Условие об обязательности согласования подрядчиком субподрядчика с заказчиком, установленное в проекте контракта, является нарушением Закона о контрактной системе

Непредоставление заказчиком сведений по запросу ФАС России влечет привлечение к административной ответственности.

 

Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) на основании решения от 23.05.2019 по делу N 19/44/105/1358 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок выдано предписание от 23.05.2019 по делу N 19/44/105/1358 об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Срок исполнения предписания - 06.06.2019.

Вместе с тем по состоянию на 07.06.2020 предписание от 23.05.2019 по делу N 19/44/105/1358 об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок ответственным должностным лицом Заказчика не исполнено.

ФАС России Заказчику направлен запрос о предоставлении информации о должностном лице Заказчика, ответственном за неисполнение предписания от 23.05.2019 по делу N 19/44/105/1358 об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 24.04.2020 N 17/35223/20.

В соответствии с запросом ФАС России от 24.04.2020 N 17/35223/20 Заказчиком направлено письмо о продлении срока предоставления запрашиваемых сведений от 07.05.2020, а также письмо от 13.05.2020, в котором отсутствуют запрашиваемые сведения.

Заказчиком в письме от 13.05.2020 направлена информация, что должностным лицом, ответственным за исполнение предписания является, ***, которая освобождена от замещаемой должности распоряжением от 23.01.2020 N 2-РК.

Вместе с тем Заказчиком не представлены документы, подтверждающие, что должностным лицом, ответственным за исполнение предписания, является ***, а также факт ее перевода на другую должность либо увольнения.

Таким образом, Заказчиком не представлены сведения, запрашиваемые ФАС России.

Согласно части 1 статьи 19.7.2 КоАП за непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо представление заведомо недостоверных информации и документов предусмотрена административная ответственность.

Проанализировав все материалы дела, Комиссия ФАС России передала их для исследования на предмет наличия состава административного правонарушения должностному лицу ФАС России.

Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.

По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности.

(Постановление ФАС России от 10.07.2020 по делу N 17/04/19.7.2-502/2020)

 

Условие об обязательности согласования подрядчиком субподрядчика с заказчиком, установленное в проекте контракта, является нарушением Закона о контрактной системе.

 

Заказчик проводил запрос предложений в электронной форме на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция аэропортового комплекса".

В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

На заседании Комиссии установлено, что в пункте 18.1 проекта государственного контракта документации о Запросе предложений установлено следующее: "Подрядчик после получения письменного согласования Государственного заказчика вправе привлекать указанного в письме Субподрядчика для выполнения отдельных видов работ по Контракту, обладающих необходимым опытом, оборудованием и персоналом. При этом Субподрядчики должны быть членами саморегулируемых организаций", что не соответствует части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших вышеуказанное требование, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цену контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, которые установлены в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливаются его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Также пунктом 11 Правил установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", показателей такого критерия, указанных в пункте 27(2) Правил.

Пунктом 27(2) Правил установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:

а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;

б) общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;

в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу.

Согласно документации о Запросе предложений установлен следующий порядок оценки заявок:

1) цена контракта - значимость критерия 60%, коэффициент значимости 0,6;

2) квалификация участников закупки (далее - Критерий N 1) - значимость критерия 40%, коэффициент значимости 0,4.

В рамках Критерия N 1 установлены показатели: "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 1); "обеспеченность участника запроса предложений в электронной форме материально-техническими ресурсами" (далее - Показатель N 2); "квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ" (далее - Показатель N 3).

По Показателю N 2 Критерия N 1 установлен следующий порядок оценки заявок, а именно:

"При оценке заявок по данному показателю заказчик оценивает наличие у участника запроса предложений в электронной форме собственных или арендованных строительных машин, механизмов и транспортных средств, необходимых для выполнения работ, на основании заполненной формы 3.2, а именно подтвержденных сведений об обеспеченности участника Закупки материально-техническими ресурсами, в частности дорожно-строительной техникой.

По данному показателю оценивается наличие у участника закупки на праве собственности или ином законном основании (аренда на период исполнения контракта, лизинг и т.п.) дорожно-строительной техники".

По Показателю N 3 Критерия N 1 установлен следующий порядок оценки заявок, а именно: "При оценке заявок по данному показателю заказчик оценивает наличие у участника запроса предложений в электронной форме инженерно-технических работников (ИТР) и производственных рабочих, с непрерывным стажем работы в области строительства 5 лет и более, требуемой квалификации на основании заполненной формы 3.2, а также представленных документов, подтверждающих такие сведения".

При этом на заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция аэропортового комплекса (г. Певек, Чукотский автономный округ)", относящемуся к особо опасным и технически сложным объектам капитального строительства.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен порядок оценки, поскольку при осуществлении закупки, по результатам которой заключается контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в качестве показателей нестоимостного критерия необходимо установить исключительно показатели в соответствии с пунктом 27(2) Правил.

Учитывая вышеизложенное, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены Показатели N 2, 3 Критерия N 1, что не соответствует пункту 27(2) Правил и Закону о контрактной системе.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проанализировав все материалы дела, Комиссия ФАС России передала их для исследования на предмет наличия состава административного правонарушения должностному лицу ФАС России.

Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.

По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности.

(Постановление ФАС России по делу N 17/04/7.30-514/2020)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: