Цели: учить, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что чувствуют и переживают герои; учить рассуждать о ценности общения, дружбы, привязанности; обнаруживать отличие сказки-переживания, сказки-размышления от сказки о животных.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Постановка целей урока
— Какие сказки С. Козлова вы уже знаете?
— Какие герои этих произведений вам запомнились? Что можете о них сказать? Чему они учат?
Сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой этого автора и узнаем, какие вопросы волнуют героев этого произведения.
IV. Работа по теме урока
— Откройте содержание учебника и найдите произведение С. Козлова, относящееся к изучаемой нами теме. («Если меня совсем нет».)
(Дети по цепочке читают сказку на с. 170—172.)
— Какое впечатление произвела на вас сказка?
— А на Машу и Мишу?
(Чтение диалога на с. 172—173 и выполнение задания (чтение по ролям).)
— Какая ужасная мысль пришла в голову Ежику? (Он пытается представить, что такое смерть и одиночество.)
|
|
— Каким переживанием он пытается поделиться с Медвежонком? (Для Ежика смерть — не просто состояние, когда
Digitized by Google
лично его нет, но еще и состояние другого — его друга, который не представляет себе жизни без него.)
— Можно ли сказать, что Медвежонок глупый? Почему он никак не может понять, о чем ему говорит Ежик? (Медвежонок очень наивный; он не может себе представить то, о чем его просит Ежик; для него отсутствие друга может быть только временным и легкопоправимым.)
— Какие очень важные слова Медвежонка объясняют его «непонимание»? Найдите их в тексте. («Если тебя нет, то и меня нет».)
— Можно ли их назвать главными словами сказки? А использовать их в качестве названия сказки?
— А теперь еще раз просмотрите весь текст и найдите другие очень важные слова, которые произносит Ежик. («Как все- таки хорошо, что мы другу друга есть!»)
— А они могут быть названием сказки?
(Чтение диалога Анишит Йокоповны, Кости и Маши на с. 174.)
— А вы чье мнение разделяете? Можете по-другому ответить на этот вопрос?
— Как вы думаете, почему же эта сказка находится в главе о любви?
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
Поход в «Музейный Дом»
— Найдите в «Музейном Доме» и рассмотрите репродукцию картины художника Огюста Ренуара «Портрет Жанны Са- мари». Поделитесь впечатлениями.
Материал для учителя
Пьер Огюст Ренуар — французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишенного сентиментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан.
|
|
В 1877—1878 гг. Ренуар создает три портрета актрисы театра Коме- ди Франсез Жанны Самари, причем каждый портрет и композицией, и колоритом, и даже своими размерами существенно отличается один от другого. Очаровательная актриса понравилась художнику. Он почувствовал в ее внешности, в характере что-то привлекательное — то, что можно передать только при помощи кисти. Жанна Самари жила недалеко от мастерской Ренуара и приходила к нему позировать для своих портретов.
Три портрета Жанны Самари выстраиваются как бы в музыкальный ряд, когда от тихого звучания мелодия постепенно переходит к сильным и торжественным аккордам. Так и портреты Ренуара представляют Жанну Самари сначала почти прозаичной и скромной на маленьком портрете, хранящемся в Комеди Франсез, затем изящной и изысканной на портрете из московского собрания и великолепной в парадном костюме — на портрете в рост из собрания Эрмитажа.
На портрете из московского музея Жанна Самари изображена в открытом летнем зеленовато-голубом платье, плотно облегающем стройную фигуру. На розовом фоне ее открытые руки, нежная кожа словно дышат теплом. Жанна Самари оперлась подбородком на свою руку и застыла перед зрителями. Ее короткие рыжевато-золотистые волосы чуть разлетаются в разные стороны. Жанна смотрит открыто и непринужденно, а зрителей не перестает восхищать очарование актрисы и мастерство художника.
(Чтение текста на с. 174—175 до вопросов.)
— А как вы считаете? Предположите, умеет ли Жанна петь и танцевать. (Да, легко можно представить, как она поет, танцует.)
— Представьте, как она смеется: негромко, едва слышно или громко и заразительно? (Глядя на Жанну, можно легко представить, как она громко и заразительно смеется.)
— Как можно охарактеризовать ее взгляд? (Во взгляде этой молодой женщины можно уловить оттенки самых разных чувств и переживаний: чувство радости и легкой грусти, доброе и сочувственное отношение к людям.)
— А как думают Маша, Миша и Костя? Прочитаем и узнаем.
(Продолжение чтения текста на с. 175 до вопросов.)
— Вы согласны с мнением ребят? Жанна — тонко чувствующий, умный человек или легкомысленный и любующийся своей красотой? Как вы думаете, Жанна умеет слушать? С ней можно поделиться каким-то секретом? Посоветоваться? Она способна заступиться за человека? Найти нужные слова в его защиту? (Сама поза Жанны — одной рукой она подпирает щеку, как будто бы приготовилась выслушать чей-то длинный рассказ, ее внимательный взгляд, открытое лицо говорят о том, что она умеет слушать и способна поддержать человека в сложной ситуации.)
(Чтение вопросов Анишит Йокоповны на с. 175.)
— А как ответите вы? (Портрет передает атмосферу молодости, красоты праздника, и одновременно ощущается сложность человеческих чувств и переживаний.)
— Маша предложила послушать какую-нибудь необыкновенную, прекрасную музыку. Анишит Йокоповна включила запись музыкальной пьесы Клода Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна». Послушаем и мы это музыкальное произведение.
(Учащиеся слушают аудиозапись, а затем делятся впечатлениями.)
Материал для учителя Ашиль-Клод Дебюссн — французский композитор, пианист и музыкальный критик.
Музыку этого композитора относят к импрессионизму. Сам же он этот термин никогда не любил. Дебюсси был не только одним из самых известных французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX вв.; его музыка представляет собой переходную форму от позднего романтизма к модернизму в музыке XX столетия.
Его 24 прелюдии для фортепьяно (1-я — 1910, 2-я — 1913) с их поэтическими названиями («Дельфийские танцовщицы», «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе», «Девушка с волосами цвета льна» и др.) создают образы мягких, порой нереальных пейзажей, имитируют пластику танцевальных движений, навевают поэтическое видение, рисуют жанровые картины.
|
|
VII. Рефлексия
(«Коврик настроений»: каждый ученик выбирает один из трех предложенных ему цветных квадратов.
Зеленый — я все понял, мне все удалось, все понравилось. Желтый — есть вопросы, на которые я бы хотел найти ответ. Красный — мне было трудно. Квадраты прикрепляют на доску в виде коврика.)
VIII. Подведение итогов урока
— С какими произведениями мы познакомились?
— Почему они помещены именно в эту главу? (Они о чувствах и переживаниях героев.)
Домашнее задание
Читать сказку С. Козлова по ролям (учебник, с. 170—172).
Урок 5 7. Обобщение по теме «Учимся любить». Проверочная работа
Цель: обобщить знания, полученные в этой главе.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
169 |
Урок 57. Обобщение по теме «Учимся любить». Проверочная работа
Проверочная работа
Книгу всю мы прочитали И загадки разгадали, Мысли умные узнали. Время выполнить заданья И проверить наши знанья!
1. Соотнесите название произведения и его автора.
|
«Если меня совсем нет» «Слон»
«Заячьи лапы»
2. Выберите, кто из героев так сказал? «Если тебя нет, то и меня нет. Понял?»
а) Медвежонок;
б) Ежик;
в) Заяц.
«Не можете ли Вы отпустить вашего слона ко мне домой?..»
а) хозяин зверинца;
б)папа;
в) Надя.
«...я ему жизнью обязан, благодарность оказывать должен, а ты говоришь — бросить!»
а) Ваня;
б) Карл Петрович;
в) дед Ларион.
3. Узнайте произведение по описанию. Запишите его автора и название.
Это произведение о двух друзьях, которые, глядя на звездное небо, делятся переживаниями и размышлениями о жизни.
4. Запишите еще 2—3 произведения автора из пункта 3.
5. Составьте толковый словарь.
Прогноз —___________________________________________
Зверинец —__________________________________________
Диалог —____________________________________________
|
|
6.Перед вами фамилии известных людей. Распределите их в две группы и дайте общее название каждой группе.
О. Ренуар, В. Драгунский, М. Вайсман, В. Кандинский, А. Куинджи, Т. Пономарева.
А. Куприн К. Паустовский С. Козлов |
III. Физкультминутка
IV. Продолжение работы по теме урока
— Откройте учебник на с. 176. Определите по условным обозначениям, какие задания нам предстоит выполнить.
(Учащиеся выполняют задания.)
V. Рефлексия
(На доске картинка, изображающая ступеньки к вершине знаний.)
— С помощью сигнального кружка покажите, на какой ступеньке вы оказались по уровню полученных знаний в этой главе.
(Учащиеся прикрепляют фишку на выбранную ими ступеньку.)
VI.Подведение итогов урока
Сейчас простимся с книгой первой, Последнюю страницу мы закроем. А впереди уж ждет нас встреча С книгою второю.
Тема 5