Календарно-тематическое планирование по русскому языку 11 класс (профильный уровень)

№ п/п Дата Тема урока Основное содержание

Требования к уроку

Формы работы Форма контроля Подготовка к ЕГЭ ИКТ Домашнее задание
1     Основные сведения о языке и речи  

Язык как знаковая система и общественное явление. Русский язык как государственный, межнационального общения, рабочий язык ООН. Основные функции языка.

Цель урока: познакомиться с понятиями о языке как системе. Знать основные функции языка. Уметь работать с толковым словарем.   Составление плана, виды планов, эпиграфы. Устный опрос.   презентация Пар.1,упр.2

Русский как составная часть национальной культуры - 5 часов

 

2     Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, эстетическая

Элементарный анализ лексических единиц, в которых наиболее ярко проявляется кумулятивная функция языка (отражение предметов и явлений материального мира, социальных факторов, социального опыта народа, его деятельности, насущных потребностей и.п.)

Цель урока: познакомиться с основными функциями языка: коммуникативной, когнитивной, кумулятивной, эстетической Работа с толковым словарем. План-конспект.     презентация Стр.15-17,упр.7
3   Язык как составная часть национальной культуры

Язык как составная часть национальной культуры; как продукт культуры, в котором сосредоточен исторический культурный опыт предшествующих поколений; как средство дальнейшего развития культуры, условие формирования и существования нации, средство формирования личности.

 

Цель урока: познакомиться с языком как составной частью национальной культуры Анализ языковых единиц План-конспект.     презентация Упр.11
4   Отражение в языке материальной и духовной культуры народа

Язык как составная часть национальной культуры; как продукт культуры, в котором сосредоточен исторический культурный опыт предшествующих поколений; как средство дальнейшего развития культуры, условие формирования и существования нации, средство формирования личности.

 

Цель урока: познакомиться с языком как составной частью национальной культуры Анализ языковых единиц (слов, фразеологизмов), которые хранят«следы» национальной культуры. Анализ текста   презентация Упр.12
5     Развитие новых лингвистических дисциплин, в центре внимания которых становится человек как носитель языка

Лингвокультурология как наука, объектом изучения  которой является язык и культура нарда. **Концéпты как  ключевые слова, характеризующие национальную культуру

Цель урока: познакомиться с лингвокультурологией как наукой, объектом изучения  которой является язык и культура народа Анализ текста. Выборочный диктант.   презентация Упр.14
6   Безэквивалентная лексика как группа слов. Основные группы безэквивалентной лексики.  

Поиск примеров безэквивалентной лексики в разных словарях (фразеологизмов, устаревших слов и др.) и предлагаемых текстах.

 

Цель урока: познакомиться с безэквивалентной лексикой как группой слов. Основные группы безэквивалентной лексики.   Работа со словарями. Выборочный диктант.   презентация Упр.16

Функциональная стилистика (38 часов)

 

7   Функциональная стилистика как раздел лингвистики

Объяснение целесообразности обращения к стилистике на заключительном этапе изучения родного языка в школе.

Цель урока: познакомиться с функциональной стилистикой как разделом лингвистики.   Выборочный диктант.   презентация Пар.2,упр.19
8   Стартовая контрольная работа

 

Цель урока: проверка ЗУН учащихся.          
    9     Современное учение о функциональных разновидностях языка.  

 

Обобщение изученного о функциональных разновидностях языка.

Обобщение опыта стилистического анализа текстов разных функциональных разновидностей языка.

 

Цель урока: Обобщение изученного о функциональных разновидностях языка.       Анализ текста.     Выборочный диктант.   презентация Пар.2,упр.23
10   Речевой жанр как относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний

Установление принадлежности текста к определённому речевому жанру (простые и ясные случаи).

 

Цель урока: познакомить с речевыми жанрами. Научить определять принадлежность текста к определенному речевому жанру. Создание собственного речевого высказывания в рамках заданной функциональной разновидности и речевого жанра.       презентация Пар.2, упр.27
11   Характеристика лексики с точки зрения её стилистической маркированности.

Характеристика лексики с точки зрения её стилистической маркированности. Слова нейтральные, книжные, разговорные. Стилистические синонимы как основные ресурсы функциональной стилистики.

Цель урока: познакомиться с понятиями дифференциация нейтральной, книжной разговорной лексики.   Составление и подбор синонимического ряда, состоящего из стилистических и семантико-стилистических синонимов       Пар.2,упр33
12 13   Разговор­ная речь.

Сфера применения разговор­ной речи: разговорно-бытовая.

  Основная функция разговорной речи: общение, обмен мыслями, впечатлениями, мнениями. 

    Основные разновидности  разговорной речи: разговорно-официальный и разговорно-бытовой подвиды.

Основные признаки разго­ворной речи: непринуждённость, непосредственность, неподготовленность; эмоциональность, экспрессивность; прерывистость и непоследовательность; оценочная реакция; конкретность содержания. Особая роль интонации, мими­ки и жестов при устном обще­нии.

 

Цель урока: познакомить с основными экстралингвистическими и лингвистическими признаками разговорной речи.    Обобщение собственного речевого опыта использования невербальных средств при устном обще­нии.   Выступление на определенную тему   презентация Пар.3, упр. 45
14 15   Языковые средства разговор­ной речи

Языковые средства разговор­ной речи: лексические (разговорная и просторечная лексика, фразеологизмы; лексика с эмоционально-экспрессивной окраской, слова с суффиксами субъективной оценки; активность слов конкретного значения и пассивность слов с отвлечённо-обобщённым значением и др.), морфологичес­кие (грамматические формы с разговорной и просторечной окраской; преобладание глагола над существительным; частотность местоимений, междометий, частиц; пассивность отглагольных существительных, причастий и деепричастий), синтаксические (активность неполных, побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, обращений, вводных слов разных групп; преобладание простых предложений; ослабленность синтаксических связей, неоформленность предложений, разрывы вставками; повторы; использование инверсии, особая роль интонации).

 

Цель урока: Наблюдение за использова­нием лексических, морфоло­гических и синтаксических средств в разговорной речи; уместное их употребление в собственном речевом высказы­вании данного стиля речи.     Анализ образцов разговорной речи, содержащихся в драматических и прозаических произведениях.       презентация Пар.3,упр.48
16 17   Основные жанры разговорной речи

Основные жанры разговорной речи: беседа, разговор, рассказ, сообщение, спор; записка, СМС-сообщение, дружеское письмо, дневниковые записи и др.

 

Цель урока: дать характеристику наиболее распространённых жанров разговорной речи.  Уметь: составлеть устный рассказ на заданную тему с использо­ванием элементов разговорной речи.     Устное выступление   презентация Пар.3, упр.70
18 19     Официально-деловой стиль  

Сфера применения: админи­стративно-правовая.

Основные функции  офици­ально-делового стиля: сообщение информации, имеющей практическое значение, в виде указаний, инструкций.

    Основные разновидности (подстили) офици­ально-делового стиля: законодательный,

дипломатический, административно-канцелярский.

Основные особенности офици­ально-делового стиля: императивность (предписывающе-долженствующий характер); стандартность, точность, не допускающая разночтений; соответствие строгой форме (шаблону), логичность, официальность, бесстрастность; сжатость, компактность, экономное использование языковых средств.

 

Цель урока: дать представление о официально-деловом стиле. Уметь объяснять основные экстралингвистические и лингвистические признаки офици­ально-делового стиля. Анализировать речевые образцы официально-делового стиля речи с точ­ки зрения проявления в них основных признаков данного стиля речи. Создание собствен­ных речевых высказываний по данным образцам.     Создание собствен­ных речевых высказываний по данным образцам.     презентация Пар.4, упр.76
20 21     Основные жанрыофици­ально-делового стиля

Основные жанры офици­ально-делового стиля: законодательный подстиль: постановление, закон, указ; гражданские, уголовные и другие акты государственного значения; дипломатический подстиль: международный договор, соглашение, конвенция, меморандум, дипломатическая нота, коммюнике; административно-канцелярский подстиль: устав, договор, приказ, письменное распоряжение, расписка, заявление, справка, доверенность, автобиография, характеристика, официальное объявление, постановление, отчёт, благодарственное письмо, инструкция, резолюция, указание, доклад, выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряжение; различные виды юридической документации: исковое заявление, протокол допроса, обвинительное заключение, акт экспертизы, кассационная жалоба и др. 

 

Цель урока: дать представление об основных жанрахофици­ально-делового стиля Уметь обобщать собственный речевой опыт в построении речевого высказывания в рамках типовых жанров офици­ально-делового стиля речи.   . Составлять текст офици­ально-делового стиля   презентация Пар.4, упр.91
22 23   Научный стиль речи  

Сфера применения: научная.

  Основные функции научного сти­ля: сообщение научной информации, её объяснение с представлением системы научной аргументации.  Основные разновидности (подстили) научного стиля: собственно научный, научно-информативный, научно-справочный, научно-учебный, научно-популярный.

Основные особенности науч­ного стиля: обобщённо-отвлечённый характер изложения, подчёркнутая логичность; смысловая точность, информативная насыщенность, объективность изложения, безóбразность речи; стилистическая однородность, упорядоченный характер использования языковых средств.

 

Цель урока: дать представление о основных функцияхнаучного сти­ля: сообщение научной информации, её объяснение с представлением системы научной аргументации.  Анализ речевых образцов научного стиля речи (тексты школьных учебников, статьи, лекции, словари, справочные пособия, энциклопедии, уст­ные ответы на уроке, инструк­ции и др.) с точки зрения про­явления в них основных при­знаков данного стиля речи. Создание собствен­ных речевых высказываний по данным образцам.     презентация Пар.5, упр.103
24 25       Языковые средства научного стиля:

Языковые средства научного стиля: лексические (абстрактная лексика, научные термины, сочетания терминологического характера, речевые клише, отглагольные существительные со значением действия, слова, указывающие на связь и последовательность мыслей; отсутствие образности, экспрессивно-эмоциональной лексики), морфологические (преобладание имени над глаголом, частотность существительных со значением признака, действия, состояния; частотность форм родительного падежа, употребление единственного числа в значении множественного, частотность имён числительных), синтак­сические (преобладание простых осложнённых и сложноподчинённых предложений; использование пассивных, неопределённо-личных, безличных конструкций, вводных, вставных, уточняющих конструкций, причастных и деепричастных оборотов).

Термины и их употребление в текстах научного стиля речи.

Цель урока: Наблюдение за использова­нием лексических, морфоло­гических и синтаксических средств в научного стиля; уместное их употребление в собственном речевом высказы­вании данного стиля речи.   Лексический анализ слов-терминов. Работа с терминологическими словарями.   Составление терминологических словариков на основе учебников по разным школьным предметам   презентация Пар.5, упр. 107
26 27     Основные жанрынаучного стиля.

Основные жанры научного стиля: собственно научный подстиль: монография, научная статья, научный доклад, рецензия, дипломная работа, диссертация; научно-информативный подстиль:

реферат, тезисы, аннотация, патентное описание;

научно-справочный подстиль: словарь, словарная статья, справочник, научный комментарий к тексту библиография; научно-учебный подстиль: учебник, учебное пособие, лекция, рецензия; сообщение, доклад ученика; научно-популярный подстиль: статья, очерк, лекция, научно-популярная беседа.

Цель урока: дать характеристику наиболее распространённых жанров научного стиля речи.   Анализ речевых образцов научного стиля речи тест   презентация Пар.5, упр.122
28 29   Тестирование в формате ЕГЭ

 

Цель урока: проверка ЗУН учащихся.          
30 31   Текст школьного учебника как образец научно-учебного подстиля научной речи.  

Текст школьного учебника как образец научно-учебного подстиля научной речи.

План и конспект как форма передачи содержания научно­го текста.

*Научно-популярные книги о русском языке как образцы научного стиля речи.

 

Словарная статья как текст научно-справочного подстиля научного стиля. Виды лингвистических словарей и содержание лингвистической информации (обобщение).

 Цитата как способ передачи чужой речи в текстах научно­го стиля.

Сообщение на лингвистичес­кую тему как вид речевого высказывания научного стиля речи.

 

Цель урока: Обобщение собственного речевого опыта построения речевого высказывания в рамках типовых жанров научного стиля речи (научно-учебный, научно-справочный, научно-информативный и научно-популярный подстили). Использование разных видов чтения (просмотрового, озна­комительного, изучающего) взависимости от коммуникатив­ной задачи. Передача содер­жания научного текста в виде плана, тезисов, конспекта.   Устный или письменный пере­сказ научного текста; др. Созда­ние устного или письменного текста-рассуждения на задан­ную лингвистическую тему   презентация Пар.5, упр.125
32 33   Публицистический стиль речи

Сфера применения:  общест­венно-политическая.

Основные функции публицисти­ческого стиля: сообщение информации, воздействие на слушателей и читателей.

Основные разновидности (подстили) публицисти­ческого стиля: газетно-публицистический, радио- и тележурналистский,

ораторский, рекламный.

Основные особенности пуб­лицистического стиля: логич­ность, образность, эмоцио­нальность, оценочность, призывность; чередование экспрессии и стандарта.

 

Цель: Объясненить основные экстралингвистические (сферы применения, основные функции речи) и лингвистические признаки публицистического стиля речи.    Анализ речевых образцов пуб­лицистического стиля речи с точки зрения проявления вних основных признаков дан­ного стиля речи. Создание собствен­ных речевых высказываний по данным образцам   презентация Пар.6, упр.135
34 35 36     Языковые средствапубли­цистического стиля.

Языковые средства публи­цистического стиля: лек­сические (торжественная лексика, общественно-политическая лексика и фразеология; публицистические речевые штампы, клише; употребление многозначных слов, слов в переносном значении, ярких эпитетов, метафор, сравнений, гипербол, воздействующих на читателей), морфологичес­кие (активное использование личных местоимений 1-го и 2-го лица и соответствующих форм глагола; единственного числа в значении множественного; глаголов в форме повелительного наклонения; причастий на - омый и т. д.), синтаксические (распространённость экспрессивных конструкций: восклицательных предложений, риторических вопросов, вводных слов; обратный порядок слов, синтаксический параллелизм предложений; предложения с однородными членами, построенные по законам градации - усиления значения; парцелляция; повторы слов и союзов).

Цель: Наблюдение за использованием лексических, морфологичес­ких и синтаксических средств в текстах публицистического стиля; уместное их использо­вание в собственных речевых высказываниях, создаваемых врамках публицистического стиля речи.   Анализ речевых образцов пуб­лицистического стиля речи с точки зрения проявления вних основных признаков дан­ного стиля речи.     презентация Пар.6, упр.144
37 38   Сочинение по прочитанному тексту.

Формулировка и комментарий одной из проблем текста. Формулировка позиции автора. Аргументы.

Цель урока: проверка ЗУН учащихся.          
39 40   Основные жанрыпублицисти­ческого стиля

Основные жанры публицисти­ческого стиля: газетно-публицистический подстиль: информационные: заметка, информационная статья, репортаж, интервью, отчёт; аналитические: беседа, проблемная статья, корреспонденция, рецензия, отзыв, обзор; художественно- публицистические: очерк, эссе, фельетон, памфлет; радио-, тележурналистский подстиль: интервью, пресс-конференция, встреча «без галстука», телемост; ораторский подстиль: публичное выступление на митинге, собрании; дебаты, напутственная речь, тост; рекламный подстиль: очерк, объявление-афиша, плакат, лозунг.

Цель: научить давать характеристику наиболее распространённых жанров публицистического стиля речи. Уметь выполнять анализ речевого высказывания в рамках типовых жанров публицистического стиля речи.   Создание портретного очер­ка (рассказ об интересном человеке), небольшой по объему проблемной статьи, репортажа-повествования о событии (посещении театра, экскурсии, походе), репор­тажа-описания памятника истории или культуры (род­ного города, поселка, улицы, музея).   сочинение   презентация Пар.6, упр.155
41 42     Язык художественной литературы  

Сфера применения: художественная (произведения художественной литературы).

Основная функция языка худо­жественной литературы: воздействие на чувства и мысли читателей, слушателей.

  Основные разновидности  языка худо­жественной литературы: лирика, эпос,драма.

  Основные особенности языка художественной литературы: художественная образность; эмоциональность, экспрессивность, индивидуализированность; подчинённость использования языковых средств образной мысли, художественному замыслу писателя, эстетическому воздействию на читателей. 

 

Цель: познакомить с основными экстралингвистическими (сферами применения, основных функции речи) и лингвистическими признаками языка художественной литературы.  Уметь устанавливать принадлежность текста к определённой разновидности языка художественной литературы Анализ отрывков из художест­венных произведений с точ­ки зрения проявления в них основных признаков данной функциональной разновиднос­ти языка.   Анализ текста   презентация Пар.7, упр. 164
43 44 45     Языковые средстваязыка художественной литературы

Языковые средства языка художественной литературы: лексические (неприятие шаблонных слов и выражений, широкое использование лексики в переносном значении, фразеологизмов, разнообразных тропов и фигур речи; намеренное столкновение разностилевой лексики), мор­фологические (экспрессивное употребление разнообразных морфологических средств), синтаксические (использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств, широкое использование разнообразных стилистических фигур).

 

Цель: познакомить с языковыми средствами языка художественной литературы Закрепление навыков решения орфографических задач. Работа по алгоритму.     презентация Пар.7, упр.168
46 47 48   Основные виды тропов

Троп как это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении с целью создания образа. Основные виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, аллегория, эпитет, гипербола, литота, сравнение и др.

Фигуры речи (риторические фигуры, стилистические фигуры) — обороты речи, которые образуются путём особого стилистически значимого построения словосочетания, предложения или группы предложений в тексте. Основные фигуры речи: инверсия, антитеза, умолчание, эллипсис, градация, парцелляция, хиазм, анафора, эпифораи др.

 

Цель: Наблюдение за использова­нием в художественных текс­тах изобразительно-выразительных языковых средств: фонетических (звуко­пись), словообразовательных (индивидуально-авторские неологизмы, повторы слов), лексических и фразеологичес­ких, морфологических, син­таксических (односоставные, неполные предложения, обра­щения, прямая речь, диалоги и т. д.). Работа со словариком «Тропы и фигуры речи».    Лингвистичес­кий анализ отрывков из худо­жественных произведений, выразительное чтение этих фрагментов. тест   презентация Пар.7, упр.173
49-50   Основные жанры худо­жественной литературы

Основные жанры  худо­жественной литературы: лирика: ода, сонет, элегия, гимн, мадригал, эпиграмма; эпос: рассказ, повесть, роман, эпопея, новелла, художественный очерк, эссе, биография; драма: трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль.

Цель: Обобщение собственного речевого опыта анализа языка художественной литературы.     Анализ художественных текстов, построенных на смешении стилей речи Анализ текста   презентация Пар.7, упр.175
52-52     Контрольная работа   Цель урока: проверка ЗУН учащихся.          

Культура речи (28ч)

53-54   Культура речи как раздел  лингвистики,в котором изучаются нормы русского литературного языка

Культура речи как раздел   лингвистики, в котором изучаются нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, правописные), а также нормы построения речевого высказывания (устного и письменного) в рамках определённой функциональной разновидности языка и в соответствии с речевой ситуацией общения.

Культура речи как владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах; умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определённой ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации; соблюдение в процессе общения речевых правил поведения.

 

    Устное высказывание   презентация Пар.8, упр.188
54-55   Основные компоненты культуры речи: языковой

Основные компоненты культуры речи: языковой (или нормативный, состоящий в изучении норм языка), коммуникативный (изучение особенностей выбора и употребления языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами речевого общения) и этический (описание речевого этикета, эффективных приёмов общения).

Объяснение важности овладения навыками культуры речи для каждого носителя языка.     Словарный диктант.   презентация Пар.8, упр.198
56-57   Качества образцовой речи как свойства речи

Качества образцовой речи как свойства речи, которые обеспечивают эффективность коммуникации и характеризуют уровень речевой культуры говорящего: правильность, точность, уместность, содержательность, логичность, ясность (доступность), богатство, выразительность, чистота, вежливость. 

Объяснение соотношения понятий «компоненты культуры речи» и «качества речи» (языковой компонент - правильность речи; коммуникативный компонент (точность, уместность, содержательность, логичность, ясность (доступность), богатство, выразительность речи; этический компонент чистота, вежливость речи). . Закрепление навыков решения орфографических задач. Работа по алгоритму. Выборочный диктант.   презентация Упр.201
58-59   Языковые нормы

Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) как правила использования языковых средств в речи. Норма как образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

 

Осмысление накопленного опыта применения языковых норм в собственной речевой практике.   Анализ примеров, иллюстрирующих изменения литературных норм, обусловленное развитием языка.  .       Пар.9, упр.213
60-61     Сочинение по прочитанному тексту.

Формулировка и комментарий одной из проблем текста. Формулировка позиции автора. Аргументы.

Цель урока: проверка ЗУН учащихся.     Задание 25        
62-63-64   Основные виды норм современного русского литературного языка

Основные виды норм современного русского литературного языка: произносительные (орфоэпические, интонационные), лексические, грамматические (морфологические, синтаксические), правописные (орфографические, пунктуационные).

Взаимосвязь раздела «Культура речи» с другими разделами лингвистики (орфоэпией, лек­сикой, морфологией и т. п.).

 

 

Соблюдение основных норм современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочета­ний согласных.     Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.   Интонационный анализ предло­жений. Выразительное чтение текста с соблюдением основ­ных интонационных норм.   Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.     презентация Пар.9,упр.219
65 66   Тестирование в формате ЕГЭ

 

Цель урока: проверка ЗУН учащихся.          
67-68   Основные нормативные словари русского языка

Основные нормативные словари русского языка: орфографические, орфоэпические, грамматические словари; словари лексических трудностей русского языка; словари паронимов, синонимов, антонимов, фразеологические словари русского языка и др.

Работа с нормативными словарями русского языка Работа с нормативными словарями русского языка     презентация Упр.238
69   Коммуникативный компонент культуры   речи как требование выбора и употребления языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами общения.

 Необходимость владения функциональными

 

разновидностями языка, а также умение ориентироваться на условия общения – важное требование культуры речи.  

Цель урока: Осмысление накопленного опыта   применения коммуникативных норм в собственной речевой практике.   Составление текстов     презентация Пар.10, упр.241

III триместр (12 недель – 36 часов)

70   Коммуникативный компонент культуры речи как требование выбора и употребления языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами общения.

Необходимость владения функциональными разновидностями языка, а также умение ориентироваться на условия общения – важное требование культуры речи.  

Цель урока: Осмысление накопленного опыта применения коммуникативных норм в собственной речевой практике.   Составление текстов     презентация Пар.10, упр.243
71   Точность как коммуникативное качество речи

Точность как требование правильности словоупотребления, умения выбирать необходимый синоним, пароним, учитывать многозначность и омонимию и др.

 

Выбор наиболее точных языко­вых средств в соответствии со сферой и ситуацией речево­го общения.   Анализ текстов различных функциональных разновиднос­тей языка с точки зрения соот­ветствия их критериям точности,     презентация Пар.10, упр.244
72   Уместность как строгое соответствие речи

Уместность  как строгое соответствие речи, условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и функциональной разновидности языка.

Выбор наиболее точных языко­вых средств в соответствии со сферой и ситуацией речево­го общения.   Анализ текстов различных функциональных разновиднос­тей языка. План-конспект   презентация Пар.10, упр.245
73   Содержательность и логичность речи  

Содержательность речи как наличие в высказывании чётко выраженных мыслей, чувств, стремлений, желаний, что во многом зависит от словарного запаса, позволяющего человеку адекватно выразить самые различные свои мысли и оттенки мыслей,  

Логичность речи как логическая соотнесенность высказываний или частей одного высказывания, 

 

 

связность мыслей, ясный композиционный замысел текста

Выбор наиболее точных языко­вых средств в соответствии со сферой и ситуацией речево­го общения.   Анализ текстов различных функциональных разновиднос­тей языка с точки зрения соот­ветствия их критериям содержательности, логичности       Пар.10, упр.248
74   Ясность (доступность)и богатство как коммуникативное качество речи

Ясность (доступность)  как коммуникативное качество речи, которое облегчает восприятие и понимание высказывания при сложности его содержания. Ясность речи связана с умением говорящего (пишущего) сделать свою речь удобной для восприятия, максимально учитывая при этом знания и речевые навыки собеседника. 

Богатство  как коммуникативное качество речи, которое определяется способностью выразить одну и ту же мысль, одно и то же грамматическое значение разными способами, используя разнообразные языковые средства (лексические, грамматические, интонационные, стилистические и др.). Лексико-фразеологическое и грамматическое богатство рус­ского языка. Словообразование как источник богат­ства речи.

 

Выбор наиболее точных языко­вых средств в соответствии со сферой и ситуацией речево­го общения.   Анализ текстов различных функциональных разновиднос­тей языка     презентация Пар.10,упр.253
75   Выразительность как качество речи

Выразительность  как качество речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать на его разум и чувства. Достижение выразительности речи использованием разнообразных изобразительных средств языка (тропов, риторических фигур и др.), фразеологических оборотов, пословиц, крылатых фраз и др. Выра­зительные возможности фоне­тики, интонации, лексики, фразеологии, грамматики. Невербальные средства выра­зительности (жесты, мимика, пантомимика).

Выбор наиболее точных языко­вых средств в соответствии со сферой и ситуацией речево­го общения.   Анализ текстов различных функциональных разновиднос­тей языка     презентация Пар.10, упр.254
76   Неуместное, стилис­тически не оправданное употребление тропов

Неуместное, стилис­тически не оправданное употребление тропов,излишнее украшательство речи, использование слов, не сочетающихся в рамках одного стиля как недостаток речи.

 

  Анализ примеров неуместного, стилис­тически не оправданного употребления тропов,излишнего украшательства речи, использования слов, не сочетающихся в рамках одного стиля. Анализ текста   презентация П.10, упр.256
77-78   Этический компонент культуры речи как применение правил поведения,связанных с речевым выражением нравственного кодекса народа

Этический компонент культуры речи как применение правил поведения,связанных с речевым выражением нравственного кодекса народа; строгий запрет на сквернословие разго­вор на «повышенных тонах» в процессе общения.

 

Осмысление накопленного опыта применения этических норм поведения в собственной речевой практике. Анализ речевых высказываний по теме Создание собствен­ных речевых высказываний   презентация П.11, упр.258
79-80     Речевой этикет как правила речевого поведения

Чистота речи как отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, нелитературных слов (жаргонных, диалектных, нецензурных).

Вежливость речи как соответствие её коммуникативным нормам поведения. Это качество речи предполагает знание речевого этикета и умение применять его в разных ситуациях общения; желание и внутреннюю потребность человека общаться доброжелательно, учтиво, благопристойно в любых обстоятельствах; способность уважительно относится к собеседнику даже в непростой ситуации общения.  

 

Применение норм речевого этикета в учебной и бытовой сферах общения.   Создание собствен­ных речевых высказываний   презентация П.11,упр.259
81-82   Речевой этикет как правила речевого поведения

Соблюдение правил речевого поведения во время обсуждения спорных вопросов (спор, диспут, дискуссия). * Этикетные формулы выражения несогласия с собеседником, вежливого отказа в выполнении просьбы.

* Основные ошибки аудирования, которые мешают эффективности общения во время спора, диспута, дискуссии.

 

Соблюдение правил речевого поведения при проведении диспута (дискуссии) на заданную тему.   Создание собствен­ных речевых высказываний   презентация Пар.11,упр.266

Повторение в конце учебного года (6 ч)

83-84   Русский как составная часть национальной культуры

Язык как составная часть национальной культуры; как продукт культуры, в котором сосредоточен исторический культурный опыт предшествующих поколений; как средство дальнейшего развития культуры, условие формирования и существования нации, средство формирования личности.

 

Цель урока: повторить основные функции языка: коммуникативную, когнитивную, кумулятивную, эстетическую.     Устный опрос. презентация Упр.284
85-86   Функциональная стилистика  

Функциональная стилистика как раздел лингвистики, который изучает исторически сложившуюся в русском языке систему функциональных разновидностей литературного языка в их взаимном соотношении и взаимодействии. 

 

Цель: систематизировать и обобщить знания по функциональной стилистике языка.   Комплексный анализ текста Анализ текста презентация Упр.287
87-88   Культура речи как раздел лингвистики  

Культура речи как раздел   лингвистики, в котором изучаются нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, правописные), а также нормы построения речевого высказывания (устного и письменного) в рамках определённой функциональной разновидности языка и в соответствии с речевой ситуацией общения.

Культура речи как владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах; умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определённой ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации; соблюдение в процессе общения речевых правил поведения.

 

Цель: систематизировать и обобщить знания по культуре речи.   Устное высказывание Устное высказывание презентация Упр.285

Повторение и обобщение изученного в 5 – 9 классах, подготовка к ЕГЭ 

 (10 ч + в течение всего года )

89-90   Орфоэпия

 

  .     презентация Упр.300
  91-92   Орфография

 

 

        презентация Упр.302
93-94   Лексика.

 

        презентация Упр.305
95-96   Синтаксис и пунктуация.

Синтаксис, единицы синтак­сиса, предложения, словосоче­тания, пунктуация, пунктуа­ционный разбор. Знаки препинания, функции знаков препинания.

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу «Синтаксис и пунктуация» Выборочный диктант.     презентация Упр.307
97-98   Синтаксис и пунктуация.

Синтаксис, единицы синтак­сиса, предложения, словосоче­тания, пунктуация, пунктуа­ционный разбор. Знаки препинания, функции знаков препинания.

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу «Синтаксис и пунктуация»     Тест в формате ЕГЭ презентация Упр.308
99   Виды грамматических ошибок.

 

Цель: отработать навык нахождения грамматических ошибок в предложениях     ЕГЭ задание 7 презентация  
100   Тестирование в формате ЕГЭ

 

Цель урока: проверка ЗУН учащихся.          
101 102   Резервные уроки

 

           
                     

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: