Набираемся житейской мудрости

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять структуру басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравствен­ный вывод, поучение); определять тему басни; находить две части в басне; подбирать пословицы к литературному произведению; сравнивать две басни; формулировать общую мысль; находить сходство морали с пословицей; объяснять происхождение сюжет­ной части басни из сказки о животных; понимать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям; понимать содержание литературного произведения: тему, главную мысль, события и их последовательность.

Урок 5 8. Жанр басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб»

Цели: познакомить с новым литературным жанром — басней; на материале басен Эзопа «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб» показать, что композиционно басня состоит из двух частей — ос­новной части (повествования) и вывода (морали); обсудить, чем похожа басня на сказку о животных, а чем от нее отличается; об­наружить, что у басен с разной темой повествования может быть сходный по основной мысли вывод.

Ход урока

I. Организационный момент

II.Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

— Положите перед собой учебник «Литературное чтение.

Часть 2»[3]. Рассмотрите обложку. Что вы видите? Знакомы


ли вам эти герои? (Миша и Маша на концерте, животные играют на музыкальных инструментах.)

— Можно ли что-то сказать об их игре? (Маша схватилась за голову — значит, они играют неумело.)

А вот почему это произошло, мы узнаем из второй части учеб­ника.

Страницы новой темы открываем.

Что ожидает нас — пока не знаем.

Давай названье темы прочитаем

И, как понять ее, порассуждаем.

— Откройте содержание и прочитайте название первой главы. («Набираемся житейской мудрости».)

— Как вы понимаете выражение «житейская мудрость»?

А Б в

я т А
к Б Ч
н С И

— В этой главе собраны произведения одного жанра. Расши­фруйте запись и узнайте название этого жанра.

1

2 3

Б2В1 БЗ A3 А1 (Басня.)

— Вам знакомо это слово? Что оно означает?

— Откройте учебник на с. 6. Найдите слово «басня» в Словаре происхождения слов. Что интересного удалось узнать? (Бас­ня — это небольшое, чаще всего стихотворное произведение. Слово это происходит от древнего слова «баять», то есть «говорить». Оно связано со словом «байка» (сказка).)

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 6. Назовите авторов книг, лежащих на столе Анишит Йокоповны.

С произведением этих авторов мы будем знакомиться в этой главе.

Литературы новый жанр узнаем, Его особенности мы найдем, Произведенья вместе прочитаем И автора урок поймем.

III. Работа по теме урока

(Учитель читает текст в учебнике на с. 6.)



Материал для учителя

Согласно легенде Эзоп жил в VI в. до н. э. в Греции. Он был рабом, но благодаря своему уму и таланту ему удалось освободиться из неволи, и он даже выступал в суде. Смелость и правдивость Эзопа делали его


Урок 58. Жанр басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб»                    173

популярным. Басни, сочиненные Эзопом, передавались из уст в уста и навеки вошли в историю.

— Басня действительно похожа на сказку? Прочитаем и узнаем.

(Учащиеся самостоятельно читают басню «Рыбак и рыбешка»

на с. 7.)

— О чем эта история?

— Прочитайте еще раз вывод, которым завершается басня. Чью точку зрения он выражает: рыбака или рыбешки? (Точ­ку зрения рыбака.)

— Знаете ли вы какую-нибудь сказку, которая начиналась бы точно так же, как эта басня? (Напоминает начало «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, которую мы читали во 2 клас­се, а также начало индийской сказки «Золотая рыба», кото­рую читали в 1-м полугодии 3 класса.)

— По-разному ли развиваются события в сказке и в басне? (Да, по-разному. В сказке старик отпускает рыбку в обмен на ис­полнение желаний, а в басне старик предпочитает маленькую добычу в настоящем, чем что-то большое, но в будущем.)

— Докажите словами из текста.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Прочитаем еще одну басню Эзопа.

(Дети самостоятельно читают басню «Соловей и ястреб» на с. 8.)

— Эта басня написана на ту же тему, что и предыдущая? О чем она?

— А могут быть в баснях похожие истории или общая мысль?

— Какая же эта мысль? Прочитайте. В какой части басни она сформулирована? (Общая мысль сформулирована в последних двух строчках басни и является выводом из всей басни.)

— Можно ли сказать, что обе басни имеют сходное построе­ние: состоят из двух частей?

— Прочитайте информацию на плакате Летучей Мыши на с. 9. (Основная часть басни называется повествованием, а вывод из басни — моралью.)

— Найдите в толковом словаре значение этого слова.

— Найдите обе части в басне «Соловей и ястреб». Чью точку зрения отражает мораль этой басни: ястреба или соловья? (Точку зрения ястреба.)

— Заметили ли вы, что история, рассказанная в басне, повест­вует о животных, а вывод, который из нее делается, касается людей?


— Теперь можете ответить на вопрос, чем басня похожа на сказку и чем отличается? (В басне герои — животные, как и в сказке о животных. Сказка о животных часто строит­ся как цепочка, в ней есть повторы, а басня состоит из двух частей: повествования и морали.)

— Благодаря кому мы познакомились с текстами басен? (Бла­годаря переводчику М. Гаспарову.)

(Работа в парах.)

— Прочитайте пословицы.

• Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

• Лучше теленок в хлеву, чем корова за горой.

• Осторожного коня и зверь не берет.

• Не доглядишь оком, заплатишь боком.

• Кто всегда бережется, тот никогда не обожжется.

— Попробуйте выполнить трудное задание, работая в парах. Выберите пословицы, которые по смыслу близки морали басни «Соловей и ястреб».

— Можно ли использовать в качестве морали другие послови­цы? Чью точку зрения в этом случае будет отражать басня?

— Какая мораль, с вашей точки зрения, является более чело­вечной?

VI. Подведение итогов урока

— Удалось ли нам ответить на поставленный вопрос?

— Что нового вы узнали?

(Используются две сигнальные карточки: красная («нет») и зе­леная («да»).)

— Хотели бы вы познакомиться с другими баснями Эзопа? Почему?

— Что вас заинтересовало?

Домашнее задание

Тетрадь для самостоятельной работы[4]: № 1 (с. 3—4).

Урок 59. Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев»

Цели: формировать понятие о том, что в баснях, в кото­рых рассказаны разные истории, может быть выражена сход­ная мысль; обнаружить разные варианты размещения вывода в баснях.


Урок 59. Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев>

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

— Какую тему мы изучаем? С каким новым жанром познако­мились?

Проверим, как вы выполнили домашнее задание.

— Кто перевел текст с древнегреческого языка на русский язык? (Михаил Гаспаров.)

— Какую мораль вы нашли в тексте «Путники и медведица»?

III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

— Как вы думаете, всегда ли басня заканчивается моралью?

Сегодня на уроке мы постараемся найти ответ на этот вопрос.

IV. Работа по теме урока

Познакомимся с еще двумя баснями Эзопа.

(Дети самостоятельно читают басню «Отец и сыновья» в учеб­нике на с. 10.)

— Как отец убеждал сыновей, что надо жить в согласии? (Он приказал, чтобы они жили в согласии.)

— А почему сыновья сразу не последовали совету отца?

Прочитайте, как удалось отцу убедить сыновей в своей пра­воте.

— Всегда ли приказ убеждает людей? Что оказывается более действенным — приказ или пример? (Отцу удалось убедить своих сыновей только с помощью примера.)

— Подчеркните строчки, в которых содержится поучение. Как вы понимаете его смысл? (Надо жить в согласии, и тогда никто не одолеет.)

(Дети самостоятельно читают басню «Быки и лев» на с. 11.)

— Как вы поняли, о чем эта басня?

— Какая опасность угрожала быкам?

— Почему же льву не удалось их сразу съесть? (Они были еди­нодушны.)

— Как вы понимаете значение этого выражения?

— Как же так получилось, что лев все-таки съел всех быков? (Он их перессорил путем коварных наговоров.)

— Как вы понимаете значение слов «коварные наговоры»? (Со злым умыслом рассказывал одному быку про другого.)

175

V. Физкультминутка


VI.Продолжение работы по теме урока

— Чем похожи эти басни? В них рассказаны похожие истории? В них выражена сходная мысль?

— Перечитайте басни и выберите подходящий ответ. Сформули­руйте общую мысль. (Если держаться вместе, то врагу сложно одержать победу, а поодиночке — врагу легко победить.)

— Найдите и прочитайте мораль второй басни. Где она распо­ложена? (В начале басни.)

— А в первой?

— Миша говорит, что в первой басне «Отец и сын» нет мора­ли. Вы с ним согласны? (В первой басне нет морали, но есть поучение в конце текста, выраженное словами отца.)

(Далее работа ведется в парах.)

— Прочитайте пословицы на с. 12 и выполните задания к ним.

— Какая пословица лучше всего подходит в качестве вывода ко второй басне? (Четвертая пословица — «В согласном ста­де волк не страшен».)

— Какие пословицы могут быть выводом для первой басни? (Первая, пятая и шестая пословицы.)

— Объясните смысл этих пословиц.

VII. Рефлексия

— Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете расска­зать родителям?

— Продолжите предложения.

Мне пришлось по душе...

Меня удивило...

Меня поразило...

Мне кажется, что...

VIII. Подведение итогов урока

— С какими баснями вы познакомились? Что о них узнали? (Имея различные сюжеты, басни имеют сходную главную мысль и мораль, или поучение, которые могут находиться как в конце, так и в начале басни.)

Домашнее задание

1. Выразительно читать басни (учебник, с. 10—11).

2. Соотнести рисунки и пословицы (учебник, с. 12—13).

Урок 6 0. Лента времени. Басни Эзопа

Цели: дать наглядно-образное представление о линейном движении времени, поместить произведения фольклора (сказки, созданные в разные периоды) на ленту времени, актуализиро-

Digitized by Google


Урок 60. Лента времени. Басни Эзопа

вать знания о различии самых древних и просто древних сказок; на ленте времени определить момент появления сказок и басен; дать представление о происхождении сюжетной части басни из сказки о животных.

Ход урока

I. Организационный момент

Дома басню вы читали, На вопросы отвечали. Удалось мораль понять? Будем вместе проверять.

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

— Разгадайте кроссворд и узнайте ключевое слово нашего урока.

1. Вымысел, шуточный рассказ о том, чего не может быть. (Небылица.)

2. Словесное изложение каких-нибудь событий. (Рассказ.)

3. Произведение о вымышленных лицах и событиях с участи­ем волшебных сил. (Сказка.)

4. Художественное произведение в рифме. (Стихотворение.)

5. Краткое народное изречение с назидательным содержани­ем. (Пословица.)

— О чем мы будем говорить на уроке? (О баснях.)

— Что мы узнали об этом литературном жанре?

(Учитель выставляет карточки с ответами.)

Ответы:

1. Басня похожа на сказку о животных.

2. Басня состоит из двух частей: основной части и вывода (мо­рали).

3. Мораль может располагаться не только в конце текста, но и в начале.

177

4. Иногда вывод может быть сделан устами одного из героев.


— А знаете ли вы, когда появились басни? А хотите узнать?

— Сформулируйте цель урока.

Басни с вами мы читали — Сколько нового узнали! Сколько басен разных есть! Всех их нам не перечесть. Не хотите ли опять О баснях новое узнать?

IV. Работа по теме урока

(Учитель читает текст в учебнике на с. 13 до ленты времени.)

— Что вы узнали из разговора Миши и Михаила Потаповича?

— Рассмотрите ленту времени на с. 13. Кто может прочитать числа на ленте времени?

— Какие понятия соответствуют каждой дате? Выскажите свое мнение.

— Первые басни — современницы каких сказок?

— Как вы понимаете слово «современник»? Найдите ответ на плакате Летучей Мыши и прочитайте его.

— А теперь ответьте на вопрос. (Первые басни — современницы просто древних сказок.)

— Вспомните, чему учат именно эти сказки, и предположите, чему учила мораль первых басен: хитрости или мудрости? (Примерный ответ. Просто древние сказки учили человека быть хитрым, чтобы выжить в борьбе с природой. Басни Эзопа, которые являются современниками менее древних сказок, учат человека быть добрым и мудрым, справедли­вым и благородным.)

— Посмотрите на ленту времени. Что вы заметили? (Басни появились в то же время, что и менее древние сказки.)

— Вспомните, с какими баснями Эзопа мы познакомились.

— Какие из них сохранили связь с просто древними сказками? («Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб».)

— Перечитайте их.

— Чему они учат? (Быть хитрым и расчетливым.)

— А теперь докажите на примере двух других басен, что они содержат такие же уроки для человека, как менее древняя сказка.

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

— Вспомните, что такое пословица.

— Как вы думаете, когда появились пословицы?

— Прочитайте на с. 14 высказывание Михаила Потаповича. Что вы узнали?

— А вы заметили, что пословицы очень похожи на выводы из басен (на мораль)?

— Как вы думаете, чему учили первые пословицы: быть хит­рым и расчетливым или мудрым и благородным?

— Прочитайте диалог Миши и Михаила Потаповича на с. 15 до рисунка. Как понимаете смысл пословиц?

— Приведите свои примеры из жизни, подходящие к этим пословицам.

— Прочитайте высказывание Михаила Потаповича. Что но­вого вы узнали? (Примерный ответ.

1. У басен есть повторы.

2. Это литературные произведения, в которых пословицы использовались в качестве морали.

3. Если пословицы не подходили, то баснописцы придумы­вали свою мораль.)

— Работая в парах, выполните задание «Выскажи свое мне­ние» на с. 16.

— Что нового вы узнали?

VII. Подведение итогов урока

— Вспомните, на какие вопросы мы искали ответ.

— Как бы вы теперь ответили на них?

— Вам понравился урок?

— Чью бы работу на уроке вы особо отметили? Выскажите свое мнение.

Домашнее задание

1. Перечитать басни выразительно; рассмотреть иллюстрации к ним (учебник, с. 6—11).

2. Нарисовать свои рисунки (по желанию).

Урок 61. Лента времени. Эзоп «Ворон и лисица». И. Крылов «Ворона и Лисица». Иллюстрация В. Серова к басне

Цели: учить понимать смысл басен Эзопа и специфику басни вообще; показать, что занимательный басенный сюжет, героя­ми которого часто являются животные, служит основанием для поучения, обращенного к людям; сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история.

Ход урока

I. Организационный момент

Урок литературы начинаем И снова с басней встречу ожидаем.

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

— Прочитайте слова, записанные на карточках. Составьте пары связанных между собой слов.


 


 


  Писатель   Басня

Стихотворение

Поэт


 

Сказка

Рассказ

Сказочник


 


 


— Какие пары у вас получились? (Сказка — сказочник; стихо­творение — поэт; рассказ — писатель.)

— Какое слово осталось без пары? Продолжите закономер­ность. (Басня — баснописец.)

— С каким баснописцем мы уже познакомились? (С Эзопом.)

— Что о нем узнали?

— Известны ли вам другие баснописцы?

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством одного из них и узнаем, как оно связано с баснями Эзопа.

IV. Работа по теме урока

Откройте учебник на с. 16.

(Чтение текста на с. 16 до ленты времени.)

— Что вы поняли? (Писатели и поэты пересказывают сюжеты басен Эзопа по-своему.)

— Рассмотрите ленту времени. Что можете сказать?

— Прочитаем две басни на одну тему: басню Эзопа и басню И. Крылова.

— Отгадайте загадки и узнайте героев этих басен.

Носит черненький жилет, И у крыльев черный цвет. Видишь, кружат двадцать пар И кричат: «Карр, карр, карр!» (Ворон.)

Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса.)

(Учитель выставляет рисунки с изображением этих животных.)

— Какие ассоциации возникают при виде этих животных? (Лиса: плутовка, рыжая, хитрая, вороватая. Ворон: глупый, крикливый, черный.)

— Прочитаем басню «Ворон и лисица» и узнаем, какими по­казал их нам Эзоп.

(Дети самостоятельно читают басню на с. 16—17.)

— Чему посвящена первая часть басни — ее повествование: взаимоотношениям животных или людей? А мораль басни?

— Знаете ли вы еще какой-нибудь жанр фольклора, более древний, чем жанр басни, где взаимоотношения зверей напоминают отношения людей? (Сказки о животных.)

— А в сказках о животных вам встречались уже сделанные вы­воды, относящиеся к людям?

— Теперь вы можете сказать, чем отличается басня от сказки о животных?

— Перечитайте басню и ответьте на вопрос: какого испытания не выдержал ворон? (Испытания похвалой.)

— Прочитайте на плакате Летучей Мыши, что означают слова «лесть» и «льстить». Применимы ли они в данном случае? Кто кому льстит?

— Кого осуждает басня: глупого ворона или хитрую лису? До­кажите словами из текста.

— А что, как правило, осуждается в просто древней сказке: глупость или хитрость?

— Какой вывод можно сделать? (В басне Эзопа и в просто древ­ней сказке осуждается глупость, а хитрость поощряется.)

— Прочитайте пословицы на с. 18. От чего они предостере­гают?

— Кому сочувствуют: льстецу или тому, кто стал жертвой лести?

— Применимы ли они в качестве морали к этой басне Эзопа? (Да, так как предостерегают глупого человека, способного поддаться лести.)

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

Другую нам басню пора прочитать, Мораль ее тоже надо понять И с басней Эзопа сюжет сравнить, Их сходства, отличия вместе открыть.

— Прочитайте на с. 19 фамилию и имя следующего баснопис­ца. (Иван Крылов.)























Материал для учителя

Иван Андреевич Крылов (1769—1844) — русский писатель, баснописец.

Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

К тому времени, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он прошел уже большой творческий путь. Он был автором комедий, комических опер, трагедий, сатириком, журналистом и стихотворцем. Но прославился он как великий баснописец. Пушкин сказал о нем: «Он превзошел всех нам известных баснописцев».

Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылаты­ми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.

Басни Крылова не стареют. Каждое новое поколение воспитывает­ся на них. Они вошли в золотой фонд национальной культуры. Строки из басен закрепились в нашей речи, стали привычными.

Басни Крылова широко известны не только в нашей стране, но и в других странах мира. Они переведены более чем на 50 языков.

Крылов стал первым писателем, которому в России поставили памят­ник 12 мая 1855 г. работы Т. Клодта «Дедушке Крылову» в Летнем саду.

(Учитель читает басню «Ворона и Лисица» на с. 19.)

— Вам понравилась басня?

— История, рассказанная Иваном Крыловым, — та же самая, что и в басне Эзопа? (Это та же самая история, только некоторые детали в ней другие.)

— Как называются такие истории, которые путешествуют во времени и известны у разных народов? (.Бродячие сюжеты.)

— В чем сходство и различие этих двух басен? (У Эзопа дей­ствует ворон, а у Крылова — Ворона, у Эзопа ворон держит кусок мяса, а у Крылова Ворона хочет позавтракать сыром.)

— Перечитайте обе басни. Какая из них в прозе, а какая в сти­хотворной форме?

— Какая басня помогает вам лучше представить животных: их внешний вид и поведение? (В басне Крылова описываются пластичные движения Лисицы, интонации ее голоса, неуклю­жие и неповоротливые движения Вороны.)

— Какая басня кажется более смешной и почему? (Ярко описанная неповоротливость Вороны, ее наивная радость, ужимки и уловки хитрой Лисы делают басню Крылова более смешной.)

— Найдите контраст в описании внешнего вида и голоса Во­роны из басни Крылова. (Контраст создается при сопостав­лении ожидаемого «ангельского голоска» и того, что звучит в реальности, а также при сопоставлении льстивого описания

внешности Вороны («голубушка, как хороша...») и ее грубого карканья.)

— Миша не обнаружил морали в басне Крылова, а Маша ее нашла. Как вы думаете, кто прав? (Мораль находится в са­мом начале басни.)

Прочитайте басню вслух по цепочке несколько раз. Старай­тесь читать выразительно.

Рассмотрите иллюстрацию к басне, сделанную художником Валентином Серовым.

— Это рисунок карандашом. Сравните величину фигурок Во­роны и Лисицы. Высоко ли она сидит? Можно ли с такого расстояния рассмотреть, какие у Вороны «перушки» и ка­кой у нее «носок»?

— Понимаете теперь, почему художник выбрал такой угол зре­ния? (Зрительный контраст — большой Вороны и крошечной Лисицы — создает комический эффект, так как понятно, что с такого расстояния Лисица никак не может разглядеть, ка­кие у Вороны «перушки», «носок» и «глазки».)

VII. Подведение итогов урока

— Закончите предложения.

Что было интересно...

Мне было трудно...

Мне было легко...

VIII. Рефлексия

— Что нового вы узнали? (В баснях рассказывается одна и та же история, но по-разному.)

— Чему же учат басни Крылова и Эзопа?

Домашнее задание

Выучить басню «Ворона и Лисица» наизусть (учебник, с. 19).

Урок 62. Эзоп «Лисица и виноград», И. Крылов «Лисица и виноград»

Цель: сравнить две басни, в которых рассказывается одна и та же история.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

— Прочитайте записи на карточках. Разделите на две группы. Дайте название каждой группе.

Эзоп А. Куприн И. Крылов Т. Пономарева

 

(Ответ: писатели и баснописцы.)

— Можете ли дополнить каждую группу?

— Вспомните произведения, которые написали эти авторы.

Продолжим знакомство с баснями.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 21 и прочитайте название басни Эзопа. («Лисица и виноград».)

— Познакомьтесь с ней.

— Кто герой? (Лисица.)

— Какая история с ней произошла?

— Найдите мораль.

— Прочитайте на плакате Летучей Мыши объяснение значе­ния слова «обстоятельства».

— А теперь попробуйте объяснить значение выражения «ви­нить обстоятельства».

— Кого же обманывает лисица, говоря, что виноград зелен?

— Были ли у вас такие случаи в жизни, когда вы винили об­стоятельства?

— А вот Миша тоже вспомнил такой случай. Прочитаем его на с. 22.

— На какие обстоятельства Миша свалил свою неудачу?

— Маша рассказала свою историю. Прочитайте ее.

— Попробуйте закончить Машину историю так, чтобы она по смыслу была похожа на историю из басни «Лисица и ви­ноград».

— А вы можете так же честно и бесстрашно, как Маша и Миша, рассказать подобную историю о себе?

— Прочитайте пословицы на с. 23. Каков их общий смысл?

— Можно ли эти пословицы использовать в качестве вывода к басне «Лисица и виноград»?

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

— Прочитаем еще одну басню с таким же названием. Кто ее автор?

— Что вы узнали об Иване Андреевиче Крылове?

— Послушайте басню.

(Учитель выразительно читает басню «Лисица и виноград» на с. 24.)

— Какие слова требуют обращения к толковому словарю? Найдите и прочитайте их значение.

— Вы узнали в этой басне Крылова историю, рассказанную Эзопом?

Перечитайте басню Эзопа, а затем басню Крылова.

— Какую басню вам интереснее читать: написанную в прозе или в стихах?

— Какая из басен помогает вам представить виноградные кисти?

— А внешний вид лисицы и ее поведение? Где выразительнее речь лисицы?

— Сравним две басни, работая в парах, по плану:

1. Форма изложения.

2. Сюжет.

3. Герой.

4. Действия героя.

Эзоп И. Крылов
1. Басня написана в прозе 1.Басня написана в стихотворной форме

Сюжет одинаковый

2. Сюжет короткий, только факты 2. Описывается реакция лисицы на виноград и то, как она старает­ся достать его
3. Герой — лисица 3. Герой — лисица

4. Лисица хотела съесть виноград, но не смогла достать и винила об­стоятельства

 

— Докажите словами из текста.

— Найдите в басне пословицу. («Видит око, да зуб неймет».)

— Как вы понимаете ее смысл? (Иногда бывают у человека такие ситуации, когда цель близка, но достичь ее по разным причинам он не может.)

— Может ли она послужить моралью? Перечитайте басню Эзопа и подумайте.

— Применима ли мораль басни Эзопа к басне И. Крылова? (Нет.)

Попробуем разобраться.

— Как рассказывает историю про лисицу Эзоп? (Он серьезен и делает очень нравоучительный вывод.)

— А в каком тоне рассказывает И. Крылов? (Крыловрассказы­вает эту историю остроумно, в шуточной форме.)


— Перечитайте басню Крылова и подчеркните слова и выра­жения, доказывающие это.

— Можно ли историю про лисицу и виноград считать бродя­чей историей?

— Рассмотрите иллюстрацию Валентина Серова к басне. Что вы видите?

— Какие подробности говорят о том, что лисица находится в саду, вблизи человеческого жилья?

— Рассмотрите фигурку и мордочку лисы. Как можно понять, что виноград висит очень высоко? (Телолисицы изогнуто, она не просто стоит на задних лапах, а слегка откинулась назад и при этом задрала и чуть-чуть наклонила мордочку; одной передней лапой лисица упирается в ствол, а другая опущена.)

— Михаил Потапович сказал, что выражение мордочки лишь угадывается, но все равно видно, что лисица... Что хотел сказать нам Главный Библиотекарь? Лисица на что-то еще надеется или испытывает досаду и разочарование и скоро уйдет? (Лисица разочарована, угадывается досадливая грима­са, мы понимаем, что она вот-вот уйдет.)

VII. Рефлексия

— Если вы чувствовали себя на уроке комфортно, у вас все получалось, то поднимите зеленый флажок. Если все уда­валось не сразу, были затруднения, то поднимите красный флажок.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какая из басен нравится вам больше и почему?

— Почему И. Крылов обратился к этому сюжету? (И. Крылова волновали те же проблемы, что и Эзопа, и он по-своему хо­тел о них рассказать; людям иногда надо напоминать об их пороках, чтобы они от них избавлялись, но говорить об этом не прямо, а через образы животных.)

Домашнее задание

Тетрадь для самостоятельной работы: № 3 (с. 6—7).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: