№ п/п | Дата | Тема урока | Основное содержание | Требования к уроку | Формы работы | Форма контроля | Подготовка к ЕГЭ | ИКТ | Домашнее задание | |||
1 | Основные сведения о языке и речи | Язык как знаковая система и общественное явление. Русский язык как государственный, межнационального общения, рабочий язык ООН. Основные функции языка. | Цель урока: познакомиться с понятиями о языке как системе. Знать основные функции языка. Уметь работать с толковым словарем. | Составление плана, виды планов, эпиграфы. | Устный опрос. | презентация | Пар.1,упр.2 | |||||
Русский как составная часть национальной культуры - 5 часов
| ||||||||||||
2 | Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, эстетическая | Элементарный анализ лексических единиц, в которых наиболее ярко проявляется кумулятивная функция языка (отражение предметов и явлений материального мира, социальных факторов, социального опыта народа, его деятельности, насущных потребностей и.п.) | Цель урока: познакомиться с основными функциями языка: коммуникативной, когнитивной, кумулятивной, эстетической | Работа с толковым словарем. | План-конспект. | презентация | Стр.15-17,упр.7 | |||||
3 | Язык как составная часть национальной культуры | Язык как составная часть национальной культуры; как продукт культуры, в котором сосредоточен исторический культурный опыт предшествующих поколений; как средство дальнейшего развития культуры, условие формирования и существования нации, средство формирования личности.
| Цель урока: познакомиться с языком как составной частью национальной культуры | Анализ языковых единиц | План-конспект. | презентация | Упр.11 | |||||
4 | Отражение в языке материальной и духовной культуры народа | Язык как составная часть национальной культуры; как продукт культуры, в котором сосредоточен исторический культурный опыт предшествующих поколений; как средство дальнейшего развития культуры, условие формирования и существования нации, средство формирования личности.
| Цель урока: познакомиться с языком как составной частью национальной культуры | Анализ языковых единиц (слов, фразеологизмов), которые хранят«следы» национальной культуры. | Анализ текста | презентация | Упр.12 | |||||
5 | Развитие новых лингвистических дисциплин, в центре внимания которых становится человек как носитель языка | Лингвокультурология как наука, объектом изучения которой является язык и культура нарда. **Концéпты как ключевые слова, характеризующие национальную культуру | Цель урока: познакомиться с лингвокультурологией как наукой, объектом изучения которой является язык и культура народа | Анализ текста. | Выборочный диктант. | презентация | Упр.14 | |||||
6 | Безэквивалентная лексика как группа слов. Основные группы безэквивалентной лексики. | Поиск примеров безэквивалентной лексики в разных словарях (фразеологизмов, устаревших слов и др.) и предлагаемых текстах.
| Цель урока: познакомиться с безэквивалентной лексикой как группой слов. Основные группы безэквивалентной лексики. | Работа со словарями. | Выборочный диктант. | презентация | Упр.16 | |||||
Функциональная стилистика (38 часов)
| ||||||||||||
7 | Функциональная стилистика как раздел лингвистики | Объяснение целесообразности обращения к стилистике на заключительном этапе изучения родного языка в школе. | Цель урока: познакомиться с функциональной стилистикой как разделом лингвистики. | Выборочный диктант. | презентация | Пар.2,упр.19 | ||||||
8 | Стартовая контрольная работа |
| Цель урока: проверка ЗУН учащихся. | |||||||||
9 | Современное учение о функциональных разновидностях языка. |
Обобщение изученного о функциональных разновидностях языка. Обобщение опыта стилистического анализа текстов разных функциональных разновидностей языка.
| Цель урока: Обобщение изученного о функциональных разновидностях языка. | Анализ текста. | Выборочный диктант. | презентация | Пар.2,упр.23 | |||||
10 | Речевой жанр как относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний | Установление принадлежности текста к определённому речевому жанру (простые и ясные случаи).
| Цель урока: познакомить с речевыми жанрами. Научить определять принадлежность текста к определенному речевому жанру. | Создание собственного речевого высказывания в рамках заданной функциональной разновидности и речевого жанра. | презентация | Пар.2, упр.27 | ||||||
11 | Характеристика лексики с точки зрения её стилистической маркированности. | Характеристика лексики с точки зрения её стилистической маркированности. Слова нейтральные, книжные, разговорные. Стилистические синонимы как основные ресурсы функциональной стилистики. | Цель урока: познакомиться с понятиями дифференциация нейтральной, книжной разговорной лексики. | Составление и подбор синонимического ряда, состоящего из стилистических и семантико-стилистических синонимов | Пар.2,упр33 | |||||||
12 13 | Разговорная речь. | Сфера применения разговорной речи: разговорно-бытовая. Основная функция разговорной речи: общение, обмен мыслями, впечатлениями, мнениями. Основные разновидности разговорной речи: разговорно-официальный и разговорно-бытовой подвиды. Основные признаки разговорной речи: непринуждённость, непосредственность, неподготовленность; эмоциональность, экспрессивность; прерывистость и непоследовательность; оценочная реакция; конкретность содержания. Особая роль интонации, мимики и жестов при устном общении.
| Цель урока: познакомить с основными экстралингвистическими и лингвистическими признаками разговорной речи. | Обобщение собственного речевого опыта использования невербальных средств при устном общении. | Выступление на определенную тему | презентация | Пар.3, упр. 45 | |||||
14 15 | Языковые средства разговорной речи | Языковые средства разговорной речи: лексические (разговорная и просторечная лексика, фразеологизмы; лексика с эмоционально-экспрессивной окраской, слова с суффиксами субъективной оценки; активность слов конкретного значения и пассивность слов с отвлечённо-обобщённым значением и др.), морфологические (грамматические формы с разговорной и просторечной окраской; преобладание глагола над существительным; частотность местоимений, междометий, частиц; пассивность отглагольных существительных, причастий и деепричастий), синтаксические (активность неполных, побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, обращений, вводных слов разных групп; преобладание простых предложений; ослабленность синтаксических связей, неоформленность предложений, разрывы вставками; повторы; использование инверсии, особая роль интонации).
| Цель урока: Наблюдение за использованием лексических, морфологических и синтаксических средств в разговорной речи; уместное их употребление в собственном речевом высказывании данного стиля речи. | Анализ образцов разговорной речи, содержащихся в драматических и прозаических произведениях. | презентация | Пар.3,упр.48 | ||||||
16 17 | Основные жанры разговорной речи | Основные жанры разговорной речи: беседа, разговор, рассказ, сообщение, спор; записка, СМС-сообщение, дружеское письмо, дневниковые записи и др.
| Цель урока: дать характеристику наиболее распространённых жанров разговорной речи. Уметь: составлеть устный рассказ на заданную тему с использованием элементов разговорной речи. | Устное выступление | презентация | Пар.3, упр.70 | ||||||
18 19 | Официально-деловой стиль | Сфера применения: административно-правовая. Основные функции официально-делового стиля: сообщение информации, имеющей практическое значение, в виде указаний, инструкций. Основные разновидности (подстили) официально-делового стиля: законодательный, дипломатический, административно-канцелярский. Основные особенности официально-делового стиля: императивность (предписывающе-долженствующий характер); стандартность, точность, не допускающая разночтений; соответствие строгой форме (шаблону), логичность, официальность, бесстрастность; сжатость, компактность, экономное использование языковых средств.
| Цель урока: дать представление о официально-деловом стиле. Уметь объяснять основные экстралингвистические и лингвистические признаки официально-делового стиля. Анализировать речевые образцы официально-делового стиля речи с точки зрения проявления в них основных признаков данного стиля речи. Создание собственных речевых высказываний по данным образцам. | Создание собственных речевых высказываний по данным образцам. | презентация | Пар.4, упр.76 | ||||||
20 21 | Основные жанрыофициально-делового стиля | Основные жанры официально-делового стиля: законодательный подстиль: постановление, закон, указ; гражданские, уголовные и другие акты государственного значения; дипломатический подстиль: международный договор, соглашение, конвенция, меморандум, дипломатическая нота, коммюнике; административно-канцелярский подстиль: устав, договор, приказ, письменное распоряжение, расписка, заявление, справка, доверенность, автобиография, характеристика, официальное объявление, постановление, отчёт, благодарственное письмо, инструкция, резолюция, указание, доклад, выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряжение; различные виды юридической документации: исковое заявление, протокол допроса, обвинительное заключение, акт экспертизы, кассационная жалоба и др.
| Цель урока: дать представление об основных жанрахофициально-делового стиля Уметь обобщать собственный речевой опыт в построении речевого высказывания в рамках типовых жанров официально-делового стиля речи. | . | Составлять текст официально-делового стиля | презентация | Пар.4, упр.91 | |||||
22 23 | Научный стиль речи | Сфера применения: научная. Основные функции научного стиля: сообщение научной информации, её объяснение с представлением системы научной аргументации. Основные разновидности (подстили) научного стиля: собственно научный, научно-информативный, научно-справочный, научно-учебный, научно-популярный. Основные особенности научного стиля: обобщённо-отвлечённый характер изложения, подчёркнутая логичность; смысловая точность, информативная насыщенность, объективность изложения, безóбразность речи; стилистическая однородность, упорядоченный характер использования языковых средств.
| Цель урока: дать представление о основных функцияхнаучного стиля: сообщение научной информации, её объяснение с представлением системы научной аргументации. | Анализ речевых образцов научного стиля речи (тексты школьных учебников, статьи, лекции, словари, справочные пособия, энциклопедии, устные ответы на уроке, инструкции и др.) с точки зрения проявления в них основных признаков данного стиля речи. | Создание собственных речевых высказываний по данным образцам. | презентация | Пар.5, упр.103 | |||||
24 25 | Языковые средства научного стиля: | Языковые средства научного стиля: лексические (абстрактная лексика, научные термины, сочетания терминологического характера, речевые клише, отглагольные существительные со значением действия, слова, указывающие на связь и последовательность мыслей; отсутствие образности, экспрессивно-эмоциональной лексики), морфологические (преобладание имени над глаголом, частотность существительных со значением признака, действия, состояния; частотность форм родительного падежа, употребление единственного числа в значении множественного, частотность имён числительных), синтаксические (преобладание простых осложнённых и сложноподчинённых предложений; использование пассивных, неопределённо-личных, безличных конструкций, вводных, вставных, уточняющих конструкций, причастных и деепричастных оборотов). Термины и их употребление в текстах научного стиля речи. | Цель урока: Наблюдение за использованием лексических, морфологических и синтаксических средств в научного стиля; уместное их употребление в собственном речевом высказывании данного стиля речи. | Лексический анализ слов-терминов. Работа с терминологическими словарями. | Составление терминологических словариков на основе учебников по разным школьным предметам | презентация | Пар.5, упр. 107 | |||||
26 27 | Основные жанрынаучного стиля. | Основные жанры научного стиля: собственно научный подстиль: монография, научная статья, научный доклад, рецензия, дипломная работа, диссертация; научно-информативный подстиль: реферат, тезисы, аннотация, патентное описание; научно-справочный подстиль: словарь, словарная статья, справочник, научный комментарий к тексту библиография; научно-учебный подстиль: учебник, учебное пособие, лекция, рецензия; сообщение, доклад ученика; научно-популярный подстиль: статья, очерк, лекция, научно-популярная беседа. | Цель урока: дать характеристику наиболее распространённых жанров научного стиля речи. | Анализ речевых образцов научного стиля речи | тест | презентация | Пар.5, упр.122 | |||||
28 29 | Тестирование в формате ЕГЭ |
| Цель урока: проверка ЗУН учащихся. | |||||||||
30 31 | Текст школьного учебника как образец научно-учебного подстиля научной речи. | Текст школьного учебника как образец научно-учебного подстиля научной речи. План и конспект как форма передачи содержания научного текста. *Научно-популярные книги о русском языке как образцы научного стиля речи.
Словарная статья как текст научно-справочного подстиля научного стиля. Виды лингвистических словарей и содержание лингвистической информации (обобщение). Цитата как способ передачи чужой речи в текстах научного стиля. Сообщение на лингвистическую тему как вид речевого высказывания научного стиля речи.
| Цель урока: Обобщение собственного речевого опыта построения речевого высказывания в рамках типовых жанров научного стиля речи (научно-учебный, научно-справочный, научно-информативный и научно-популярный подстили). Использование разных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, изучающего) взависимости от коммуникативной задачи. Передача содержания научного текста в виде плана, тезисов, конспекта. | Устный или письменный пересказ научного текста; др. | Создание устного или письменного текста-рассуждения на заданную лингвистическую тему | презентация | Пар.5, упр.125 | |||||
32 33 | Публицистический стиль речи | Сфера применения: общественно-политическая. Основные функции публицистического стиля: сообщение информации, воздействие на слушателей и читателей. Основные разновидности (подстили) публицистического стиля: газетно-публицистический, радио- и тележурналистский, ораторский, рекламный. Основные особенности публицистического стиля: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность; чередование экспрессии и стандарта.
| Цель: Объясненить основные экстралингвистические (сферы применения, основные функции речи) и лингвистические признаки публицистического стиля речи. | Анализ речевых образцов публицистического стиля речи с точки зрения проявления вних основных признаков данного стиля речи. | Создание собственных речевых высказываний по данным образцам | презентация | Пар.6, упр.135 | |||||
34 35 36 | Языковые средствапублицистического стиля. | Языковые средства публицистического стиля: лексические (торжественная лексика, общественно-политическая лексика и фразеология; публицистические речевые штампы, клише; употребление многозначных слов, слов в переносном значении, ярких эпитетов, метафор, сравнений, гипербол, воздействующих на читателей), морфологические (активное использование личных местоимений 1-го и 2-го лица и соответствующих форм глагола; единственного числа в значении множественного; глаголов в форме повелительного наклонения; причастий на - омый и т. д.), синтаксические (распространённость экспрессивных конструкций: восклицательных предложений, риторических вопросов, вводных слов; обратный порядок слов, синтаксический параллелизм предложений; предложения с однородными членами, построенные по законам градации - усиления значения; парцелляция; повторы слов и союзов). | Цель: Наблюдение за использованием лексических, морфологических и синтаксических средств в текстах публицистического стиля; уместное их использование в собственных речевых высказываниях, создаваемых врамках публицистического стиля речи. | Анализ речевых образцов публицистического стиля речи с точки зрения проявления вних основных признаков данного стиля речи. | презентация | Пар.6, упр.144 | ||||||
37 38 | Сочинение по прочитанному тексту. | Формулировка и комментарий одной из проблем текста. Формулировка позиции автора. Аргументы. | Цель урока: проверка ЗУН учащихся. | |||||||||
39 40 | Основные жанрыпублицистического стиля | Основные жанры публицистического стиля: газетно-публицистический подстиль: информационные: заметка, информационная статья, репортаж, интервью, отчёт; аналитические: беседа, проблемная статья, корреспонденция, рецензия, отзыв, обзор; художественно- публицистические: очерк, эссе, фельетон, памфлет; радио-, тележурналистский подстиль: интервью, пресс-конференция, встреча «без галстука», телемост; ораторский подстиль: публичное выступление на митинге, собрании; дебаты, напутственная речь, тост; рекламный подстиль: очерк, объявление-афиша, плакат, лозунг. | Цель: научить давать характеристику наиболее распространённых жанров публицистического стиля речи. Уметь выполнять анализ речевого высказывания в рамках типовых жанров публицистического стиля речи. | Создание портретного очерка (рассказ об интересном человеке), небольшой по объему проблемной статьи, репортажа-повествования о событии (посещении театра, экскурсии, походе), репортажа-описания памятника истории или культуры (родного города, поселка, улицы, музея). | сочинение | презентация | Пар.6, упр.155 | |||||
41 42 | Язык художественной литературы | Сфера применения: художественная (произведения художественной литературы). Основная функция языка художественной литературы: воздействие на чувства и мысли читателей, слушателей. Основные разновидности языка художественной литературы: лирика, эпос,драма. Основные особенности языка художественной литературы: художественная образность; эмоциональность, экспрессивность, индивидуализированность; подчинённость использования языковых средств образной мысли, художественному замыслу писателя, эстетическому воздействию на читателей.
| Цель: познакомить с основными экстралингвистическими (сферами применения, основных функции речи) и лингвистическими признаками языка художественной литературы. Уметь устанавливать принадлежность текста к определённой разновидности языка художественной литературы | Анализ отрывков из художественных произведений с точки зрения проявления в них основных признаков данной функциональной разновидности языка. | Анализ текста | презентация | Пар.7, упр. 164 | |||||
43 44 45 | Языковые средстваязыка художественной литературы | Языковые средства языка художественной литературы: лексические (неприятие шаблонных слов и выражений, широкое использование лексики в переносном значении, фразеологизмов, разнообразных тропов и фигур речи; намеренное столкновение разностилевой лексики), морфологические (экспрессивное употребление разнообразных морфологических средств), синтаксические (использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств, широкое использование разнообразных стилистических фигур).
| Цель: познакомить с языковыми средствами языка художественной литературы | Закрепление навыков решения орфографических задач. Работа по алгоритму. | презентация | Пар.7, упр.168 | ||||||
46 47 48 | Основные виды тропов | Троп как это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении с целью создания образа. Основные виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, аллегория, эпитет, гипербола, литота, сравнение и др. Фигуры речи (риторические фигуры, стилистические фигуры) — обороты речи, которые образуются путём особого стилистически значимого построения словосочетания, предложения или группы предложений в тексте. Основные фигуры речи: инверсия, антитеза, умолчание, эллипсис, градация, парцелляция, хиазм, анафора, эпифораи др.
| Цель: Наблюдение за использованием в художественных текстах изобразительно-выразительных языковых средств: фонетических (звукопись), словообразовательных (индивидуально-авторские неологизмы, повторы слов), лексических и фразеологических, морфологических, синтаксических (односоставные, неполные предложения, обращения, прямая речь, диалоги и т. д.). | Работа со словариком «Тропы и фигуры речи». Лингвистический анализ отрывков из художественных произведений, выразительное чтение этих фрагментов. | тест | презентация | Пар.7, упр.173 | |||||
49-50 | Основные жанры художественной литературы | Основные жанры художественной литературы: лирика: ода, сонет, элегия, гимн, мадригал, эпиграмма; эпос: рассказ, повесть, роман, эпопея, новелла, художественный очерк, эссе, биография; драма: трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль. | Цель: Обобщение собственного речевого опыта анализа языка художественной литературы. | Анализ художественных текстов, построенных на смешении стилей речи | Анализ текста | презентация | Пар.7, упр.175 | |||||
52-52 | Контрольная работа | Цель урока: проверка ЗУН учащихся. | ||||||||||
Культура речи (28ч) | ||||||||||||
53-54 | Культура речи как раздел лингвистики,в котором изучаются нормы русского литературного языка | Культура речи как раздел лингвистики, в котором изучаются нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, правописные), а также нормы построения речевого высказывания (устного и письменного) в рамках определённой функциональной разновидности языка и в соответствии с речевой ситуацией общения. Культура речи как владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах; умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определённой ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации; соблюдение в процессе общения речевых правил поведения.
| Устное высказывание | презентация | Пар.8, упр.188 | |||||||
54-55 | Основные компоненты культуры речи: языковой | Основные компоненты культуры речи: языковой (или нормативный, состоящий в изучении норм языка), коммуникативный (изучение особенностей выбора и употребления языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами речевого общения) и этический (описание речевого этикета, эффективных приёмов общения). | Объяснение важности овладения навыками культуры речи для каждого носителя языка. | Словарный диктант. | презентация | Пар.8, упр.198 | ||||||
56-57 | Качества образцовой речи как свойства речи | Качества образцовой речи как свойства речи, которые обеспечивают эффективность коммуникации и характеризуют уровень речевой культуры говорящего: правильность, точность, уместность, содержательность, логичность, ясность (доступность), богатство, выразительность, чистота, вежливость. | Объяснение соотношения понятий «компоненты культуры речи» и «качества речи» (языковой компонент - правильность речи; коммуникативный компонент (точность, уместность, содержательность, логичность, ясность (доступность), богатство, выразительность речи; этический компонент чистота, вежливость речи). . | Закрепление навыков решения орфографических задач. Работа по алгоритму. | Выборочный диктант. | презентация | Упр.201 | |||||
58-59 | Языковые нормы | Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) как правила использования языковых средств в речи. Норма как образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
| Осмысление накопленного опыта применения языковых норм в собственной речевой практике. | Анализ примеров, иллюстрирующих изменения литературных норм, обусловленное развитием языка. . | Пар.9, упр.213 | |||||||
60-61 | Сочинение по прочитанному тексту. | Формулировка и комментарий одной из проблем текста. Формулировка позиции автора. Аргументы. | Цель урока: проверка ЗУН учащихся. | Задание 25 | ||||||||
62-63-64 | Основные виды норм современного русского литературного языка | Основные виды норм современного русского литературного языка: произносительные (орфоэпические, интонационные), лексические, грамматические (морфологические, синтаксические), правописные (орфографические, пунктуационные). Взаимосвязь раздела «Культура речи» с другими разделами лингвистики (орфоэпией, лексикой, морфологией и т. п.).
| Соблюдение основных норм современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей. | Интонационный анализ предложений. Выразительное чтение текста с соблюдением основных интонационных норм. | Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей. | презентация | Пар.9,упр.219 | |||||
65 66 | Тестирование в формате ЕГЭ |
| Цель урока: проверка ЗУН учащихся. | |||||||||
67-68 | Основные нормативные словари русского языка | Основные нормативные словари русского языка: орфографические, орфоэпические, грамматические словари; словари лексических трудностей русского языка; словари паронимов, синонимов, антонимов, фразеологические словари русского языка и др. | Работа с нормативными словарями русского языка | Работа с нормативными словарями русского языка | презентация | Упр.238 | ||||||
69 | Коммуникативный компонент культуры речи как требование выбора и употребления языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами общения. | Необходимость владения функциональными
разновидностями языка, а также умение ориентироваться на условия общения – важное требование культуры речи. | Цель урока: Осмысление накопленного опыта применения коммуникативных норм в собственной речевой практике. | Составление текстов | презентация | Пар.10, упр.241 | ||||||
III триместр (12 недель – 36 часов) | ||||||||||||
70 | Коммуникативный компонент культуры речи как требование выбора и употребления языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами общения. | Необходимость владения функциональными разновидностями языка, а также умение ориентироваться на условия общения – важное требование культуры речи. | Цель урока: Осмысление накопленного опыта применения коммуникативных норм в собственной речевой практике. | Составление текстов | презентация | Пар.10, упр.243 | ||||||
71 | Точность как коммуникативное качество речи | Точность как требование правильности словоупотребления, умения выбирать необходимый синоним, пароним, учитывать многозначность и омонимию и др.
| Выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферой и ситуацией речевого общения. | Анализ текстов различных функциональных разновидностей языка с точки зрения соответствия их критериям точности, | презентация | Пар.10, упр.244 | ||||||
72 | Уместность как строгое соответствие речи | Уместность как строгое соответствие речи, условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и функциональной разновидности языка. | Выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферой и ситуацией речевого общения. | Анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. | План-конспект | презентация | Пар.10, упр.245 | |||||
73 | Содержательность и логичность речи | Содержательность речи как наличие в высказывании чётко выраженных мыслей, чувств, стремлений, желаний, что во многом зависит от словарного запаса, позволяющего человеку адекватно выразить самые различные свои мысли и оттенки мыслей, Логичность речи как логическая соотнесенность высказываний или частей одного высказывания,
связность мыслей, ясный композиционный замысел текста | Выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферой и ситуацией речевого общения. | Анализ текстов различных функциональных разновидностей языка с точки зрения соответствия их критериям содержательности, логичности | Пар.10, упр.248 | |||||||
74 | Ясность (доступность)и богатство как коммуникативное качество речи | Ясность (доступность) как коммуникативное качество речи, которое облегчает восприятие и понимание высказывания при сложности его содержания. Ясность речи связана с умением говорящего (пишущего) сделать свою речь удобной для восприятия, максимально учитывая при этом знания и речевые навыки собеседника. Богатство как коммуникативное качество речи, которое определяется способностью выразить одну и ту же мысль, одно и то же грамматическое значение разными способами, используя разнообразные языковые средства (лексические, грамматические, интонационные, стилистические и др.). Лексико-фразеологическое и грамматическое богатство русского языка. Словообразование как источник богатства речи.
| Выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферой и ситуацией речевого общения. | Анализ текстов различных функциональных разновидностей языка | презентация | Пар.10,упр.253 | ||||||
75 | Выразительность как качество речи | Выразительность как качество речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать на его разум и чувства. Достижение выразительности речи использованием разнообразных изобразительных средств языка (тропов, риторических фигур и др.), фразеологических оборотов, пословиц, крылатых фраз и др. Выразительные возможности фонетики, интонации, лексики, фразеологии, грамматики. Невербальные средства выразительности (жесты, мимика, пантомимика). | Выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферой и ситуацией речевого общения. | Анализ текстов различных функциональных разновидностей языка | презентация | Пар.10, упр.254 | ||||||
76 | Неуместное, стилистически не оправданное употребление тропов | Неуместное, стилистически не оправданное употребление тропов,излишнее украшательство речи, использование слов, не сочетающихся в рамках одного стиля как недостаток речи.
| Анализ примеров неуместного, стилистически не оправданного употребления тропов,излишнего украшательства речи, использования слов, не сочетающихся в рамках одного стиля. | Анализ текста | презентация | П.10, упр.256 | ||||||
77-78 | Этический компонент культуры речи как применение правил поведения,связанных с речевым выражением нравственного кодекса народа | Этический компонент культуры речи как применение правил поведения,связанных с речевым выражением нравственного кодекса народа; строгий запрет на сквернословие разговор на «повышенных тонах» в процессе общения.
| Осмысление накопленного опыта применения этических норм поведения в собственной речевой практике. | Анализ речевых высказываний по теме | Создание собственных речевых высказываний | презентация | П.11, упр.258 | |||||
79-80 | Речевой этикет как правила речевого поведения | Чистота речи как отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, нелитературных слов (жаргонных, диалектных, нецензурных). Вежливость речи как соответствие её коммуникативным нормам поведения. Это качество речи предполагает знание речевого этикета и умение применять его в разных ситуациях общения; желание и внутреннюю потребность человека общаться доброжелательно, учтиво, благопристойно в любых обстоятельствах; способность уважительно относится к собеседнику даже в непростой ситуации общения.
| Применение норм речевого этикета в учебной и бытовой сферах общения. | Создание собственных речевых высказываний | презентация | П.11,упр.259 | ||||||
81-82 | Речевой этикет как правила речевого поведения | Соблюдение правил речевого поведения во время обсуждения спорных вопросов (спор, диспут, дискуссия). * Этикетные формулы выражения несогласия с собеседником, вежливого отказа в выполнении просьбы. * Основные ошибки аудирования, которые мешают эффективности общения во время спора, диспута, дискуссии.
| Соблюдение правил речевого поведения при проведении диспута (дискуссии) на заданную тему. | Создание собственных речевых высказываний | презентация | Пар.11,упр.266 | ||||||
Повторение в конце учебного года (6 ч) | ||||||||||||
83-84 | Русский как составная часть национальной культуры | Язык как составная часть национальной культуры; как продукт культуры, в котором сосредоточен исторический культурный опыт предшествующих поколений; как средство дальнейшего развития культуры, условие формирования и существования нации, средство формирования личности.
| Цель урока: повторить основные функции языка: коммуникативную, когнитивную, кумулятивную, эстетическую. | Устный опрос. | презентация | Упр.284 | ||||||
85-86 | Функциональная стилистика | Функциональная стилистика как раздел лингвистики, который изучает исторически сложившуюся в русском языке систему функциональных разновидностей литературного языка в их взаимном соотношении и взаимодействии.
| Цель: систематизировать и обобщить знания по функциональной стилистике языка. | Комплексный анализ текста | Анализ текста | презентация | Упр.287 | |||||
87-88 | Культура речи как раздел лингвистики | Культура речи как раздел лингвистики, в котором изучаются нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, правописные), а также нормы построения речевого высказывания (устного и письменного) в рамках определённой функциональной разновидности языка и в соответствии с речевой ситуацией общения. Культура речи как владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах; умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определённой ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации; соблюдение в процессе общения речевых правил поведения.
| Цель: систематизировать и обобщить знания по культуре речи. | Устное высказывание | Устное высказывание | презентация | Упр.285 | |||||
Повторение и обобщение изученного в 5 – 9 классах, подготовка к ЕГЭ (10 ч + в течение всего года ) | ||||||||||||
89-90 | Орфоэпия |
| . | презентация | Упр.300 | |||||||
91-92 | Орфография |
| презентация | Упр.302 | ||||||||
93-94 | Лексика. |
| презентация | Упр.305 | ||||||||
95-96 | Синтаксис и пунктуация. | Синтаксис, единицы синтаксиса, предложения, словосочетания, пунктуация, пунктуационный разбор. Знаки препинания, функции знаков препинания. | Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу «Синтаксис и пунктуация» | Выборочный диктант. | презентация | Упр.307 | ||||||
97-98 | Синтаксис и пунктуация. | Синтаксис, единицы синтаксиса, предложения, словосочетания, пунктуация, пунктуационный разбор. Знаки препинания, функции знаков препинания. | Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу «Синтаксис и пунктуация» | Тест в формате ЕГЭ | презентация | Упр.308 | ||||||
99 | Виды грамматических ошибок. |
| Цель: отработать навык нахождения грамматических ошибок в предложениях | ЕГЭ задание 7 | презентация | |||||||
100 | Тестирование в формате ЕГЭ |
| Цель урока: проверка ЗУН учащихся. | |||||||||
101 102 | Резервные уроки |
| ||||||||||