Воспитатель. Когда вы пели песенки больших колокольчиков, то долго произносили звук «з» — «дзззынь», когда пели песенки маленьких колокольчиков, то долго произносили звук «зь» — «дззззинь». Звуки «з» и «зь» — братцы. «3» — большой братец, а «зь» — маленький братец.
— У меня на фланелеграфе картинки, в их названиях есть эти звуки. Послушайте, как я буду произносить слова, чтобы вы отчетливо слышали песенки колокольчиков: зззайка. Какой звук я в слове долго тянула? («3».) Это большой или маленький братец? (Большой.) Я поставлю картинку после синего кружка (дети повторяют слово с выделением звука). Слушайте: «Корзззина». Какой звук я долго тянула? («Зь»; дети повторяют слово, и воспитатель ставит картинку после зеленого кружка.)
Затем по очереди вызываются дети, они называют предметы с выделением этих звуков, характеризуют их — большой или маленький братец, ставят после соответствующих кружков.
Один ребенок называет все слова со звуком «з», другой — со звуком «зь».
Занятие 4
Программное содержание. Развивать фонематический слух и речевое дыхание детей.
Материал. На каждого ребенка и воспитателя по одному шарику (диаметр — 3см) из гуммированной бумаги, фланелеграф и картинки: рак, кукла, матрешка, белка, еж, жук, флажки, кит, кепка, санки, мячики, яблоки; синий и зеленый кружки.
Ход занятия
Упражнение «Подуй на шарик»
Воспитатель. Мы с вами дышим: сначала делаем вдох — набираем воздух (показ; дети делают вдох и, положив руку на грудь, чувствуют, что грудная клетка поднялась), потом делаем выдох (показ; дети делают выдох и, положив руку на грудь, чувствуют, что грудная клетка опускается).
У вас шарики, поднесите их поближе ко рту, сделайте спокойный вдох и подуйте на шарик — выдох: «Фу-у-у» (упражнение с перерывом проводится 6—7 раз).
Упражнение «Найди братцев»
Воспитатель. У меня на фланелеграфе после синего кружка выложены картинки, изображающие предметы, в названии которых есть звук «к» (дети повторяют звук — без призвука гласного).
— Мы уже научились громко говорить звук «к» в словах. Давайте назовем предметы со звуком «к» и громко в словах его произнесем.
Дети по очереди подходят, называют предмет с выделением звука «к» (раК, Кукла, матрешКа, белКа, ежиК, жуК).
Воспитатель. Звук «к»— большой братец, но у него есть маленький братец — звук «кь» (дети повторяют звук 2—3 раза). На столе у меня картинки, в названии которых есть звук «кь».
Дети по очереди подходят к столу, берут картинку, называют ее, выделяя в слове звук «кь», ставят ее на фланелеграф
после зеленого кружка (флажКи, Кит, Кепка, санКи, мячиКи, яблоКи).
Один ребенок называет все слова со звуком «кь», другой — со звуком «к».
Занятие 5
Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевой аппарат детей.
Материал. Мяч; фланелеграф и картинка (по одной на каждого ребенка), в названии которых есть звуки «л» и «ль»; синий и зеленый кружки.
Ход занятия
Упражнение «Сделай желобок»
Порядок выполнения упражнения указан в конспекте занятия 20 (для средней группы). Упражнение нужно повторить с перерывами 5—6 раз.
«Скажи, как я» (в кругу с мячом)
Воспитатель бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети. Если ребенку требуется помощь, нужно повторить слово 2—3 раза с выделением звука.
Упражнение «Найди братца»
Воспитатель раздает детям по одной картинке, в названии которых есть звук «л» или «ль». На фланелеграф выставляет синий и зеленый кружки.
Воспитатель. Посмотрите на свои картинки. В названии предметов есть звук «л» — большой братец или звук «ль» — маленький братец. Поднимите картинки, в названии которых есть звук «л» (проверяет), теперь со звуком «ль» (проверяет).
Дети по очереди выходят, называют слово с выделением этих звуков и ставят картинки после соответствующих кружков. Один ребенок называет все слова со звуком «л», другой — со звуком «ль».
Занятие 6
Программное содержание. Развивать речевое внимание, речевое дыхание и речевой аппарат детей.
Материал. Мяч; ватный комок, слегка для крепости смоченный в крахмале; фишки-игрушки (30-40 шт.).
Ход занятия
Упражнение «Прокат» снежный ком»
Ребенок приседает у стола, кладет ватный комок на край стола и дует на него, произнося: «Фууу» несколько раз, пока тот не докатится до другого края стола.
Упражнение «Болтушка»
Упражнение описано в занятии 12 (для средней труппы). Упражнение нужно повторить с перерывами 4—5 раз.
Игра «Будь внимательным» (в кругу с мячом)
Воспитатель. На каждое мое слово вы будете передавать мяч по кругу, но, если в слове будет звук «р», перебросьте мяч мне. Теперь вы перебросите мяч, если услышите в слове звук «рь». Звуки «р» и «рь» — братцы. Звук «р» — братец большой, а «рь» — маленький братец.
В игре должны принять участие все дети. Звуки «р» и «рь» в словах интонационно выделяются.
Игра «Назови слова»
Воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «р», затем со звуком «рь». За каждое правильное слово ребенку дается фишка-игрушка, В конце игры определяется победитель.
Занятие 7
Программное содержание. Развивать фонематический слух и речевое дыхание, речевой аппарат детей.
Материал. Фланелеграф и картинки: мышка, самолет, матрешка, ромашка, дом, мячик, змея, помидор зеленый и синий кружки; фишки-игрушки (30—40 шт.).
Ход занятия
Упражнение «Прокати снежный ком»
Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 6.
Упражнение «Индюк дразнится»
Порядок выполнения упражнения изложин в занятии 10.
Упражнение «Найди братия»
Воспитатель (выставляя на фланелеграфе картинки). В названии этих предметов есть звуки-братки «м» и «мь».
По очереди дети называют предмет, произнося слово с выделением одного из заданных звуков, и ставят картинку после синего («м») или зеленого («мь») кружков.
Один ребенок называет все слова со звуком «м», другой — со звуком «мь». Картинки убираются.
Игра «Назови слова»
Воспитатель предлагает детям назвать слова со звуком «мь», затем со звуком «м» (за каждое слово дается фишка-игрушка). В конце игры определяется победитель.
Занятие 8
Программное содержание. Развивать речевое внимание, речевое дыхание и речевой аппарат детей.
Материал. На каждого ребенка по одному ватному шарику; на каждый стол по два кубика; мяч, фишки-игрушки (30-40 шт.).
Ход занятия