Общее понятие о запасах их место и роль в логистике

Тема 1

Введение в теорию управления запасами

Общее понятие о запасах их место и роль в логистике.

Классификация запасов.

Классификация моделей управления запасами.

Сбор и обработка исходной информации для расчета моделей управления запасами.

Общее понятие о запасах их место и роль в логистике

Термин «запасы» относится к наиболее древним хозяйственным понятиям и человек с доисторических времен задумывался над вопросом о целесообразном их уровне, расходуемых позднее для удовлетворения своих нужд. Необходимость делать запасы возникает каждый раз, когда невозможно строго синхронизировать производство и потребление. Однако решение вопроса по установлению наивыгоднейших объемов запасов и моментов заказов на их восполнение представляет собой далеко не легкую задачу. Попытки математического обоснования этой проблемы относятся лишь к началу нашего столетия, при этом до 50-х годов ХХ-века математическому исследованию подвергались преимущественно задачи по определению наиболее экономичного размера партии закупаемых товаров или запускаемых в производство изделий.

Дальнейшая потребность практики по регулированию запасов в сложных условиях современного производства потребовала приложения математических теорий к более разнообразным задачам такого рода. При этом оказалось, что в подавляющем большинстве случаев исходные условия имеют вероятностную природу. Это привело к расширению круга применяемых математических средств за счет привлечения аппарата теории вероятностей и математической статистики.

Основы современной теории управления запасами: постановка задачи, анализ влияющих на решение факторов, способ учета неопределенности в спросе — были сформулированы на рубеже 50-х годов в работах американских математиков — экономистов Питта и Эрроу, Гарриса и Маршака. Академик Канторович Л.В. отмечал, что применение математики в качестве одного из важнейших направлений экономико-математических исследований обеспечивает оптимальное программирование в управлении запасами. С тех пор статьи по управлению запасами регулярно печатаются в профильных периодических изданиях. К настоящему времени по этому вопросу уже опубликованы десятки учебников и монографий.

На самом деле основной вопрос управления запасами на первый взгляд достаточно прост: какова должна быть величина товарного запаса на складе, чтобы минимизировать издержки по управлению запасами и обеспечить необходимый уровень обслуживания клиента. Это вопрос делится на две части /1/.

Первая часть, как сделать издержки управления запасами минимальными при заданном (постоянном или не постоянном, но известном) спросе?

Вторая часть, как оценить риск возникновения дефицита на складе с учетом случайных колебаний спроса? Сколько нужно платить за содержание страхового запаса, чтобы снизить риск возникновения дефицита до приемлемого уровня и обеспечить необходимый уровень обслуживания клиентов?

Первая часть вопроса относится к принятию решений в условиях определенности и предусматривает несложные модели управления запасами, в первую очередь классическую модель экономического размера заказа (EOQ). Вторая предусматривает подробный анализ характеристик случайного спроса и использование стохастических моделей.

Основная функция запасов состоит в формировании буфера, обеспечивающего стабильность выполнения заказов при нестабильных поставках сырья или товаров или сильных колебаниях спроса на товар. Поддержание большого уровня запасов позволяет реже их восполнять, гарантировано выполнять заказы, тратить меньше средств и времени на доставку и заказы. Однако большие уровни запасов также затратны как и их недостаток (дефицит). С запасами связаны издержки хранения, которые могут достигать до 30% в год от стоимости среднегодового уровня запаса. Причем большая часть их стоимости не проходит через бухгалтерию как прямые затраты, а относится к издержкам упущенных возможностей или затратам на капитал. Одна из идей оптимального управления запасами разделить издержки на постоянные и переменные. Эти издержки, по разному зависят от размера заказа и уровня запаса на складе. 

Управление запасами является ключевой функцией, составляющей наиболее важную сферу деятельности в логистической системе, как с точки зрения трудоемкости, так и связанных с нею затрат. Запасы в том или ином виде присутствуют на всем протяжении логистических каналов, иммобилизуя значительную часть оборотного капитала фирмы. Поэтому важна разработка оптимальной стратегии управления запасами. Запасы как экономическая категория играют важную роль в сферах снабжения производства и обращения продукции. В рыночной экономике меняется подход, как к содержанию самого понятия запасов, так и к их классификации. Снабженческие, производственные и сбытовые запасы составляют совокупные запасы фирмы и являются объектом оптимизации с позиции общих издержек.

Запасы требуют значительных капиталовложений и поэтому влияют на формирование хозяйственной политики предприятия. Кроме этого, запасы основной фактор определяющий уровень логистического обслуживания, следовательно, организация снабжения, производства и сбыта является частью процесса управления запасами.

Существует много причин создания запасов, однако общей причиной является стремление субъектов к экономической безопасности. Однако, высокая стоимость создания запасов и неопределенность условий сбыта не способствуют возрастанию значимости поддержания высокого уровня запасов, поскольку противоречат повышению эффективности производства. Следующей причиной создания запасов является опасность возникновения дефицита, что приводит к росту расходов предприятия из-за штрафов, потери клиента и рынка сбыта. Также причинами поддержания высокого уровня запасов являются: обеспечение непрерывности процесса снабжения, производства и сбыта; особенности транспортировки от поставщика до потребителя, связанные с несовпадением ритма производства продукции с ритмом потребления; страхование цен на закупаемые товары; колебания спроса; повышение надежности реализации принятых решений и т.п..

Вместе с тем, поддержание высокого уровня запасов приводит к иммобилизации значительных финансовых ресурсов в товарно-материальных ценностях, которые могли бы быть использованы на другие цели. Наличие значительных запасов в снабжении, производстве и сбыте препятствуют интеграции субъектов в экономической системе и внедрении концепции общих затрат, т.к. изолирует логистические звенья (субъекты) и стадии бизнеса друг от друга.

Основной проблемой управления запасами является согласование (координация) часто противоположных целей различных сфер бизнеса фирмы (маркетинга, производства и финансов) по отношению к запасам.

В логистике термин «запас» применяется только в приложении к материальным потокам. Запасы имеют производственные предприятия, оптовые компании, розничные предприятия и предприятия сферы услуг, логистические посредники и операторы, банки, биржи, страховые компании, порты и т.д. Во всех этих организациях запасы обеспечивают товарно-материальными ценностями основную и вспомогательную деятельность.

Товарно-материальные ценности(Этот материал более подробно изложен в дисциплине ОЛУЦП тема «Управление запасами») (запасы) в логистике, разделяют по стадиям воспроизводственного цикла на следующие категории объектов: сырье и материалы; незавершенное производство; готовая продукция; товары; возвратные отходы.

С одной стороны, запас формируется в результате пополнения товарно-материальных ценностей входящими материальными потоками (поставками), с другой стороны, за счет отгрузок (поставок, продаж, реализации), которые формируют выходящий материальный поток звена, содержащего запас (рис. 4.1).

Входящий материальный поток (поставка) генерирует предыдущее звено логистической цепи. Выходящие потоки (потребление) генерирует само предприятие на основе заказов поступающих от последующих звеньев логистической цепи.

 

Рис. 4.1. Модель формирования запаса в звене цепей поставок

Целью формирования запаса является обслуживание заказов потребителя. Поэтому, если характеристики входящего материального потока полностью совпадают с характеристиками выходящего материального потока, запас не образуется. Входящие товарно-материальные ценности сразу же передаются потребителю. В этом случае реализуется принцип поставки «точно в срок», а для терминальных комплексов принцип «кросс-докинг».

Запас возникает тогда, когда параметры (объемы и скорость движения) выходящего потока меньше параметров входящих потоков, т.е. потребление меньше поставки. В противоположной ситуации может возникнуть дефицит и возникает необходимость предварительного накопления запасов, чтобы было возможно обслуживать заказы потребителя.

Таким образом, запас формируется при наличии несогласованных действий смежных звеньев цепей поставок. Запас является инструментом согласования совместного функционирования этих звеньев. Он позволяет обеспечить требования потребителя и выгодные условия работы поставщика.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: