Тема 5. проекты городов

Цель. Упражнять детей в составлении планов строительства; совершенствовать конструкторские способности; формиро­вать совместную поисковую деятельность; развивать умение делать самостоятельные исследования и выводы. Материал. Бумага, карандаши, ластики.

Ход работы

Педагог. Мы должны помочь формадосцам спроектировать но­вые современные города с учетом особенностей их планеты: «Подвод­ный город», «Плавучий город», «Город в пустыне».

Предложите каждому ребенку нарисовать план любого города и дать ему название. По окончании работы обсудите с детьми «проек­ты». Пусть ребята расскажут по своим планам о том, что они изобра­зили и почему изобразили именно так; как можно построить тот или иной объект.

В ходе обсуждения побуждайте детей устанавливать взаимное рас­положение предметов и фигур («Слева от этого здания я построю...», «За этим сооружением будет...», «А что у тебя изображено между дву­мя постройками, изображенными в нижнем левом углу?»). Предлагай-


те им задавать друг другу по ходу обсуждения подобные вопросы, по­буждайте давать друг другу советы по улучшению «проектов».

По окончании работы предложите детям отобрать 3 разных отрабо­танных проекта, объединиться по желанию для строительства и при­ступить к совместной деятельности. Предоставьте им для реализации их замыслов различные конструкторские и дополнительные материа­лы (бумага, ножницы, коробочки, флаконы и пр.).

Советы воспитателю

Отмечайте проявления детей в совместной деятельности: уровень развития навыков; нестандартные, интересные решения и новые идеи, развитие умений ребят со слабыми конструкторскими способностями. По окончании строительства проанализируйте наиболее удачные соору­жения с точки зрения их необычности, функционального назначения, удобства использования, соответствия условиям. Предложите зафиксиро­вать эти постройки, сделать их схемы. Пусть ребята объединятся в группы по 4 человека и каждый изобразит схему постройки с одной стороны.

Игра «Разгадайте послания из космоса». Предложите детям приду­мать и рассказать истории по изображениям на картинках (рис. 22, 23).

29


Рис. 22


Рис. 23




Игровые задания

Упражняйте детей в построении планов, схем и чертежей; развивай­те творчество и изобретательность; совершенствуйте конструкторские способности.

Упражняйте в конструирование по предварительно нарисованным планам внутренних помещений («Космический порт», «Подводный магазин», «Цирк»); составлении схем с рисунков (детям предлагают их предметные рисунки (здания, машины, роботы, космические кораб­ли) и просят сделать с них схематические изображения из геометриче­ских фигур); построении расчлененных схем по инструкции («Нари­суйте схему машины с двумя прицепами, способной передвигаться в условиях пустыни»).

Игра «Что я задумал?». Предложите каждому ребенку сделать схе­му любого сооружения. Затем все дети меняются схемами.

Каждый ребенок должен догадаться, что изображает схема, постро­ить по ней конструкцию и обосновать, соответствует ли она предлага­емой схеме и как можно использовать данное сооружение.

Работа с иллюстрацией «Морские раковины». Предложите ребя­там рассмотреть изображение створки раковины из формадоского мо-

30


ря (рис. 24). Расскажите, что эти раковины крупные (размером с об­руч), белые, очень прочные. Спросите: «Где и как можно использовать раковины на планете Формадос?».

Игра «Драгоценные камни».

Педагог. На Формадосе на беретах водоемов можно найти много удивительно красивых кристаллов разных цветов, размеров и форм. Но жители планеты никак их не используют. Давайте покажем им возмож­ности изготовления ювелирных изделий из камней-многогранников.

Дети рассматривают картинку (рис. 25) и рисуют фломастерами оправы для камней (перстни, кулоны, броши, серьги и пр.).

Педагог. Почему многогранники называются именно так? Поче­му кристаллы так ярко переливаются на свету?

Игра «Что это?» Дети делятся на две команды. У каждой команды строительные детали: 1 цилиндр и 1 конус. Задание: придумайте, что можно сконструировать из этих деталей. Команды по очереди называ­ют возможные конструкции. Выигрывает команда, чей ответ окажется последним.


Рис. 24



Рис. 25


31


Игра «Размести детали внутри замкнутой линии». Предложите де­тям отобрать по 7 любых деталей из строительного набора, выложить


на бумаге из них изображения, устанавливая детали на любые грани, плотно друг к другу, обвести вокруг фломастером, снять с листа и пе­редать схему и детали партнеру по игре. Цель игры состоит в том, что­бы быстро уложить детали внутри контурной линии.

Игра «Собери предмет». Задание: собери любой предмет из конст­руктора и расскажи о нем смешную историю.

Игра «Передача информации Формадосу». Видеозапись высказыва­ний детей после беседы с воспитателем на данную тему (с последую­щим просмотром):

«На планете Земля наступил XXI век. Человечеству грозит опас­ность. Истощаются запасы многих полезных ископаемых: угля, нефти, газа и других. В некоторых районах ощущается нехватка воды. В атмо­сферу попадают вредные выбросы производства. Изменяется и ухуд­шается климат и условия жизни людей. Гибнет растительный и живот­ный мир. Задача науки — помочь человечеству предотвратить угрозу. В этом науке помогает изучение Земли и других планет Солнечной си­стемы. Какая опасность грозит человечеству? Что нужно делать, что­бы спасти планету от катастрофы?».

Для самых любознательных

Иногда мы наблюдаем на небе движущиеся бледные небесные тела с огромными огненными хвостами. Это кометы. Они вращаются во­круг Солнца и периодически встречаются с Землей. Часто мы видим на ночном небе «падающие звезды». Это— метеоры, обломки рассы­павшихся комет, или просто камни (куски и огромные глыбы). Когда кометы притягивает Земля, они попадают в ее атмосферу, начинают сгорать и светиться. Те кометы, которые не успевают сгореть и падают на Землю, называют метеоритами. Самые огромные метеориты иногда тоже наносят ущерб планете.

Ключевые слова

План, многогранник, контур.








Тема 6. Мосты

Цель. Совершенствовать умение детей конструировать мос­ты разного назначения; упражнять в построении схем, черте­жей мостов; совершенствовать умение конструировать двига­ющиеся механизмы из конструктора, сооружать простейший механизм — рычаг, позволяющий приводить в движение от­дельные элементы конструкции.

Материал. Листы бумаги в клетку, карандаши, ластики, базо­вый конструктор.

32


Ход работы

Педагог. Мы должны помочь формадосцам смоделировать раз­ные мосты через реки и пропасти, которые имеются на их планете. Ка­кие бывают мосты? (Пешеходные, железнодорожные, автодорожные; разные по строению, материалу, длине, ширине, оформлению; одноярус­ные, двухъярусные и т. д.)

Работа с иллюстрацией. Подберите иллюстрации, на которых изоб­ражены различные мосты. Рассмотрите их с детьми, проанализируйте.

Диагностическое задание «Нарисуй схему моста по инструкции». Предложите детям нарисовать схему моста по клеточкам: «Отступите от края листа сверху 10 клеточек, а слева 3 клеточки и нарисуйте квадра­тик размером в 1 клеточку; подрисуйте еще пять квадратиков. Отступи­те 8 клеточек вправо и нарисуйте такой же столбик, затем еще раз отсту­пите 8 клеточек вправо и нарисуйте столбик. Соедините столбики-устои чертой сверху, чтобы получилось перекрытие моста. На перекрытии на­рисуйте маленькие столбики-квадратики, между которыми должно быть расстояние в 2 клеточки».

После выполнения этой части задания предложите детям завер­шить рисование схемы (по желанию).

Предложите детям построить мосты из конструктора по замыслу. В про­цессе анализа построек отметьте наиболее оригинальные нестандартные ре­шения, идеи, конструктивные находки. Наиболее интересные, сложные мосты предложите зарисовать, чтобы не забыть способы их построения и использовать схемы в дальнейшем (вид спереди), а с небольших мостов, но необычных, красивых пусть дети сделают чертежи в трех проекциях.

Игра «Плоскостное моделирование». Дети моделируют мосты из ге­ометрических фигур.

Игра «Лего-живопись». Составление узоров на плате «Лего» для ук­рашения мостов.

Игра «Повтори узор». Один из узоров на плате «Лего» демонстри­руется 30 секунд, а затем убирается. Дети воспроизводят по памяти та­кой же узор.

Игра «Знакомство с новым конструктором». Работа с конструкто­ром «Первые механизмы Лего-Дакта» (или другим подобным). Рас­сматривание деталей, эксперименты с ними.

Познакомьте детей с планкой и осью. Поэкспериментируйте и вы­ясните, как движется планка, если ось проходит в середине ее или вде­та в крайнее отверстие. Предложите детям соорудить с помощью этого механизма разводную часть моста, чтобы эта часть поднималась квер­ху и в образовавшийся промежуток мог проплывать кораблик.

Игровые задания

Упражняйте детей в конструировании различных мостов из конст­рукторов; в сооружении мостов по схемам, чертежам, по собственным рисункам, по условиям (через реку определенной ширины, разводной

33


мост, автодорожный мост с двухсторонним движением и т. д.); в зари­совке мостов, построении схем. Развивайте зрительный анализ, внима­ние, сосредоточенность при выполнении заданий.

Игра «Найди вездеход». Предложите детям заштриховать поверх­ность картинки (рис. 26) так, чтобы остался виден вездеход.

Игра «Собери схему для прибора». Дети соединяют чертой сначала все кружочки, затем по желанию выбирают любую следующую фигур­ку и продолжают соединять далее все однородные фигурки, пока обра­зовавшаяся цепь не замкнется (рис. 27).

34


Рис. 26



35


Рис. 27


Игра «Кто придумает и сконструирует больше механизмов». Дети кон­струируют механизмы, в которых применяется рычаг (насос, качели, весы, подъемное устройство, компостер и пр.). Поощряйте выдумку, фантазию, неординарность решений, юмор (например, крышкоподниматель для кас­трюль). Пусть ребята придумают названия для своих изобретений, расска­жут о принципах их действия, придумают истории о своих механизмах.

Игра «Передача информации Формадосу». Магнитофонная запись ответов детей на вопросы педагога.

Педагог. Какие виды транспорта есть на Земле? (Наземный, воз­душный, водный, подводный, подземный.) Какие вы знаете транспорт­ные средства? (Пассажирские, грузовые.) Какие виды пассажирского транспорта вы знаете? Какие существуют машины, самолеты, суда для перевозки различных грузов? Благодаря чему транспорт двигается?

Ключевые слова

Ось, планка, рычаг.








Тема 7. суда

Цель. Расширять представления детей о судах (виды судов, функциональное назначение, особенности строения); упраж­нять в сооружении различных судов; познакомить с исполь­зованием блока (колесо с желобком по ободу для веревки) в механизмах, дать представление о ременной передаче. Материал. Геометрические фигуры, карандаши, ластики, конст­руктор.

Ход работы

Педагог. На Формадосе есть реки, моря, океаны. Мы должны по­мочь жителям планеты разработать проекты постройки различных су­дов, которые им необходимы. Но сначала мы отправим им сообщение с рассказом о наших судах.

Подберите иллюстрации, по которым можно рассказать об истории развития судостроения (плот, лодка, выдолбленная из ствола, лодка с парусом, первый пароход и т. д.), а также иллюстрации или слайды с изображением современных судов и кораблей разного назначения. Пусть дети расскажут о судах, используя иллюстрации.

Диагностическое задание «Определи созвездия». Расскажите детям о том, что в далекие времена, когда только начиналось разви­ваться кораблестроение, у мореходов не было приборов для опреде­ления направления движения, поэтому они ориентировались по звездам. Покажите им схему звездного неба, на которой изображе­ны созвездия (рис. 28). Пусть дети, используя эту схему, нарисуют

36


 


37


Рис. 28


Рис. 29

созвездия на листе с изображением звезд (рис. 29), соединив их
прямыми линиями.                   "                                            «,

Работа с иллюстрацией «Корабль». Предложите детям задание по плоскостному моделированию: собрать по расчлененной схеме (рис. 30) корабль из геометрических фигур, а затем придумать и смоделировать свое судно.

Работа с иллюстрацией «Подводное судно». Дети конструируют по нерасчлененной схеме (рис. 31) подводное судно из геометрических фигур.

Предложите детям конструкторы для строительства различных су­дов. Отмечайте оригинальные, новые конструктивные решения. Посо-

38


ветуйте ребятам зарисовать удачные конструкции, чтобы не забыть как их нужно строить.

Поговорите с детьми о судовых и портовых подъемных кранах, об их назначении. Предложите сконструировать такой кран из конструк­тора. Покажите блок, рассмотрите его строение, расскажите, где он применяется.


Рис. 30



Рис.31


39


Покажите детям способ изготовления ременной передачи. Располо­жите на одной плоскости два блока, наденьте на оси, соедините блоки связанной веревочкой. С помощью рукоятки, соединенной с осью од-


ного блока, начните его вращать. Обратите внимание детей на то, что этот блок приводит в движение второй блок.

Соорудите вместе с детьми подъемный кран. Укрепите на столе блок, привяжите к нему веревку и рукоятку. Привяжите к концу верев­ки крючок и прицепите к нему какой-нибудь груз. Начинайте крутить рукоятку; веревка начинает наматываться на блок, и груз поднимается. Предложите детям построить подъемные краны любых конструкций и снабдить их такими подъемными устройствами.

Организуйте сюжетную игру «Порт».

Игра «Придумай и построй». Предложите детям придумать и скон­струировать сооружения с механическими устройствами, которые они научились мастерить на предыдущих занятиях.













Игровые задания

Упражняйте детей в конструировании различных судов, в плоско­стном моделировании по условиям («Сконструируйте из геометриче­ских фигур грузовое судно для перевозки леса с одним судовым кра­ном, с моторным отделением и каютами, расположенными у кормы», «Сконструируйте контейнеровоз с двумя судовыми кранами, позволя­ющими грузить контейнеры и в трюм, и на палубу, моторное отделение и каюты пусть будут размещены в центре судна» и т. д.). Упражняйте в зарисовке судов, в построении схем; развивайте сообразительность, конструкторские навыки, творчество и изобретательность.

Игра «Сконструируй судно». Каждый ребенок конструирует судно. Затем все дети угадывают назначение каждого судна.

Игра «Регата». Предложите детям сконструировать лодки, плоты, шхуны, джонки, кораблики и пр. Раздайте им веревки одинаковой длины. Дети прикрепят их к конструкциям, затем возьмут блоки, оси, рукоятки и сконструируют блоки-вороты (закрепят веревки на бло­ках). Определите на столе старт (установите все плавающие средства) и финиш. Дети по сигналу начинают крутить рукоятки и самостоя­тельно устанавливают зависимость скорости движения конструкции от скорости вращения ворота.

Игра «Передача информации Формадосу». Педагог читает текст «Поговорим о звездах», затем дети пересказывают его, дополняя и по­правляя друг друга. Магнитофонная запись высказываний детей.

«Наше Солнце — одинокая звезда. Но во Вселенной бывают и солн­ца-близнецы, и солнечные семьи, когда рядом находятся несколько звезд. На всех звездах очень высокая температура, но на некоторых звездах она намного ниже; их называют холодными. Эти звезды крас­ного цвета. Звезды с очень высокой температурой называют горячими; они белые и голубые. Есть звезды-гиганты. Наше Солнце и все орбиты планет могут поместиться в такой звезде. Есть звезды-карлики, по раз­меру они меньше Земли и даже Луны. Звезды могут взрываться и раз­дуваться, увеличиваться и уменьшаться, затухать».

40


Для самых любознательных

Межзвездное пространство не пустое, оно заполнено газом и пылью иногда образующими целые облака, светлые и темные туманности.

Ключевые слова

Блок, ворот, ременная передача.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: