Участники получают игровые карточки с надписями «волк», «коза» и «козленок». «Козлята» идут в свой «дом», а «волки» и «козы» (не показывая своих игровых карточек) по очереди пытаются их убедить, что они «козы» и что им нужно открыть дверь. «Козлята» принимают решение о том, пускать просителя или нет. В том случае, если «козлята» по ошибке пустили «волка», то он забирает 1-2 из них, если не пустили «козу» – 1-2 «козленка» «умирают от голода». Желательно, чтобы в роли «козленка» побывали все участники.
В обсуждении формулируются правила корректного отказа, обсуждаются случаи, когда данный навык может пригодиться медиатору.
Упражнение «Выражаем благодарность» (10 минут)
Участникам предлагается потренировать навык выражения благодарности. Организуется подготовительная работа (3 минуты). Затем в общем круге каждый участник выражает группе благодарность обращая внимание на убедительность и искренность.5 6. Завершение занятия (5 минут)
Круг «новое-хорошее» с использованием «микрофона», фиксация главного вывода на ватмане напротив номера занятия, заключительное слово ведущего.
|
|
Занятие 11. Возникли проблемы: что делать?
Цель занятия: создание условий для рефлексии потенциальных трудностей в процессе медиации и возможностей их преодоления.
Материалы: ватман с правилами и этапами работы группы, предмет-«микрофон», ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, бумага для записей, коробка с карточками для упражнения «Ответ без размышлений», две шляпы или шапки для упражнения «Шапка вопросов», карточки с условными знаками в мешочке для упражнения «Рецепт».
Ход занятия:
Приветствие (3 минуты)
Ведущий приветствует группу. Участникам предлагается поприветствовать группу любым способом и охарактеризовать свою готовность к самостоятельному проведению процедуры медиации по шкале от нуля до пяти, показав кулак (ноль) или количество пальцев, соответствующее баллу. Ведущий напоминает об окончании блока «Технология медиации» и объявляет задачу занятия: «Разобраться с возможными трудностями, которые могут возникнуть в процессе медиации».
Упражнение «Ответ без размышлений» (10 минут)
Участники по очереди вытаскивают из коробки карточку с репликой, которую они могли бы услышать в процессе медиации. Задача: дать конструктивный ответ. Каждый ответ оценивается группой: «нравится» - рука не поднимается, «не нравится» - рука поднимается. Каждый участник, который поднял руку, должен предложить тот вариант, который ему кажется более подходящим. Результаты обсуждаются в общем круге.
Ты что, самый умный? |
Мой друг к тебе обращался, ты не смог ему помочь... |
Это секрет, я не могу тебе его доверить... |
Это не твое дело! |
У нашего спора нет решения. |
У тебя совсем нет чувства юмора. Мы вообще тут шутим. |
У тебя какой-то странный тон, ненастоящий какой-то. |
Ну иди, стучи завучу о том, что мы сделали... |
Нет, ну объясни ему, что он неправ! |
Ты вообще на чьей стороне? |
Я надеялся, что ты мне что-нибудь посоветуешь. Как мне поступить? |
Я передумал с ним мириться! |
Упражнение «Шапка вопросов» (12 минут)
|
|
Участники пишут на листочках вопросы и раскладывают их в две шапки:
· вопросы на знание правил и шагов медиации
· вопросы, непонятные мне самому
Затем каждый вытягивает себе один из вопросов и отвечает на него.
Упражнение «Рецепт хорошей медиации» (15 минут)
Группа делится на две подгруппы, вытаскивая из волшебного мешочка курточки с дорожным знаком «Опасность!» или «Медицинская помощь». Первая подгруппа получает задание подготовить «рецепт вредной медиации», вторая - «рецепт полезной медиации» (какие ингредиенты нужны, в каком количестве, как из них нужно готовить). Время на подготовку – 8 минут. Результаты представляются в общем круге (сначала «вредный» рецепт, потом – «полезный»).
5. Завершение занятия (5 минут)
Круг «новое-хорошее» с использованием «микрофона», фиксация главного вывода на ватмане напротив номера занятия, заключительное слово ведущего.
Занятие 12. Каким должен быть «настоящий медиатор»?
Цель занятия: создание условий для рефлексии собственных личностных качеств, значимых для выполнения функций медиатора.
Материалы: ватман с правилами и этапами работы группы, предмет-«микрофон», ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, бумага для записей, рабочие листы для упражнения «Качества медиатора».
Ход занятия:
Приветствие (3 минуты)
Ведущий приветствует группу. Участникам предлагается поприветствовать группу любым способом и охарактеризовать себя, назвав одно свое положительное личностное качество. Ведущий объявляет задачу занятия: «Разобраться с тем, какие наши качества помогут нам быть успешными медиаторами».