Цели: продолжать учить применять пословицы в качестве вывода к басне; обратить внимание на существование разной эмоциональной окраски смеха.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока
— Вспомните, какую тему мы изучаем. («Набираемся житейской мудрости».)
— С каким литературным жанром мы познакомились?
— Какие басни читали?
— Какая житейская мудрость в них содержится? (Не поддавайся лести; не вини обстоятельства, если что не получается; лучше малая выгода в настоящем, чем большая в будущем; если жить в согласии, то беда не одолеет.)
Открываем очередное заседание клуба «Ключ и заря».
— Откройте учебник на с. 26. Узнаете членов клуба?
Заседание ведет Михаил Потапович, на заседании присутствуют Миша Иванов, Костя Погодин, Маша Иванова и Таня
Петрова.
(Учитель читает текст на с. 26 до вопроса.)
— А вы тоже не видите, над чем можно посмеяться, читая басню?
Сегодня на уроке мы выясним, кто же прав: Миша или Андрей.
|
|
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте, что ответил Михаил Потапович ребятам. Что нового мы узнали о басне?
(Примерный ответ.
• Герои басни чаще всего животные.
• Цель басни — обратить внимание людей на непростые ситуации в их жизни, когда люди выглядят не лучшим образом.
• Басня вызывает особый смех: это не веселый смех, а горькая усмешка или грустная улыбка.)
— Как вы понимаете слова Михаила Потаповича?
(Продолжение чтения текста на с. 27.)
— Прочитаем дальше и узнаем, как Миша понял слова Михаила Потаповича.
— А вы можете привести подобный пример из своей жизни?
— Прочитайте высказывания Тани Петровой, Кости Погодина и Маши Ивановой. Теперь вы поняли, что смех бывает разный?
— Какой смех рассчитывают вызвать у вас авторы басен? (Не веселый смех, а горькую усмешку или грустную улыбку, поскольку обращают внимание на непростые ситуации в жизни.)
— Предлагаю прочитать еще одну басню И. Крылова, исследовать ее и найти в ней новые признаки басни.
— Прочитайте на с. 28 название басни. («Квартет».)
— Кто знает, что означает это слово? Найдите его значение в толковом словаре.
(Учитель читает басню.)
— Прежде всего, Михаил Потапович предлагает выяснить значение непонятных слов. Найдите в толковом словаре слова «бас», «альт», «прима», «втора».
— Что же входит в понятие «квартет»? (Бас, альт, прима, втора.)
— Сколько в басне героев? Какие животные являются ее героями?
— Где происходят события?
— Какая история описана в басне?
— Перечитайте басню самостоятельно.
— Интересно было читать? Какие признаки басни вы увидели?
|
|
— Кто из героев произносит мораль? (Соловей.)
— Случайно ли И. Крылов выбрал именно этого героя? (Он имеет право поучать остальных, так как он единственный среди всех — настоящий музыкант, певец и знает, о чем говорит.)
— А случаен ли выбор остальных героев?
— Перечитайте басню и подчеркните действия, которые совершают герои.
Затеяли — решили сыграть, пришла мысль.
Пленять — восхищать, поражать.
Ударили — начали играть.
Дерут — не играют, а извлекают разные звуки.
— Какими глаголами автор подчеркивает стремление исполнителей и несуразность происходящего?
— Можно ли сказать, что члены квартета попали в смешное положение?
— Какая причина делает это положение смешным? Прочитайте и выберите нужное высказывание. (Подходят оба пункта: а) они не понимают, что надо учиться, чтобы стать музыкантами; б) они смешно ищут выход: пересаживаются с места на место.)
— Какая же причина вызывает веселый смех, а какая — горький, грустный?
— Чего добивается Мартышка от членов квартета? Найдите и прочитайте нужные строчки. Как надо читать эти слова?
— Какая мысль осенила Осла? Найдите эти строчки и прочитайте их так, как будто он делится открытием с остальными.
— Почему же все обрадовались Соловью?
— С какой интонацией надо прочитать слова каждого?
(Чтение басни выразительно по ролям.)
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
Прочитайте пословицы и поговорки. Какие из них можно использовать в качестве морали к этой басне? Объясните свою точку зрения. (Примерный ответ. Первые две пословицы подходят в качестве морали, так как они выражают комический смысл: то, что герои извлекают ужасные, негармоничные звуки и постоянно спорят о том, как им сесть; третья пословица также может быть использована в качестве морали, так как выражает заложенный в ней горький смысл: герои не понимают, что чтобы стать музыкантом, надо учиться.)
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 31. Подходит ли она к четвертой пословице? Миша говорит, что последняя пословица не может служить моралью к этой басне. Почему? Вы догадываетесь, что Миша имел в виду? (Четвертая пословица не может быть моралью к басне, так как речь в ней идет о таких качествах, которые не зависят от человека.)
— Рассмотрите рисунок В. Серова на с. 29. Какой момент изобразил художник?
— Обратите внимание на то, как сидят герои (в кружок или в ряд). Прилетел ли уже Соловей?
— Маша заметила, что на рисунке музыканты играют очень увлеченно и с большим усердием, особенно Медведь. Вы тоже это видите?
А теперь представьте, как пронзительно и ужасно звучат инструменты в руках неумелых музыкантов.
— Догадываетесь, какую музыку слышит Мартышка?
— Понимаете, почему она сама не играет, а испуганно присела?
VII. Рефлексия
(«Коврик настроений»: каждый ученик выбирает один из трех предложенных ему цветных квадратов: зелёный — я все понял, мне все удалось, все понравилось; желтый — есть вопросы, на которые я бы хотел найти ответ; красный — мне было трудно. Квадраты прикрепляют на доску в виде коврика.)
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Как вы думаете, почему И. Крылов выбрал жанр басни для своего творчества? (Он хотел высмеять пороки людей, чтобы люди, посмотрев на себя со стороны, становились лучше.)
— А знаете ли вы, что высмеивание людских пороков называется сатирой? Сатирические произведения высмеивают человеческие пороки и глупость.
Домашнее задание
1. Выразительно читать басню «Квартет» (учебник, с. 28—29).
2. Инсценировать басню (по желанию).