Цель: учить обнаруживать причины смешного в коротких поэтических текстах, приемы, которые делают текст смешным: необычный взгляд на мир, противопоставление ожидания и реальности, начала и конца высказывания.
Ход урока
I. Организационный момент
III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
— Какой секрет смешного нам помогла открыть Ирина Пивоварова? (Смешно, когда противопоставляются ожидание и реальность.)
Сегодня мы продолжим разгадывать секреты смешного, а помогут нам в этом поэты.
— Откройте учебник на с. 55—58 и прочитайте фамилии авторов и названия их произведений.
— Какие цели мы ставим перед собой? (Открыть секреты смешного в поэтических текстах.)
IV. Работа по теме урока
— С какими произведениями М. Бородицкой вы уже знакомы?
— Прочитайте название стихотворения М. Бородицкой на с. 55.
— О чем оно вам говорит? Подберите ассоциации к слову «контрольная». (Волнение, переживание, успех, неудача, размышление, старание, отметка.)
(Учитель выразительно читает стихотворение.)
— Вам было смешно? Кто нам рассказал эту историю?
— Прочитайте начало Мишиного высказывания нас. 56. Можете продолжить? (Смешно, что герой разговаривает со своей головой, как с отдельным персонажем.)
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 55. Кто из ребят герой стихотворения?
— Как вы догадались?
— Прочитайте стихотворение самостоятельно и подчеркните строчки, которыми можно подписать эту иллюстрацию.
— Каким представлен герой стихотворения?
— Прочитайте мнение Кости Погодина о герое. Каким видит героя Костя? (.Хитрым и изобретательным.)
— Продолжите его фразу: «Что он только ни придумывает, чтобы... (...заставить свою голову думать».)
— Что же придумал герой? Зачитайте нужные строчки.
— Анишит Йокоповна интересуется, с чем связано то, что герой от уговоров перешел к угрозам. (Никак не решить задачу, голова отказывается думать, и он решил ее припугнуть.)
— Что значит «по макушке»?
— В чем же секрет смешного в этом произведении? (Герой относится к своей голове, как к живому существу.)
— Прочитаем на с. 56 еще одно стихотворение и узнаем его секрет. Кто его автор и как оно называется? (Лев Яковлев «Для Лены».)
— Знаком ли вам поэт?
Материал для учителя
Лев Яковлев — поэт-изобретатель. Он изобрел новый жанр — частушки про ребят, которые вот уже пару десятков лет повторяет детвора, причем эти короткие стишки многие принимают за народные: На уроках наша Лена Не поет и не шумит, Но визжит на переменах И гремит, как динамит!
Детство — это действие, и стихи Льва Яковлева позволяют нам это вспомнить, оказаться в том блаженном времени, когда энергия переполняет тебя и душа хочет выпрыгнуть из тела. Лев Яковлев делал передачу «Детские анекдоты», издавал смешной журнал «Вовочка», придумал Чего- шу — веселую гусеницу, которая сочиняет обожалки. Войдите в мир Льва Яковлева — и вы увидите, сколь празднична наша жизнь. Поэт с большим вниманием смотрит вокруг и порой подмечает просто удивительные вещи.
(Самостоятельное чтение стихотворения.)
— Вам понравилось стихотворение? Чем?
— Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик.)
— Что можете о нем сказать? (Герой-рассказчик хочет привлечь к себе внимание девочек-одноклассниц.)
— Перечитайте стихотворение и найдите нужные строчки. Что же возмутило Мишу Иванова?
— Почему все рассмеялись? Догадались? (Очевидно, Миша тоже хотел кому-нибудь понравиться и действовал подобным образом, привлекая к себе внимание; своим возмущением он себя выдал.)
— Можете разгадать секрет смешного в этом стихотворении? Что же делает его смешным? (Примерный ответ. Смешно потому, что герой рассчитывает на одну реакцию — хотел вызвать восхищение своими подвигами, а получает совсем другую — Лена назвала его шутом. Смешно и то, что фамилия героя — Горохов — совпадает с обидным прозвищем «шут гороховый», и это вызывает улыбку. Смешно потому, что мальчик не сделал никаких выводов и принялся завоевывать внимание другой девочки тем же способом.)
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
— Хотите ознакомиться с еще одним стихотворением и разгадать его секрет? Прочитайте на с. 57 его название. (Михаил Ясное «Подходя щ ий угол».)
— Предположите, о чем оно. Прочитаем и узнаем.
(Дети самостоятельно читают стихотворение.)
— Подтвердились ли ваши предположения?
— Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик — товарищ Вовки.)
— Что с ними случилось? За что их наказали? (Они болтали и спорили на уроке, мешая всем.)
— Как чувствует себя герой-рассказчик, стоя в углу? Докажите словами из текста.
(Чтение текста на с. 58.)
— Сможете ответить на вопрос Анишит Йокоповны?
— Найдите строчки, в которых герой говорит о своем преимуществе перед другом. Что же вызывают эти строчки: зависть или смех?
— Что значит «благодать»?
— Автор использует прием контраста. Найдите его, в чем он выражается? Найдите противопоставление слову «благодать». («Вуглу стоять».)
— А в чем еще выражается прием контраста? (Счастливый ге- рой-рассказчик и несчастный Вовка, который бессмысленно проводит время в пустом углу.)
— Что можете сказать о герое-рассказчике?
VII. Подведение итогов урока
— С какими произведениями вы познакомились?
— Вам они понравились?
— Какие секреты смешного помогли нам раскрыть авторы?
— Какой момент урока показался вам наиболее интересным?
— Что вызвало затруднения?
Домашнее задание
1. Подготовить выразительное чтение стихотворений (учебник, с. 55—58).
2. Выучить наизусть одно из них (по выбору).