Особенности поведения детей, подвергшихся жестокому обращению

Ребенок, познавший жестокое отношение к себе и растущий в атмосфере, насыщенной недоверием к окружающему миру, стремится изолироваться от общества и может проявлять в своем поведении повышенную агрессивность. Он отличается повышенной рассеянностью на занятиях и испытывает больше трудностей в обучении и воспитании по сравнению с детьми, выросшими в нормальной обстановке, плохо контролирует свои эмоции и поведение и, не уверенно чувствует себя в обществе.

Чтобы избежать плохого отношения к себе ему нередко приходиться быть чрезмерно уступчивым, так же у него развиваются невротические черты и проблемное поведение. Общее физическое и психическое развитие отличается от развития сверстников, воспитывающихся в нормальных условиях. У ребенка отмечается замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, пониженная познавательная активность, отставание развития речи, задержка психического развития, отсутствие навыков общения, конфликты во взаимоотношениях со сверстниками.

Наиболее отчетливо у ребенка проявляются недостатки развития эмоциональной сферы. Он с трудом различает эмоции взрослого, плохо дифференцирует их, имеет ограниченную способность понимать другого, себя.

Типичным недостатком развития в дошкольном возрасте является нарушение самостоятельности. Он с трудом представляет свое будущее, ориентирован только на ближайшее будущее - поступление в школу, учение.

Скудость, ограниченность чувственного опыта ребенка, воспитывающегося в атмосфере насилия, отрицательно сказывается на формировании его мышления, восприятия, что проявляется в примитивности изобразительной деятельности, в недоразвитии невербального интеллекта.

Особенности поведения детей младшего школьного возраста, подвергающихся физическому насилию в семье:

- стремление скрыть причину повреждений и травм;

- боязнь идти домой после школы;

- одиночество отсутствие друзей;

- плохая успеваемость;

- агрессивность.

Основные особенности поведения родителей или опекунов, если они избивают детей:

- противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;

- обвинение в травмах самого ребенка;

- позднее обращение или не обращение за медицинской помощью;

- отсутствие эмоциональной поддержки или ласки в обращении с ребенком;

- большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.

Особенности поведения детей, подвергающихся моральному насилию:

- постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отходах и т.п.

- неумение играть;

- постоянный поиск внимания;

- частые пропуски школьных занятий;

- склонность к поджогам, жестокость к животным;

- мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

- задержка психологического развития;

- невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;

- низкая самооценка;

- неумение общаться со сверстниками;

- депрессия, попытки суицида;

– проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.

Группы риска детей по эмоциональному насилию:

- дети от нежелательной беременности;

- дети инвалиды;

- дети раннего возраста;

- дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни;

- дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;

- дети, в семье которых много социально-экономических проблем.

Особенности поведения взрослых совершающих эмоциональное насилие:

- не утешают, когда ребенок в этом нуждается;

- публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

- сравнивают с другими детьми, не в его пользу;

- обвиняют его во всех своих неудачах, делая из ребенка «козла отпущения».

Особенности психического состояния и поведение детей, подвергающихся сексуальному насилию:

- резкое ухудшение успеваемости;

- невозможность сосредоточиться;

- гнев, агрессивное поведение;

- несвойственные знания о половых вопросах;

- ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками.

Таким образом, существуют различные виды жестокого обращения с детьми. Среди них можно выделить физическое и психологическое как наиболее часто встречающиеся формы. У детей, подвергшихся таким видам насилия, могут проявляться различные особенности поведения.

Педагогам, работающим в школе необходимо знать, что домашнему насилию подвергаются дети любого возраста. Насилию чаще подвергаются дети с различными нарушениями, расстройствами речи и метальными отклонениями, с врожденными аномалиями или хроническими, рецидивирующими заболеваниями. Приемные или неродные дети так же чаще подвергаются насилию.




double arrow
Сейчас читают про: