Цель: учить представлять черты характера героя, его интересы.
Ход урока 1
I. Организационный момент
Итак, друзья, внимание. Прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнем скорей урок.
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
— Прочитайте запись на доске.
Ч итайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли одной странички из новой книги.
Эти слова принадлежат К. Паустовскому — русскому писателю. (Выставляет портрет писателя.)
К. Паустовский много путешествовал. «Каждая поездка — книга», — говорил он.
— Какое произведение этого автора вы читали? («Растрепанный воробей».)
Сегодня вы познакомитесь с произведением К. Паустовского «Стальное колечко».
Ну что же, давайте скорее читать, Героев нам надо поближе узнать. В конце вы ответьте, друзья, без подсказки: Что мы прочитали — рассказ или сказку?
— Какие цели мы ставим перед собой на уроке? (Познакомиться с произведением. Узнать героев и дать их характеристики, определить, сказка это или рассказ.)
IV. Работа по теме урока
(На доске записаны слова, которые встретятся в тексте К. Паустовского.)
Прочитаем слова и найдем их значение в толковом словаре.
Стреха — нижний край кровли из соломы.
Махорка — род табака.
Лещина — кустарник семейства березовых; орешник.
Околица — изгородь вокруг деревни или у края деревни.
Тесовые крыши — сделанные из теса. Тес — доски, получаемые путем раскалывания бревна вдоль с помощью клиньев с последующей обтеской.
Завалинка — невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.
Цигарка — скрученная из бумаги трубочка с табаком, употребляемая вместо папиросы, самокрутка.
Колун — тяжелый, с тупым клинообразным лезвием, топор для колки дров.
(Дети по цепочке читают первую часть рассказа в хрестоматии нас. 126-129.)
— Когда происходили события, которые описываются в этом произведении? (Во время Великой Отечественной войны.)
К. Паустовский был на Южном фронте, он работал в армейских газетах в качестве военного корреспондента.
— Кто герой этого произведения? (Варюша.)
— Вам понравилась Варюша?
— Как автор относится к девочке? (Он ей симпатизирует, даже имя ей дал ласковое — Варюша.)
— Что можете сказать о ее возрасте? (Бородатый боец называл ее «анютины глазки с косичками», «цветок-лепесток в валенках». Так можно называть только маленькую девочку.)
— Она старше или младше вас?
— Что вы можете сказать о характере девочки? (По ее поступкам видно, что Варюша — добрая, отзывчивая, смелая, доверчивая девочка: она по-взрослому жалеет деда, пошла в соседнее село за махоркой, хотя была суровая зима; поделилась махоркой с незнакомым солдатом.)
— Верит ли девочка в чудесное свойство подаренного ей колечка? (Она поверила в волшебную силу колечка.)
— Можно ли, прочитав первую часть, определить жанр этого произведения: рассказ это или сказка?
Сказка |
Давайте проведем диспут.
Рассказ
(Дети делятся на две группы в зависимости от занимаемой позиции. Каждая группа приводит свои аргументы в защиту своей позиции и подтверждает словами из текста.)
Аргументы первой группы | Аргументы второй группы |
Это сказка. Вступление похоже на зачин, героиня уходит из дома, идет через лес и получает волшебный предмет. | Это рассказ. Описываются события, которые могли происходить в реальной жизни. (Известно, в каком селе живут дед с внучкой; описание окружающей обстановки реальное, содержание беседы тоже реальное, так как боец мог и пошутить, а Варюша сомневается, верить ему или нет.) |
— Так можете ли вы определить жанр произведения?
— Вспомните цель сказки и рассказа. Подсказку вы найдете в учебнике.
— Как вы думаете, зависит ли продолжение этой истории от того, какой это жанр?
— Пофантазируйте над продолжением.
(Каждая группа составляет продолжение этой истории в соответствии с выбранным жанром.)
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
— Атеперь прочитаем, какое продолжение придумал сам автор. (Дети по цепочке читают вторую часть произведения
нас. 130-131.)
Продолжим наш диспут.
— Как характеризует жанр произведения история про Сидора?
— Сидор — сказочный персонаж или настоящий? Приведите аргументы. Найдите и прочитайте нужный отрывок.
Аргументы первой группы | Аргументы второй группы |
Птица говорит человеческим языком. Это сказочный момент | Паустовский изобразил обычную птицу. Все, что происходило с Сидором, может увидеть в обычной жизни человек |
— Вам уже проходилось читать про воробьев в других произведениях К. Паустовского? Чем Сидор отличается от воробья из рассказа «Растрепанный воробей»?
Ответ:
• Сидор — обыкновенный воробей, который живет в доме. Это не сказочный персонаж и искать колечко не может. Его ответ Варюше — это то, что ей слышится в писке Сидора.
• Растрепанный воробей — это по-настоящему сказочный персонаж, который понимает, в чем смысл случившегося несчастья с пропажей брошки, который возвращает стеклянный букетик прямо во время спектакля.
VII. Подведение итогов урока
— С каким произведением вы познакомились?
— Кто его герои?
Домашнее задание
Пересказать историю про Сидора.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Работа по теме урока
(Чтение третьей части произведения К. Паустовского нас. 132-134.)
— Как повела себя Варя, когда нашла колечко?
Итак, Варюша нашла кольцо. Восстановим это событие по словам-действиям.
(Работа ведется в парах. Каждая пара получает карточки со словами-действиями, восстанавливает хронологию событий и готовит пересказ отрывка.)
Слова-действня: нашла, начала отгребать, блеснул, вскрикнула, присела, не заржавело, схватила, надела, побежала.
(Заслушивают 2—3 варианта пересказа.)
— На какой палец надела Варюша колечко?
— Как это характеризует девочку? (Она любит деда и хочет ему помочь.)
— А о чем говорит тот факт, что колечко не заржавело? Продолжим диспут.
Аргументы нервой групны | Аргументы второй грунны |
Колечко волшебное, так как, пролежав долго под снегом, оно продолжало блестеть | Такое может произойти в жизни, так как существуют различные сплавы металлов, которые не ржавеют |
— Какое чудо случилось в жизни Варюши и деда Кузьмы? (Приход весны — само по себе чудо, так как преображается природа.)
— Найдите и прочитайте строчки, в которых описывается, как Варюша увидела весну.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Отчего же поправился дед? Продолжим наш диспут.
1- я группа: Варюша нашла колечко, надела его на средний палец, дед сразу и поправился.
2- я группа: пришла весна, пригрело солнце — дед сразу поправился.
— Так что же это — сказка или рассказ? Еще трудно ответить? Тогда читаем дальше.
(Дети по цепочке читают последнюю часть произведения нас. 135-136.)
— Еще раз внимательно перечитайте описание весны в Моховом.
— В каких строчках текста приход весны описывается как чудо?
— Наблюдательный ли человек Варюша? Подтвердите свой ответ строчками из текста.
— Вам приходилось подмечать что-нибудь подобное? Какие признаки весны особенно вам нравятся?
— В каждом своем произведении К. Паустовский освещал тему, близкую его сердцу. Какая тема волнует его в этом произведении? (Тема природы.)
— Прочитайте два последних абзаца. О чем вы узнали? (Варя верит, что колечко волшебное, но отказывается от исполнения последнего желания.)
— Может ли быть подобное в сказке? (Нет, в сказке все желания исполняются.)
— Как вы думаете, это заключение, как в рассказе, или концовка, как в сказке?
— Почему Варя отказалась от исполнения последнего желания? (Варюша так любила свою деревню, любила свою маленькую родину, что даже не хотела посмотреть весь белый свет со всеми его чудесами.)
VI. Подведение итогов урока
— Как вы думаете, почему текст К. Паустовского оказался именно в этой главе хрестоматии?
— Найдите и зачитайте строчки, которые подтверждают, что это произведение не только о судьбе девочки Вари и ее деда, но и о родной стороне.
— Как вы думаете, о чем важном автор нам хотел сказать этим произведением? (Автор хотел нам сказать о добре, о вере, о том, что мы должны заботиться о ближних, любить свою родину.)
— А можно ли поместить это произведение в другую главу? В какую?
— А еще в какую?
— Вернемся к нашему вопросу. Все-таки это произведение сказка или рассказ?
Константин Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Сам автор определил это произведение как сказку, а значит, хотел, чтобы мы читали «Стальное колечко» как сказку. Он как бы напоминает нам, что рядом всегда есть чудеса, нужно только уметь их замечать.
— Прочитайте поговорку, записанную на доске.
Добрая надежда человека никогда не покидает.
— Подходит ли она к нашему произведению? Докажите.
Домашнее задание
Пересказать последнюю часть произведения близко к тексту (хрестоматия, с. 135—136).