Работа с иллюстрацией «Глобус планеты Формадос»

Людмила Викторовна Куцакова —

высококвалифицированный педагог-методист, старший преподаватель инсти­тута, отличник просвещения, лауреат международного конкурса «Школа 2000», автор более 20 методических пособий, посвященных проблемам художе­ственно-эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания детей.

Куцакова Л. В.

Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.-48 с.

Предлагаемое методическое пособие поможет педагогам и родителям в организации за­нятий по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми 6-7 лет. В книгу включен разнообразный познавательный и развивающий материал (по развитию пространственной ориентации, по обучению построению схем, планов, чертежей; формиро­ванию элементарных географических, астрономических и прочих представлений), а также занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям, гувернерам.



Введение

Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможнос тям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Ребенок — прирожденный конструктор, изобретатель и исследова­тель. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуют­ся и совершенствуются в конструировании ведь ребенок имеет неогра­ниченную возможность придумывать и создавать свои постройки конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, сме­калку и творчество.

Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, воз­можности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, ув­лекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и вообра­жение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, ло­гическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем го­товности ребенка к школе.

В настоящее время специалисты в области педагогики и психоло­гии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случай­но в современных программах по дошкольному воспитанию эта дея­тельность рассматривается как одна из ведущих.

Предлагаемое методическое пособие поможет педагогам и родителям в организации занятий по конструированию с дошкольниками 4-5 лет.


В пособие также включен разнообразный познавательный и развиваю­щий материал по развитию пространственной ориентации; по обуче­нию построению схем, планов, чертежей; по формированию элемен­тарных географических, астрономических представлений, а также занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и кор­рекцию умений детей.

При разработке данного материала использовались исследования Н. Н. Поддъякова, Л. И. Парамоновой, А. Л. Венгера, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской и др.

Материал апробирован в ДОУ № 32, 1415, 1039, 1268 и других до­школьных образовательных учреждениях г. Москвы и является техно­логией к программе «Конструирование и ручной труд», рекомендован­ной Министерством общего и профессионального образования РФ (1998 г.).

Предлагаемая система занятий рассчитана на один учебный год. Занятия разбиты по темам. Каждая тема может быть реализована в те­чение месяца на специально организованных занятиях и в свободное от занятий время. Задания можно варьировать, включать в задачи из игровых заданий; сокращать, перенося в свободную деятельность; про­водить по частям в течение дня или нескольких дней или использовать для занятия все время отведенное для всех занятий в определенный день недели, перенося, например, ручной труд, рисование, апплика­цию на другой день.

Задания построены с учетом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приемами и прочими занимательными момен­тами, поэтому исключают переутомление детей. Игровые задания ориентированы на подгрупповую форму организации. Одно заня­тие в месяц проводится фронтально.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, гувернерам и родителям.




Конспекты занятий

Тема 1. Здания

Цель. Упражнять детей в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям, в предварительной зарисовке со­оружений, в анализе схем и конструкций; развивать умение воспринимать предметы и явления в их взаимосвязях, уста­навливать их, аргументировать свои решения; развивать кон­структорские навыки, направленное воображение; подводить к восприятию элементарных астрономических понятий и представлений.

Материал. Ножницы, карандаши, ластики, фломастеры, кон­верт, коробочка, строительный материал, конструктор базо­вый, набор «Лего-Дакта» (или другой имеющийся в детском саду конструктор).

Ход работы

Введите детей в игровую ситуацию. Сообщите им о том, что вы получили таинственный и загадочный телепатический сигнал из ко­смоса, и расскажите об обнаруженном вами телепортированном предмете, напоминающем передатчик. Рассмотрите с детьми «пере­датчик» (необычно оформленная коробка с отверстиями, в которых загораются разноцветные лампочки (можно использовать елочную гирлянду)).

Педагог. На планете Формадос — беда. Формадосцы изобрели высокоразвитых роботов, чтобы облегчить свой труд. Все было хоро­шо на планете, пока роботы не стали самосовершенствоваться. Среди них появился главный робот по имени Форс. Он создал войско робо­тов, построил огромный космический корабль и обосновался на спутнике Формадоса. Теперь злобные и бездушные машины угрожа­ют жителям планеты. Формадосцы просят нас о помощи. Нужно спа­сти их планету от разрушения и не дать злу распространиться во Все­ленной.


Постарайтесь, чтобы дети прониклись значимостью «проблемы». Встаньте с ними в круг, возьмитесь за руки, закройте глаза и повтори­те несколько раз «Мы спасем тебя, Формадос!»

По загоревшимся лампочкам «передатчика» определите, что ваш «сигнал» на Формадосе принят.

Покажите детям лист бумаги и скажите: «Благодаря этому «пере­датчику» мы наладим общение с формадосцами, поможем обустро­ить их планету, передадим им сведения о Земле, получим знания о Формадосе и поможем формадосцам победить искусственный разум машин».

Предложите детям ответить жителям Формадоса на их первый во­прос: «Как называется ваша звезда, ваша планета? Есть ли еще плане­ты у вашей звезды и как они называются?».

Работа с иллюстрацией «Схема Солнечной системы». Рассмотри­те с детьми схему Солнечной системы (рис. 1).


Рис. 1


Педагог. Звезда, вокруг которой вращаются планеты нашей си­стемы, называется Солнце. Планеты Солнечной системы разные по величине, строению, количеству спутников. Они по-разному удале­ны от Солнца. Четыре планеты, находящиеся ближе к Солнцу, назы­вают планетами земной группы: в их состав входит земля. Они похо­жи на землю, потому что имеют твердую поверхность. Это — Меркурий, Венера, Земля, Марс. Мы изучаем эти планеты, запуска­ем к ним космические корабли, фотографируем их поверхность и уже много знаем о них. Планеты, находящиеся дальше от Земли и Солнца, —


Рис.2

планеты-гиганты — Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и небольшой Плутон — еще недостаточно изучены, но известно, что они не имеют твердой поверхности, как и Солнце. Снаружи планеты состоят из га­за, пыли и мелких твердых частиц. У планет-гигантов есть кольца, состоящие из пыли и разных по величине твердых песчинок, облом­ков камней. У Сатурна намного больше колец, чем у других планет-гигантов. Эти планеты отличаются от планет земной группы еще и тем, что у них очень много спутников (небольших планет). У Сатур­на, например, 17 спутников, тогда как у Земли только один спутник — Луна. У Марса два спутника — Фобос и Деймос; они всегда враща­ются вокруг Марса, а одновременно и вокруг Солнца. Чем спутники планет отличаются от искусственных спутников? Давайте построим модель Солнечной системы.

Положите на пол вырезанный из бумаги круг желтого цвета — Солнце. Предложите детям вырезать кружки, обозначающие плане­ты, и разместить их вокруг Солнца. Пусть ребята поиграют, вращая планеты или бегая с ними вокруг Солнца. Обратите их внимание на то, что все планеты вращаются только слева направо (по часовой стрелке).

Побуждайте детей выявлять некоторые закономерности: чем ближе планета к Солнцу, тем на ней жарче; чем дальше планета от Солнца, тем больше времени требуется на ее оборот вокруг Солнца; планеты никогда не сходят со своих орбит.





Работа с иллюстрацией «Глобус планеты Формадос».

Педагог. Планета Формадос находится очень далеко от нашей Солнечной системы, и нам не видна их звезда. Вокруг их солнца вра­щается пять планет. Формадос — третья планета от звезды, и только на нем есть жизнь. Он похож на нашу Землю и тоже имеет один спутник.

Рассмотрите с детьми глобус планеты Формадос и карты (рис. 2, 3,4).

Педагог. Сколько на Формадосе материков? Чего на планете боль­ше: воды или суши. В переводе с формадосского языка их планета назы­вается «океан». На каждом материке расположена страна. Формадосцы живут в мире, говорят на одном языке. Северная часть суши покрыта го-


 



8


Рис.3

Рис.4


рами и лесами, а южная — пустынями. Формадосцы похожи на землян Они приспособились жить и на суше и в воде.

Работа с иллюстрацией «Портрет формадосца» (рис. 5).

Педагог. Нарисуйте портрет формадосца, соединяя линиями точ­ки, чтобы получилось схематическое изображение.


Рис.5


Предложите ребятам конкретизировать получившуюся схему (рас­красить фломастерами, добавить детали и т. д.).


Работа с иллюстрацией. Подберите иллюстрации, на которых изоб­ражены здания разной архитектуры (одноэтажные, многоэтажные; ста­ринные и современные; различного назначения и строения). Предло­жите детям продемонстрировать формадосцам здания и рассказать о материалах, из которых их сооружают, об оформлении, использовании.

Работа с иллюстрацией «Здание». Предложите детям вырезать ге­ометрические фигуры (рис. 6) и смоделировать из них здание по пред­ложенной схеме (рис. 7), а затем построить модели зданий по своему за­мыслу.

Игра «Построй здание». Предложите детям придумать и нарисо­вать на листах бумаги в клетку любое здание для планеты Формадос,

Рис.6

10


Рис.7

которое можно построить из строительного материала или конструк­торов. Например, здание, стоящее на горах (над водой, на песке, под песком, на глубине; подводный дом; здание, часть которого находится под водой, а часть на воде; парящее в воздухе здание и др.).

Проанализируйте с детьми готовые схемы и предложите сконст­руировать по ним постройки. По окончании строительства проана­лизируйте постройки с точки зрения схожести с изображениями; прочности, удобства использования; необычности, оригинальности конструктивных решений, гармоничности.










Игровые задания

Упражняйте детей в сооружении различных зданий из строитель­ного материала и конструкторов; конструировании по рисункам, фо­тографиям, чертежам и схемам, по собственным зарисовкам, по пред­лагаемым условиям, по замыслу, по темам («Подводный городок», «Плавучий городок», «Городок на сваях над водой», «Подводная ферма для океанических животных Формадоса» и пр.). Закреплять представления детей о геометрических фигурах и формах (диагности­ческое задание на установление соответствия по определенным при­знакам). Развивать воображение, творчество и изобретательность, спо-

11



Рис.8

Рис.9


собность к нестандартным решениям; упражнять в совместном конст­руировании.

Игра «Нарисуй животных Формадоса». Предложите детям нарисо­вать (сконструировать из конструктора, слепить, смастерить из бума­ги) животных планеты Формадос, обитающих на суше и в воде.

Игра «Модель здания». Предложите детям вырезать круг (рис. 8), затем разрезать его на части по линиям. Из образовавшихся фигур де­ти должны смоделировать здание по нерасчлененной схеме (рис. 9), затем придумать и сконструировать из фигур свое здание.

Диагностическое задание «Определи фигуры». Предложите де­тям раскрасить фигуры (рис. 10).


Рис. 10


13


Педагог. Быстро найдите и назовите одинаковые по форме фигу­ры. Найдите и назовите фигуры одинакового цвета. Найдите и назови­те фигуры большого (маленького) размера.


Игра «Найди одинаковые постройки» (рис. 11).

Игра «Найди одинаковые конструкции». Соберите из конструкторов 8-10 похожих предметов (из них 2 предмета одинаковые) и, определив время (1 минута по песочным часам), дайте детям задание: «Найдите одинаковые конструкции».

Игра «Что получилось?». Каждый ребенок сооружает любую мо­дель из конструктора. Затем дети угадывают, у кого что получилось.

|для самых любознательных

Рис. 11


Древний астроном Птолемей, изучив труды живших до него уче­ных, построил схему Солнечной системы. Он утверждал, что Земля является ее центром, а Солнце и другие планеты вращаются вокруг


Земли. Значительно позже ученый-астроном Коперник доказал, что в центре Солнечной системы находится не Земля, а Солнце.

Холодные планеты не излучают собственный свет, а светятся как звезды, потому что отражают свет Солнца. Современные ученые наде ются открыть новые планеты Солнечной системы. Между планетами земной группы и планетами-гигантами находится пояс астероидов (куски камней разной величины и формы). Предполагается, что это остатки разрушенной планеты.

Солнечная система образовалась из огромного облака, состоящего из газа и пыли. Облако стало уменьшаться, густеть, и наконец в его центре образовался взрыв. Так вспыхнуло Солнце, а потом из остав шейся части облака образовались планеты.

Ключевые слова

Контурная схема, расчлененная модель, геометрические фигуры размер, центр.










Тема 2. машины

Цель. Формировать представления детей о машинах разных видов, их строении и назначении; упражнять в плоскостной моделировании и в построении схем; развивать способность к порождению новых оригинальных идей, к анализу схем, чер тежей, конструкций; формировать объяснительную речь; раз вивать самостоятельность, активность, уверенность, незави симость мышления.

Материал. Фломастеры, карандаши, ластики, набор геомет рических фигур, строительный материал, конструкторы.

Ход работы

Педагог. Мы должны познакомить формадосцев с развитием ма шиностроения на нашей планете и помочь им в конструировании но вых машин.

Работа с иллюстрациями. Подберите иллюстрации, на которых изображены разные машины. Рассмотрите их с детьми, проанализи руйте внешнее строение и назначение машин.

Работа с иллюстрацией «Машина». Предложите детям смодели ровать из набора геометрических фигур машину по предложенной рас члененной схеме (рис. 12), а затем придумать и смоделировать свой машину.

Дайте ребятам задание: построить схему машины по своему замыс лу, используя любой знакомый способ (смоделировать фигурами на листе бумаги, затем обвести фигуры и снять с листа; нарисовать на бу


Рис. 12

маге в клеточку; изобразить на чистом листе на глаз). Пусть дети кон­кретизируют схемы, раскрасят их.

Предложите им показать формадосцам способы построения машин: пусть они сконструируют машины по своим схемам, придумают им на­звания, расскажут о назначении и способах использования.

Диагностическое задание «Подбери детали для машин». Пред­ложите детям смоделировать машину по контурной схеме (рис. 13)

16


из геометрических фигур из коробочек, а затем придумать и смоде лировать свою машину.

Предложите им сконструировать из конструктора любую машину, пригодную для использования в условиях планеты Формадос (машина для езды по горам, по пескам; вездеход; машина для уборки плодов с деревьев; бурильная машина; грузовая машина для перевозки жидких грузов; машина для полива полей и др.) Пусть ребята расскажут о своих конструкциях, их строении, принципах работы.



Игровые задания


Упражняйте детей в строительстве земных и инопланетных машин из разных конструкторских материалов (по готовым чертежам, схемам, ри сункам); их преобразовании по различным условиям («Построй такую же машину, как на этом чертеже, но преврати ее в машину для перевозки леса, песка, камня, панелей, цемента, оборудования», «Сконструируй та

Рис. 13.


кую же машину, но измени направление ее движения»). Упражняйте в построении чертежей машин в трех проекциях (вид спереди, сбоку и сверху) с готовой конструкции, с аксонометрического чертежа по замыс­лу, способом моделирования геометрическими фигурами и их обведения, рисованием на листах в клеточку и на глаз с последующим воспроизве­дением из конструкторского материала; в сооружении совместных пост­роек на темы: «Строительные работы», «Добыча полезных ископаемых», «На полях Формадоса», «Животноводческая ферма» и пр.

Игра «Раскрась детали». Задание: раскрась последнюю деталь так, чтобы не повторить уже изображенную деталь (рис. 14).


Рис. 14


18


Игра «Телепортация». Предложите детям побывать на Формадосе с помощью способа «телепортации» на специальной машине. Пусть дети нарисуют то, что они «увидят» на Формадосе, а затем составят рассказы по своим рисункам.


Игра «Дадим совет формадосцам».

Педагог. На планете Формадос растут деревья с удивительны ми листьями: они круглой формы, очень прочные и большие (разме ром с обруч). Подумайте и расскажите, как такие листья можно ис пользовать.

Игра «Дострой конструкцию». Ребенок начинает собирать модел! из конструктора, затем передает ее другому ребенку; тот продолжает сборку и передает модель следующему ребенку и т. д. Затем дети все вместе обсуждают, что у них получилось.

Игра «Передача информации Формадосу». Предложите детям по­слушать текст и запомнить его:

«Как земляне научились наблюдать за звездным небом? Ученый Га­лилей услышал о подзорной трубе и соорудил для себя такую же. Эте труба не давала очень большого увеличения, как современные телеско­пы, но с ее помощью Галилей сделал несколько потрясающих открытий Он обнаружил, что на Луне есть горы и долины, а на Солнце пятна; чтс Солнце вращается. В настоящее время на Земле построены обсерватории с очень мощными телескопами. Они помогают изучать звездное небо».

Затем поручите какому-либо ребенку (по желанию) пересказать текст в микрофон. Запишите на магнитофон несколько пересказов, по­слушайте их вместе с ребятами.

Для самых любознательных

Почему с нашей планеты ничего не падает? Почему все планеты Солнечной системы всегда вращаются вокруг Солнца, а спутники — во­круг своих планет и никуда не улетают? Великий ученый Исаак Нью­тон открыл закон всемирного тяготения, который управляет движени­ем всех тел. Все тела притягиваются друг к другу. Например, яблоко с яблони падает на землю — она его притягивает. Земля притягивает к се­бе Луну, Солнце притягивает к себе все планеты. Землю окружает атмо­сфера — воздушное пространство, которое тоже притягивается Землей. За атмосферой начинается безвоздушное пространство — космос.

(Понятие «притягивание» можно продемонстрировать на примере действия магнита.)

Ключевые слова

Моделирование, чертеж, вид спереди, сбоку, сверху.







Тема 3.

Летательные аппараты

Цель. Обобщать, систематизировать, уточнять представления детей об истории развития летательных аппаратов, их назначе­нии, зависимости строения от функционального назначения;

19



Рис. 15

Рис. 16


развивать конструкторские навыки, умение моделировать на плоскости, строить схемы и делать зарисовки будущих объек­тов; упражнять в быстром решении проблемных ситуаций; раз­вивать творчество и изобретательность.

Материал. Карандаши, ластики, наборы геометрических фи­гур, строительный материал, конструктор.




Ход работы

Педагог. Мы должны познакомить формадосцев с земными лета­тельными аппаратами, рассказать о их строительстве, помочь им пост­роить летательные аппараты для планеты Формадос.

Работа с иллюстрацией. Подберите иллюстрации, на которых изо­бражены самолеты, вертолеты, ракеты, космические станции. Рассмо­трите их с детьми. Предложите ребятам составить рассказ о том, как земляне научились летать.

Работа с иллюстрацией «Космическая станция». Плоскостное мо­делирование космической станции из геометрических фигур (рис. 15). Составление схемы любого летательного аппарата и сооружение по ней космической станции из строительного материала.

Работа с иллюстрацией «Космический корабль». Моделирование ко­смического корабля из геометрических фигур (рис. 16). Придумывание и моделирование любого летательного аппарата из геометрических фигур.

Игра «Сконструируй летательный аппарат». Дети рисуют схема­тические изображения различных летательных аппаратов, конструи­руют летательный аппарат из конструктора (анализ построек, демон­страция в действии).

Диагностическое задание «Кубики». Предложите детям рассмот­реть кубики, разные по величине и сделанные из различных материа­лов (из пенопласта, поролона, дерева, камня, металла). Пусть дети сравнят их по весу. Спросите: «Какой кубик самый тяжелый? Какой самый легкий?».

Расскажите ребятам о невесомости в космосе и спросите: «Как бы вели себя эти кубики в невесомости?». Напомните им о передачах с ко­смической станции «Мир», в которых показывают движения космо­навтов и предметов в состоянии невесомости. Объясните детям в до­ступной форме, почему в космосе (в безвоздушном пространстве за пределами земного притяжения) начинается невесомость.

Игра «Мы в невесомости». Предложите детям выполнить различ­ные медленные пластические движения.

Диагностическое задание «Инструменты». Предложите детям рас­смотреть 5-6 инструментов (например: гаечный ключ, молоток, клещи, отвертка, ножовка, напильник). Пусть дети назовут их одним словом и определят, для чего они необходимы человеку на земле и в космосе.

Игра «Найди самолет». Предложите 5-6 ребятам сконструировать по самолету из конструктора. Внимательно рассмотрите с детьми все


конструкции (в течение 1-2 мин.), затем сложите их в мешочек. Каж­дый ребенок должен на ощупь найти свой самолет.


Игровые задания

Упражняйте детей в строительстве различных летательных аппара­тов из строительного материала и конструкторов; развивайте способ­ность к моделированию и конструированию, к построению чертежей сооружений; упражняйте в строительстве по условиям («Построй ра­кету с большой грузовой частью для перевозки этого оборудования», «Сконструируй пассажирский межпланетный корабль»); в конструи­ровании по темам («Космодром на Формадосе», «На необитаемой пла­нете», «Космическая станция для межпланетных кораблей» и др.). Развивайте остроту зрительного восприятия, быстроту реакции, уме­ние работать со схематическими изображениями.

Игра «Кто быстрее отремонтирует космическую станцию». Ори­ентируясь по схеме, изображенной слева, дети должны подрисовать не­достающие элементы на схеме, изображенной справа (рис. 17).

Игра «Закончи конструкцию». Предложите детям разбиться на па­ры. Каждый ребенок собирает из конструктора какую-либо заготовку, затем меняется ею с напарником и заканчивает его конструкцию.

Игра «Сделай зарисовку». Предложите ребятам сконструировать из конструкторов самолеты, затем зарисовать их на бумаге в клетку. Зада­ние можно усложнить, предложив сделать чертеж самолета в трех про­екциях (вид спереди, сбоку, сверху).

Игра «Передача информации Формадосу». Запись на магнитофон совместных детских высказываний после прочтения текста.

«Начало космической эры на Земле. Впервые в 1957 году с космо­дрома Байконур в Советском Союзе стартовал первый в мире искусст­венный спутник Земли. Через месяц был запущен второй искусствен­ный спутник с собакой Лайкой. 12 апреля 1961 года в кабину космического корабля «Восток» шагнул землянин Юрий Гагарин. Ко­рабль сделал виток вокруг Земли. 17 витков вокруг Земли сделал вто­рой космонавт нашей страны Герман Титов».

Для самых любознательных

Для того чтобы человек мог длительно пребывать в космическом пространстве, приходится преодолевать много проблем по его жизне­обеспечению. Поэтому для изучения Вселенной за пределами атмосфе­ры Земли удобнее использовать роботов. Их отправляют на разведку в далекие уголки Солнечной системы. Первым преодолела земное притя­жение и отправилась к Луне советская автоматическая станция «Луна-1», затем «Венера-1». Американская космическая станция «Вояджер-2» летела к планете Нептун 12 лет и успешно работала в ее окрестностях.

Кпючевые слова

Вес, деталь, проекция.

22


Рис. 17


Тема 4. Роботы

Цель. Расширять знания детей об истории робототехники; упражнять в создании схем и чертежей, в моделировании на плоскости, в конструировании из разных строительных набо­ров и конструкторов; развивать фантазию, воображение, вни­мание, сообразительность, изобретательность; умение делать умозаключения, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки.

23


Рис. 18

Материал. Карандаши, геометрические фигуры, конструкторы.


Ход работы

Педагог. Мы должны передать Формадосу сообщение об истории развития робототехники на Земле.

Педагог задает вопросы, а дети (по желанию) отвечают, передавая друг другу микрофон.

Педагог. Для чего люди стали изобретать роботов? Для каких ра­бот применяют роботов? Из каких материалов их изготавливают?

Уточняйте, дополняйте высказывания детей.

Диагностическое задание «Схема робота». Рассматривание рас­члененной схемы с изображением роботов (рис. 18). Моделирование роботов из геометрических фигур. Составление схем роботов (рисова­ние) с последующим их конструированием. Рассматривание, анализ, объяснение принципов работы роботов. Построение чертежей роботов в трех проекциях с образца готовой конструкции, используя на выбор любой знакомый способ (обведение фигур, рисование на листках в клетку, на чистых листах на глаз). Моделирование роботов из геомет­рических фигур, хранящихся в коробочках.

24


Игра «Придумай робота». Педагог предлагает детям придумать и нарисовать схему человекоподобного робота или робота-автомата для добычи руды (для исследовательских работ на дне океана, в открытом космосе, на изучаемой планете и т. д.).

Диагностическое задание «Почини робота». Предложите детям починить робота, изображенного справа (рис. 19), подрисовав недоста­ющие элементы.


Игровые задания


Рис. 19


25


Упражняйте детей в создании роботов для различных целей из кон­структоров «Лего» и других конструкторов; развивайте потребность к экспериментированию и изобретательству, совершенствуйте конструк­торские способности; упражняйте в создании чертежей (в трех проек­циях с готовой конструкции). Упражняйте детей в конструировании по чертежам, по условиям («Построй такого же робота, как на этой схеме, но чтобы он толкал перед собой тележку с грузом (чтобы мог двигаться


 


26








Рис. 20


ПО песку, по камням, по воде)), в конструировании на темы: «Роботы исследуют необитаемую планету», «Завод-автомат», «Подводное стро­ительство на Формадосе с применением роботов» и др.

Диагностическое задание «Отыщи путь роботу». Предложите детям найти путь роботу по предложенной справа схеме-подсказке (рис. 20).

Игра «Найди части для замены в микросхеме робота». Предложите детям отремонтировать робота: найти на «экране компьютера» узлы микросхемы, вышедшие из строя (рис. 21).

Игра «Возьми интервью у вернувшегося из полета космонавта». Дети придумывают рассказы, составленные в форме интервью, взятого у космонавта.


Рис. 21


27


Игра «Что изменилось у робота». Педагог предлагает детям рассмо­треть сконструированного им из конструктора робота в течение 1 ми­нуты. Затем дети закрывают глаза, а педагог вносит в конструкцию не­которые изменения. Дети должны сказать, что изменилось.


Игра «Собери робота». Предложите детям быстро отобрать наугад по 8-10 деталей и собрать робота. Выигрывают те дети, которые быст­ро выполнят задание и сделают оригинальные конструкции.

Игра «Передача информации Формадосу». Совместная магнито­фонная запись высказываний детей после сообщения воспитателя на тему «Космические роботы на Луне»:

«Первую мягкую посадку на Луну произвела лунная станция „Лу-на-9", запущенная СССР. Когда она прилунилась, антенны ее раскры­лись, как лепестки у цветка. Она передала свой первый телевизионный репортаж с поверхности Луны, и мир узнал, что лунные моря вовсе не покрыты толстым слоем пыли, что на поверхности Луны много кам­ней. С тех пор на Луне побывали много роботов-автоматов. Они доста­вили на Землю фотографии никогда не видимой обратной стороны Луны, собрали образцы лунного грунта и помогли людям сделать мно­жество научных открытий. Первый пилотируемый полет на Луну со­вершили три американца. Командир экипажа Нейл Амстронг первый спустился по лестнице и осторожно вступил на Луну. Следы от башма­ков космонавтов будут сохраняться в условиях Луны миллионы лет».

Ключевые слова

Плоскостное изображение, объемное изображение.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: