М. Ю. Лермонтов (2 час)

 «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу»

Стихотворения: «Мой демон», «К» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» Религиозно-философские мотивы лирики Лермонтова. Поэтические находки в лирике Лермонтова (соединение жанровых традиций обличительной сатиры и элегии). Наполеоновская тема в творчестве Лермонтова. Предчувствие трагедии русского нигилизма и безбожия. Бесстрашное обнажение кровавой изнанки войны в стихотворении Лермонтова «Валерик»

 

Н. В. Гоголь (3 час)

Повесть «Шинель»

Идея воскрешения «мертвых душ» в творчестве Гоголя. Особенности последней петербургской повести Гоголя «Шинель» Социальный и религиозно-философский смысл повести. Социально-бытовая проблематика «Шинели» как продолжение пушкинской традиции в освещении темы «маленького человека». Символический смысл образов повести. Развитие темы «бунта стихии» в русской литературе второй половины XIX в. (финал «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина).

Становление и развитие реализма в литературе (1 час)

Формирование реалистического направления в европейской литературе XIX в. в творчестве О.де Бальзака («Гобсек»), Ч. Диккенса («Жизнь и приключения Оливера Твиста»), Г. Де Мопассана («Ожерелье») и др.

Становление и эволюция реализма в русской литературе XIX в. Ренессансный характер русского реализма

 

И. А. Гончаров (7 час)

Роман «Обломов».

Жизнь и творчество писателя. Драматическая связь художественного мироощущения Гончарова с динамичным временем эпохи 1860-х годов. Особенности его эстетической и общественной позиции. Роман «Обломов».Гончаров и Гоголь. Обломов и «лишние люди»

 «Сон Обломова» как одна из мотивировок его характера. Сказочные и былинные ассоциации в сцене прихода гостей к Обломову (Обломов и Илья Муромец, Обломов и Иванушка-дурачок).

 Неудавшаяся попытка синтеза немецкой практичности и русской душевной широты.

 Причина тревог Ольги и бездуховный ответ на них Андрея Штольца. Любовь к Обломову русской женщины Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

 Роман «Обломов» в экранизациях. Актуальный смысл проблематики творчества Гончарова на современном этапе развития европейской христианской цивилизации

 

А. Н. Островский (7 час)

«Гроза»

«Не в свои сани не садись» «Бедность не порок». «Не так живи, как хочется»

Историческая почва, обусловившая рождение национального драматурга, создателя русского театрального репертуара. Художественный мир Островского –драматурга. Творческая история «Грозы». Общенациональный масштаб художественного обобщения, образы грозы и Волги в пьесе.

Народные истоки характера Катерины, своеобразие её религиозного мироощущения. Добролюбовская и писаревская Катерина перед судом Катерины Островского. Художественный мир Островского-драматурга в оценке Добролюбова и Григорьева.

 

И. С. Тургенев (8 час)

Роман «Отцы и дети».

Общественные взгляды писателя. Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева. «Записки охотника» как художественное единство и исток русской мысли 1860-х годов Особенности тургеневского романа («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне» (обзор). Творческая история романа «Отцы и дети» Трагический характер основного конфликта.

Споры Базарова с Павлом Петровичем, их философский и нравственный результат. Базаров и Аркадий. Любовь Базарова к Одинцовой Внутренний конфликт в душе героя, мировоззренческий кризис. Второй круг жизненных странствий Базарова, сопровождаемый разрывами с Павлом Петровичем, Феничкой, Аркадием, Одинцовой.

Базаров под крышей родительского дома Трагическое разрешение центральной коллизии романа. Отцы и дети» в русской критике (Антонович, Писарев, Страхов). Позднее творчество писателя (обзор)

 

Н. А. Некрасов (9 час)

«Поэт и гражданин», «Влас», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…», «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Кому на Руси жить хорошо» 

Формирование личности Н.А. Некрасова Начало журнальной и издательской деятельности в кругу писателей «натуральной школы» Талант Некрасова – редактора и журналиста.

Поэтический сборник Некрасова 1856 года. Художественная целостность этой поэтической книги.

Драматизм восприятия Некрасовым судьбы поэтического искусства в эпоху 1850-1860-х годов («Поэт и гражданин», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Элегия»).

Первый раздел поэтического сборника –народная жизнь в движении и развитии («В дороге», «Школьник», «Влас»).

Своеобразие интимной лирики Некрасова.

Творческая история поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо». Рыхлость композиции как характерный признак эпического повествования.

Семь странников –эпический образ народных правдоискателей Эволюция их представлений о счастливом человеке и счастье народном. 

Поп и помещик как герои поэтического эпоса.

«Пир на весь мир» -финал эпической поэмы.

Эволюция хорового народного образа в поэме-эпопее от «Последыша» к «Пиру на весь мир»

Новый тип счастливца-жизнеустроителя в образе Гриши Добросклонова. Песни Гриши.  

«Последние песни» поэта. Некрасов и русская поэзия конца XIX – начала XX в.

 

Ф. И. Тютчев (3час)

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» и др.   

Мир природы в философской лирике поэта. Поэзия Тютчева в контексте русского литературного развития.

Драматизм любви в поэзии Тютчева и его причины.

Тема трагического одиночества и его преодоления. Тютчев о причинах духовного кризиса современного человека.

Поэтическое открытие русского космоса в стихах Тютчева

Поэтическое открытие русского космоса и возрождение пушкинской гармонии в стихах Тютчева

 

А. А. Фет (3час)

Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…»

Драматизм личной судьбы Фета. Место Фета в русской поэзии второй половины XIX в.

Социально-философские и эстетические взгляды Фета в его стихах о назначении поэта и поэзии. Своеобразие любовной лирики Фета. Поэзия Фета и «диалектика души» Л. Толстого.

Природа в поэзии Фета. Обращение Фета к чувственной, музыкальной стихии человеческой души.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: