возрасту 18 лет — это лица, переезжающие в города.

В подростковом возрасте несовершеннолетние нередко переез­жают на учебу (работу) одни, без родителей. В таком случае не­достаточная помощь им со стороны государственных, прежде всего учебных заведений, и общественных организаций, трудности адап­тации к условиям жизни на новом месте, снижение социального контроля за их поведением нередко приводят к тому, что подрост­ки-мигранты оказываются в зоне отрицательных влияний, а неко­торые из них совершают преступления56.

В настоящее время как со стороны государства в целом, так и в первую очередь по линии правоохранительных органов принима­ются меры к сокращению издержек данных процессов негативного характера.

Признание в качестве концептуального положения того, что та­кие явления социального уровня, как урбанизация, миграция, сами по себе не порождают преступность несоверашннолетних, а лишь в случае недостаточного управления этими процессами обусловлива­ют ее путем создания проблемных ситуаций, осложняющих про­цесс воспитания, затрудняющих профилактику правонарушений несовершеннолетних, позволяет сделать вывод о необходимости поиска детерминант, которые непосредственно воспроизводят пре­ступность данного контингента как свое статистическое закономер­ное следствие. Такими детерминантами, на наш взгляд, являются в целом преступные, а также взаимосвязанные и во многом обу­словливающие его особо опасные формы аморального, противо­правного поведения (пьянство, половая деморализация и т.п.), т.е. явления, имеющие место главным образом среди взрослых. Подростки, вступая в жизнь, получают представление об этих яв­лениях прежде всего из близкого им бытового окружения. Здесь подросток, впервые сталкиваясь с преступным поведением, с фак­тами совершения правонарушений (нецензурная брань, драки и т.п.), нередко остающимися безнаказанными, получает о них подчас не просто сведения, но и «оправдывающую» такое поведе­ние аргументацию.

Преступность и иное противоправное поведение взрослых — это те негативные явления, которые находятся в антагонизме с ос­новными положительными процессами и закономерностями разви­тия советского общества, выступая как «пережитки прошлого», как факторы, которые при определенных условиях формируют у неко­торой части несовершеннолетних преступные наклонности. Далеко не все подростки оказываются восприимчивыми по отношению к

267

 

негативному, аморальному, в том числе и преступному влиянию. Наиболее подверженными такому влиянию оказываются те из подростков, у которых обнаруживается существенное недоразвитие позитивных личностных свойств, таких, как: трудолюбие, стремление познать мир, культурно проводить свой досуг, честность, вы­сокая гражданственность.

Проводимая в нашей стране работа по идеологическому и нравственному воспитанию молодежи и всех советских граждан, воспитательно-профилактическая работа государственных и общественных организаций, специальная их деятельность по борьбе с пре­ступностью взрослых существенно уменьшают возможность непо­средственной передачи навыков противоправного поведения несо­вершеннолетнему. Этому способствует, в частности, функционирующая на все расширяющейся правовой основе система предупредительных, профилактических мер, направленных на выявление неблагополучных семей, с тем чтобы оказать нужное воздействие на родителей, ведущих себя аморально и негативно влияющих на своих детей. Большое предупредительное значение имеет наказание лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, пьянство, попрошайничество, ведение паразитического образа жизни. В совокупности с общевоспитательными мероприятиями эти специальные меры активно противодействуют негативным влияниям на детей и подростков, позволяют эффективнее бороться с преступностью в их среде.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: