Тема 8 сравниваем прошлое и настоящее

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства; анализировать характер и поведение героев произведения; определять жанр произведения; время действия событий в тексте; сравнивать внешний облик героев произве­дений, созданных в разное историческое время; анализировать внутренний мир героя-рассказчика; характеризовать чувства лю­дей, живших в прошлых веках; делить текст на смысловые части; озаглавливать части.

Урок 90. Сравниваем прошлое и настоящее. Б. Кустодиев «Масленица», Н. Римский-Корсаков «Снегурочка», И. Стравинский «Петрушка»

Цель: показать, что меняется в жизни людей с течением вре­мени, а что остается неизменным.

Ход урока

I. Организационный момент

II.Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

Друзья, нас ожидает новая глава. Хотите ли отправиться туда, Где предстоит нам все понять, О связи прошлого и настоящего узнать?

— Откройте учебник на с. 145 и прочитайте название новой главы. («Сравниваем прошлое и настоящее».)

— Как вы понимаете название главы?

— Время бежит — жизнь меняется, мы меняемся. А что же остается неизменным?

— Как бы вы ответили на вопрос Михаила Потаповича? Трудно?

Digitized by Google


— Какую цель мы ставим перед собой на уроке? (Мы должны понять, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным.)

Вы сможете ответить на этот вопрос, если отправитесь в «Му­зейный Дом».

III. Работа по теме урока

Михаил Потапович предложил нам рассмотреть репродукцию картины Бориса Кустодиева «Масленица».

— Маша хотела бы знать, какой древний город здесь изобра­жен. Прочитайте на с. 145, как ответила на вопрос Маши Анишит Йокоповна.

— А вы знаете, что это за праздник — Масленица? В какое вре­мя года его празднуют?

— Что можно наблюдать во время масленичных гуляний?


Материал для учителя

Масленица — это праздник в честь проводов зимы и встречи весны. Во время этого праздника принято водить хороводы вокруг костра, на кото­ром сжигают чучело Масленицы, символизирующей уходящую зиму. Люди катаются на лошадях, съезжают с ледяных гор на санках, играют в снежки, перетягивают канаты, проводят кулачные бои, взятие снежного городка.

— Рассмотрите репродукцию. Вы видите народные гулянья? Что люди делают?

— Рассмотрите местность. Чем она примечательна? (Холми­стая местность.)

— Возьмите лупу и рассмотрите постройки. Какие вы види­те? (Слева на заднем плане — деревянные одноэтажные дома, а справа — каменные многоэтажные дома).

— Посчитайте количество храмов. (Их четыре — две белые цер­кви и две — цвета красного кирпича, на заднем плане просма­триваются в дымке еще две колокольни.)

— Удалось ли вам обнаружить торговые ряды?

— Посмотрите, как выглядели торговые ряды в Костроме, они изображены на переднем форзаце второй части учебника «Окружающий мир» (3 класс).

К Масленице была приурочена ярмарка, где торговали пря­никами, игрушками и всякими мелочами. На Масленицу готовят большое количество выпечки и делают блины.

— Вы узнали государственный флаг на масленичной постройке?

— Давно ли выпал снег? Сильный ли был снегопад? (Снег вы­пал давно, об этом можно судить по его обилию на деревьях и по глубоким следам чьих-то ног на сугробе.)

— Возьмите рамочку. Выделите с ее помощью горизонтальные фрагменты, которые можно было бы назвать «Храмы древ­него города», «Детские забавы», «Катание на лошадях».

— Можно ли выделить другие фрагменты? Дайте им название.

— А теперь выделите вертикальные фрагменты с такими на­званиями: «Березы после снегопада», «Хорошо звучит гар­монь», «Птицы в небе».

— С помощью вертикальной рамки найдите такой фрагмент картины, который можно было бы назвать «Зимние забавы детей».

— Кто главные герои этого фрагмента?

— Какие чувства, по-вашему, испытывают ребята во время ка­тания с горы? (Азарт, удаль, веселье, разгул, бесшабашность, радость, задор.)

— Ощущаете ли вы те же самые чувства, когда дружно играете вместе на улице?

— Так что же, кроме рельефа, памятников архитектуры и об­щих народных традиций, еще осталось у людей неизменным даже спустя века? (Человеческие эмоции и чувства.)

— Предлагаю послушать два музыкальных отрывка из произ­ведений И. Стравинского.

(Учащиеся прослушивают аудиозаписи.)

— Какой из них передает изображенное на картине?

— Смогут ли догадаться об этом наши потомки?

— Значит, неизменной остается еще и... музыка? Попробуйте объяснить почему.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Обобщение

— Еще раз внимательно рассмотрите картину. Удалось ли ху­дожнику создать впечатление чудесного зимнего дня?

— А атмосферу праздничных гуляний?

— Эту картину Борис Кустодиев писал 100 лет назад. Как вы думаете, что изменилось в жизни таких городов, как этот, в наше время? (Появились новые постройки, многоэтажные дома, предприятия, школы...)

— А что сохранилось, осталось неизменным? (Природа, рель­еф, храмы, памятники культуры, традиции и обряды, любовь к праздникам, стремление к общению друг с другом.)

(Чтение диалога Миши и Кости на с. 146.)

— Какой же вывод можно сделать? (Сохранилось очень многое: природа, архитектура, традиции, а это вечные ценности.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: