Ребенок, познавший жестокое отношение к себе и растущий в атмосфере, насыщенной недоверием к окружающему миру, стремится изолироваться от общества и может проявлять в своем поведении повышенную агрессивность. Он отличается повышенной рассеянностью на занятиях и испытывает больше трудностей в обучении и воспитании по сравнению с детьми, выросшими в нормальной обстановке, плохо контролирует свои эмоции и поведение и, не уверенно чувствует себя в обществе.
Чтобы избежать плохого отношения к себе ему нередко приходиться быть чрезмерно уступчивым, так же у него развиваются невротические черты и проблемное поведение. Общее физическое и психическое развитие отличается от развития сверстников, воспитывающихся в нормальных условиях. У ребенка отмечается замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, пониженная познавательная активность, отставание развития речи, задержка психического развития, отсутствие навыков общения, конфликты во взаимоотношениях со сверстниками.
Наиболее отчетливо у ребенка проявляются недостатки развития эмоциональной сферы. Он с трудом различает эмоции взрослого, плохо дифференцирует их, имеет ограниченную способность понимать другого, себя.
Типичным недостатком развития в дошкольном возрасте является нарушение самостоятельности. Он с трудом представляет свое будущее, ориентирован только на ближайшее будущее - поступление в школу, учение.
Скудость, ограниченность чувственного опыта ребенка, воспитывающегося в атмосфере насилия, отрицательно сказывается на формировании его мышления, восприятия, что проявляется в примитивности изобразительной деятельности, в недоразвитии невербального интеллекта.
Особенности поведения детей младшего школьного возраста, подвергающихся физическому насилию в семье:
- стремление скрыть причину повреждений и травм;
- боязнь идти домой после школы;
- одиночество отсутствие друзей;
- плохая успеваемость;
- агрессивность.
Основные особенности поведения родителей или опекунов, если они избивают детей:
- противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;
- обвинение в травмах самого ребенка;
- позднее обращение или не обращение за медицинской помощью;
- отсутствие эмоциональной поддержки или ласки в обращении с ребенком;
- большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.
Особенности поведения детей, подвергающихся моральному насилию:
- постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отходах и т.п.
- неумение играть;
- постоянный поиск внимания;
- частые пропуски школьных занятий;
- склонность к поджогам, жестокость к животным;
- мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.
Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:
- задержка психологического развития;
- невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
- низкая самооценка;
- неумение общаться со сверстниками;
- депрессия, попытки суицида;
– проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.
Группы риска детей по эмоциональному насилию:
- дети от нежелательной беременности;
- дети инвалиды;
- дети раннего возраста;
- дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни;
- дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
- дети, в семье которых много социально-экономических проблем.
Особенности поведения взрослых совершающих эмоциональное насилие:
- не утешают, когда ребенок в этом нуждается;
- публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
- сравнивают с другими детьми, не в его пользу;
- обвиняют его во всех своих неудачах, делая из ребенка «козла отпущения».
Особенности психического состояния и поведение детей, подвергающихся сексуальному насилию:
- резкое ухудшение успеваемости;
- невозможность сосредоточиться;
- гнев, агрессивное поведение;
- несвойственные знания о половых вопросах;
- ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками.
Таким образом, существуют различные виды жестокого обращения с детьми. Среди них можно выделить физическое и психологическое как наиболее часто встречающиеся формы. У детей, подвергшихся таким видам насилия, могут проявляться различные особенности поведения.
Педагогам, работающим в школе необходимо знать, что домашнему насилию подвергаются дети любого возраста. Насилию чаще подвергаются дети с различными нарушениями, расстройствами речи и метальными отклонениями, с врожденными аномалиями или хроническими, рецидивирующими заболеваниями. Приемные или неродные дети так же чаще подвергаются насилию.






