Планируемые результаты: учащиеся научатся определять сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства; анализировать характер и поведение героев произведения; определять жанр произведения; время действия событий в тексте; сравнивать внешний облик героев произведений, созданных в разное историческое время; анализировать внутренний мир героя-рассказчика; характеризовать чувства людей, живших в прошлых веках; делить текст на смысловые части; озаглавливать части.
Урок 90. Сравниваем прошлое и настоящее. Б. Кустодиев «Масленица», Н. Римский-Корсаков «Снегурочка», И. Стравинский «Петрушка»
Цель: показать, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным.
Ход урока
I. Организационный момент
II.Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
Друзья, нас ожидает новая глава. Хотите ли отправиться туда, Где предстоит нам все понять, О связи прошлого и настоящего узнать?
— Откройте учебник на с. 145 и прочитайте название новой главы. («Сравниваем прошлое и настоящее».)
|
|
— Как вы понимаете название главы?
— Время бежит — жизнь меняется, мы меняемся. А что же остается неизменным?
— Как бы вы ответили на вопрос Михаила Потаповича? Трудно?
Digitized by Google
— Какую цель мы ставим перед собой на уроке? (Мы должны понять, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным.)
Вы сможете ответить на этот вопрос, если отправитесь в «Музейный Дом».
III. Работа по теме урока
Михаил Потапович предложил нам рассмотреть репродукцию картины Бориса Кустодиева «Масленица».
— Маша хотела бы знать, какой древний город здесь изображен. Прочитайте на с. 145, как ответила на вопрос Маши Анишит Йокоповна.
— А вы знаете, что это за праздник — Масленица? В какое время года его празднуют?
— Что можно наблюдать во время масленичных гуляний?
Материал для учителя
Масленица — это праздник в честь проводов зимы и встречи весны. Во время этого праздника принято водить хороводы вокруг костра, на котором сжигают чучело Масленицы, символизирующей уходящую зиму. Люди катаются на лошадях, съезжают с ледяных гор на санках, играют в снежки, перетягивают канаты, проводят кулачные бои, взятие снежного городка.
— Рассмотрите репродукцию. Вы видите народные гулянья? Что люди делают?
— Рассмотрите местность. Чем она примечательна? (Холмистая местность.)
— Возьмите лупу и рассмотрите постройки. Какие вы видите? (Слева на заднем плане — деревянные одноэтажные дома, а справа — каменные многоэтажные дома).
— Посчитайте количество храмов. (Их четыре — две белые церкви и две — цвета красного кирпича, на заднем плане просматриваются в дымке еще две колокольни.)
|
|
— Удалось ли вам обнаружить торговые ряды?
— Посмотрите, как выглядели торговые ряды в Костроме, они изображены на переднем форзаце второй части учебника «Окружающий мир» (3 класс).
К Масленице была приурочена ярмарка, где торговали пряниками, игрушками и всякими мелочами. На Масленицу готовят большое количество выпечки и делают блины.
— Вы узнали государственный флаг на масленичной постройке?
— Давно ли выпал снег? Сильный ли был снегопад? (Снег выпал давно, об этом можно судить по его обилию на деревьях и по глубоким следам чьих-то ног на сугробе.)
— Возьмите рамочку. Выделите с ее помощью горизонтальные фрагменты, которые можно было бы назвать «Храмы древнего города», «Детские забавы», «Катание на лошадях».
— Можно ли выделить другие фрагменты? Дайте им название.
— А теперь выделите вертикальные фрагменты с такими названиями: «Березы после снегопада», «Хорошо звучит гармонь», «Птицы в небе».
— С помощью вертикальной рамки найдите такой фрагмент картины, который можно было бы назвать «Зимние забавы детей».
— Кто главные герои этого фрагмента?
— Какие чувства, по-вашему, испытывают ребята во время катания с горы? (Азарт, удаль, веселье, разгул, бесшабашность, радость, задор.)
— Ощущаете ли вы те же самые чувства, когда дружно играете вместе на улице?
— Так что же, кроме рельефа, памятников архитектуры и общих народных традиций, еще осталось у людей неизменным даже спустя века? (Человеческие эмоции и чувства.)
— Предлагаю послушать два музыкальных отрывка из произведений И. Стравинского.
(Учащиеся прослушивают аудиозаписи.)
— Какой из них передает изображенное на картине?
— Смогут ли догадаться об этом наши потомки?
— Значит, неизменной остается еще и... музыка? Попробуйте объяснить почему.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Обобщение
— Еще раз внимательно рассмотрите картину. Удалось ли художнику создать впечатление чудесного зимнего дня?
— А атмосферу праздничных гуляний?
— Эту картину Борис Кустодиев писал 100 лет назад. Как вы думаете, что изменилось в жизни таких городов, как этот, в наше время? (Появились новые постройки, многоэтажные дома, предприятия, школы...)
— А что сохранилось, осталось неизменным? (Природа, рельеф, храмы, памятники культуры, традиции и обряды, любовь к праздникам, стремление к общению друг с другом.)
(Чтение диалога Миши и Кости на с. 146.)
— Какой же вывод можно сделать? (Сохранилось очень многое: природа, архитектура, традиции, а это вечные ценности.)