Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»

Цель: развитие речи, внимания, памяти, воображения, формирование навыков общения, вежливости, учтивости и внимательности к нуждам другого человека, развитие любви к книге.

На подготовительном этапе игры необходимо обустроить «книжный прилавок». Дети выбирают несколько книг из детской библиотеки, расставляют или раскладывают их аккуратно на столе. Заранее необходимо приготовить «деньги» (фантики, бумажки из цветной бумаги и т.п.) и сумку, в которую покупатель будет складывать товар. Дальше необходимо распределить роли.

1. «Хочу купить самую, самую…» Воспитатель предлагает выбрать книгу: самую толстую или тоненькую, с самыми красивыми и яркими картинками, самую любимую, самую смешную, самую интересную и т.д. Необходимо спросить, почему ребенок выбрал именно ту или иную книгу.

2. «О чём эта книга?» Воспитатель показывает свою заинтересованность той или иной книгой и просит ребенка рассказать о ней. Ребенок вспоминает название, главных героев, кратко или полностью рассказывает сюжет, например, какой-нибудь сказки.

3. «Какую бы книгу вы мне предложили?» Можно разыграть растерянность при виде такого большого ассортимента хороших книжек и попросите детей выбрать для вас книгу на свой вкус. Пусть он обоснует свой выбор.

4. «Мне нужна книга, которая…» Дайте краткое описание книги: цвет обложки, с чего начинается или чем заканчивается сказка, что изображено на первой странице книги и т.д.

5. «Мне необходимо несколько…» Повторение числа и счета. Попросить детей «продать», например, три книжки со сказками, пять книжек-раскладушек, семь книг с толстой картонной обложкой и т.д.

 

 

Приложение 9

«КНИГИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

ЧТО И ЗАЧЕМ НУЖНО ЧИТАТЬ ДОШКОЛЬНИКАМ»

(папка - передвижка)

 

 «Детская природа ясно требует наглядности»

К.Ушинский.

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, - одно из важнейших и мощнейших воспитательных средств. 

Но эти слова справедливы лишь к хорошей, качественной литературе.

Как отличить качественное от некачественного?

В настоящее время издаётся огромное количество детской литературы. Детские книжки продаются в книжных магазинах, ларьках, на открытых прилавках. Идёт острая конкуренция между производителями детской литературы. В борьбе за потребителя издатели стремятся сделать свой товар более привлекательным.

Чрезмерно яркие краски, которые стараются «перекричать друг друга», и полное пренебрежение к особенностям восприятия ребёнка, которому предназначена книга.

Условно их можно поделить на следующие виды:

 

КНИЖКИ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Это, когда художественное произведение превращают в дидактическое пособие для детей. 

От ребёнка по ходу чтения предлагаются задания.

Сказка «Красная шапочка». На каждой странице часы. Глядя на них, ребёнок высчитывает, сколько времени герой сказки гулял в лесу, сколько времени потребовалось, чтобы открыть дверь в бабушкину избушку и т.д.

Учиться определять время бесспорно полезное умение.

Но сказку «Красная шапочка» Ш.Перро написал детям для ознакомления с его художественным произведением.

 

КНИЖКИ «УМЕЛЫЕ РУКИ»

Здесь автор пытается соединить чтение с продуктивной деятельностью.

Например, по ходу чтения – дорисовать, раскрасить, наклеить. 

В сказке «Дюймовочка» предлагают дорисовать недостающие части туловища, кусок бального платья нарисовать лицо (вместо него белое пятно).

Знакомство с текстом происходит на основе незаконченных картинок.

Происходит совмещение восприятия художественной литературы и продуктивной деятельности. В данном случае это совершенно разные и несовместимые виды деятельности.

На практике же продуктивная деятельность организуется после прочтения художественного произведения.

Результатом такого действенного вмешательства в произведение может быть разрушение уважения к книге.

 

КНИЖКА-ИГРУШКА.

  Это книжка с игровой «добавкой», которая, как, наверное, считает производитель, сделает книгу более привлекательной. 

Книга с глазами. Звери разные (заяц, волк, лиса, медведь), а глаза одни и те же, для всех зверей одинаковые.

Сказка «Буратино» песня на каждой странице – для чего? 

Игровые добавки бывают разные, но все они призывают ребёнка что-то крутить, вращать, нажимать.

Конечно, маленьким детям это интересно, ребёнку хочется попробовать, что «умеет» делать книжка.

Но интерес к таким манипуляциям, а значит и к самой книге, быстро пропадает. Литературное содержание уже не важно.

 

Картинки совершенно необходимы для любой детской книги. Но картинка должна быть просто картинкой, а не средством манипуляции. А если иллюстрации призывают к действиям, и уводит внимание ребёнка от текста, эта книжка уже не является книжкой, да и игрушкой для детей 

она тоже не станет.

Как же выбрать настоящую книгу для детей дошкольного возраста?

Книга – это не только текст. 

Книга – сложный продукт полиграфического искусства.

До такой книги хочется дотронуться, разглядывать её, любоваться её.

Если для нас, взрослых важна такая книга, что говорить о детях?

 

Ведь им только предстоит вхождение в мир книжной культуры. И они должны ощутить книгу, попадающую к ним в руки, как друга, с которым интересно проводить время.

Книга, адресованная дошкольникам, учит не только слушать, но и смотреть.

И ребёнок при общении с книгой либо становится культурным, либо не становится.

А порой приобретает дополнительный опыт общения с пошлостью.

Первая книжка ребёнка. Какая она?

Конечно, книжки-картинки. 

«Курочка ряба», «Репка», «Колобок» неизменно занимают первые места в длинном списке сказок для самых маленьких.

Детям нужна такая книжка-картинка, где текст и иллюстрации неотделимы друг от друга.

Рассматривая с ребёнком такую книжку, мы сможем ответить на его бесконечные «где?», «покажи». Мы выбираем такие книжки, где каждый эпизод сказки – отдельная картинка.

Рисунки должны быть лаконичными и крупными. Фоновые декорации либо отсутствуют, либо отодвинуты на второй план. Художники должны максимально учитывать возрастные возможности восприятия малыша.

В 4-5 лет в жизнь дошкольника входят авторские сказки. При выборе книги важно обратить внимание не только на оформление, но и на качество текста. Многие детские произведения изложены далеко не детским языком, изобилуют сложными, непонятными детям словами, оборотами. 

 Это делает чтение скучным. Изложение текста должно быть увлекательным и доступным для детей. Каждую сказку нужно читать не один раз, а несколько, пока ребёнок не усвоит её полностью. 

 Тогда она становится любимой и «своей». Ребёнок снова и снова проживает и переживает уже 

 знакомые события и не перестаёт волноваться за судьбу главных героев, бояться злодеев, радоваться счастливому концу.

Детям читаем рассказы познавательного характера.

Возраст 4-5 лет называют возрастом познавательной активности, «возраст почемучек». Детей этого возраста интересует всё. Просто и доступно ответят на детские вопросы познавательные 

 книжки. При их отборе обращаем внимание на доступность и простоту изложения познавательного материала. Представить и усвоить всё это помогут картинки в познавательной литературе.

Картинки должны быть большими, реалистичными, узнаваемыми – и в то же время условными. Это не должны быть фотографии или натуралистические изображения, но именно картинки, передающие целостный образ персонажа или события.

Важно, чтобы картинки располагались в нужном месте. Дети как бы читают содержание текста по картинкам, изображение является для них зрительной опорой для восприятия и понимания персонажа или события.

Замечательный мастер детской книги Владимир Васильевич Лебедев считал, что художник 

должен «постараться по-настоящему подойти к интересам ребёнка, вспомнить себя в детстве» и «никакой рисунок, даже самый хороший, не будет любим ребёнком, если не ответит на его вопрос».

 

СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ

ХОРОШАЯ ДЕТСКАЯ КНИГА ТА, КОТОРУЮ С ИНТЕРЕСОМ ПРОЧТЁТ И ВЗРОСЛЫЙ.

 

Список использованных источников:

Журнал «Ребёнок в детском саду» 4-2008.

http://dohcolonoc.ru/cons/8562-knigi-dlya-doshkolnikov.html

 

 

 

  

 

 

 

 

  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: