Третий этап. Проведение общего собрания участников

В рамках этого этапа можно выделить несколько самостоятельных стадий проведения общего собрания участников:

a) проверка полномочий и регистрация лиц, участвующих в общем собрании участников;

b) определение кворума общего собрания участников;

c) обсуждение вопросов повестки дня собрания, голосование, подсчет голосов и подведение итогов голосования;

d) подготовка документов общего собрания участников.

Прежде чем перейти к детальному рассмотрению каждого этапа работы по подготовке и проведению общего собрания участников, необходимо сделать одно замечание относительно того органа управления, который ответствен за его проведение.

Закон об ООО, регламентируя работу по подготовке и проведению собрания, возлагает эту работу на исполнительный орган общества. Причем, по смыслу Закона, это может быть как коллегиальный исполнительный орган, так и единоличный. Вместе с тем согласно п. 2 ст. 32 Закона допускается решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников, отнести к компетенции совета директоров, что должно быть отражено в уставе общества.

Таким образом, Закон создает возможность вариантности при выборе органа управления, который будет заниматься организацией работы по подготовке и проведению общего собрания участников. В дальнейшем изложении мы будем исходить из того, что в качестве такого органа выступает коллегиальный исполнительный орган - правление общества.

Причем будет рассмотрен вариант подготовки собрания, на котором должны утверждаться годовые результаты деятельности общества (годовое общее собрание участников), и соответственно такое собрание участников должно проводиться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года (т.е. март - апрель).

 

Первый этап. Подготовка общего собрания участников

 

Формирование повестки дня общего собрания участников и ее утверждение. Формирование повестки дня годового общего собрания участников в отличие от внеочередного собрания участников имеет свои особенности, требующие рассмотрения этого вопроса более детально, тем более что порядок формирования повестки дня внеочередного общего собрания участников был рассмотрен выше.

Порядок формирования повестки дня в обществе с ограниченной ответственностью значительно отличается от такой же процедуры в акционерных обществах, поскольку, если в первом случае инициатива в формировании повестки принадлежит исполнительному органу, то во втором случае акцент делается на инициативе самих акционеров. Вместе с тем это никоим образом не ущемляет права участников, так как в отличие от акционерных обществ в обществах с ограниченной ответственностью участники имеют право дополнять повестку дня, в связи с чем возникает стадия в процедуре организации собрания, которой нет в акционерных обществах и которая будет рассмотрена далее.

Итак, правление общества выступает инициатором проведения годового общего собрания участников. Надо иметь в виду, что сроки проведения годового общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью более короткие, чем установленные для проведения годовых собраний акционеров в акционерных обществах. Такое собрание должно проводиться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года. Учитывая, что согласно п. п. 1 и 4 ст. 36 Закона об ООО орган или лица, созывающие собрание, обязаны не позднее чем за 30 дней до его проведения (если более короткий срок не предусмотрен уставом общества) уведомить об этом каждого участника, при определении даты заседания правления общества, на котором будет утверждаться повестка дня годового общего собрания участников, эти сроки должны быть учтены.

При формировании повестки годового общего собрания участников необходимо учитывать, что законодатель в качестве обязательных вопросов указывает всего два: а) утверждение годового отчета и б) утверждение годового бухгалтерского баланса.

Учитывая, что согласно ст. 28 Закона об ООО общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества, целесообразно (при наличии чистой прибыли) в повестку годового общего собрания участников включать вопрос о распределении чистой прибыли между участниками общества.

Правление может включать и иные вопросы в повестку общего собрания участников общества. При этом следует учитывать одно очень важное условие: вопрос, который включается в повестку дня общего собрания участников, должен относиться к компетенции общего собрания участников, определенной уставом общества в соответствии с Законом.

Решение об утверждении повестки общего собрания участников принимается тем числом голосов, которое определено уставом общества.

Определение формы, даты, места, времени проведения общего собрания участников. Важным элементом подготовки общего собрания участников является определение правлением формы, даты, места и времени проведения общего собрания участников.

Как мы уже рассмотрели ранее, по форме своего проведения общее собрание участников подразделяется на собрание, проводимое в форме совместного присутствия участников, и собрание, проводимое в форме заочного голосования (опросным путем). Предметом настоящего рассмотрения является годовое общее собрание, его форма является заранее определенной самим Законом - это собрание, проводимое в форме совместного присутствия участников для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Дата проведения годового собрания должна определяться в пределах сроков, которые установлены уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года.

Законодатель не устанавливает специальных требований к месту проведения общего собрания участников. В том случае, если уставом общества или внутренним документом общества, регулирующим порядок деятельности общего собрания, специально не определено место проведения общего собрания участников, по общему правилу оно проводится в поселении (городе, поселке, селе), являющемся местом нахождения общества.

Кроме этого при подготовке к проведению общего собрания должны быть приняты решения о времени начала регистрации лиц, участвующих в таком общем собрании.

Определение круга лиц, имеющих право на участие в общем собрании участников. Определение круга лиц, имеющих право на участие в общем собрании участников, - весьма важный этап подготовки собрания. Ранее уже освещался этот вопрос применительно к реализации участниками своего права участия в работе общего собрания.

Здесь же необходимо рассмотреть некоторые аспекты этого шага, на которые в период подготовки к собранию участников обращается недостаточное внимание.

Список лиц, имеющих право на участие в общем собрании участников, составляется на основании данных списка участников общества.

Согласно п. 1 ст. 31.1 Закона об ООО общество ведет список участников общества с указанием сведений о каждом участнике общества, размере его доли в уставном капитале общества и ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или приобретения обществом.

Общество обязано обеспечивать ведение и хранение списка участников общества с момента государственной регистрации общества.

Несмотря на наличие списка участников общества, целесообразно, на наш взгляд, на его основе составлять список лиц, имеющих право на участие в общем собрании участников.

Последнее связано с тем, что круг лиц, имеющих право на участие в общем собрании участников общества, может быть шире, чем число участников общества, учитываемых в списке участников общества.

Во-первых, согласно п. 3 ст. 32 Закона об ООО члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, генеральный директор общества и члены правления общества, не являющиеся участниками общества, могут участвовать в общем собрании участников общества с правом совещательного голоса.

Во-вторых, в случае, если доля общества передана в доверительное управление, доверительный управляющий не будет учитываться в списке участников общества, поскольку он участником не является, но в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании участников, он включается. Такая ситуация может возникнуть, например, в случае смерти участника общества. Согласно ст. 1173 ГК РФ, если в составе наследства имеется имущество, требующее не только охраны, но и управления (предприятие, доля в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества, ценные бумаги, исключительные права и т.п.), нотариус в соответствии со ст. 1026 ГК РФ в качестве учредителя доверительного управления заключает договор доверительного управления этим имуществом.

В том случае, когда наследование осуществляется по завещанию, в котором назначен исполнитель завещания, права учредителя доверительного управления принадлежат исполнителю завещания.

Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, если иной орган не предусмотрен уставом общества, обеспечивает соответствие сведений об участниках общества и о принадлежащих им долях или частях долей в уставном капитале общества, о долях или частях долей, принадлежащих обществу, сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, и нотариально удостоверенным сделкам по переходу долей в уставном капитале общества, о которых стало известно обществу.

Участвовать в собрании могут все участники общества, которые приобрели права участников общества до дня проведения общего собрания участников.

Поскольку права участника общества непосредственно связаны с его правом на долю в уставном капитале общества, согласно п. 5 ст. 31.1 Закона об ООО в случае возникновения споров по поводу несоответствия сведений, указанных в списке участников общества, сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, право на долю или часть доли в уставном капитале общества устанавливается на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

В случае возникновения споров по поводу недостоверности сведений о принадлежности права на долю или часть доли, содержащихся в ЕГРЮЛ, право на долю или часть доли устанавливается на основании договора или иного подтверждающего возникновение у учредителя или участника права на долю или часть доли документа.

Целесообразно при подготовке списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании участников, фиксировать следующие сведения:

- имя (наименование) каждого такого лица;

- данные, необходимые для его идентификации;

- данные о размере доли и числе голосов, которыми лицо обладает;

- почтовый адрес в Российской Федерации, по которому должны направляться сообщения о проведении общего собрания участников.

Определение порядка сообщения участникам о проведении общего собрания участников. Важный этап подготовки общего собрания участников - это определение порядка сообщения участникам о проведении общего собрания акционеров.

Закон об ООО в п. 1 ст. 36 предусматривает в качестве основного варианта такого порядка уведомление каждого участника общества заказным письмом по адресу, указанному в списке участников общества.

Здесь отметим, что если в список лиц, имеющих право на участие в собрании участников, входят те лица, которые участниками не являются, например, как отмечалось ранее, доверительные управляющие, то указанный порядок сообщения о проведении общего собрания распространяется и в отношении их.

Однако в уставе общества может быть предусмотрен иной порядок сообщения участникам и лицам, имеющим право на участие в собрании о его проведении, например вручение каждому из указанных лиц под роспись такого сообщения или путем опубликования информации в средствах массовой информации.

Таким образом, форма сообщения участникам о проведении общего собрания участников, в том числе орган печати в случае сообщения в форме опубликования информации, определяется уставом общества.

Если уставом общества не предусмотрена определенная форма сообщения, то уведомление о проведении общего собрания участников осуществляется заказным письмом.

Определение перечня информации (материалов), предоставляемой участникам при подготовке к проведению общего собрания участников, и порядка ее предоставления. Определение перечня информации (материалов), предоставляемой участникам общества при подготовке к проведению общего собрания участников, осуществляется на заседании правления.

Однако реально правление исходит из норм Закона об ООО, которыми этот перечень определен достаточно четко.

Согласно п. 3 ст. 36 Закона к информации и материалам, подлежащим предоставлению участникам общества при подготовке общего собрания участников общества, относятся:

- годовой отчет общества;

- заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества и аудитора по результатам проверки годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов общества;

- сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы общества, совет директоров (наблюдательный совет) общества и ревизионную комиссию (ревизоры) общества;

- проект изменений и дополнений, вносимых в устав общества, или проект устава общества в новой редакции;

- проекты внутренних документов общества;

- иная информация (материалы), предусмотренная уставом общества.

Если иной порядок ознакомления участников общества с информацией и материалами не предусмотрен уставом общества, орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны направить им информацию и материалы вместе с уведомлением о проведении общего собрания участников общества, а в случае изменения повестки дня соответствующие информация и материалы направляются вместе с уведомлением о таком изменении.

Утверждение формы и текста бюллетеня для голосования в случае голосования бюллетенями. Учитывая, что голосование по вопросам повестки дня общего собрания участников может осуществляться как бюллетенями для голосования, так и без них, при использовании первого варианта требуется утверждение формы бюллетеня на заседании исполнительного органа.

В бюллетене для голосования рекомендуется указывать следующие сведения:

- полное фирменное наименование общества и место нахождения общества;

- форма проведения общего собрания участников;

- дата, место, время проведения общего собрания участников и в случае, когда проводится собрание в форме заочного голосования, дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени;

- формулировки решений по каждому вопросу (имя каждого кандидата), голосование по которому осуществляется данным бюллетенем;

- варианты голосования по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался";

- упоминание о том, что бюллетень для голосования должен быть подписан участником.

В случае осуществления кумулятивного голосования бюллетень для голосования должен содержать указание на это и разъяснение существа кумулятивного голосования.

 

Второй этап. Созыв общего собрания участников

 

Уведомление участников о проведении общего собрания участников. Согласно п. 1 ст. 36 Закона об ООО орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны не позднее чем за 30 дней до проведения общего собрания участников уведомить об этом каждого участника общества.

Следует обратить внимание на то, что согласно п. 4 ст. 36 Закона уставом может быть предусмотрен более короткий срок, чем названные 30 дней. Это важно для обществ с небольшим числом участников, когда есть возможность уведомить всех участников о проведении собрания за более короткие сроки, что повышает мобильность самого этого органа управления.

Учитывая, что последний срок проведения собрания - конец апреля, то уведомление должно быть осуществлено не позднее конца марта.

Согласно п. 2 ст. 36 Закона в уведомлении должны быть указаны:

- время и место проведения общего собрания участников общества;

- повестка дня общего собрания участников.

Однако наряду с этой информацией в сообщении о проведении общего собрания участников рекомендуется указать:

- полное фирменное наименование общества и место нахождения общества;

- форму проведения общего собрания участников;

- в случае проведения общего собрания участников в форме заочного голосования - дату окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени;

- порядок ознакомления с информацией (материалами), подлежащей предоставлению при подготовке к проведению общего собрания участников, и адрес (адреса), по которому с ней можно ознакомиться.

Кроме этого, в сообщении о проведении общего собрания, проводимого в форме собрания, должно быть указано время начала регистрации лиц, участвующих в общем собрании участников общества.

Участие участников общества в формировании повестки дня общего собрания участников. Согласно п. 2 ст. 36 Закона об ООО любой участник общества вправе вносить предложения о включении в повестку дня общего собрания участников общества дополнительных вопросов не позднее чем за 15 дней до его проведения (если более короткий срок не предусмотрен уставом общества).

Как видно из приведенной нормы, Закон не связывает право участника общества вносить предложения в повестку дня с неким числом голосов, которыми он должен обладать, как это сделано в отношении акционеров акционерных обществ.

Кроме этого, Закон определяет форму, в которой могут вноситься предложения в повестку дня участниками общества. Для того чтобы это не порождало разногласий и споров, видимо, будет правильно оговорить этот порядок в уставе общества.

Думается, что вопрос в повестку дня общего собрания участников должен вноситься в письменной форме с указанием:

- мотивов его постановки;

- имени участника, вносящего вопрос.

В случае если в обществе образуется совет директоров (наблюдательный совет), то при внесении предложений о выдвижении кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) общества, а также в ревизионную комиссию (ревизора) общества, в том числе в случае самовыдвижения, желательно, чтобы было указано:

- имя кандидата (в случае, если кандидат является участником общества, размер его доли и число голосов);

- имя (имена) участника (участников), выдвигающего кандидата, размер его (их) доли, число принадлежащих ему (им) голосов.

Правление общества обязано рассмотреть поступившие предложения и принять решение о включении их в повестку дня общего собрания акционеров или об отказе во включении в указанную повестку дня не позднее того срока, который должен быть определен в уставе общества.

Исходя из смысла ст. 36 Закона, вопрос, внесенный участником (участниками), подлежит включению в повестку дня общего собрания участников, равно как выдвинутые кандидаты подлежат включению в список кандидатур для голосования по выборам в совет директоров (наблюдательный совет) общества и ревизионную комиссию (ревизора) общества.

В абз. 2 п. 2 ст. 36 Закона предусмотрено фактически два основания, по которым орган, созывающий собрание (в рассматриваемом случае это правление), может произвести отказ по включению предложений участника.

Первое - внесенные вопросы не относятся к компетенции общего собрания участников общества.

Это основание достаточно простое, поскольку отказ должен корреспондировать с разделом устава общества, который посвящен компетенции общего собрания участников.

Второе - непонятное, поскольку Закон, объясняя такой отказ, устанавливает, что это касается вопросов, которые не соответствуют требованиям федеральных законов.

Конечно, при явном противоречии сформулированного участником вопроса какой-либо норме федерального закона не вызовет сомнения очевидность такого отказа.

Но как быть, например, в такой ситуации? Участник предлагает в повестку дня вопрос о досрочном прекращении полномочий членов совета директоров и избрании нового совета директоров, выдвигая своих кандидатов в этот совет директоров. Согласно п. 2 ст. 32 Закона порядок образования и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества. В уставе общества предусмотрено, что совет директоров избирается, а полномочия его членов досрочно прекращаются решением общего собрания участников. Но при этом в уставе определены требования, предъявляемые к лицам, избираемым в состав совета директоров (наблюдательный совет) общества. Участник общества вносит кандидатуру члена совета директоров без учета предусмотренных уставом требований к лицам, избираемым в совет директоров. Можно ли в этом случае отказать участнику в его предложении о внесении изменений в повестку дня общего собрания участников? На наш взгляд, по вопросу о досрочном прекращении полномочий членов совета директоров и избрании нового состава совета директоров - нельзя, но по кандидатурам, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым к лицам, предлагаемым в состав совета директоров, - можно. И в этом случае правление, руководствуясь этими требованиями, имеет все основания по отказу во включении в список кандидатов в состав совета директоров, если эти требования не соблюдаются.

Желательно, чтобы в уставе общества была описана процедура такого отказа. За основу можно взять процедуру отказа, предусмотренную для акционерных обществ.

Например, мотивированное решение правления общества об отказе во включении вопроса в повестку дня общего собрания участника или кандидата в список кандидатур для голосования по выборам в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию (ревизора) общества направляется участнику (участникам), внесшему вопрос или представившему предложение, не позднее определенного уставом срока с даты его принятия.

Из тех предложений, внесенных в повестку дня и кандидатов в органы управления, которые не вызывают возражений у членов правления, вносятся дополнения в повестку дня общего собрания участников, причем в отношении дополнительных вопросов, которые относятся к компетенции общего собрания участников, правление не вправе вносить изменения в их формулировки.

В случае если по предложению участников общества в первоначальную повестку дня общего собрания участников общества вносятся изменения, правление обязано не позднее чем за 10 дней (если более короткие сроки не определены уставом общества) до его проведения уведомить всех участников общества о внесенных в повестку дня изменениях.

Предоставление обществом материалов и информации участникам общества. Ранее мы уже рассмотрели то, какие информацию и материалы необходимо предоставлять участникам общества при подготовке общего собрания участников общества.

Все эти материалы в течение 30 дней (если уставом не предусмотрены более короткие сроки) до проведения общего собрания участников общества должны быть предоставлены всем участникам общества для ознакомления.

И здесь Закон об ООО дает возможность использовать как минимум два варианта.

Первый вариант. Исполнительный орган обязан направить участникам общества информацию и материалы вместе с уведомлением о проведении общего собрания участников общества, а в случае изменения повестки дня соответствующие информация и материалы направляются вместе с уведомлением о таком изменении.

Второй вариант. Исполнительный орган определяет место (например, помещение исполнительного органа общества) и период времени, в течение которого участники могут ознакомиться с информацией и материалами, а в случае изменения повестки дня - с информацией и материалами, связанными с этими изменениями.

Надо помнить, что общество обязано по требованию участника общества предоставить ему копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление.

Исходя из смысла п. 5 ст. 36 Закона, в случае нарушения порядка подготовки и созыва общего собрания участников общества, которые мы разделили на вышеописанные этапы, общее собрание участников общества признается неправомочным.

Единственным исключением из этого правила является то, что в таком собрании участвуют все участники общества. В этом случае даже выявленные нарушения порядка подготовки и созыва общего собрания не влияют на его правомочность.

 

Третий этап. Проведение общего собрания участников

 

Согласно п. 1 ст. 37 Закона об ООО общее собрание участников проводится в порядке, который, во-первых, устанавливается названным Законом, во-вторых, уставом общества и, в-третьих, внутренними документами общества. Учитывая опыт эффективно работающих обществ с ограниченной ответственностью, можно утверждать, что в целях более организованной работы по подготовке и проведению общего собрания участников необходимо разрабатывать специальный внутренний документ - положение об общем собрании участников общества. В этом случае устав не будет отягощен описанием процедурных моментов и вместе с тем каждый участник будет иметь возможность достаточно четко представлять себе ход подготовки и проведения общего собрания. Тем более что этот документ не будет представлять собой нечто застывшее и неизменное, поскольку Закон устанавливает, что в части, не урегулированной самим Законом, уставом общества и внутренними документами общества, порядок проведения общего собрания участников общества устанавливается решением общего собрания участников общества.

Проверка полномочий и регистрация лиц, участвующих в общем собрании участников. Перед открытием общего собрания участников общества проводится регистрация прибывших участников общества.

Поскольку мы уже отмечали, что целесообразно составлять списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании участников, на основе списков участников общества, регистрация прибывших участников может осуществляться с использованием этих списков.

Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.

Участники общества вправе участвовать в общем собрании лично или через своих представителей. Участник вправе в любое время заменить своего представителя на общем собрании участников общества или лично принять участие в общем собрании участников.

Представители участников общества действуют на основе доверенности. Необходимо отметить, что использование доверенности - это не только право участника общества опосредованно через своего представителя отстаивать свои интересы, но это также и совершенно легальный механизм консолидации голосов. В связи с этим рассмотрим этот вопрос более подробно.

В соответствии со ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Закон содержит ряд требований, которым должна соответствовать доверенность, выдаваемая на голосование. К ним относятся следующие:

- доверенность должна быть непременно письменной;

- в доверенности должна быть указана дата ее совершения;

- доверенность должна содержать сведения о представляемом и представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные);

- доверенность на голосование должна быть соответствующим образом оформлена, а именно удостоверена нотариально либо удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства или администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.

Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если же срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.

Согласно ст. 186 ГК РФ доверенность признается ничтожной, если в ней не указана дата ее совершения.

Лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершить те действия, на которые оно уполномочено.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что ст. 187 ГК РФ допускает вариант, когда лицо, которому выдана доверенность, может передоверить совершение этих действий другому лицу. Предусмотрено два основания для этого:

- лицо, которому выдана доверенность, уполномочено на это самой доверенностью;

- лицо, которому выдана доверенность, вынуждено к этому силой обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность.

Независимо от основания, которое дало возможность осуществить передоверие, передавший полномочия другому лицу должен известить об этом лицо, выдавшее доверенность, и сообщить ему сведения о лице, которому переданы полномочия.

В том случае, если первоначальный представитель не выполнил этой обязанности, он несет ответственность за действия лица, которому он передал полномочия, как за свои собственные.

Передоверие осуществляется путем выдачи доверенности первоначальным представителем новому представителю. Как правило, к такой доверенности предъявляются два требования:

1) она должна быть нотариально удостоверена;

2) она не может выходить за пределы существующих в первоначальной доверенности ограничений, включая срок ее действия.

Применительно к варианту передоверия права голоса участникам общества сделано исключение в отношении первого требования. Такая доверенность в случае ее передоверия не должна быть нотариально заверена (п. 3 ст. 187 ГК РФ).

Прекращение доверенности возможно по целому ряду оснований, предусмотренных ГК РФ.

Согласно ст. 188 ГК РФ действие доверенности прекращается вследствие:

- истечения срока доверенности;

- отмены доверенности лицом, выдавшим ее;

- отказа лица, которому выдана доверенность;

- прекращения юридического лица, от имени которого выдана доверенность;

- прекращения юридического лица, которому выдана доверенность;

- смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным или безвестно отсутствующим;

- смерти гражданина, которому выдана доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

Здесь нужно иметь в виду, что с прекращением доверенности теряет силу передоверие.

Учитывая, что выдача доверенности - это добровольный шаг доверителя, проявление расположения и доверия к лицу, которому доверенность выдается, у доверителя всегда остается право во всякое время отменить доверенность или передоверие. В то же время лицо, которому выдана доверенность, также во всякое время может отказаться от нее.

Поскольку указанное положение имеет конституирующее значение для доверенности, ГК РФ устанавливает, что соглашение об отказе от этих прав ничтожно.

Вместе с тем в целях определения ряда гарантий для представителя и третьих лиц в случае отмены доверенности ГК РФ содержит ряд обязанностей для лиц, отменивших свои доверенности.

Во-первых, лицо, отменившее доверенность, обязано известить об отмене лицо, которому доверенность выдана.

Во-вторых, известить известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность.

При этом необходимо иметь в виду, что права и обязанности, возникшие в результате действий лица, которому выдана доверенность, до того, как это лицо узнало или должно было узнать о ее прекращении, сохраняют силу для выдавшего доверенность и его правопреемников в отношении третьих лиц. Естественно, что это правило не применяется, если третье лицо знало или должно было знать, что действие доверенности прекратилось.

По прекращении доверенности лицо, которому она выдана, или его правопреемники обязаны вернуть доверенность.

Идея использования получения доверенности как механизма консолидации долей очень проста. Суть ее заключается в том, что участник общества при определении лица, которому он решил доверить голосовать своими голосами, приходящимися на его долю, не должен спрашивать согласие у других участников. И все те проблемы, которые были выявлены в главе 5, посвященной переходу доли от одного участника к другому в случае передачи доверенности, не возникают.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Закон об ООО не называет тот орган или лиц, которые должны осуществлять проверку полномочий и регистрацию лиц, имеющих право на участие в собрании участников. Исходя из смысла ст. ст. 35 и 36 указанного Закона, регистрация и проверка полномочий могут осуществляться теми органами и теми лицами, которые созывают общее собрание участников. Однако, по нашему мнению, это не лучший вариант решения данного вопроса. Поскольку согласно п. 1 ст. 37 порядок проведения собрания участников определяется в уставе или внутреннем документе общества, целесообразно именно в этих документах определить тех, кто будет проверять полномочия и регистрировать лиц, пришедших на собрание участников, а также решать еще ряд вопросов. Следует, на наш взгляд, для этих целей использовать счетную комиссию. Необходимо отметить, что Закон об ООО не обязывает общества формировать такой орган.

Однако практика показала, что при проведении собраний в любом случае возникает потребность в выполнении ряда обязательных работ. Привлечение каждый раз новых людей для выполнения этих работ требует объяснения им сути этих работ. При формировании же постоянно действующего органа этих проблем не возникает. Хотя и здесь нужен рациональный подход. Вряд ли есть смысл создавать счетную комиссию в обществах с малым числом участников (например, тремя или пятью), но в обществах, которые близки к максимально предельному числу участников, т.е. около 50, создание счетной комиссии оправданно.

Для этого в компетенцию общего собрания участников необходимо внести такие вопросы, как избрание членов счетной комиссии, досрочное прекращение полномочий членов счетной комиссии, определение срока полномочий счетной комиссии. А в разделе устава или внутреннего документа, посвященного описанию порядка проведения общего собрания участников, определить полномочия счетной комиссии и число членов счетной комиссии.

Счетная комиссия может обладать следующими полномочиями:

- проверять полномочия и осуществлять регистрацию лиц, имеющих право на участие в общем собрании участников;

- определять кворум общего собрания участников;

- разъяснять вопросы, возникающие в связи с реализацией участниками (их представителями) права голоса на общем собрании;

- разъяснять порядок голосования по вопросам, выносимым на голосование;

- обеспечивать установленный порядок голосования и права участников на участие в голосовании;

- подсчитывать голоса и подводить итоги голосования;

- составлять протокол об итогах голосования;

- передавать в архив бюллетени для голосования в том случае, если голосование осуществлялось бюллетенями.

В уставе необходимо закрепить положение о том, что в счетную комиссию не могут входить:

- члены совета директоров (наблюдательного совета) общества;

- члены ревизионной комиссии (ревизор) общества;

- члены коллегиального исполнительного органа общества;

- единоличный исполнительный орган общества, а равно управляющая организация или управляющий;

- а также лица, выдвигаемые кандидатами на эти должности.

Закон об ООО детально не регулирует процедуру регистрации участников собрания. Этот пробел надо восполнять через положения устава общества.

Естественно, что регистрация лиц, имеющих право на участие в общем собрании, должна осуществляться при условии идентификации лиц, явившихся для участия в общем собрании, путем сравнения данных, содержащихся в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании участников, с данными документов, предъявляемых (представляемых) указанными лицами.

Незарегистрировавшийся участник общества (представитель участника общества) не вправе принимать участие в голосовании.

Определение кворума общего собрания участников. Общее собрание участников правомочно (имеет кворум), если на момент окончания регистрации для участия в общем собрании зарегистрировались участники (их представители), обладающие в совокупности более чем половиной голосов от общего числа голосов участников общества.

Вместе с тем Закон не запрещает в уставе определить кворум иначе. Например, ввести какую-либо квалификацию: две трети или три четверти от общего числа голосов участников общества. Но в этом случае эти нормы должны корреспондироваться с положениями устава по установлению числа голосов, при которых решение будет считаться принятым.

Учитывая необходимость четкого определения позиции по наличию или отсутствию кворума на собраниях участников, возникает объективная необходимость в формировании такого органа собрания, как счетная комиссия.

Закон об ООО отдельно не регулирует ситуацию для тех случаев, когда отсутствует кворум. Однако на первый взгляд, учитывая положения п. 1 ст. 37 Закона, кажется, что этот вопрос можно урегулировать либо в уставе, либо в положении об общем собрании участников. Иначе участники могут оказаться в тупике, поскольку принять решение о том, как им поступать в связи с отсутствием кворума на собрании, где нет кворума, они не смогут. Это связано с тем, что принятие решения голосованием и подсчет голосов в обществах с ограниченной ответственностью осуществляются не от числа присутствующих участников, а от общего числа голосов участников. Таким образом, для того, чтобы принять даже то решение, по которому достаточно простого большинства голосов, на собрании должно присутствовать это большинство, иначе решение принято не будет. Следовательно, выход один - вновь собирать собрание, добиваясь наличия кворума. А что делать, если и второй раз кворума не будет? Собирать снова.

Обсуждение вопросов повестки дня собрания, голосование, подсчет голосов и подведение итогов голосования. Итак, регистрация завершилась, кворум есть.

Общее собрание участников общества открывается в указанное в уведомлении о проведении общего собрания участников общества время или, если все участники общества уже зарегистрированы, ранее.

Общее собрание участников общества открывает лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, или лицо, возглавляющее коллегиальный исполнительный орган.

В том случае, когда речь идет о внеочередном собрании, созываемом советом директоров (наблюдательным советом), ревизионной комиссией (ревизором) общества, аудитором или участниками общества, его открывает инициатор проведения собрания, т.е. либо председатель совета директоров (наблюдательного совета), либо председатель ревизионной комиссии (ревизор) общества, либо аудитор, либо один из участников общества, созвавших данное общее собрание.

Лицо, открывающее общее собрание участников общества, проводит выборы председательствующего из числа участников общества.

При голосовании по этому вопросу каждый участник общего собрания участников общества имеет один голос, а решение по указанному вопросу принимается большинством голосов от общего числа голосов участников общества, имеющих право голосовать на данном общем собрании.

Правление общества организует ведение протокола общего собрания участников общества.

Согласно п. 7 ст. 37 Закона общее собрание участников общества вправе принимать решения только по вопросам повестки дня, за исключением случаев, если в данном общем собрании участвуют все участники общества. Следует обратить внимание на это исключение из правил. Фактически Закон допускает, что на самом собрании может быть изменена повестка дня этого собрания. Однако Закон не регулирует то, каким образом будет реализовываться это исключение. Нужно ли участникам осуществлять голосование по включению нового вопроса в повестку дня или достаточно только самого внесения предложения со стороны участника о включении на рассмотрение нового вопроса? Если необходимо голосование, то какое число необходимо для того, чтобы было принято решение об изменении повестки дня? Для устранения споров по этому поводу необходимо все эти моменты описать в уставе.

Согласно п. 1 ст. 32 каждый участник общества имеет на общем собрании общества число голосов пропорционально его доле в уставном капитале, за исключением случаев, предусмотренных самим Законом.

Предусмотренный порядок определения голосов по вопросу избрания председательствующего является исключением, которое допускается цитируемой нормой, в случае, если на этот счет есть прямое указание в самом Законе.

Иллюстрацией еще одного такого исключения является предусмотренное уставом проведение кумулятивного голосования по вопросам об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа общества и (или) членов ревизионной комиссии общества (п. 9 ст. 37 Закона).

При кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому участнику общества, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в орган общества, и участник общества вправе отдать полученное таким образом число голосов полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами.

Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов.

Вместе с тем Закон допускает, что уставом общества при его учреждении или путем внесения в устав общества изменений по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно, может быть установлен иной порядок определения числа голосов участников общества. Соответственно, изменение и исключение таких положений устава также осуществляются по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.

Практика уже знает такие случаи. Ранее в главе, посвященной правам и обязанностям участников общества, была рассмотрена ситуация, когда уставом определялся следующий порядок определения числа голосов участников общества: на одну долю участника, независимо от ее размера, приходился один голос. Таким образом, все участники общества имели по одному голосу.

Решения на общих собраниях участников общества принимаются путем голосования. Известно, что голосование есть способ коллективного принятия решения, которое разделяется на открытое, тайное и поименное.

Согласно п. 10 ст. 37 Закона решения общего собрания принимаются открытым голосованием, если иной порядок принятия решения не предусмотрен уставом общества.

Открытое голосование на общем собрании участников по вопросам повестки дня собрания может осуществляться как бюллетенями для голосования, так и без них (поднятием рук). Выбор зависит от самих участников. Здесь необходимо помнить о том, что при голосовании бюллетенем в силу требований, которые предъявляются к его форме, участнику невозможно оспорить выбор своего решения. При голосовании без бюллетеня это возможно. Поэтому, на наш взгляд, всегда следует использовать бюллетень и не отказываться от него.

На этапе подготовки общего собрания участников форма и текст бюллетеня для голосования утверждаются органом общества, в компетенцию которого входит организация и проведение собрания участников.

В случае проведения голосования по вопросу об избрании члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или ревизионной комиссии (ревизора) общества бюллетень для голосования должен содержать сведения о кандидате (кандидатах) с указанием его фамилии, имени, отчества.

В случае голосования бюллетенями в уставе общества рекомендуется предусмотреть следующее:

- в бюллетенях засчитываются голоса по тем вопросам, по которым голосующим оставлен только один из возможных вариантов голосования. Бюллетени для голосования, заполненные с нарушением вышеуказанного требования, признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются;

- в случае если бюллетень для голосования содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение вышеуказанного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признания бюллетеня для голосования недействительным в целом;

- отсутствие личной подписи участника в его бюллетени для голосования является нарушением требований, предъявляемых к заполнению бюллетеня, и, соответственно, является основанием для признания этого бюллетеня недействительным.

Рассмотрим возможность использовать какую-либо другую форму голосования, кроме открытого.

Тайное голосование - это голосование, при котором исключен контроль за волеизъявлением голосующего. Свобода волеизъявления при тайном голосовании достигается посредством обезличенного бюллетеня. Использование тайного голосования при принятии решений на общем собрании участников общества с ограниченной ответственностью возможно. Но в этом случае каждый участник общества должен обладать числом голосов не пропорционально своей доле в уставном капитале, что уже дает возможность его идентификации, а одним голосом, независимо от размера доли, либо у всех участников общества должны быть доли одинакового размера.

Поименное голосование - это голосование, при котором официально регистрируется, как именно голосовал тот или иной участник собрания. Фактически голосование именным бюллетенем и есть поименное голосование участников.

Решение общего собрания участников по вопросу, поставленному на голосование, принимается:

- большинством голосов участников, принимающих участие в собрании;

- квалифицированным большинством, т.е. когда установлено, что для принятия решения необходимо большее число голосов акционеров;

- единогласно.

Выбор варианта зависит от двух составляющих: требования закона и положения устава.

Здесь необходимо отметить следующее. Закон допускает замену простого большинства на принятие решения квалифицированным большинством, а также усиление квалификации вплоть до единогласия, если принятие решения квалифицированным большинством уже предусмотрено. Нельзя делать одного - уменьшать определенные законом варианты принятия решения.

Выше был достаточно подробно рассмотрен не только круг вопросов, которые входят в компетенцию общего собрания участников, но и по каждому из вопросов те варианты определения числа голосов участников, наличие которых свидетельствует о том, что решение по нему принято.

Подготовка документов общего собрания участников. По итогам голосования счетная комиссия составляет протокол об итогах голосования, подписываемый членами счетной комиссии или лицом, выполняющим ее функции.

На исполнительный орган возлагается обязанность по ведению протокола общего собрания участников.

После составления протокола об итогах голосования и подписания протокола общего собрания участников бюллетени для голосования опечатываются счетной комиссией и сдаются в архив общества на хранение. Протокол об итогах голосования подлежит приобщению к протоколу общего собрания акционеров.

Желательно, чтобы протокол общего собрания акционеров составлялся в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются председательствующим на общем собрании участников и секретарем общего собрания участников.

В протоколе общего собрания участников следует указывать:

- место и время проведения общего собрания акционеров;

- общее число голосов участников общества;

- число голосов, которыми обладают участники общества, принимающие участие в собрании;

- председателя и секретаря собрания, повестку дня собрания.

В протоколе общего собрания участников общества должны содержаться основные положения выступлений, вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним, решения, принятые собранием.

Особо необходимо отметить, что протоколы всех общих собраний участников общества подшиваются в книгу протоколов, которая должна в любое время предоставляться любому участнику общества для ознакомления. Кроме этого, по требованию участников общества им выдаются выписки из книги протоколов, удостоверенные исполнительным органом общества.

Не позднее чем в течение 10 дней после составления протокола общего собрания участников общества исполнительный орган общества или иное осуществлявшее ведение указанного протокола лицо обязаны направить копию протокола общего собрания участников общества всем участникам общества в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания участников общества.

Согласно п. 1 ст. 43 Закона об ООО решение общего собрания участников общества, принятое с нарушением требований Закона, иных правовых актов Российской Федерации, устава общества и нарушающее права и законные интересы участника общества, может быть признано судом недействительным по заявлению участника общества, не принимавшего участия в голосовании или голосовавшего против оспариваемого решения.

Такое заявление может быть подано в течение двух месяцев со дня, когда участник общества узнал или должен был узнать о принятом решении. В случае если участник общества принимал участие в общем собрании участников общества, принявшем обжалуемое решение, указанное заявление может быть подано в течение двух месяцев со дня принятия такого решения.

Суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе обжалуемое решение, если голосование участника общества, подавшего заявление, не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинение убытков данному участнику общества.

Законодатель особо подчеркивает, что этот срок обжалования решения общего собрания участников общества в случае его пропуска восстановлению не подлежит, за исключением случая, если участник общества не подавал указанное заявление под влиянием насилия или угрозы.

Признание решений общего собрания участников об одобрении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, недействительными в случае обжалования таких решений отдельно от оспаривания соответствующих сделок общества не влечет за собой признания соответствующих сделок недействительными.

Ранее было отмечено, что согласно п. 24 Постановления N 90/14, если решение общим собранием принято с существенными нарушениями закона или иных правовых актов (с нарушением компетенции этого органа, при отсутствии кворума и т.д.), суд должен исходить из того, что такое решение не имеет юридической силы (в целом или в соответствующей части), независимо от того, было оно оспорено кем-либо из участников общества или нет, и разрешить спор, руководствуясь нормами закона.

Однако Законом об ООО (в редакции Закона N 205-ФЗ) конкретизируются основания, по которым решения общего собрания не имеют юридической силы. В соответствии с п. 6 ст. 43 Закона решения общего собрания участников общества, принятые по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания (за исключением случая, если на общем собрании участников общества присутствовали все участники общества), либо без необходимого для принятия решения большинства голосов участников общества, не имеют силы независимо от обжалования их в судебном порядке.

Наконец, последнее, что хотелось бы отметить. В отношении обжалования решений по вопросам одобрения сделок с заинтересованностью и крупных сделок в абз. 3 п. 5 ст. 45 и абз. 3 п. 5 ст. 46 Закона об ООО установлено, что суд отказывает в удовлетворении требований о признании сделки, в совершении которой имеется заинтересованность (или крупной сделки) и которая совершена с нарушением предусмотренных ст. ст. 45 и 46 Закона требований к ней, недействительной при наличии одного из следующих обстоятельств:

- голосование участника общества, обратившегося с иском об одобрении крупной сделки или не заинтересованного в совершении сделки и обратившегося с иском о признании сделки, решение об одобрении которой принимается общим собранием участников общества, недействительной, хотя бы он и принимал участие в голосовании по этому вопросу, не могло повлиять на результаты голосования;

- не доказано, что совершение данной сделки повлекло или может повлечь за собой причинение убытков обществу или участнику общества, обратившемуся с соответствующим иском, либо возникновение иных неблагоприятных последствий для них;

- к моменту рассмотрения дела в суде представлены доказательства последующего одобрения данной сделки по правилам, предусмотренным ст. ст. 45 и 46 Закона об ООО, с учетом имевшейся на момент совершения сделки и на момент ее одобрения заинтересованности лиц, указанных в п. 1 ст. 45 Закона;

- при рассмотрении дела в суде доказано, что другая сторона по данной сделке не знала и не должна была знать о ее совершении с нарушением предусмотренных ст. ст. 45 и 46 Закона об ООО требований к ней.

 

Глава 9. СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ (НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ)

ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

 

Надо отметить, что среди юристов долгое время дискутировался вопрос о возможности образования совета директоров (наблюдательного совета) в обществах с ограниченной ответственностью.

Если обратиться к нормам ГК РФ, устанавливающим порядок управления обществом, то согласно ст. 91 наряду с собранием участников в обществе создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. О совете директоров не было сказано ни слова. Это давало основание считать, что в обществе с ограниченной ответственностью совета директоров как органа управления образовываться не может.

Вместе с тем ГК РФ не содержал и норм, запрещающих образование такого органа. Более того, указание на то, что компетенция органов управления обществом определяется в соответствии с Кодексом, Законом об ООО и уставом общества, давало не меньшее основание считать, что совет директоров (наблюдательный совет) может быть образован в структуре органов управления общества с ограниченной ответственностью.

Окончательно решил этот спор Закон об ООО, который в п. 2 ст. 32 определил, что уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров.

 

9.1. Компетенция совета директоров

(наблюдательного совета) общества

 

Совет директоров (наблюдательный совет) общества относится к органам управления общей компетенции и осуществляет общее руководство деятельностью общества в период между собраниями участников.

Закон об ООО (в редакции Закона N 14-ФЗ) (ст. 32) закреплял, что компетенция совета директоров (наблюдательного совета) определяется уставом общества в соответствии с данным Законом. Далее следовал перечень вопросов, которые можно отнести к компетенции совета директоров.

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 32 Закона об ООО (в редакции Закона N 14-ФЗ) уставом общества может быть предусмотрено, что к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся образование исполнительных органов общества, досрочное прекращение их полномочий, решение вопросов о совершении крупных сделок в случаях, предусмотренных ст. 46 данного Закона, решение вопросов о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных ст. 45 Закона; решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества, а также решение иных вопросов, предусмотренных Законом. Если решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников, отнесено уставом к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительный орган общества приобретает право требовать проведения внеочередного общего собрания участников общества.

При анализе компетенции совета директоров до внесения изменений в законодательство об ООО приходилось сталкиваться с теми же вопросами, что и при анализе компетенции общего собрания участников: является ли формулировка "определяется уставом общества в соответствии с настоящим Федеральным законом" свидетельством того, что приведенный далее в Законе перечень вопросов компетенции закрыт и его нельзя расширить уставом или же, наоборот, и аргументы "за" или "против" того или иного толкования следует приводить те же самые?

Очень важным в данном споре мог бы стать и анализ различий между формулировками Закона "определяется уставом" и "определяется уставом в соответствии с законом", потому что именно на основании наличия оборота "в соответствии с законом" некоторые исследователи говорят о том, что есть ссылка на закон, в котором должны быть предоставлены возможности для (в данном случае) добавления каких-то вопросов в компетенцию. И такие возможности действительно предоставляются, но в весьма ограниченных количествах (например, ряд вопросов, которые можно передать совету директоров из компетенции общего собрания).

Однако посмотрим на это с другой стороны. Разве, когда законодатель говорит "определяется уставом", не презюмируется то, что устав все равно не должен выходить за рамки, очерченные Законом? Но как определить установленные Законом рамки? Представляется, что критерием здесь будет наличие/отсутствие регулирования вопроса Законом об ООО. Например, порядок работы совета директоров Законом не регулируется, значит, в уставе можно прописать все, что угодно, лишь бы это не противоречило законодательству (т.е. мы имеем дело с диспозитивной нормой). А в отношении компетенции рамки заданы (имеет место императив), поэтому выходить за них нельзя. Получается, что критерием открытости/закрытости является отсутствие/наличие регулирования в Законе. На основании сказанного, на наш взгляд, следует считать, что компетенция совета директоров общества с ограниченной ответственностью закрыта и помимо вопросов, которые позволяет в нее добавлять Закон, никакие иные вопросы вносить нельзя.

Вместе с тем в абз. 4 п. 2 ст. 32 Закона об ООО закреплялось положение, согласно которому порядок образования и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества.

С одной стороны, достаточны определенные ограничения, с другой - полная свобода действий, которая ограничена только уставом.

Поэтому и в специальной литературе, и в практической деятельности использовался вариант, когда признавалось, что компетенция совета директоров является открытой.

Так, известный специалист в корпоративном праве И. Шиткина отмечала, что компетенция совета директоров общества с ограниченной ответственностью определяется его уставом. В Законе об ООО содержится лишь примерный перечень вопросов, которые могут быть отнесены к компетенции совета директоров:

- образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий;

- подготовка, созыв и организация проведения общего собрания участников;

- одобрение крупных сделок и сделок с заинтересованностью в случаях, установленных Законом <1>.

--------------------------------

<1> Шиткина И.С. Корпоративное право: Учебник. М., 2007. С. 334.

 

Новое законодательство об обществах с ограниченной ответственностью (Закон N 312-ФЗ) устраняет эту двусмысленность. Согласно п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества в соответствии с данным Законом. При этом уставом общества может быть предусмотрено, что к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся:

1) определение основных направлений деятельности общества;

2) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее - управляющий), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;

3) установление размера вознаграждения и денежных компенсаций единоличному исполнительному органу общества, членам коллегиального исполнительного органа общества, управляющему;

4) принятие решения об участии общества в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

5) назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и установление размера оплаты его услуг;

6) утверждение или принятие документов, регулирующих организацию деятельности общества (внутренних документов общества);

7) создание филиалов и открытие представительств общества;

8) решение вопросов об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных ст. 45 настоящего Закона об ООО;

9) решение вопросов об одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных ст. 46 Закона об ООО;

10) решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества;

11) иные предусмотренные Законом об ООО вопросы, а также вопросы, предусмотренные уставом общества и не отнесенные к компетенции общего собрания участников общества или исполнительного органа общества.

Легко заметить, что законодатель совершенно определенно установил открытость компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества с ограниченной ответственностью, используя такой правовой прием, когда Законом определяется обязательный набор вопросов, входящих в компетенцию органа, допускающий его расширение через положения устава общества.

Насколько же широко можно расширять компетенцию совета директоров общества с ограниченной ответственностью? Существуют ли какие-либо ограничения при ее формировании? Ответ на эти вопросы достаточно простой. В качестве ограничителей выступают в первую очередь целесообразность такого расширения, базирующаяся на соблюдении интересов самого общества и его участников, а также необходимость выбрать наиболее эффективный вариант управления деятельностью общества. С учетом существующей практики формирования компетенции советов директоров обществ с ограниченной ответственностью можно выделить три группы вопросов, за счет которых возможно такое расширение.

Первая группа связана с принятием советом директоров решений по вопросам совершения обществом различных видов сделок. К ним можно отнести следующие вопросы:

- одобрение сделок, связанных с приобретением, отчуждением и возможностью отчуждения обществом недвижимого имущества независимо от суммы сделки;

- одобрение сделок, связанных с приобретением, отчуждением и возможностью отчуждения обществом имущества стоимостью свыше ______;

- одобрение сделок, связанных с выдачей и получением обществом займов, кредитов и поручительств на сумму свыше _______;

- совершение обществом вексельной сделки, в том числе о выдаче обществом векселей, производстве по ним передаточных надписей, авалей, платежей независимо от их суммы;

- одобрение договоров аренды или иное срочное и бессрочное пользование имуществом общества по балансовой стоимости на сумму свыше ______;

- совершение обществом сделки, сумма оплаты по которой составляет более ______.

Вторая группа вопросов связана с участием и прекращением участия общества в других организациях. К ним можно отнести следующие:

- учреждение коммерческих организаций;

- совершение сделок, связанных с приобретением, отчуждением и возможностью отчуждения акций (паев, долей в уставном капитале) других коммерческих организаций;

- использование прав, предоставляемых принадлежащими обществу акциями (паями, долями в уставном капитале) других коммерческих организаций;

- участие или прекращение участия в некоммерческих организациях.

Третья группа вопросов связана с иными сферами деятельности совета директоров (наблюдательного совета) общества. К ним можно отнести следующие:

- определение перечня дополнительных документов, обязательных для хранения в обществе;

- утверждение кандидатур на должност


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: