III. Радиально – лучевой
I. Простой, равномерный
1. Одинаковые композиционные элементы с одинаковым
интервалом
2. Одинаковые композиционные элементы без интервала
3. Группы одинаковых элементов с интервалом
4.
Раппортный вариант
а) б) в)
а) Чередование одинаковых элементов с интервалом (клапаны, пуговицы)
б) Чередование одинаковых элементов без интервала (складки)
в) Раппортный вариант
II. Пропорционально – последовательный ритм
Этот ритм в одежде всегда рассматривается сверху вниз, поэтому различают пропорционально – возрастающий и пропорционально – убывающий ритмы в одежде.
|
|
1. Сравнимые элементы с одинаковым интервалом
возрастают или убывают по массе
2.
Сравнимые элементы убывают или возрастают
по количеству
3. Сравнимые элементы без интервала убывают
или возрастают по массе
4. Повторение композиционных элементов
с ритмическим изменением цвета
по насыщенности, светлоте
а) б) в) г) д)
а) Пропорционально – возрастающий ритм (чередование сравнимых элементов с интервалом по линии горловины и низу изделия, накладных карманов жакета)
|
|
б) Пропорционально – убывающий ритм (чередование сравнимых элементов с интервалом – воротник и манжеты)
в) Пропорционально – возрастающий ритм (чередование сравнимых элементов без интервала – оборка на юбке)
г) Пропорционально – убывающий ритм с ритмическим изменением насыщенности
д) Пропорционально - убывающий ритм (сравнимые элементы убывают по количеству – оборки по линии горловины и низу изделия
III. Радиально – лучевой ритм
В одежде этот ритм просматривается в виде драпировок, конического кроя.
а) б) в) г)
а) Радиально – лучевой ритм (драпировка на лифе и юбка «годе»)
б) Конический крой воротников
в) Юбка «солнце»
г) Юбка «полусолнце»
Смешанный вид ритма – закономерное соединение двух или трех видов ритма.
а) Пропорционально – последовательный ритм (воротник и низ изделия + простой равномерный (застежка)
б) П ропорционально – последовательный ритм + радиально - лучевой
- сравнимые элементы возрастают по массе с интервалом и имеют конический крой
а) б)
Симметрия и асимметрия одежды
Симметрия — это закономерное расположение одинаковых, равных частей относительно друг друга. В природе и искусстве существует несколько видов симметрии, рассмотрим их последовательно:
• зеркальная симметрия — наиболее простой для восприятия и распространенный вид симметрии, когда одна половина предмета или композиции представляет собой как бы зеркальное отражение другой; примером такого вида симметрии может служить фронтальный силуэт фигуры человека в неподвижном состоянии с вертикальной осью (плоскостью) симметрии;
• центрально-осевая симметрия — при этом виде симметрии равные части расположены вокруг центральной оси и при повороте вокруг нее они полностью совмещаются; примерами такой симметрии являются разнообразные розетки, вписанные в круг;
• симметрия винта и спирали — при этом виде симметрии композиция создается путем вращения элементов вокруг оси и одновременно движения вдоль этой оси; в спиральной симметрии элементы могут перемещаться в одной плоскости, постепенно приближаясь к центру.
Симметрия является одним из самых ярких композиционных средств, с помощью которого форма организуется, приводится к порядку, устойчивости и стабильности. В костюме симметрия может наблюдаться в различных проявлениях: в силуэте, в конструкции, размещении деталей, распределении декоративной отделки, цветовых пятен и т. п.
При соблюдении полной симметрии получается вполне равновесная форма, которая отличается некоторой статичностью.
Асимметрия — это средство композиции, в котором равенство частей и одинаковость их расположения заменяется зрительным равновесием непохожих друг на друга частей. Основными средствами создания единства в асимметричной композиции являются согласованность всех ее частей, подчиненность ее элементов композиционному центру, а также расстановка акцентов.
|
|
Часто асимметрия в костюме достигается за счет внутренних членений формы — горизонтальных, вертикальных и особенно диагональных. Этот эффект может усиливаться благодаря использованию различных по цвету,
рисунку или фактуре тканей.
Асимметричное начало в симметричной форме может развиваться за счет неодинакового расположения функциональных и декоративных деталей, таких как карманы, клапаны, застежки, воротники, кокетки, складки и т. д.
Бытовая повседневная одежда, в которой ее практическая функция преобладает над эстетической, чаще всего имеет симметричную композицию. Это связано с тем, что асимметричное решение композиции не только затрудняет проектирование костюма, но зачастую и его практическое использование.
Симметричная одежда более удобная, но при этом немного скучновата. Решить это противоречие помогает диссимметрия, т. е. частичное нарушение симметрии. Любое отклонение в симметричной системе, устранение или добавление хотя бы мелкой детали, способно привлечь внимание, внести в композицию некоторую напряженность.
Диссимметрия используется как художественное средство композиции в том случае, когда симметричная форма производит излишне строгое впечатление. Диссимметричным акцентом может стать функциональная деталь (например, платочный карман в классическом пиджаке), рисунок декора, а также аксессуар — пояс, платок или шарфик, предмет бижутерии и т. д.
костюм, в котором диссимметричным элементом является застегнутый не по центру пояс.