Выполняется письменно дома или в классе на основе изученного материала по теме с привлечением дополнительных источников. Объем составляет 300 слов +/– 10% (в случае ответа на письмо объем должен примерно соответствовать оригиналу). Оценка выставляется в рейтинг-лист, работа возвращается студенту и хранится (в случае ответа на письмо вместе с оригинальным письмом) в портфолио до экзамена. Оцениваются содержание, структура, лексическая и грамматическая грамотность, орфография и пунктуационное оформление, адекватность поставленной задаче.
Критерии оценки:
• Сочинение считается неудовлетворительным, если объем составляет менее 1/2 от заданного, цель высказывания не обозначена, высказывание не структурировано, содержание не соответствует заявленной теме, формат не соблюдается, стилевое оформление не соответствует формату, используемый диапазон лексических единиц и грамматических структур крайне ограничен и не позволяет выполнить поставленную задачу, не используются средства связности письменного текста, большое количество лексических, грамматических и орфографических ошибок, текст не разделен на абзацы и не оформлен пунктуационно,
оценка составляет 0 баллов.**
• Сочинение засчитывается на пороговом уровне, если объем составляет от 1/2 до 2/3 от заданного, цель высказывания обозначена нечетко, структура неясная: нет четких границ между вступлением и основной частью, содержание лишь частично соответствует заявленной теме, формат в целом соблюдается, но стилевое оформление не соответствует формату, диапазон лексических единиц ограничен, преобладает использование простых грамматических структур, средства связности письменного текста однообразны и используются ограниченно, орфографические и пунктуационные ошибки затрудняют понимание, текст нелогично разделен на абзацы,
оценка составляет 5 баллов.*
• Сочинение засчитывается на базовом уровне, если объем соответствует заданному, цель высказывания обозначена достаточно ясно, прослеживаются связи между вступлением и основной частью, содержание соответствует теме, логика изложения в основном соблюдается, хотя не приводится достаточного количества аргументов и фактов, раскрывающих тему, формат соблюдается, стилевое оформление в целом соответствует формату, используемый диапазон лексических единиц и грамматических структур позволяет выполнить поставленную задачу, но встречаются ошибки в их выборе, есть повторы при использовании средств связности письменного текста, допускаются 2–3 орфографические ошибки и пунктуационные неточности, не затрудняющие понимание,
оценка составляет 8 баллов.*
• Сочинение засчитывается на продвинутом уровне, если объем соответствует заданному, цель высказывания обозначена ясно, четко прослеживаются границы между его частями, изложение одной части подготавливает восприятие другой, соблюдается четкая логика изложения, что позволяет понять развитие темы, содержание полностью соответствует поставленной задаче, приводится достаточное количество фактов и аргументов для доказательства тезисов, формат соблюдается, стилевое оформление полностью соответствует формату, используется широкий диапазон лексических единиц, грамматических и структур и средств связности письменного текста, орфографические ошибки отсутствуют, допускаются 1–2 пунктуационные неточности, не затрудняющие понимание,
оценка составляет 10 баллов.*
Реферирования текста
Выполняется письменно дома по тексту на основе изученного материала. Текст предоставляется преподавателем или подбирается самим студентом (в этом случае текст источника сдается вместе с работой). Объем реферата составляет 20–25% исходного текста. Оценка выставляется в рейтинг-лист, работа возвращается студенту и вместе с источником хранится в портфолио до экзамена.
Критерии оценки:
• Реферирование считается неудовлетворительным,еслитекст реферата не соответствует структуре учебно-научного монографического реферата. Не отражена основная идея первоисточника. Наблюдается значительное нарушение логики расположения структурных компонентов реферата. Клишированные конструкции не соответствует стилю письменной научной речи и данному жанру. Наблюдается частичное несоответствие некоторых лексических и грамматических единиц стилю письменной научной речи. Диапазон используемых лексических и грамматических единиц однообразен. Наблюдается частое использование в тексте реферата отрывков текста первоисточника (компиляция). Наблюдается ограниченное употребление общенаучной и специальной лексики и терминологии. Прослеживается однообразие в использовании средств связности письменного текста. Наблюдается большое количество лексических и грамматических ошибок, препятствующих пониманию содержания реферата. Текст не разделен на абзацы. Имеются множественные опечатки. Текст небрежно отредактирован.
Оценка составляет 0 баллов
• Реферирование засчитывается на пороговом уровне,если текст реферата только частично соответствует структуре учебно-научного монографического реферата. Содержание структурных компонентов раскрыто частично, не полностью отражена основная идея первоисточника. Большое количество клишированных конструкций не соответствует стилю письменной научной речи и данному жанру. Наблюдается частичное несоответствие некоторых лексических и грамматических единиц стилю письменной научной речи. Диапазон используемых лексических и грамматических единиц ограничен. Трансформация используется редко. Наблюдается частичная компиляция текста из отрывков первоисточника. Наблюдается ограниченное употребление общенаучной и специальной лексики и терминологии. Прослеживается однообразие в использовании средств связности письменного текста. Наблюдается небольшое количество лексических и грамматических ошибок, препятствующих пониманию содержания текста реферата. Текст не разделен или нелогично разделен на абзацы. Имеются множественные опечатки. Текст небрежно отредактирован.
Оценка составляет 5 баллов*
• Реферирование засчитываетсяна базовом уровне,еслитекст реферата в основном соответствует структуре учебно-научного монографического реферата.Некоторые структурные компоненты реферата раскрыты не полностью, адекватно отражена основная идея первоисточника. Наблюдается незначительное нарушение логичности расположения структурных компонентов реферата. Редковстречаются клишированные конструкции, не соответствующие стилю письменной научной речи или данному жанру. Диапазон используемых лексических и грамматических единиц достаточно широк. Используются грамматические, лексические или синтаксические трансформации. Наблюдаются повторы в использовании средств связности письменного текста. Присутствует небольшое количество лексических, грамматических и орфографических ошибок, не влияющих на понимание содержания. Опечатки отсутствуют. Текст отредактирован.
Оценка составляет 8 баллов*
• Реферирование засчитывается на продвинутом уровне,если текст реферата соответствует структуре учебно-научного монографического реферата.Содержание структурных компонентов реферата раскрыто полностью, адекватно отражены основная идея и содержание первоисточника.Структурные компоненты реферата расположены логично. Клишированные конструкции соответствуют научному стилю и письменной разновидности жанра. Языковые средства соответствуют стилю письменной научной речи. Диапазон используемых лексических и грамматических единиц широк. Используются грамматические, лексические и синтаксические трансформации. Используется общенаучная лексика и адекватная терминология. Наблюдается вариативность использования средств связности письменного текста. Наблюдается корректное употребление лексико-грамматических единиц. Прослеживается адекватное деление текста на абзацы с использованием красной строки. Реферат оформлен аккуратно. Соблюдены требования к форматированию и редактированию текста.
Оценка составляет 10 баллов*
*При промежуточном характере результатов возможно выставление оценки из диапазона между уровнями (только пороговым и базовым, базовым и продвинутым!).
**Если сочинение представляет собой текст, полностью повторяющий любой источник, студент не имеет права его пересдать. При недостаточном количестве баллов для допуска к зачету или экзамену сочинение заменяется на монологическое высказывание на ту же тему, критерии оценки монологического высказывания см. выше.






