Легенды российских тамплиеров 38 страница

На всех солнцах, разными огнями горящих, послышалась проповедь Эона сошедшего. Все видели и слышали Его на солнце, зеленым огнем сверкающем. Он ходил по солнцу этому и одиннадцать учеников шли за Ним. Когда Он шел, не оставляли следов стопы ног Его. Все видели, как Он ел и пил вместе с другими, но после трапезы нетронутыми оставались предложенные Ему питье и еда. Не портились ни одежда, ни обувь Его, ни пыль, ни грязь не приставали к ним. Он ходил по солнцу, зеленым огнем сверкающему, и одновременно на всех солнцах, холодными разноцветными огнями сверкающих, ходил Он же и с Ним ходили другие ученики Его. Вез- де, на всех солнцах тождественен был Он с Эоном, ходящим по солнцу, зеленым огнем сверкающему. Он учил обитателей солнца, зеленым огнем сверкающего, добру и милосердию.

Он говорил: «Только тогда познаете все вы, что существует Бог Великий, когда злое начало перестанет затемнять разум ваш, когда добро и милосердие постоянно будут освещать деяния ваши. Только тогда познаете вы, что существует Бог Великий, когда всех будете жалеть не меньше, чем себя. Я не учу вас ломать жизнь вашу: бессмысленно голодать, когда можно быть сытым, отказываться от семьи, когда можно иметь ее, мучить себя, когда можно жить без мучений. Какими сотворил вас Бог в мысли своей, такими и будьте. Одному только учу я вас: не причиняйте никому зла, не причиняйте никому страданий. Еще скажу вам: не ищите Бога в мире, материей насыщенном, ибо нет ничего общего между Ним и творением Его (как у людей нет ничего общего между ними и их изделиями материальными, если не говорить о том, что эти изделия сотворены людьми). Чем совершеннее будете вы, тем ближе будете вы к познанию Бога; чем ближе вы будете к Нему, тем совершеннее станете и тем понятнее будет Он для вас. А если вы немилосердны и злы будете, то забудете, что Бог есть, и вам смешны будут указания людей на то, что Он - сущий. Если вы хоть на одну линию от пути добра отойдете, вы потеряете Бога, будете верить, что нет Его. А полное познание о Боге вы получите только тогда, когда вся жизнь ваша сплошным добрым подвигом будет. Еще скажу вам: можно на перекрестках кричать, что нет Бога, и все же, не сознавая этого, глубоко веровать в Него, зная, что Он - сущий. Ибо отвергается добрыми людьми не Бог, непостижимый в материальных аспектах, а почти всегда неверное представление о Боге этом. А этих несчастных - солнца черного обитателей, всем сердцем своим, всей душой вашей и всем духом вашим жалеть надо, ибо трагична их участь, если они не раскаются. Чем дольше пребудут они в нераскаянии, тем тяжелее участь их. Поэтому, чем больше зла они делают, тем большего сожаления достойны».

Так учил на солнцах Эон призрачный, и в мирах высоких учил Он спокойствию, отрешению от безнадежных поисков Бога, существам этих миров подобного, схождению в миры низшие для их скорейшего подъема. Еще многому учил Он - тому, о чем два раза в столетие говорится.

Узнали обитатели солнца черного, на землю сошедшие, от учеников своих, среди людей собранных, об учении Эона и решили казнить Его смертью, ибо не знали они, что Он не имеет тела материального, и даже призрак Его они могут схватить только тогда, когда пожелает Он сам. Схватили они Его призрак, распяли, и увидели что на кресте никого и ничего не было. Ужаснулись обитатели солнца черного, и холод страха сжал сердца людей, им служащих. А на третий день после распятия все люди почувствовали, что Эон своим веянием вошел в сердца их, и обитатели всех солнц разноцветных, с которых тоже исчез призрак Эона, почувствовали, что Он в них находится. Но не вошел Он в души обитателей солнца черного; те из них, которые на солнце огня зеленого были, жили там, по-прежнему руководимые своими дикими инстинктами. Были бессильны в борьбе со злом, ими содеянном, люди солнца зеленого. Узнали об этом сущие на солнцах, разноцветными огнями горящих, и появились на солнце зеленом. Взяли они оттуда обитателей солнца черного и, отнеся их в их обитель, окружили обитатели солнца, синим огнем блистающего, солнце черное, закрыв выход его обитателям.

Тогда почувствовали жалость существа, на солнцах разноцветных обитающие, и начали просить Эона, в их душах сущего, помочь обитателям солнца черного. Эон присоединил свою мольбу к молитвам существ, на солнцах разноцветных живущих, и все живущие почувствовали веяние сфер высоких. И тогда солнце огня черного поплыло к солнцу белому, а солнце белое - на место солнца черного, и солнце огня черного заняло место солнца огня белого, и наоборот. Когда совершилось перемещение это, изменились бывшие обитатели солнца черного, и солнце это засияло огнем, разными цветами переливающимся. Стали обитатели солнца черного добрейшими из добрых и сострадательнейшими из сострадательных, и стали они умолять обитателей солнца синего не сражаться с силами темными, на бесконечность двенадцати солнц нападающими, а убеждать их силой Эона Высокого, в них сущего, обещая прийти к ним на помощь. Удивились обитатели солнц разноцветных, почему обитатели солнца черного сошествия Эона Высокого удостоились. Но услышали они старую истину, что все равны перед Несравнимым; что для Него равны и первые и последние, и что для последних больше жалости к благодати надо.

Узнали они и то, что раз в каждые десять дней горько плакали обитатели солнца разноцветного. Обитатели солнца синего переселились в другие бесконечности и вели бои беспощадные с силами темными. А бесконечность двенадцати солнц сияющих со страхом обходили силы темные, не рискуя приблизиться к ней, едва только замечали ее сиянье несказанное.

117. СПОР

[Я затянулся опием, а за десять минут до этого проглотил полную ложку гашиша. Я не сплю, но как странно все то, что я вижу.]

Это не тишина. Это - молчание. Нет ничего - ни тьмы, ни света. Нет и сумрака. Нет пространства, то есть нет ни длины, ни ширины, но всюду царит глубина. Она образовалась, когда отодвинулся Великий. Ничего не было вначале, кроме глубины...

В глубину пустот прибыл тот, кого Элоимом называют. От Него изошла творческая сила. Он сказал свое Слово, и в глубине, где ничего не было, появились в полном смешении, в Хаосе, все начала того, что есть в глубине и что будет. Отделил Он свет от тьмы хаоса, и уплотнившаяся тьма стала холодному льду подобной, но свет пронизывал и уничтожал ее, а если он закрывался чем-либо, тьма снова побеждала. Началось движение везде, где свет сиял, а там, где сиял свет, появились пар, вода и прежде их движение, ибо неравномерность нагревания ветер породили.

Снова прозвучало Слово Элоима, и в водном начале появились живые существа, появились они в свете чистом и в свете, с мраком смешавшимся, появились они во мраке и в абсолютной мгле. Я смотрел на них, и все они прекрасны были, все они сияли светом или мглой, и чуждо было зло и безобразие всему тому, что Элоимом создано было. Высоко-высоко поднялся свет чистый, и в нем я увидел чистейших из сущих, а перед ними и за ними стражи могучие стояли. Неисчислимы были разнообразные живые существа, и каждый в своем роде прекрасен был. Всем им была дана свободная воля существовать так, как они сами хотят.

Прошли миллиарды тысячелетий и одно из существ обидело другого... Я вижу: многое множество обидчиков опустилось в низы и там своеобразной странной жизнью жили. Как все странно! Какие странные, прекрасные в верхах, ужасные в низах существа.

Я вижу, что волнуются Стражи Порогов, стражи, всюду свои посты выставившие и в верха пропускающие только тех, кто достоин подъема такого. Они собрали совет и обсуждают, надо ли исполнить просьбу тех, кто не свершив того, что должен был свершить в своем мире, требует подъема вверх. Сильно протестуют некоторые из них, заявляя, что неразумным является такое требование, потому что омрачатся верха с низов прибывшими, потому что сами они, в верха поднявшиеся, не выдержат новой жизни, потому что такой подъем причинит горе и страдание в верха поднявшимся. Говорят другие, что несвоевременно в верха поднявшись превратятся существа миров низших в насекомых и зверей миров высоких, то есть в таком отношении к высоким существам будут, в каком насекомые к людям находятся.

Отвечают другие Стражи Порогов, и я слышу их голоса, могучему грому подобные: «Мы позовем к ним на помощь духов Света чистейшего, и они, благостные, помогут людям перенести общение с высшими». Говорят третьи: «Они хотят таковыми подняться, каковыми ныне пребывают. Это их дело. Таково их решение. С какой стати мешать им? А не мешать - это и значит помочь». Говорят другие: «Мы можем стать из единиц множеством. Мы примем вид людей и, поскольку можем, окажем людям поддержку». - «Как! Нам, мощным, принизиться до образа и подобия человеческого?» - «Отчего бы, нет? Ведь принимали этот образ светлейшие из светлых!» Подходят к Стражам Порогов Димурги-гиганты, и я слышу их голоса: «Мы думаем, что вы ошибаетесь, так как нельзя в светлые обители непросветленных вводить. Мы не допустим этого». - «Вы хотите силой помешать нам?» - «О, нет! Мы просто встанем стеной между миром людей и высшими мирами и пропустим в верха только тех, кому надлежит подняться». - «Мы думаем, что подняться надлежит всякому, кто желает подняться». - «Мы не думаем так: пропустим только тех, кто достойны войти в космос высший». - «Никто не дал вам права такого суда и решения. Отойдите, или мириады мирн нас появятся. И мы отодвинем вас, раздвинем ряды ваши, создадим в них коридоры, в верха ведущие». - «Если так, то - борьба. Готовьтесь к ней!»

Бесконечными рядами встали друг против друга сверх-гиганты. Еще немного мгновений и начнется борьба... Появились между рядами Димиургов и Стражей Порогов воплотившиеся эманации Эона Мудрости, и слышат голос его к битве готовые: «Все рухнет. Все разрушится. Ничего, кроме мелкой пыли космической не останется от космоса солнц разноцветных. Придут в смятение и космосы смежные, и снова Хаос воцарится. Этого ли вы хотите? Но вы сами должны ваш спор решить - не борьбой, а провидя будущее. Смотрите, кто и на чью сторону встанет, и тогда судите».

Смотрят Димиурги и Стражи Порогов и видят: готовятся к битве гигантской темные Арлеги и духов Бешенства собрали вокруг себя. Зовут они духов Безумия и страшными ударами заставляют их встать в ряды для того, чтобы на врагов броситься. А с другой стороны собираются силы Светлых... Смотрят и видят Димиурги и Стражи Порогов, что выше их стали ростом темные Арлеги. Посмотрели они на Светлых и видят, что все светлее, все ослепительнее становится блеск, от них исходящий, и опустили очи свои смотрящие. На чью сторону станут те и другие?

Видят к битве готовые, что Темные становятся передовым отрядом перед воинством Димиургов, а сияющие - перед Стражами Порогов, передовые отряды того и другого воинства образуя. Видят они, что во главе Темных мощный, более темный, чем мгла, дух Зла встал, грозя светлому воинству, а перед Светлыми появился кто-то, к ним руки простирая, умоляя их отказаться от боя. Увидели Стражи Порогов воинов новых, и мирны этих Стражей в немногих исполинов обратились, а Димиурги оставили места свои и крикнули Стражам: «Вы правы, пропустите в верха рвущихся, а те, кто подъема недостойны, не захотят его и в низах останутся».

Исчезли и Стражи Порогов, и Димиурги. Воинства Арлегов стоят одно против другого и понимают, что нет более тех, к кому спешили они на помощь. Повернулись светлые и исчезли. Медленно отошло и воинство темное. Мощный дух Зла лицом к лицу остался перед тем, кто к светлым Арлегам руки свои простирал. Приблизился Блистающий светом нездешним к Мощному и обе руки протянул ему. Вздрогнул мощный дух Зла, но крепко сжал руки протянутые и засиял светом-блеском несказанным. Взявшись за руки, понеслись оба духа к тому, кого Элоимом называют. А там, где стояли два воинства, появилось множество огоньков кровавых разных величин и яркости. Они слились в огромный пожар, страшным огнем горевший. А по обеим сторонам пожара этого, появились два воинства светлых и темных, но к тому времени просветлевших Арлегов. Начали бросать те и другие Арлеги розы светящиеся в пожар страшный... Прилетели Неведомые и вылили пурпурное вино из блестящих чаш своих на огонь страшный. Потух огонь. Рука об руку поднялись все Арлеги в обители свои и увидели, что перед ними открылась широкая дорога в высоты великие.

118. В ЛАБИРИНТЕ

На третий день моего прибытия в страну Кеми, я с двумя проводниками из высшей школы верховных жрецов отправился к верхнему лабиринту. После долгого и трудного путешествия нас встретили стражи лабиринта и, проверив наши полномочия, проводили нас к замаскированному в скалах ходу. Здесь снова проверили полномочия наши. Долго шли мы в глубокой темноте, углубляясь все ниже и ниже, хотя иногда путь резко поднимался кверху. Впереди меня шел кто-то, кто держал меня за шнур, привязанный к моему поясу, а я держался за шнурок, привязанный к его поясу и позади меня тоже шел человек, также двумя шнурами связанный со мной... Не знаю, сколько шло нас в одной цепи. Мы долго шли в глубокой тьме и постоянно, чуть ли не через каждые пятьсот шагов, поворачивали то вправо, то влево. Наконец мы очутились в небольшом зале, освещенном разноцветными лампами. Отвязав шнуры от наших поясов, проводники предложили нам войти в широкий коридор, пройдя который мы вошли в гигантскую подземную залу. Посредине ее протекал широкий поток, через который были переброшены в разных местах мостики. В этой пещере, на пространстве, могущем поместить небольшой город, мы увидели множество народа, то ходящего, то сидящего на скамьях около разноцветными огнями горящих костров.

При самом входе, шагах в двадцати от него, лежал сказочно ужасный зверь, напоминающий дракона, а против него стоял другой страшный зверь. Рядом со мной и моим товарищем шли проводники, и один из них, видя, что я взялся за обоюдоострый меч сказал: «Напрасно беспокоишься - это чучела до потопа живших животных». Я смутился, но чучела были сделаны поразительно хорошо. Мы прошли мимо них, и к нам подошли две женщины.

Первая из них сказала: «Чужеземец! Очевидно у тебя одни предки с теми, кто живут здесь. Иначе ты не пришел бы сюда. Ты ищешь ответа на интересующие тебя вопросы. Величайшая мудрость в том, чтобы достойным и умным образом прожить свою жизнь здесь на земле. Для этого достаточно руководствоваться древними правилами мудрецов: будь справедлив, но не думай, что справедливость в том, что человек отвечает за зло злом. Только тогда ты будешь справедливым, когда никому зла не сделаешь и за зло, тебе причиненное, добром воздашь и будешь стремиться к тому, чтобы не было смысла зло делать».

Вторая женщина произнесла: «Немногое прибавлю: не делай зла, зло делающему, но умей поставить его в такие условия, при которых он не захочет делать зло».

Я ответил им: «Благодарю вас за советы мудрые. Но скажите, правда ли, что я сотворен по образу и подобию Божьему? Неужели у Бога такое же тело, как у меня?»

Первая женщина: «Откуда узнал ты, что ты сотворен по образу и подобию Бога?»

Я: «Здесь, в Египте, во время нашествия пастухов или, может быть, до этого нашествия, жил человек, усыновленный дочерью главного правителя. Он подслушал разговор верховных жрецов и передал этот разговор, а в нем говорилось, что по образу и подобию Бога сотворены люди. Человек этот рассказал о слышанном людям своего племени, прибывшим с юго-востока, и египтянам. С тех пор повсюду богов изображают в виде людей или в виде людей с головами животных, или просто в виде животных, ибо в чем разница между людьми и животными?»

Вторая женщина: «Повтори свой вопрос у первого костра».

Я подошел к собравшимся у первого костра. Там, то отходя от костра, то приближаясь к нему, находились, одетые в белые одежды юноши и девы с крыльями за плечами. Я повторил свой вопрос и один из юношей ответил мне:

«Ошибаются, слушая, но не слыша, воспринимая и не понимая, те, кто думают, что Бог подобен человеку в том смысле, что у Него такие же руки и ноги и такое тело. Подойди к следующему костру. Там знают, как надо ответить тебе, ибо мне ясно: ты не читаешь мысли моей».

Я подошел ко второму костру и увидел возле него каких-то гигантов. Когда они отходили от костра, то небольшими казались, а когда возвращались, то снова вырастали в гигантов. Я повторил свой вопрос и услышал в ответ:

Гигант: «Люди сотворены по образу и подобию Божию, но это не значит, что у Бога имеются руки и ноги и тело, как у человека. Это значит только, что не твое тело, но твоя душа по образу и подобию Бога сотворена».

Я: «Я смутно понимаю сказанное. Поясни мне».

Гигант: «Охотно. Но ты немногое слышишь из слов моих. Спроси лучше у тех, кто у дальних костров пребывает».

Я подошел к следующему костру. Около него стояли всадники, держащие коней за гривы их. Я спросил их, как душа может быть создана по образу и подобию Бога, и услышал ответ одного из всадников:

«К чему тебе знать это? Мы не интересуемся тем, о чем ты спрашиваешь. Борись со злом. Делай добро. Больше ничего не надо, пока ты в аспекте своем!»

Я прошел дальше и увидел суровых мужей и прекрасных женщин, одетых в розовые и голубые одежды, около костров голубого пламени собравшихся. Прежде, чем я открыл рот для того, чтобы повторить свой вопрос, я услышал ответ на него от носящего розовую одежду:

«Знай: Бог Великий - Сущий, хотя для тебя Он и Не-Сущий, ибо твоими чувствами ты не можешь воспринять Его. У тебя нет тех чувств, которыми ты воспринять Его можешь, как у слепого нет чувства зрения для восприятия красок и далеких очертаний, как у глухого нет слуха для восприятия слов и звуков. Но существуют краски, хотя слепой не видит их, существуют звуки, хотя глухой не слышит их. Ты, точнее, твоя душа сотворена по образу и подобию Бога потому, что хотя она и существует, не может быть воспринята твоими немногими чувствами, поэтому для чувств твоих она не сущая, ее нет. Итак она - сущая и одновременно не сущая, так как не воспринимается тобой! Понял?»

Я: «Да! Но, мне кажется, нужны пояснения».

Одетый в голубую одежду: «Только потому не-сущим можно назвать Бога и Его отражения, Его отблеск - душу, что они не воспринимаются нашими немногими чувствами. Но они сущие, раз мы говорим о них независимо от нашего восприятия. Конечно, нельзя назвать Бога душой или смешивать душу с Богом. Ты не смешаешь с человеком его отражение в серебряном полированном щите. Глаз твой видит тождественным тебе твое отражение в полированном серебре, но это отражение не мыслит и не радуется, не страдает, не живет, как ты живешь. Оно - ноль по сравнению с тобой. Так и душа твоя - ноль по сравнению с Богом. Аналогия между сущим и не-сущим Богом и сущей и не-сущей душой не позволяет смешивать Бога и душу, как нельзя сравнивать солнце с куском гниющего, хотя и светящегося дерева. Я кончаю: не ищи души в разрезе четырех измерений, не ищи ее в разрезе тех чувств, которые ты имеешь».

Я понял, что искажена была древняя мудрость, хранимая одно время в Египте, искажена тем, кто был усыновлен дочерью фараона. Я понял, что значит, когда говорят, что человек сотворен по образу и подобию Божию, и мне хотелось узнать нечто, давно меня занимавшее: что такое нирвана, о которой, как о «ничто» и, вместе с тем, как о цели говорили мне мудрецы моей родины. Я шел, задумавшись, и остановился перед костром, белое пламя которого высоко поднималось кверху. Вокруг костра сидели немолодые уже люди. Они сидели в креслах и некоторые из них читали какие-то книги, а другие тихо разговаривали. Недалеко от них виднелся яркий, ослепительный свет и там мелькали какие-то люди... Прежде, чем я задал вопрос, я получил ответ. Один из разговаривавших посмотрел на меня и сказал:

«Нирвана не есть ничто, она более чем населена, она полна в ней живущими и в ней сущими. Но для тебя нирвана - ничто, ибо при наличности своих чувств и измерений ты ничего не можешь почувствовать в ней. Но для тех, у которых более чувств, чем у тебя (как у тебя более, чем у глухонемого) - для тех полна сущими и сущим нирвана. Для тебя нирвана - мир ангелов, которых ты не можешь воспринять. И все другие, не воспринимаемые твоими чувствами миры духов высоких для тебя - нирвана, а твой мир - нирвана для тех, чувства которых отрицательными сущностями являются».

Так отраженный свет познания озарил меня там.

119. О ДУХАХ, ИЗОБРАЖЕННЫХ В ВОСЬМОМ ЗАЛЕ ЛАБИРИНТА

(ноэссы и альдонарцы)

Чрезвычайно далеко от нас в далях несказанных лежит космос, населенный ноэс- сами. Для духов этих нет пространства в том смысле, что миллиарды мирн верст они могут пролететь с быстротою мысли, то есть менее, чем в одну секунду. Для ноэсс нет времени в том смысле, что одинаково ярко и отчетливо видят они, когда хотят, прошлое и настоящее. До некоторой степени прозревают они и будущее, во всяком случае, в тысячи тысяч раз яснее, чем люди земли. Число чувств, которые присущи каждому из этих существ, превышает 81 трильон. Трудно сказать, каковы эти существа по внешнему виду. Если бы мы, люди, смотрели на них, то мы видели бы центральный небольшой столб многоцветного пламени и расходящиеся от него, все выше и выше поднимающиеся яркие, яркость центрального столба превышающие, лучи. Это было бы только одно из лучеиспусканий мозга этого существа, но многие лучеиспускания его мозга не могут быть видимы нами. Не может быть видимо и тело его. Но если бы зорче были очи наши, мы видели бы ноэсса в виде прекрасного человека с большими крыльями за плечами и с сиянием странным, около его тела сущим.

Перенеслась мирна ноэссов через тысячи бесконечностей и около одной из них остановилась. Перед ними простиралась бесконечность, вся наполненная серебристым, отчасти ртуть земли напоминающим веществом. В этом безграничном океане живут многочисленные существа, то находясь на поверхности, серебряным светом сверкающей, то поднимаясь над ней, то погружаясь в вещество серебристое. И всюду, где бы ни находились существа, эту бесконечность населяющие, всюду воздвигали они для себя великолепные жилища, за стены которых не проникала серебристая материя бесконечности далекой.

Интересовались ноэссы (ибо все хотели познать), как живут и чем живут, верят или не верят в Бога Высокого и в Бога Великого жители бесконечности серебристой, Альдонар называемой. Чрезвычайно заинтересовали альдонарцы ноэссов: вначале не могли ноэссы понять, кто находится перед ними. Они видели перед собой то существа, имеющие длину, ширину и во времени изменяющиеся, то, через небольшой промежуток времени, эти существа, которым надоело быть теням подобными, становились существами на людей похожими, имея длину, ширину, глубину и находясь во власти времени, а немного позднее каждый из них имел уже 256 чувств и измерения его непонятными для людей были, а затем альдонарец шестнадцать чувств имел и через некоторое время обладал по желанию 81 трильоном чувств, и даже еще большим числом чувств и измерений обладал он. Бывало и так, что в каком либо месте исчезали существа, какими-либо чувствами, кроме слуха, воспринимаемые. Слышны были звуки, невероятно разнообразные, слышны были мелодии разные, но ничего не воспринимали ноэссы кроме звуков, и, казалось, что одни звуки разнообразные только и существовали на участке бесконечности серебристой, на который смотрели ноэссы.

Для ноэссов странным казалось, что альдонарец, принявший любую из форм, как известных, так и неизвестных ноэссам, сохранял во всех этих формах понятия, всем формам присущие. Являясь в форме звука или в форме цветной или бесцветнотемной тени, он и в более высоких формах мог передавать другим духам свои мысли и мог воспринимать мысли самих ноэссов.

Видели ноэссы на Альдонаре совсем особые существа, которые не превращались в существ, только что описанных. Они видели существа, все тело которых из огня состояло, из огня превращавшего в дым и пепел все то, к чему тело это прикасалось. Явно жили эти существа огненные, изменяясь под влиянием среды и изменяя последнюю. Они жили, думали и чувствовали и, в отличие от других населявших названную бесконечность серебристую, умирали, но после смерти продолжали существовать за пределами бесконечности названной, лишившись некоторых своих свойств и приобретая свойства новые. Умирая, они покидали Альдонар, но долго видели их ноэссы куда-то быстро, как свет, несшимися, приникавшими через все преграды все далее и далее от бесконечности Альдонар в темное Ничто. Видели наиболее зоркие ноэссы, как они останавливались в других бесконечностях, блистая в них своим огненным телом.

Видели ноэссы и таких жителей бесконечности Альдонар, от которых веяло страшным холодом, температура тел которых была холоднее абсолютного нуля, и существа эти, медленно двигающиеся, жили своей жизнью, не выходя за пределы своей области и никого не допуская в страну свою в виде, доступном их восприятию... Много и других существ видели ноэссы в бесконечности серебристой и непосредственно (или через других, им подобных, но постоянных жителей бесконечности сверкающей) задавали вопросы свои и получали нужные им ответы.

«Вы верите в Бога?» - спрашивали ноэссы. - «Кого или что или какое понятие подразумеваете вы, когда говорите слово Бог? Все существующие представляют Его по своему образу и подобию. Те, кто очень не умны, представляют Его в таком же теле, какое сами имеют, или в теле какого-либо другого существа. Более умные представляют Его в виде идеи или как-нибудь иначе, приспособляют Бога к своим понятиям. Но Он непостижим и, сказав о Нем все, что можно сказать, мы почти ничего не скажем о Нем, и все, что скажем, на каком бы языке ни была о Нем речь, говорит только о том, что Он непостижим, и мы только стараемся выяснить Его непостижимость, давая Ему объяснения или определения. Даже тогда, когда мы говорим, что наше внутреннее «я» является Его слабым отражением, мы даем неверное определение Ему. Вы понимаете, что отражение человека в зеркале дает только слабое понятие о нем: мы видим часть нашего тела. Но это видение - не мы, - оно не думает, не чувствует, совершенно лишено духовной или душевной жизни. Так и наша душа только отдаленным образом и подобием Его является».

И еще что-то говорили альдонарцы, но я не смогу передать их слов и мыслей, ибо не понял их... Не понимали и ноэссы того, что говорили им существа, как бы из света чистого сотканные... Настойчиво стараются ноэссы понять, ими не понятое, но остаются вне их понимания все определения Его, даваемые Ему альдонарцами. С грустью говорят ноэссы: «Не дано нам постигнуть Его сущности, и в этом горе наше. Жаждой познания горим мы, и она ненасытима, когда мы о Нем мыслим. Скажите вы, нам подобные, знаете ли вы, что лежит выше космосов, которыми полна наша бесконечность?»

«За вашей и нашей бесконечностью, безгранично выше их, а, может быть, и там же, где ваша и наша бесконечность, но нами неощутимая лежит бесконечность бесконечностей, населенная теми сверх-сверх-духами, кого мы Орами называем». - «Вы можете дать нам понять, кто эти сверх-сверх-духи?» - «Не знаем. Люди, например, не понимают, как из малого простого по своему строению и составу семячка вырастает гигантское дерево. Не понимают люди, как это в маленьком семячке таятся корни, ствол, ветви, листья, цветы и плоды и многое другое. Еще менее понимаем мы Оров. Немногое можем мы сказать о них: бесконечность бесконечностей занимают они своими обителями. Эти обители, хотя бы они частью своей и здесь, где мы есть, находились, лежат за тем океаном и за тем морем сверкающим, где Элоимы пребывают. Но поймите: гигантами являются Оры, и всю нашу бесконечность может легко покрыть рука Ора. Эти сверх-сверх-духи имеют образы, быстро меняющиеся: нельзя узнать Ора, расставшись с ним на какую-либо мирну лет, и через этот и даже более короткий промежуток времени совсем иным образ Ора оказывается. Когда встречаются два Ора, они сразу передают тому, на кого смотрят, все свои громадные, необъятные для нас знания всего, что творится в верхах и в низах, хотя бы в самых глубоких. Все свои знания мгновенно передает встретившийся с себе подобным Ор, и не умаляются от этого знания его. Когда Ор чувствует, что ему трудно усвоить мирны полученных им при встречах знаний, он удаляется на время от себе подобных и возвращается, усвоив все полученное при встречах. Иногда Оры появляются в других бесконечностях, принимая вид существ, населяющих эти бесконечности... Для чего это они делают - мы не знаем, только догадываемся. Когда они возвращаются в свои обители и передают обо всем, что узнали об этих бесконечностях и об их обитателях, тогда сильно и грозно шумит бесконечность Оров.

Имеют ли понятие Оры о Великом Боге? Как они представляют Его? На такой вопрос Оры отвечали нам притчей: «Спросили раз двухмерные, в отдаленной бесконечности живущие, о каком-то сущем и получили ответ от трехмерных: «Существо, о котором вы спрашиваете, это нечто круглое и разных цветов бывает, нечто немного блестящее, чрезвычайно тонкое и длинное, тоже разных цветов». Ничего не поняли двухмерные из объяснения трехмерных, а последние говорили: «Как они не понимают: ясно, что мы говорим о человеке, о том, что является его отличительными признаками - о его глазах и его волосах». Слушайте же: если кто-либо даст вам определение Великого, оно в мирну раз менее точным будет, чем определение, данное трехмерными человеку».

«Но все-таки, - говорят ноэссы, - дайте нам хотя бы столь же отдаленное представление о Нем!»

«Хорошо, слушайте... Итак, Он - не определим. Даже то ничтожное, что мы говорим о Нем, то, нами сказанное, что вы слышали и услышали, едва ли одну мирн- миллиардную часть Его сущности определяет. Конечно, мы не можем судить о Нем по тому веянию, которое от Него до нас долетает. Мы не можем судить о Нем по нашей жизни. Только ничтожнейшая часть Его жизнедеятельности к нам относится, к тем бесконечностям, которые нами и Орами воспринимаются как сущие. Но за всем тем, что мы постигаем, лежит та область Великого, которую мы не можем постигнуть, о которой мы знаем только то, что она есть, хотя, конечно, не является она для нас сущей. Эта квази-жизнь Его лежит за пределами наших космосов, и мы не можем знать о ней что-либо. Разве одно можно сказать: бесконечно, безгранично разнообразна она, с нашей точки зрения, абсолютно непостижимая. Только одно знаем мы: было бы нелепым тщеславием полагать, что только в наших бесконечностях проявляется жизнь Бога Великого. Мы слышали, что за пределами наших бесконечностей имеется сверх-бесконечность, в которой эманации, от Него исходящие, волей Его в квази-духов превращаются и, встречаясь с Ничто, квази-материю создают. Но далее лежит Сигэ, то есть, молчание».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: