Здание компании «Джонсон и сын». Интерьер. 1936—1939 гг. Расин

современности. «Светотень состав­ляла „искусство" архитектора про­шлого. Позволим же Современности теперь работать со светом, световой диффузией; отражение света — свет ради света, тени же получатся сами. Машина делает современными эти удивительные новые возможности стекла» — так говорил он на лекции, прочитанной в Принстонском уни­верситете в 1930 г.

В 1932 г. архитектор основал собственную мастерскую — «Тейлизинское товарищество». Она разме­щалась в студии Тейлизин-Норт, здании, которое Райт построил на ферме Спринг-Грин в штате Вискон­син в 1911 г.

В 1928 г. Райт впервые применил термин «Юсония» (от англ. United States, сокращённо US, — «Соеди­нённые Штаты»), которым он обо­значил культуру, отражающую дух американской демократии, «обще­ства равных возможностей». Архитек­тура, как часть этой культуры, была призвана искать новые подходы к решению социальных проблем. Например, по мысли Райта, самое де­мократичное средство передвиже­ния — автомобиль — должно оказать решающее влияние на планировку жизненного пространства. В частно­сти, автомобильное сообщение поз­волит рассредоточить традицион­ный «тесный» город XIX в. и создать «город широкого простора». Именно так назывался проект, который вы­полнило в 1934—1935 гг. «Тейлизинское товарищество». Подобный город постепенно мог распростра­няться на всю среду обитания чело­века, а значит, включал бы и сельско­хозяйственные территории. Конечно же, идея оказалась утопической.

«Юсонианским» проектам, как неосуществлённым, так и получив­шим воплощение, неизменно при­суще то, что составляет творче­ский почерк Райта, — органичность. В 1936—1939 гг. он возвёл здание компании «Джонсон и сын» (Расин, штат Висконсин). В конторском по­мещении, которое по американской традиции представляет собой еди­ный зал, Райт использовал девятиметровые стройные колонны, увенчан­ные зонтообразными капителями (они выглядят как огромные грибы). Между ними светятся застеклённые участки потолка. Органичность про­является здесь не только в том, что эта словно естественно выросшая архитектура подражает природно­му миру, но и в создании некоего особого, романтического настроения (хотя оно не характерно для офици­ального интерьера).

Ещё в 1928 г. Райт писал: «Факт остаётся фактом: Юсония нуждается в романтике и сентиментальности. Главное — стремиться к этому, а то, что достичь цели нельзя, не так важ­но». Однако, глядя на «Дом над водо­падом» (1936 г.), убеждаешься, что Райту под силу и невозможное. Ар­хитектура в буквальном смысле сло­ва «растворилась» в природе: в об­щий облик виллы включены и скала, и небольшой водопад. Всё здание — это сложная система террас, которые нависают над деревьями и ручьём, закреплённые в скале железобетон­ными балками; лестница в центре дома спускается прямо к водопаду. Связь с природой ощущается не толь­ко во внешнем, но и во внутреннем облике виллы: стены отделаны гру­бым камнем, полы тоже вымощены каменными плитами.

Фрэнк Ллойд Райт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: