1. Арнаутова Е. О воспитании трудолюбия// Дошкольное воспитание -2003-№ 12
2. Жукова Р. Трудовое воспитание. Средняя группа Разработки занятий. – М.: Корифей, 2009
3. Комарова Т. С, Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
4. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: Питер, 2002
5. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
6. Нравственное и трудовое воспитание /под ред. Козловой С.А. – М.: Педагогика, 2002
7. Пушкина Е.А. Формирование предпосылок активной гражданской позиции в процессе ознакомления детей с социально значимой трудовой деятельностью взрослых / Е.А. Пушкина // Дет. сад от А до Я. - 2004. - № 5.
8. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001.
Приложение
Все профессии важны, все профессии нужны (4 – 5 лет)
Задачи:
1. Продолжать учить выполнять количественный счет в пределах 9, отвечать на вопрос: «сколько?»; соотносить количество предметов с цифрой; применять умение сравнивать количества установлением взаимно-однозначного соответствия «столько же»; продолжать знакомить с разными профессиями; активизировать в речи глагольный словарь; закрепить знания родовых понятий.
2. Развивать умение читать кодовое обозначение блоков; конструктивные способности; мелкую моторику пальцев рук, логическое мышление.
3. Воспитывать понимание общественной важности каждой профессии; уважительное отношение к труду взрослых
Оборудование: блоки Дьенеша, геометрические фигуры; кодовые карточки; квадраты и треугольники (на каждого ребенка); игровизор Воскобовича; маркеры; магазин игрушек; цифры; руль; кепка водителя; 2 сумки; кошелек; персонаж Буратино; фонограмма; оформленная доска; 2 обруча; кирпичики с наклейными картинками профессий (для создания модели города); художественное слово.
Предварительная работа: чтение художественной литературы С.Барзудина «Кто построил этот дом?», «Плотник», С. Маршак «Кузнец», М.Ильина, Е.Сегал «Машины на нашей улице»; разучивание подвижных игр «Летчики», «Водители», и другие; настольные игры «Кому что нужно для работы?»; с/ролевые игры «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», и другие; наблюдения за трудом взрослых; беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматривание альбома «Профессии»; пальчиковые игры, словесная игра «Угадайте, какая профессия у человека»; экскурсия на кухню, медицинский кабинет.
Интеграция образовательных областей: «Познание» (ФЭМП), «Музыка», «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Ход занятия
Воспитатель. - ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости. Конечно же, это Буратино. Послушайте, что у него случилось:
Буратино. - У меня растут года, будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Воспитатель. - Ребята, Буратино не знает, кем ему стать. Давайте поможем ему, познакомим с разными профессиями, может он и определится с выбором.
Воспитатель. - Начнем свое знакомство с сотрудников магазина.
Воспитатель. - Кто работает в магазине?
Дети. - продавцы
Воспитатель. - Когда мы приходим в магазин, что нужно сделать в первую очередь?
Дети. - поздороваться.
Воспитатель. - Ну, что вот у меня сумочка, кошелек можно идти в магазин.
Воспитатель. - Ребята, назовите предметы, которые стоят на прилавке
Дети. - самолет, машина, пирамидка, матрешка, мяч, кирпичик, трактор, волк, юла.
Воспитатель. - что делают с этими предметами?
Дети. - играют
Воспитатель. - Как можно назвать эти предметы одним словом?
Дети. - игрушки
Воспитатель. - Значит, мы с вами находимся в каком магазине?
Дети. - в магазине игрушек
Воспитатель. - Сосчитайте, сколько всего игрушек на прилавке.
Дети. - всего 9 игрушек
Воспитатель. - Саша, какую игрушку ты хочешь купить?
Саша. - трактор.
Воспитатель. - Сколько нужно заплатить рублей за трактор
Саша. - 3 рубля
Воспитатель. - Почему?
Саша. - потому что написана цифра 3 (перед каждой игрушкой лежит цифра, обозначающая стоимость игрушки). Ребенок отсчитывает 3 кружочка (выполняющие функцию денег).
Дети. - в ролях покупателей выступают несколько детей.
Буратино. - Продавцом быть хорошо, а строителем лучше.
Я б в строители пошел, пусть меня научат.
Воспитатель. - Ребята, что делают строители?
Дети. - строители строят дома, детские сады, школы.
Воспитатель. - А вы бы хотели стать строителями?
Дети. - да.
Воспитатель. - Тогда я приглашаю вас пройти за столы.
Воспитатель. - Перед тем как начать строить дом нужно размять пальчики