ДОКЛАД
на тему:
«Профилактика жестокого обращения с детьми»
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ 30» г. Абакана
Мамышева Тарина Васильевна
Г.
Профилактика жестокого обращения с детьми.
Под жестоким обращением мы понимаем любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.
Насилие - любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
Дети, безусловно, являются наиболее незащищенной категорией населения, когда речь идет о насилии и жестоком обращении. Они наиболее уязвимы не только потому, что они не могут защитить себя физически, но и потому, что само их выживание зависит от взрослых, и они сами не способны непосредственно защищать свои собственные права. В связи с этим они часто становятся жертвами различных травм и вреда, наносимого их личности и развитию.
Плохое обращение с детьми ставит перед педагогами целый ряд важнейших задач. В первую очередь школа призвана сыграть особую роль в помощи страдающим детям и их неблагополучным семьям, для чего необходимо специальное обучение методам распознавания жестокого обращения с детьми, фактов пренебрежения родительским долгом.
Здоровье детей напрямую связано с окружающей их социальной средой. Отношение к детям в семье связано с их здоровьем и социальным поведением.
Деятельность педагога по профилактике жестокого обращения с детьми
Задачи:
1. Изучить социально – психологическую, педагогическую литературу по теме.
2. Рассмотреть основные формы жестокого обращения с детьми.
3. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей подвергшихся жестокому обращению в семье.
4. Показать формы деятельности педагога по вопросу профилактики жестокого обращения с детьми.
Психологические формы жестокого обращения в семье с детьми младшего школьного возраста
Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) – это отсутствие со стороны родителей, или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а так же недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего, его здоровье и развитие нарушаются.
Причинами неудовлетворения основных потребностей ребенка, могут служить:
- отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие заботы и присмотра за ребенком;
- отсутствие внимания и любви к ребенку.
Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие: алкоголики, наркоманы, токсикоманы, лица с психическими расстройствами; с низким социально – экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания – инвалидность, умственную отсталость; перенесенное жестокое обращение в детстве.
На образовательном уровне моральная жестокость заключается в том, что родители позволяют ребенку постоянно прогуливать школу, над ребенком нет никакого контроля, родители также не позволяют ребенку участвовать в каких – либо школьных мероприятиях, или родители не обеспечивают ребенка всем необходимым ему для занятий в школе.
Последствия моральной жестокости у детей.
Внешние проявления:
- утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
- у грудных детей обезвоживание, опрелости, сыпи;
- одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
- нечистоплотность, не свежий запах.
Физические признаки:
- отставание по физическим признакам (рост, вес) от сверстников;
- педикулез, чесотка;
- запущенный кариес;
- отсутствие надлежащих прививок;
- задержка речевого и психического развития.
Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психологическое воздействие на ребенка, или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушается эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
К форме эмоционального насилия относятся:
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинств; открытое неприятие и постоянная критика;
- лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении; родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
- однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
- преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
- вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
Физические формы жестокого обращения с детьми
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение травм и повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психологического здоровья, отставания в развитии. К нему относятся так же вовлечение ребенка к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые. Чаще всего это происходит в семьях, где:
- убеждены, что физическое наказание является методом выбора, для воспитания детей;
- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
- родители (или один из них) имеют психические заболевания;
- нарушен эмоционально – психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
- родители находятся в состоянии стресса, в связи с болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
- родители предъявляют чрезмерные требования к детям, не соответствующие их возрасту и уровню развития.
Распознание факта физического насилия над ребенком.
Характер повреждений:
- синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигание горячими предметами;
- повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
- повреждения внутренних органов;
- «синдром сотрясения» у грудных детей.
На случайный характер травм указывает:
- множественность повреждений, различная степень давности (свежее и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);
- несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;
- наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно – гигиеническая запущенность);
- появление травм после выходных и праздничных дней.
Сексуальное насилие.
Сексуальное насилие, или развращение, есть вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. К данному виду насилия относятся:
- половой акт с ребенком;
- любой телесный контакт с половым органами ребенка, а так же ласки эрогенных зон;
- сексуальная эксплуатация ребенка, для порнографических целей или вовлечение в проституцию;
- демонстрация эротических, или порнографических материалов с целью сексуальной стимуляции ребенка;
- совершение полового акта в присутствии ребенка.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его насильственным, поскольку ребенок:
- не обладает силой воли, находясь в зависимости от взрослого;
- может не осознавать значение сексуальных действий, в силу функциональной не зрелости;
- не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий.
Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:
- патриархально – авторитарный уклад;
- плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
- конфликтные отношения между родителями;
- мать ребенка чрезмерно занята на работе;
- ребенок долгое время жил без родного отца;
- вместо родного отца – отчим или сожитель матери;
- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами, имеют психические заболевания.
Сексуальное насилие, является преступлением и встречается во всех слоях общества, причем значительно чаще, чем принято считать. Анонимные опросы показывают, что каждая четвертая девочка, и каждый шестой мальчик подвергаются сексуальному насилию до достижения 18 лет.
Рассказать кому – либо о сексуальном насилии для жертвы трудно по многим причинам:
- угрозы со стороны насильника;
- насильник хорошо знаком ребенку или его родственникам, ребенок может жалеть его;
- жертва может считать себя виновным в насилии;
- ребенок любит насильника или нуждается в нем;
- ребенок не понимает, что-то, что с ним делают плохо;
- несовершеннолетний может бояться, что ему не поверят.






