Планируемые результаты: учащиеся научатся определять структуру басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение); определять тему басни; находить две части в басне; подбирать пословицы к литературному произведению; сравнивать две басни; формулировать общую мысль; находить сходство морали с пословицей; объяснять происхождение сюжетной части басни из сказки о животных; понимать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям; понимать содержание литературного произведения: тему, главную мысль, события и их последовательность.
Урок 5 8. Жанр басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб»
Цели: познакомить с новым литературным жанром — басней; на материале басен Эзопа «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб» показать, что композиционно басня состоит из двух частей — основной части (повествования) и вывода (морали); обсудить, чем похожа басня на сказку о животных, а чем от нее отличается; обнаружить, что у басен с разной темой повествования может быть сходный по основной мысли вывод.
|
|
Ход урока
I. Организационный момент
II.Подготовка к восприятию. Постановка целей урока
— Положите перед собой учебник «Литературное чтение.
Часть 2»[3]. Рассмотрите обложку. Что вы видите? Знакомы
ли вам эти герои? (Миша и Маша на концерте, животные играют на музыкальных инструментах.)
— Можно ли что-то сказать об их игре? (Маша схватилась за голову — значит, они играют неумело.)
А вот почему это произошло, мы узнаем из второй части учебника.
Страницы новой темы открываем.
Что ожидает нас — пока не знаем.
Давай названье темы прочитаем
И, как понять ее, порассуждаем.
— Откройте содержание и прочитайте название первой главы. («Набираемся житейской мудрости».)
— Как вы понимаете выражение «житейская мудрость»?
А Б в
|
— В этой главе собраны произведения одного жанра. Расшифруйте запись и узнайте название этого жанра.
1
2 3
Б2В1 БЗ A3 А1 (Басня.)
— Вам знакомо это слово? Что оно означает?
— Откройте учебник на с. 6. Найдите слово «басня» в Словаре происхождения слов. Что интересного удалось узнать? (Басня — это небольшое, чаще всего стихотворное произведение. Слово это происходит от древнего слова «баять», то есть «говорить». Оно связано со словом «байка» (сказка).)
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 6. Назовите авторов книг, лежащих на столе Анишит Йокоповны.
С произведением этих авторов мы будем знакомиться в этой главе.
Литературы новый жанр узнаем, Его особенности мы найдем, Произведенья вместе прочитаем И автора урок поймем.
III. Работа по теме урока
(Учитель читает текст в учебнике на с. 6.)
|
|
Материал для учителя
Согласно легенде Эзоп жил в VI в. до н. э. в Греции. Он был рабом, но благодаря своему уму и таланту ему удалось освободиться из неволи, и он даже выступал в суде. Смелость и правдивость Эзопа делали его
Урок 58. Жанр басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб» 173
популярным. Басни, сочиненные Эзопом, передавались из уст в уста и навеки вошли в историю.
— Басня действительно похожа на сказку? Прочитаем и узнаем.
(Учащиеся самостоятельно читают басню «Рыбак и рыбешка»
на с. 7.)
— О чем эта история?
— Прочитайте еще раз вывод, которым завершается басня. Чью точку зрения он выражает: рыбака или рыбешки? (Точку зрения рыбака.)
— Знаете ли вы какую-нибудь сказку, которая начиналась бы точно так же, как эта басня? (Напоминает начало «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, которую мы читали во 2 классе, а также начало индийской сказки «Золотая рыба», которую читали в 1-м полугодии 3 класса.)
— По-разному ли развиваются события в сказке и в басне? (Да, по-разному. В сказке старик отпускает рыбку в обмен на исполнение желаний, а в басне старик предпочитает маленькую добычу в настоящем, чем что-то большое, но в будущем.)
— Докажите словами из текста.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Прочитаем еще одну басню Эзопа.
(Дети самостоятельно читают басню «Соловей и ястреб» на с. 8.)
— Эта басня написана на ту же тему, что и предыдущая? О чем она?
— А могут быть в баснях похожие истории или общая мысль?
— Какая же эта мысль? Прочитайте. В какой части басни она сформулирована? (Общая мысль сформулирована в последних двух строчках басни и является выводом из всей басни.)
— Можно ли сказать, что обе басни имеют сходное построение: состоят из двух частей?
— Прочитайте информацию на плакате Летучей Мыши на с. 9. (Основная часть басни называется повествованием, а вывод из басни — моралью.)
— Найдите в толковом словаре значение этого слова.
— Найдите обе части в басне «Соловей и ястреб». Чью точку зрения отражает мораль этой басни: ястреба или соловья? (Точку зрения ястреба.)
— Заметили ли вы, что история, рассказанная в басне, повествует о животных, а вывод, который из нее делается, касается людей?
— Теперь можете ответить на вопрос, чем басня похожа на сказку и чем отличается? (В басне герои — животные, как и в сказке о животных. Сказка о животных часто строится как цепочка, в ней есть повторы, а басня состоит из двух частей: повествования и морали.)
— Благодаря кому мы познакомились с текстами басен? (Благодаря переводчику М. Гаспарову.)
(Работа в парах.)
— Прочитайте пословицы.
• Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
• Лучше теленок в хлеву, чем корова за горой.
• Осторожного коня и зверь не берет.
• Не доглядишь оком, заплатишь боком.
• Кто всегда бережется, тот никогда не обожжется.
— Попробуйте выполнить трудное задание, работая в парах. Выберите пословицы, которые по смыслу близки морали басни «Соловей и ястреб».
— Можно ли использовать в качестве морали другие пословицы? Чью точку зрения в этом случае будет отражать басня?
— Какая мораль, с вашей точки зрения, является более человечной?
VI. Подведение итогов урока
— Удалось ли нам ответить на поставленный вопрос?
— Что нового вы узнали?
(Используются две сигнальные карточки: красная («нет») и зеленая («да»).)
— Хотели бы вы познакомиться с другими баснями Эзопа? Почему?
— Что вас заинтересовало?
Домашнее задание
Тетрадь для самостоятельной работы[4]: № 1 (с. 3—4).
Урок 59. Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев»
Цели: формировать понятие о том, что в баснях, в которых рассказаны разные истории, может быть выражена сходная мысль; обнаружить разные варианты размещения вывода в баснях.
|
|
Урок 59. Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев>
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
— Какую тему мы изучаем? С каким новым жанром познакомились?
Проверим, как вы выполнили домашнее задание.
— Кто перевел текст с древнегреческого языка на русский язык? (Михаил Гаспаров.)
— Какую мораль вы нашли в тексте «Путники и медведица»?
III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока
— Как вы думаете, всегда ли басня заканчивается моралью?
Сегодня на уроке мы постараемся найти ответ на этот вопрос.
IV. Работа по теме урока
Познакомимся с еще двумя баснями Эзопа.
(Дети самостоятельно читают басню «Отец и сыновья» в учебнике на с. 10.)
— Как отец убеждал сыновей, что надо жить в согласии? (Он приказал, чтобы они жили в согласии.)
— А почему сыновья сразу не последовали совету отца?
Прочитайте, как удалось отцу убедить сыновей в своей правоте.
— Всегда ли приказ убеждает людей? Что оказывается более действенным — приказ или пример? (Отцу удалось убедить своих сыновей только с помощью примера.)
— Подчеркните строчки, в которых содержится поучение. Как вы понимаете его смысл? (Надо жить в согласии, и тогда никто не одолеет.)
(Дети самостоятельно читают басню «Быки и лев» на с. 11.)
— Как вы поняли, о чем эта басня?
— Какая опасность угрожала быкам?
— Почему же льву не удалось их сразу съесть? (Они были единодушны.)
— Как вы понимаете значение этого выражения?
— Как же так получилось, что лев все-таки съел всех быков? (Он их перессорил путем коварных наговоров.)
— Как вы понимаете значение слов «коварные наговоры»? (Со злым умыслом рассказывал одному быку про другого.)
175 |
V. Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
— Чем похожи эти басни? В них рассказаны похожие истории? В них выражена сходная мысль?
— Перечитайте басни и выберите подходящий ответ. Сформулируйте общую мысль. (Если держаться вместе, то врагу сложно одержать победу, а поодиночке — врагу легко победить.)
|
|
— Найдите и прочитайте мораль второй басни. Где она расположена? (В начале басни.)
— А в первой?
— Миша говорит, что в первой басне «Отец и сын» нет морали. Вы с ним согласны? (В первой басне нет морали, но есть поучение в конце текста, выраженное словами отца.)
(Далее работа ведется в парах.)
— Прочитайте пословицы на с. 12 и выполните задания к ним.
— Какая пословица лучше всего подходит в качестве вывода ко второй басне? (Четвертая пословица — «В согласном стаде волк не страшен».)
— Какие пословицы могут быть выводом для первой басни? (Первая, пятая и шестая пословицы.)
— Объясните смысл этих пословиц.
VII. Рефлексия
— Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям?
— Продолжите предложения.
Мне пришлось по душе...
Меня удивило...
Меня поразило...
Мне кажется, что...
VIII. Подведение итогов урока
— С какими баснями вы познакомились? Что о них узнали? (Имея различные сюжеты, басни имеют сходную главную мысль и мораль, или поучение, которые могут находиться как в конце, так и в начале басни.)
Домашнее задание
1. Выразительно читать басни (учебник, с. 10—11).
2. Соотнести рисунки и пословицы (учебник, с. 12—13).
Урок 6 0. Лента времени. Басни Эзопа
Цели: дать наглядно-образное представление о линейном движении времени, поместить произведения фольклора (сказки, созданные в разные периоды) на ленту времени, актуализиро-
Digitized by Google
Урок 60. Лента времени. Басни Эзопа
вать знания о различии самых древних и просто древних сказок; на ленте времени определить момент появления сказок и басен; дать представление о происхождении сюжетной части басни из сказки о животных.
Ход урока
I. Организационный момент
Дома басню вы читали, На вопросы отвечали. Удалось мораль понять? Будем вместе проверять.
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока
— Разгадайте кроссворд и узнайте ключевое слово нашего урока.
1. Вымысел, шуточный рассказ о том, чего не может быть. (Небылица.)
2. Словесное изложение каких-нибудь событий. (Рассказ.)
3. Произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных сил. (Сказка.)
4. Художественное произведение в рифме. (Стихотворение.)
5. Краткое народное изречение с назидательным содержанием. (Пословица.)
— О чем мы будем говорить на уроке? (О баснях.)
— Что мы узнали об этом литературном жанре?
(Учитель выставляет карточки с ответами.)
Ответы:
1. Басня похожа на сказку о животных.
2. Басня состоит из двух частей: основной части и вывода (морали).
3. Мораль может располагаться не только в конце текста, но и в начале.
177 |
4. Иногда вывод может быть сделан устами одного из героев.
— А знаете ли вы, когда появились басни? А хотите узнать?
— Сформулируйте цель урока.
Басни с вами мы читали — Сколько нового узнали! Сколько басен разных есть! Всех их нам не перечесть. Не хотите ли опять О баснях новое узнать?
IV. Работа по теме урока
(Учитель читает текст в учебнике на с. 13 до ленты времени.)
— Что вы узнали из разговора Миши и Михаила Потаповича?
— Рассмотрите ленту времени на с. 13. Кто может прочитать числа на ленте времени?
— Какие понятия соответствуют каждой дате? Выскажите свое мнение.
— Первые басни — современницы каких сказок?
— Как вы понимаете слово «современник»? Найдите ответ на плакате Летучей Мыши и прочитайте его.
— А теперь ответьте на вопрос. (Первые басни — современницы просто древних сказок.)
— Вспомните, чему учат именно эти сказки, и предположите, чему учила мораль первых басен: хитрости или мудрости? (Примерный ответ. Просто древние сказки учили человека быть хитрым, чтобы выжить в борьбе с природой. Басни Эзопа, которые являются современниками менее древних сказок, учат человека быть добрым и мудрым, справедливым и благородным.)
— Посмотрите на ленту времени. Что вы заметили? (Басни появились в то же время, что и менее древние сказки.)
— Вспомните, с какими баснями Эзопа мы познакомились.
— Какие из них сохранили связь с просто древними сказками? («Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб».)
— Перечитайте их.
— Чему они учат? (Быть хитрым и расчетливым.)
— А теперь докажите на примере двух других басен, что они содержат такие же уроки для человека, как менее древняя сказка.
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
— Вспомните, что такое пословица.
— Как вы думаете, когда появились пословицы?
— Прочитайте на с. 14 высказывание Михаила Потаповича. Что вы узнали?
— А вы заметили, что пословицы очень похожи на выводы из басен (на мораль)?
— Как вы думаете, чему учили первые пословицы: быть хитрым и расчетливым или мудрым и благородным?
— Прочитайте диалог Миши и Михаила Потаповича на с. 15 до рисунка. Как понимаете смысл пословиц?
— Приведите свои примеры из жизни, подходящие к этим пословицам.
— Прочитайте высказывание Михаила Потаповича. Что нового вы узнали? (Примерный ответ.
1. У басен есть повторы.
2. Это литературные произведения, в которых пословицы использовались в качестве морали.
3. Если пословицы не подходили, то баснописцы придумывали свою мораль.)
— Работая в парах, выполните задание «Выскажи свое мнение» на с. 16.
— Что нового вы узнали?
VII. Подведение итогов урока
— Вспомните, на какие вопросы мы искали ответ.
— Как бы вы теперь ответили на них?
— Вам понравился урок?
— Чью бы работу на уроке вы особо отметили? Выскажите свое мнение.
Домашнее задание
1. Перечитать басни выразительно; рассмотреть иллюстрации к ним (учебник, с. 6—11).
2. Нарисовать свои рисунки (по желанию).
Урок 61. Лента времени. Эзоп «Ворон и лисица». И. Крылов «Ворона и Лисица». Иллюстрация В. Серова к басне
Цели: учить понимать смысл басен Эзопа и специфику басни вообще; показать, что занимательный басенный сюжет, героями которого часто являются животные, служит основанием для поучения, обращенного к людям; сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история.
Ход урока
I. Организационный момент
Урок литературы начинаем И снова с басней встречу ожидаем.
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока
— Прочитайте слова, записанные на карточках. Составьте пары связанных между собой слов.
|
Писатель | Басня |
Стихотворение |
Поэт |
Сказка |
Рассказ |
Сказочник
|
— Какие пары у вас получились? (Сказка — сказочник; стихотворение — поэт; рассказ — писатель.)
— Какое слово осталось без пары? Продолжите закономерность. (Басня — баснописец.)
— С каким баснописцем мы уже познакомились? (С Эзопом.)
— Что о нем узнали?
— Известны ли вам другие баснописцы?
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством одного из них и узнаем, как оно связано с баснями Эзопа.
IV. Работа по теме урока
Откройте учебник на с. 16.
(Чтение текста на с. 16 до ленты времени.)
— Что вы поняли? (Писатели и поэты пересказывают сюжеты басен Эзопа по-своему.)
— Рассмотрите ленту времени. Что можете сказать?
— Прочитаем две басни на одну тему: басню Эзопа и басню И. Крылова.
— Отгадайте загадки и узнайте героев этих басен.
Носит черненький жилет, И у крыльев черный цвет. Видишь, кружат двадцать пар И кричат: «Карр, карр, карр!» (Ворон.)
Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса.)
(Учитель выставляет рисунки с изображением этих животных.)
— Какие ассоциации возникают при виде этих животных? (Лиса: плутовка, рыжая, хитрая, вороватая. Ворон: глупый, крикливый, черный.)
— Прочитаем басню «Ворон и лисица» и узнаем, какими показал их нам Эзоп.
(Дети самостоятельно читают басню на с. 16—17.)
— Чему посвящена первая часть басни — ее повествование: взаимоотношениям животных или людей? А мораль басни?
— Знаете ли вы еще какой-нибудь жанр фольклора, более древний, чем жанр басни, где взаимоотношения зверей напоминают отношения людей? (Сказки о животных.)
— А в сказках о животных вам встречались уже сделанные выводы, относящиеся к людям?
— Теперь вы можете сказать, чем отличается басня от сказки о животных?
— Перечитайте басню и ответьте на вопрос: какого испытания не выдержал ворон? (Испытания похвалой.)
— Прочитайте на плакате Летучей Мыши, что означают слова «лесть» и «льстить». Применимы ли они в данном случае? Кто кому льстит?
— Кого осуждает басня: глупого ворона или хитрую лису? Докажите словами из текста.
— А что, как правило, осуждается в просто древней сказке: глупость или хитрость?
— Какой вывод можно сделать? (В басне Эзопа и в просто древней сказке осуждается глупость, а хитрость поощряется.)
— Прочитайте пословицы на с. 18. От чего они предостерегают?
— Кому сочувствуют: льстецу или тому, кто стал жертвой лести?
— Применимы ли они в качестве морали к этой басне Эзопа? (Да, так как предостерегают глупого человека, способного поддаться лести.)
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
Другую нам басню пора прочитать, Мораль ее тоже надо понять И с басней Эзопа сюжет сравнить, Их сходства, отличия вместе открыть.
— Прочитайте на с. 19 фамилию и имя следующего баснописца. (Иван Крылов.)
Материал для учителя
Иван Андреевич Крылов (1769—1844) — русский писатель, баснописец.
Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.
К тому времени, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он прошел уже большой творческий путь. Он был автором комедий, комических опер, трагедий, сатириком, журналистом и стихотворцем. Но прославился он как великий баснописец. Пушкин сказал о нем: «Он превзошел всех нам известных баснописцев».
Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.
Басни Крылова не стареют. Каждое новое поколение воспитывается на них. Они вошли в золотой фонд национальной культуры. Строки из басен закрепились в нашей речи, стали привычными.
Басни Крылова широко известны не только в нашей стране, но и в других странах мира. Они переведены более чем на 50 языков.
Крылов стал первым писателем, которому в России поставили памятник 12 мая 1855 г. работы Т. Клодта «Дедушке Крылову» в Летнем саду.
(Учитель читает басню «Ворона и Лисица» на с. 19.)
— Вам понравилась басня?
— История, рассказанная Иваном Крыловым, — та же самая, что и в басне Эзопа? (Это та же самая история, только некоторые детали в ней другие.)
— Как называются такие истории, которые путешествуют во времени и известны у разных народов? (.Бродячие сюжеты.)
— В чем сходство и различие этих двух басен? (У Эзопа действует ворон, а у Крылова — Ворона, у Эзопа ворон держит кусок мяса, а у Крылова Ворона хочет позавтракать сыром.)
— Перечитайте обе басни. Какая из них в прозе, а какая в стихотворной форме?
— Какая басня помогает вам лучше представить животных: их внешний вид и поведение? (В басне Крылова описываются пластичные движения Лисицы, интонации ее голоса, неуклюжие и неповоротливые движения Вороны.)
— Какая басня кажется более смешной и почему? (Ярко описанная неповоротливость Вороны, ее наивная радость, ужимки и уловки хитрой Лисы делают басню Крылова более смешной.)
— Найдите контраст в описании внешнего вида и голоса Вороны из басни Крылова. (Контраст создается при сопоставлении ожидаемого «ангельского голоска» и того, что звучит в реальности, а также при сопоставлении льстивого описания
внешности Вороны («голубушка, как хороша...») и ее грубого карканья.)
— Миша не обнаружил морали в басне Крылова, а Маша ее нашла. Как вы думаете, кто прав? (Мораль находится в самом начале басни.)
Прочитайте басню вслух по цепочке несколько раз. Старайтесь читать выразительно.
Рассмотрите иллюстрацию к басне, сделанную художником Валентином Серовым.
— Это рисунок карандашом. Сравните величину фигурок Вороны и Лисицы. Высоко ли она сидит? Можно ли с такого расстояния рассмотреть, какие у Вороны «перушки» и какой у нее «носок»?
— Понимаете теперь, почему художник выбрал такой угол зрения? (Зрительный контраст — большой Вороны и крошечной Лисицы — создает комический эффект, так как понятно, что с такого расстояния Лисица никак не может разглядеть, какие у Вороны «перушки», «носок» и «глазки».)
VII. Подведение итогов урока
— Закончите предложения.
Что было интересно...
Мне было трудно...
Мне было легко...
VIII. Рефлексия
— Что нового вы узнали? (В баснях рассказывается одна и та же история, но по-разному.)
— Чему же учат басни Крылова и Эзопа?
Домашнее задание
Выучить басню «Ворона и Лисица» наизусть (учебник, с. 19).
Урок 62. Эзоп «Лисица и виноград», И. Крылов «Лисица и виноград»
Цель: сравнить две басни, в которых рассказывается одна и та же история.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
— Прочитайте записи на карточках. Разделите на две группы. Дайте название каждой группе.
Эзоп | А. Куприн | И. Крылов | Т. Пономарева |
(Ответ: писатели и баснописцы.)
— Можете ли дополнить каждую группу?
— Вспомните произведения, которые написали эти авторы.
Продолжим знакомство с баснями.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 21 и прочитайте название басни Эзопа. («Лисица и виноград».)
— Познакомьтесь с ней.
— Кто герой? (Лисица.)
— Какая история с ней произошла?
— Найдите мораль.
— Прочитайте на плакате Летучей Мыши объяснение значения слова «обстоятельства».
— А теперь попробуйте объяснить значение выражения «винить обстоятельства».
— Кого же обманывает лисица, говоря, что виноград зелен?
— Были ли у вас такие случаи в жизни, когда вы винили обстоятельства?
— А вот Миша тоже вспомнил такой случай. Прочитаем его на с. 22.
— На какие обстоятельства Миша свалил свою неудачу?
— Маша рассказала свою историю. Прочитайте ее.
— Попробуйте закончить Машину историю так, чтобы она по смыслу была похожа на историю из басни «Лисица и виноград».
— А вы можете так же честно и бесстрашно, как Маша и Миша, рассказать подобную историю о себе?
— Прочитайте пословицы на с. 23. Каков их общий смысл?
— Можно ли эти пословицы использовать в качестве вывода к басне «Лисица и виноград»?
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
— Прочитаем еще одну басню с таким же названием. Кто ее автор?
— Что вы узнали об Иване Андреевиче Крылове?
— Послушайте басню.
(Учитель выразительно читает басню «Лисица и виноград» на с. 24.)
— Какие слова требуют обращения к толковому словарю? Найдите и прочитайте их значение.
— Вы узнали в этой басне Крылова историю, рассказанную Эзопом?
Перечитайте басню Эзопа, а затем басню Крылова.
— Какую басню вам интереснее читать: написанную в прозе или в стихах?
— Какая из басен помогает вам представить виноградные кисти?
— А внешний вид лисицы и ее поведение? Где выразительнее речь лисицы?
— Сравним две басни, работая в парах, по плану:
1. Форма изложения.
2. Сюжет.
3. Герой.
4. Действия героя.
Эзоп | И. Крылов |
1. Басня написана в прозе | 1.Басня написана в стихотворной форме |
Сюжет одинаковый | |
2. Сюжет короткий, только факты | 2. Описывается реакция лисицы на виноград и то, как она старается достать его |
3. Герой — лисица | 3. Герой — лисица |
4. Лисица хотела съесть виноград, но не смогла достать и винила обстоятельства |
— Докажите словами из текста.
— Найдите в басне пословицу. («Видит око, да зуб неймет».)
— Как вы понимаете ее смысл? (Иногда бывают у человека такие ситуации, когда цель близка, но достичь ее по разным причинам он не может.)
— Может ли она послужить моралью? Перечитайте басню Эзопа и подумайте.
— Применима ли мораль басни Эзопа к басне И. Крылова? (Нет.)
Попробуем разобраться.
— Как рассказывает историю про лисицу Эзоп? (Он серьезен и делает очень нравоучительный вывод.)
— А в каком тоне рассказывает И. Крылов? (Крыловрассказывает эту историю остроумно, в шуточной форме.)
— Перечитайте басню Крылова и подчеркните слова и выражения, доказывающие это.
— Можно ли историю про лисицу и виноград считать бродячей историей?
— Рассмотрите иллюстрацию Валентина Серова к басне. Что вы видите?
— Какие подробности говорят о том, что лисица находится в саду, вблизи человеческого жилья?
— Рассмотрите фигурку и мордочку лисы. Как можно понять, что виноград висит очень высоко? (Телолисицы изогнуто, она не просто стоит на задних лапах, а слегка откинулась назад и при этом задрала и чуть-чуть наклонила мордочку; одной передней лапой лисица упирается в ствол, а другая опущена.)
— Михаил Потапович сказал, что выражение мордочки лишь угадывается, но все равно видно, что лисица... Что хотел сказать нам Главный Библиотекарь? Лисица на что-то еще надеется или испытывает досаду и разочарование и скоро уйдет? (Лисица разочарована, угадывается досадливая гримаса, мы понимаем, что она вот-вот уйдет.)
VII. Рефлексия
— Если вы чувствовали себя на уроке комфортно, у вас все получалось, то поднимите зеленый флажок. Если все удавалось не сразу, были затруднения, то поднимите красный флажок.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Какая из басен нравится вам больше и почему?
— Почему И. Крылов обратился к этому сюжету? (И. Крылова волновали те же проблемы, что и Эзопа, и он по-своему хотел о них рассказать; людям иногда надо напоминать об их пороках, чтобы они от них избавлялись, но говорить об этом не прямо, а через образы животных.)
Домашнее задание
Тетрадь для самостоятельной работы: № 3 (с. 6—7).