Развитие оперы в творчестве композиторов

Откуда эти слова?

"Невольно к этим грустным берегам…"

"Видишь ли, князья не вольны жен себе по сердцу брать…"

"Как вечор у нас красна девица утопилась…"

"По невесту ехали, в огород заехали…"

"Одно и то же надо вам твердить сто раз…"

"Ах ты, сердце ретивое…"

5. Ответь на следующие вопросы:

а) когда была создана опера "Русалка" и почему в 1865 году к ней пришел успех?

б) Какова идея опера, почему она была актуальна?

в) Чем оригинален сюжет оперы?

г) Для каких голосов написаны партии Наташи, Князя, Мельника?

д) Какова роль народных сцен?

РАЗВИТИЕ РУССКОГО ИСКУССТВА В СЕРЕДИНЕ 19 ВЕКА.

1. Чтонового появилось в русской культурной жизни 60-х - 70-х годов 19 века?

2.Ответь на вопросы:

а) Как называлось общество художников, возникшее в Петербурге в 1870 году? Кто в него входил?

б) Что такое РМО, БМШ - какие задачи перед ними ставились?

в) В одной из статей В.Стасов писал: "…Сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов" - чем примечательны эти слова? Какие другие названия есть у этого кружка? Кто входил в него? Что объединяло всех этих композиторов? Кто был руководителем и идейным вдохновителем этого творческого союза?

г) Опирались ли композиторы "Могучей кучки" на достижения Даргомыжского в области реалистической вокальной декламации? О ком "великий учитель музыкальной правды в музыке" сказал: "Ну, этот заткнул меня за пояс!"

д) Какое место в творчестве "кучкистов" занимает опера? Впиши известные оперы этих композиторов.

е) Кто является одним из создателей русского национально-эпического симфонизма?

ж) Кто из композиторов "Могучей кучки" сделал народ главным действующим лицом в своих музыкальных драмах? Новаторство ли это?

3..Реши музыкальную задачу: прочитай афоризм основателя Петербургской консерватории (кого? ______________________)

 

 

4. Составь вопросы к кроссворду:

    К У Ч К А   Ц          
  М О С К В А   Е     Л    
  А Н Т О Н     З     О    
    С   П     М А     М    
  П Е Т Е Р Б У Р Г   А    
    Р   Р     С Ь     К    
    В Ч А Й К О В С К И Й  
  Б А Л А К И Р Е В   Н    
  С Т А С О В Г            
    О   К О Р С А К О В    
Б О Р О Д И Н К            
    И   Р У Б И Н Ш Т Е Й Н
    Я         Й            

 

5. Стрелками соедини знаменательную дату и событие

1799                                                   Начало Отечественной войны

1804 Открытие Московской консерватории

1825                                                 Премьера оперы Глинки"Жизнь за царя"

1866                                                 Рождение Пушкина и Верстовского

1836                                                 Отмена крепостного права

1859 Открытие Петербургской консерватории

1812                                                 Рождение М.И.Глинки

1862                                                 Восстание декабристов

1861                                                 Организация РМО

 

6. Выбери правильный ответ:

1. Композитор, родившийся в год премьеры первой оперы Глинки…

а) М. Мусоргский, б) А.Бородин,     в) М.Балакирев

2. Сколько лет прожили М.Глинка и П.Чайковский? а) 37, б)53,   в) 63

3. Сколько лет было Глинке, когда родился Римский-Корсаков? а) 30, б) 36,    в) 40

4. Жив ли был Пушкин, когда родился А.Бородин? а) да, б) нет

5. Кто умер позднее: Глинка или Гурилев? а) Глинка, б)Гурилев

6. Композитор "Могучей кучки", проживший самую долгую жизнь - 83 года…

а) Балакирев, б) Мусоргский, в) Бородин, г)Римский-Корсаков, д) Кюи

7.Композитор "Могучей кучки", проживший самую короткую жизнь - 42 года…

а) Балакирев, б) Мусоргский, в) Бородин, г) Римский-Корсаков, д) Кюи

8.Композиторы "Могучей кучки", родившиеся в 1833 и 1844 годах…

 а) Балакирев, б) Бородин, в) Мусоргский, г) Римский-Корсаков, д) Кюи

9. Композитор "Могучей кучки", умерший в год смерти императора Александра II

а) Балакирев, б) Бородин, в) Мусоргский, г) Римский-Корсаков, д) Кюи.

10) Композиторы "Могучей кучки", жившие в ХХ веке…

а) Балакирев, б) Бородин, в) Мусоргский, г) Римский-Корсаков, д) Кюи.  

 

 

РАЗВИТИЕ ОПЕРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ

"МОГУЧЕЙ КУЧКИ"

 

Вспомни жизненные пути композиторов "Могучей кучки" (смотри 2 часть пособия "По странам Европы. Великие имена"). Какое место занимает в творчестве этих композиторов опера? Чем определяется особый интерес к этому жанру?

1. Что помнишь об А.П. Бородине? Какие произведения он создал?

Кто и когда предложил Бородину написать оперу "Князь Игорь"?

Как создавалась опера? Кто ее завершил? Где и когда состоялась премьера?

Какое произведение древнерусской литературы лежит в основе либретто оперы Бородина?

Для каких голосов написаны партии Игоря, Ярославны, Галицкого, Кончака?

Каким персонажам принадлежат следующие слова:

"…я б не стал тужить, я бы знал как жить…"

"… немало времени прошло с тех пор…"

"…О нет, нет, друг, нет, князь, ты здесь не пленник…"

"… погибло все: и честь моя, и слава…"

 

Что общего имеет опера "Князь Игорь" с оперой "Руслан и Людмила" Глинки?

Каково отношение Бородина к врагам-половцам? (сравни с оперой "Жизнь за царя")

Какими музыкальными средствами и в каких действиях обрисованы враги?

Партии каких действующих лиц написаны для баса? Кто они такие?

Вспомни глинкинское "Славься" и проведи параллель с "Князем Игорем".

Что выражает музыка в сцене солнечного затмения? Какие здесь выразительные средства?

 

Определи следующие фрагменты:

2. Ответь на вопросы:

1.Перечисли оперы М. Мусоргского. Какая из них написана на сюжет А.С. Пушкина? Чем этот сюжет привлек композитора? Расскажи содержание оперы. Вспомни историю создания.

2. Какова основная идея оперы?

3. Что такое пролог? Из чего состоит пролог оперы "Борис Годунов"? В чем заключается новаторство хора из пролога? Какую цель здесь преследовал композитор?

4. В какой сцене оперы звучит красочная картина колокольного звона? Какие гармонии лежат в ее основе и какие инструменты исполняют?

5. Есть ли в опере величальная песня? Кого величают?

6. Как называется большая ария, в которой персонаж как бы размышляет вслух? Как обычно строится такая ария? Есть ли подобные арии в партии Бориса?

7. В какой сцене Мусоргский использует метод показа трагического содержания через комическую форму? Является ли это новаторством?

8. В каком вокальном номере оперы Мусоргский использует форму вариаций на неизменную тему? Какие оттенки она приобретает с каждым проведением?

10. Основной характеристикой какого персонажа является песня? У каких оперных героев характеристикой также была песня?

11.Какое главное действующее лицо оперы "Борис Годунов"?

12. Какова роль хоровых сцен? Кто такой Юродивый? Какова его роль в опере?

13. Как закончил оперу Мусоргский? Какие редакции оперы еще существовали?

14. В опере "Борис Годунов" 3 действие называется "польским". В какой опере тоже есть польский акт?

15. Реши кроссворд:

      10       16                
1 11       2                    
      3                        
    4       15 5     18       20  
        13       6              
          14       17     19      
      12                        
                               
7                              
                               
              8                
                               
                               
          9                    

 

По горизонтали:1. Название песни Мусоргского

                      2. Место, где родился Мусоргский

                      3. Композитор, чьи традиции продолжил Мусоргский

                      4. Художник, автор знаменитого портрета Мусоргского

                     5. Название вокального цикла Мусоргского

                      6. "Персонаж" оперы "Борис Годунов"

                      7. Название сатирической песни Мусоргского

                      8. Певица, благодаря которой были поставлены сцены из оперы “Борис Годунов”

                       9. Персонаж оперы "Борис Годунов"

По вертикали: 10. Имя Мусоргского

                    11.Для своих опер Мусоргский выбирал сюжеты ______?_____

                    12. Воинское звание Мусоргского

                    13. Опера Мусоргского

                    14. Учитель Мусоргского

                    15. Главный герой оперы Мусоргского

                    16. Персонаж оперы "Борис Годунов"

                    17. Друг Мусоргского, художник

                    18. "Добрый гений" Мусоргского

                    19. Второй автор оперы "Борис Годунов"

                    20. Поэт, на слова которого написаны романы "Колыбельная Еремушке”,

                          "Калистрат" 

 Определи следующие фрагменты:

3. 1. Можно ли назвать Римского-Корсакова композитором-сказочником? Подтверди.

2.Вспомни историю создания оперы "Снегурочка". Какое произведение, какого автора легло в основу либретто?

3. Каков жанр оперы?

4. Реши кроссворд:

По горизонтали: 1. Учитель Римского-Корсакова

             2.Лесопромышленник и меценат, в доме которого устраивались знаменитые “пятницы”

              3. Опера Римского-Корсакова

              4. Название мемуаров Римского-Корсакова

              5. Любимый жанр творчества Римского-Корсакова

              6. Член кружка "Могучая кучка"

              7. Божество в опере "Снегурочка"

              8. Профессия Римского-Корсакова

              9. Оркестровый инструмент, сопровождающий Леля

По вертикали: 1. Заведение, где много лет работал Римский-Корсаков

                     10. Предмет, который преподавал Римский-Корсаков

                     11. Опера "Снегурочка" начинается со ___?_______

                    12. Корабль, на котором Римский-Корсаков совершил кругосветное плавание

                    13.Поэт, на сюжеты которого написаны некоторые оперы Корсакова

                    14. Город, в котором родился композитор

                    15. Лейттембр Снегурочки

                    16. Персонаж оперы "Снегурочка"

                    17. Персонаж "Шехеразады" 

 

      1                
10 11       2           17
    3                  
              14     16  
    4       13          
5                 15    
        12              
    6                  
                       
                       
                       
  7                    
8       9              

 

5. Партия какого персонажа оперы исполняется женским голосам (и каким)? В каких операх было подобное?

Что такое каватина? Чьей главной характеристикой в опере является каватина?

Какой персонаж оперы поет только песни?

Что такое ариозо? У кого в опере "Снегурочка" есть ариозо?

Является ли гибель Снегурочки с точки зрения берендеев трагедией? Объясни.

Откуда взяты эти слова? Кто их поет?

"…то-то цветики возрадуются, выйдут девицы за ягодами…"

"… возьми вот этот жемчуг, а мне любовь отдай…"

"…Но что со мной? Блаженство или смерть?.."

"…Свет и сила, бог Ярило…"

 "…Круги водить, за Лелем повторять напев веселых песен…"

«…Любо, любо мне…»

6. Определи следующие фрагменты:

  4. Общие вопросы:

Выбери правильный ответ:

а) из посвящения "Могучей кучке" на клавире какой оперы взяты эти слова: "Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею; это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере"? 1. "Князь Игорь", 2. "Борис Годунов", 3. "Снегурочка", 4. "Садко", 5. "Хованщина".

б) опера "Снегурочка" - это … 1. Русская сказка, 2. Осенняя сказочка, 3. Весенняя сказка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: