Урок 56. С. Козлов «Если меня совсем нет». Поход в «Музейный Дом»: О. Ренуар «Портрет Жанны Самари»

Цели: учить, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что чувствуют и переживают герои; учить рассуждать о цен­ности общения, дружбы, привязанности; обнаруживать отличие сказки-переживания, сказки-размышления от сказки о животных.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Постановка целей урока

— Какие сказки С. Козлова вы уже знаете?

— Какие герои этих произведений вам запомнились? Что мо­жете о них сказать? Чему они учат?

Сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой этого автора и узнаем, какие вопросы волнуют героев этого произведения.

IV. Работа по теме урока

— Откройте содержание учебника и найдите произведение С. Козлова, относящееся к изучаемой нами теме. («Если меня совсем нет».)

(Дети по цепочке читают сказку на с. 170—172.)

— Какое впечатление произвела на вас сказка?

— А на Машу и Мишу?

(Чтение диалога на с. 172—173 и выполнение задания (чтение по ролям).)

— Какая ужасная мысль пришла в голову Ежику? (Он пыта­ется представить, что такое смерть и одиночество.)

— Каким переживанием он пытается поделиться с Медве­жонком? (Для Ежика смерть — не просто состояние, когда

Digitized by Google

лично его нет, но еще и состояние другого — его друга, который не представляет себе жизни без него.)

— Можно ли сказать, что Медвежонок глупый? Почему он ни­как не может понять, о чем ему говорит Ежик? (Медвежонок очень наивный; он не может себе представить то, о чем его просит Ежик; для него отсутствие друга может быть только временным и легкопоправимым.)

— Какие очень важные слова Медвежонка объясняют его «непонимание»? Найдите их в тексте. («Если тебя нет, то и меня нет».)

— Можно ли их назвать главными словами сказки? А исполь­зовать их в качестве названия сказки?

— А теперь еще раз просмотрите весь текст и найдите другие очень важные слова, которые произносит Ежик. («Как все- таки хорошо, что мы другу друга есть!»)

— А они могут быть названием сказки?

(Чтение диалога Анишит Йокоповны, Кости и Маши на с. 174.)

— А вы чье мнение разделяете? Можете по-другому ответить на этот вопрос?

— Как вы думаете, почему же эта сказка находится в главе о любви?

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

Поход в «Музейный Дом»

— Найдите в «Музейном Доме» и рассмотрите репродукцию картины художника Огюста Ренуара «Портрет Жанны Са- мари». Поделитесь впечатлениями.

Материал для учителя

Пьер Огюст Ренуар — французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишенного сенти­ментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоя­тельных парижан.

В 1877—1878 гг. Ренуар создает три портрета актрисы театра Коме- ди Франсез Жанны Самари, причем каждый портрет и композицией, и колоритом, и даже своими размерами существенно отличается один от другого. Очаровательная актриса понравилась художнику. Он по­чувствовал в ее внешности, в характере что-то привлекательное — то, что можно передать только при помощи кисти. Жанна Самари жила недалеко от мастерской Ренуара и приходила к нему позировать для своих портретов.

Три портрета Жанны Самари выстраиваются как бы в музыкальный ряд, когда от тихого звучания мелодия постепенно переходит к сильным и торжественным аккордам. Так и портреты Ренуара представляют Жанну Самари сначала почти прозаичной и скромной на маленьком портрете, хранящемся в Комеди Франсез, затем изящной и изысканной на портрете из московского собрания и великолепной в парадном костюме — на порт­рете в рост из собрания Эрмитажа.

На портрете из московского музея Жанна Самари изображена в от­крытом летнем зеленовато-голубом платье, плотно облегающем стройную фигуру. На розовом фоне ее открытые руки, нежная кожа словно дышат теплом. Жанна Самари оперлась подбородком на свою руку и застыла пе­ред зрителями. Ее короткие рыжевато-золотистые волосы чуть разлетают­ся в разные стороны. Жанна смотрит открыто и непринужденно, а зрите­лей не перестает восхищать очарование актрисы и мастерство художника.

(Чтение текста на с. 174—175 до вопросов.)

— А как вы считаете? Предположите, умеет ли Жанна петь и танцевать. (Да, легко можно представить, как она поет, танцует.)

— Представьте, как она смеется: негромко, едва слышно или громко и заразительно? (Глядя на Жанну, можно легко пред­ставить, как она громко и заразительно смеется.)

— Как можно охарактеризовать ее взгляд? (Во взгляде этой мо­лодой женщины можно уловить оттенки самых разных чувств и переживаний: чувство радости и легкой грусти, доброе и со­чувственное отношение к людям.)

— А как думают Маша, Миша и Костя? Прочитаем и узнаем.

(Продолжение чтения текста на с. 175 до вопросов.)

— Вы согласны с мнением ребят? Жанна — тонко чувствую­щий, умный человек или легкомысленный и любующийся своей красотой? Как вы думаете, Жанна умеет слушать? С ней можно поделиться каким-то секретом? Посовето­ваться? Она способна заступиться за человека? Найти нуж­ные слова в его защиту? (Сама поза Жанны — одной рукой она подпирает щеку, как будто бы приготовилась выслушать чей-то длинный рассказ, ее внимательный взгляд, открытое лицо говорят о том, что она умеет слушать и способна под­держать человека в сложной ситуации.)

(Чтение вопросов Анишит Йокоповны на с. 175.)

— А как ответите вы? (Портрет передает атмосферу молодо­сти, красоты праздника, и одновременно ощущается слож­ность человеческих чувств и переживаний.)

— Маша предложила послушать какую-нибудь необыкно­венную, прекрасную музыку. Анишит Йокоповна вклю­чила запись музыкальной пьесы Клода Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна». Послушаем и мы это музыкальное произведение.

(Учащиеся слушают аудиозапись, а затем делятся впечатле­ниями.)

Материал для учителя Ашиль-Клод Дебюссн — французский композитор, пианист и музы­кальный критик.

Музыку этого композитора относят к импрессионизму. Сам же он этот термин никогда не любил. Дебюсси был не только одним из самых извест­ных французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX вв.; его музыка представляет собой пере­ходную форму от позднего романтизма к модернизму в музыке XX столетия.

Его 24 прелюдии для фортепьяно (1-я — 1910, 2-я — 1913) с их поэтиче­скими названиями («Дельфийские танцовщицы», «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе», «Девушка с волосами цвета льна» и др.) создают обра­зы мягких, порой нереальных пейзажей, имитируют пластику танцеваль­ных движений, навевают поэтическое видение, рисуют жанровые картины.

VII. Рефлексия

(«Коврик настроений»: каждый ученик выбирает один из трех предложенных ему цветных квадратов.

Зеленый — я все понял, мне все удалось, все понравилось. Желтый — есть вопросы, на которые я бы хотел найти ответ. Красный — мне было трудно. Квадраты прикрепляют на доску в виде коврика.)

VIII. Подведение итогов урока

— С какими произведениями мы познакомились?

— Почему они помещены именно в эту главу? (Они о чувствах и переживаниях героев.)

Домашнее задание

Читать сказку С. Козлова по ролям (учебник, с. 170—172).

Урок 5 7. Обобщение по теме «Учимся любить». Проверочная работа

Цель: обобщить знания, полученные в этой главе.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)


169

Урок 57. Обобщение по теме «Учимся любить». Проверочная работа



Проверочная работа

Книгу всю мы прочитали И загадки разгадали, Мысли умные узнали. Время выполнить заданья И проверить наши знанья!

1. Соотнесите название произведения и его автора.


 


 


«Если меня совсем нет» «Слон»

«Заячьи лапы»

2. Выберите, кто из героев так сказал? «Если тебя нет, то и меня нет. Понял?»

а) Медвежонок;

б) Ежик;

в) Заяц.

«Не можете ли Вы отпустить вашего слона ко мне домой?..»

а) хозяин зверинца;

б)папа;

в) Надя.

«...я ему жизнью обязан, благодарность оказывать должен, а ты го­воришь — бросить!»

а) Ваня;

б) Карл Петрович;

в) дед Ларион.

3. Узнайте произведение по описанию. Запишите его автора и название.

Это произведение о двух друзьях, которые, глядя на звездное небо, делятся переживаниями и размышлениями о жизни.

4. Запишите еще 2—3 произведения автора из пункта 3.

5. Составьте толковый словарь.




Прогноз —___________________________________________

Зверинец —__________________________________________

Диалог —____________________________________________

6.Перед вами фамилии известных людей. Распределите их в две группы и дайте общее название каждой группе.

О. Ренуар, В. Драгунский, М. Вайсман, В. Кандинский, А. Куинджи, Т. Пономарева.

А. Куприн К. Паустовский С. Козлов

III. Физкультминутка


IV. Продолжение работы по теме урока

— Откройте учебник на с. 176. Определите по условным обо­значениям, какие задания нам предстоит выполнить.

(Учащиеся выполняют задания.)

V. Рефлексия

(На доске картинка, изображающая ступеньки к вершине знаний.)

— С помощью сигнального кружка покажите, на какой сту­пеньке вы оказались по уровню полученных знаний в этой главе.

(Учащиеся прикрепляют фишку на выбранную ими ступеньку.)

VI.Подведение итогов урока

Сейчас простимся с книгой первой, Последнюю страницу мы закроем. А впереди уж ждет нас встреча С книгою второю.





Тема 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: