Музей современного искусства, Нью-Йорк

же детской любовью к ярко раскра­шенным поверхностям он выстраи­вал свою палитру,

В 1937 г. гитлеровское правитель­ство конфисковало более шестисот работ Кирхнера, присвоив им ярлык «дегенеративности». Удар был слиш­ком тяжёл. В начале 1938 г. мастер покончил с собой.

«Мой прекрасный, мой трагиче­ский мир» — так определил однаж­ды Эмиль Нольде (1867—1956) об­разы, которые рождались в его душе. Эмиль Ханзен (это его настоящая фамилия) родился в деревне Нольде на севере Германии. Окончив школу художественной резьбы, он начал работать на мебельной фаб­рике. (Чтобы получить полноценное художественное образование, Нольде уже в зрелом возрасте посещал частные школы Дахау, Мюнхена, Парижа и Копенгагена.) Традицион­ные методы резьбы по дереву оказа­ли влияние на его живописную ма­неру. Как и в работах средневековых мастеров-ремесленников, у Нольде мистическое, возвышенное сочетается с наивным, бытовым.

Грубая выразительность, иска­жение формы и цвета как проявле­ние напряжённого чувства — все эти черты, характерные для экс­прессионизма, у Нольде проявляют­ся в высшей мере. Именно поэтому молодые художники объединения «Мост» так настойчиво приглашали его принять участие в деятельности их группы (правда, он отошёл от неё через год).

Нольде часто обращался к рели­гиозной тематике. С 1908 по 1912 г. он написал двадцать пять работ на библейские сюжеты, в том числе се­рию из девяти картин «Жизнь Хри­ста» (1912 г.), которая возмутила церковных иерархов и была снята с выставки в Брюсселе.

В 1910—1911 гг. художник создал серию экспрессионистических пей­зажей, а после 20-х гг. пейзаж стал основной темой его творчества. Обычно у Нольде природные сти­хии — земля, вода, небо — сталкива­ются друг с другом, словно стремясь слиться воедино. Он много путе­шествовал — побывал на Дальнем

Эмиль Нольде.

Танец вокруг золотого

Тельца. 1910 г.

Новая пинакотека, Мюнхен.

Лица библейских персонажей Нольде превращает в маски, он искажает про­порции фигур, утрирует жесты. Его краски - это тревожные вспышки жёлтого, красного, фиолетового... Столь необычное отношение к рели­гиозной теме впервые возникло в живописи XX в.

Франтишек Купка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: