Вилла Кауфмана («Дом над водопадом» 1936 г. Коннелсвилл

МУЗЕЙ ГУГГЕНХЕЙМА

Соломон Р. Гуггенхейм (1861 — 1949), известный американский промышленник, учредил в 1937 г. фонд поддержки современного ис­кусства. С 1960 г. приобретённые фондом Гуггенхейма произведения выставлены в одноимённом музее, который расположен в Нью-Йорке на Пятой авеню (недалеко от музея Метрополитен).

Здание музея было построено в 1959 г. Фрэнком Ллойдом Райтом. Оно представляет собой гигант­скую спираль, поднимающуюся с округлой площадки. Над этим экст­равагантным, фантастическим про­ектом Райт работал более десяти лет. В основе проекта — смелая, но простая конструктивная схема. По­хожий на башню корпус главного зала держится на металлическом каркасе. Его спиралью опоясывает железобетонная галерея. Конструк­цию венчает большой стеклянный купол, перекрывающий централь­ный дворик, залитый светом.

Посетитель музея поднимается в лифте на самый верх здания и, спускаясь по пологому пандусу (на­клонной площадке), начинает осматривать экспонаты, которые разме­шены вдоль внешних стен. Долго задерживаться на месте нельзя: га­лерея рассчитана на однонаправ­ленный поток экскурсантов и до­вольно узка. Зато, находясь в любой части зала, посетитель видит всю экспозицию полностью, а каждый экспонат можно рассмотреть с раз­ных точек зрения.

Экспозиция музея Гуггенхейма постоянно обновляется; обычно вы­ставлена только десятая часть со­брания. Всего здесь хранится более четырёх тысяч произведений жи­вописи, графики и скульптуры ев­ропейских и американских авторов XIX—XX вв. Преимущественно это работы абстракционистов и худож­ников смежных направлений.

Фрэнк Ллойд Райт. Музей Гуггенхейма. 1959 г. Нью-Йорк.

 

В таких постройках Райта архи­тектура поэтична, естественна. Позд­ние же его проекты часто выглядят фантастическими. Иногда Райта справедливо упрекают в крайно­стях. Действительно, трудно пред­ставить в реальности исполненный им в 1958 г. проект небоскрёба «Ил­линойс» (пятьсот двадцать восемь этажей) высотой в милю.

И тем не менее зодчего никогда не переставал волновать вопрос, как при постоянно возрастающей роли техники, машин в нашей жизни всё-таки оставаться людьми.

Яркая индивидуальность архи­тектурного языка Райта не способ­ствовала созданию крупной школы. Но его идеи вошли в число осново­полагающих в зодчестве XX столе­тия. Они актуальны и сегодня.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: