Каким персонажам принадлежат эти слова, из каких опер?

"Месяц едет, котенок плачет…"

"Нам, княгиня, не впервые…

"Великий царь! Спроси меня сто раз…"

"Какой-то страх невольный зловещим предчувствием сковал мне сердце…"

"Солнцу красному слава…"

"Лель мой, Лель мой, лели-лели Лель…"

"…Грозный царь пировал да веселился…"

"…Ты одна голубка-лада…"

"…Слыхала я и жаворонка пенье…"

"…Но счастья нет в моей измученной душе…"

"…Лишь бы мне дождаться чести…"

"…Ой ты сила, силушка, ой ты, сила бедовая…"

"... Ни сна, ни отдыха измученной душе…"

"…Полна чудес могучая природа…"

Определите автора, название, персонажа и фрагмент оперы:

 

СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ МОГУЧЕЙ КУЧКИ

1. Ответь на вопросы:

а) кто является создателем русского национального эпического симфонизма?

б) Какова роль программно-изобразительного и жанрового начал в симфоническом творчестве кучкистов?

в) Кто из композиторов "Могучей кучки" был непревзойденным мастером оркестрового колорита?

г) Кто назвал Вторую симфонию (кого?..) "Богатырской"? Правильно ли это? Какое еще название имеет эта симфония и кто ее так назвал?

д) Каково строение цикла "Шехеразада" Римского-Корсакова?

е) Какие темы повторяются на протяжении всего произведения?

 

2. В каких тональностях звучат следующие темы:

Главная партия 1 части сюиты "Шехеразада"                            Ре мажор

Тема главной партии 1 части Симфонии №2 Бородина           ми минор

Первая тема 2 части "Шехеразады"                                              Ми мажор

Лейттема Шехеразады                                                                  Фа мажор

Побочная партия 1 части Симфонии №2 Бородина                  Соль мажор

Вторая тема 3 части "Шехеразады"                                               си минор

Скерцо Симфонии №2 Бородина                                                 Си-бемоль мажор 

Первая тема 3 части "Шехеразады"

 

3. Определи следующие фрагменты и укажи верные тональности:

 

 

ПЕСНЯ И РОМАНС В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ

"МОГУЧЕЙ КУЧКИ"

 

1. Из каких вокальных произведений взяты эти слова?

"… полюби меня, неразумного, приголубь меня, горемычного…"

"…Слух прошел, что в лес дремучий…"

"… чтобы бедной сиротиночке беспечально век прожить…"

"… А у нас-то в дому теснота, духота…"

"…моей души коснулась ты…"

"…В час незабвенный, в час печальный я долго плакал…"

"…на нее бы все глядел, сидя у окошка…"

"…течет Арагва предо мною…"

"… здесь под водой и прохлада, и покой…"

"…Люблю твой слабый свет в небесной вышине…"

"…На расправу шла силушка, города брала волюшка…"

"…С голоду смерть страшна, с холоду стынет кровь…"

  

2. Определи следующие фрагменты:

3.  Составь вопросы к кроссворду:

        Б            
Р О Н Д О     М      
        Р     У     Ф
      Г О Л О С     О
        Д     О     Р
  С Е М И Н А Р И С Т
  И     Н     Г     Е
  Р Н Е К Р А С О В П
  О     П У Ш К И Н И
  Т           И     А
О К Т А В А   Й     Н
  А                 О

 

4. Стрелками соедини название романса и его автора

"Светик Савишна"

"По-над Доном сад цветет"                              А.П.Бородин

"Спящая княжна"

"Редеет облаков летучая гряда"

"Колыбельная Еремушке"

"На холмах Грузии"                                          М.П.Мусоргский

" Морская царевна"

"Песня темного леса"

"Не ветер, вея с высоты"

"Для берегов отчизны дальной"                     Н.А.Римский-Корсаков

"Сиротка"

"У людей-то в дому"

ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА КОМПОЗИТОРОВ "МОГУЧЕЙ КУЧКИ"

1.  О каких произведениях идет речь?

а) В основе этой восточной фантазии лежит название кабардинской народной пляски.

б) Эта пьеса напоминает портрет в живописи. Волшебство музыки дает возможность сначала отдельно представить два образа, а затем соединить их в одновременности - в виде контрастного дуэта.

в) Легкие, "чирикающие" интонации пролетают в стремительном движении, в воздушно-легком, высоком регистре. Это типичное скерцо - выражение в музыке веселой игры, юмора, шутки.

  2. Вставь названия пьес из цикла "Картинки с выставки".

В 1922 году французский композитор Морис Равель осуществил симфоническую инструментовку этого цикла. Центральная тема всего цикла - тема ____________. Она пронизывает все произведение и придает ему внутреннее единство, передавая эмоциональное впечатление от увиденного и воссозданного в воображении. Она может звучать светло и нежно, предваряя встречу со ____ ______; бурно и задиристо, описывая игры и ________ _______ _ _________________; тоскливо и протяжно, выражая глубокую жалобу крестьянина на тяготы своей доли (________); печально и скорбно, когда мы останавливаемся у ___________________, осматривая при свете фонаря древние _____________, служившие местом последнего успокоения; торжественно и мощно, когда мы переносимся в седую древность и разделяем радость наших предков, встречающих возвращающихся с победой и славой с поля сражения _____________. Для фантазии композитора нет ограничений ни во времени, ни в пространстве. Мир сказки отражен в _____________________.

 

3.Определи следующие фрагменты:

 

ВЕРШИНА МУЗЫКАЛЬНОГО РОМАНТИЗМА (П. И. ЧАЙКОВСКИЙ)

Вспомни и выполни все задания в Пособии "По странам Европы. Великие имена", относящиеся к творчеству П. Чайковского.

1. Выбери правильный ответ:

а) Любимыми жанрами Чайковского были… 1- опера, 2- симфония, 3- балет, 4- романс, 5- фортепианная музыка.

б) Чайковский - автор… 1- 6 опер, 2- 10 опер, 3- 12 опер.

в) произведения, вдохновившие Чайковского на создание опер, принадлежат… 1- Н. Островскому, 2- Н.Гоголю, 3- А.Пушкину, 4- Л.Толстому.

г) в качестве либреттиста опер выступал… 1- сам композитор, 2- его брат Модест, 3- К. Шиловский, 4- Никольский.

д) опера "Пиковая дама" была написана за… 1- один год, 2- 4 месяца и 10 дней, 3- 44 дня, 4- 22 дня эскизно.

е) последней оперой Чайковского стала… 1- "Иоланта", 2- "Пиковая дама", 3- "Евгений Онегин"

ж) идея создания оперы "Евгений Онегин" композитору был подсказана… 1- Пушкиным, 2- певицей Лавровской, 3- критиком Ларошем.

   2.Для каких голосов написаны партии следующих персонажей оперы:

Татьяна -_______, Ольга -_________, Ленский - _______, Онегин - _______, Гремин - __________.

  3. Ответь на следующие вопросы:

а) Кто является главным героем оперы? Как и почему друзья советовали назвать оперу?

в) Почему Чайковский скромно назвал оперу "лирическими сценами"?

г) Как развивается образ Татьяны на протяжении оперы? Есть ли лейтмотивы в ее партии?

д) Сравни арию и ариозо Онегина. Образ его дан в развитии или не изменяется?

е) В какой форме написаны ариозо и ария Ленского? Где ярче дан контраст и почему?

ж) Какова оперная Ольга?

з) Какой дуэт играет декоративную роль, создавая лишь атмосферу, в которой происходит действие?

и) Сравни две сцены бала (4 картина и 6 картина). Какие танцы звучат на этих балах?

к) Как строится сцена дуэли? В какой она картине? Какая тема звучит после слов "Убит…"?

л) С чего начинается опера? Кому оно посвящено? Какой прием изложения и развития темы использует Чайковский здесь? Каково значение этой темы в опере? Какие инструменты ее исполняют?

  4.Определи следующие фрагменты оперы:

 

 5. Вспомни, что такое симфония? Каково ее строение? Какая часть цикла определяет характер целого? В какой форме она обычно пишется? Какая часть является лирическим центром? А какая часть - жанровая (как понимаешь это)? Каково значение финала в цикле?

6. Автором скольких симфоний стал Чайковский? Какие самые известные?

7. Какова идея Четвертой симфонии Чайковского? Можно ли ее сформулировать словами писателя Короленко: "Человек создан для счастья, как птица для полета"?

Кому посвящена Четвертая симфония?

Какова роль темы вступления в драматургии симфонии?

Что такое "судьба" в Четвертой симфонии Чайковского? Какой смысл вложил Чайковский в это понятие: а) судьба - это жизнь человека, как она сложилась, как она протекала в действительности;

б) судьба - это враждебные человеку обстоятельства, неблагоприятная внешняя среда, которая окружает его, события, которые мешают ему, препятствуют его светлым порывам к идеалу.

Какова роль финала в цикле? Почему в нем появляется знакомая русская народная песня? Какая? Какой прием развития темы использовал здесь Чайковский?

8. К какому типу симфонизма можно отнести Шестую симфонию?

(подсказка: "…Мы словно в интродукции видим "героя" Чайковского в конце его пути, пережившим большую жизненную трагедию. В траурные, словно движимые суровой закономерностью фразы фагота (в контрапункте с контрабасами) вкрапливаются встрепенувшиеся "зовы" валторн и альтов… как отголосок порывов и надежд. Это очень значительная интонация симфонии - ее развитие завершится в финале ".

"Тайная" программа симфонии, все драматургическое развитие ее образов требовали решения финала в духе реквиема. Трагедия смерти, страстное сопротивление человека силам, разрушающим жизнь - вот тема финала. Потому так сильна эта трагедия мучительного расставания с жизнью, что внутренний мотив ее - жизнь как самое прекрасное и ценное, во имя чего борется человек". (Н.Николаева)

Чем необычно строение цикла Шестой симфонии? Где находится его кульминация?

 

9. Определи следующие фрагменты:

  10. Выбери правильный ответ:

а) Чайковский - автор более… 1) 200 романсов, 2) 100 романсов. 3) 60 романсов.

б) Чайковский не писал романсы на стихи…1) А.К.Толстого, 2) Мея, 3) Майкова, 4) Фета, 5) Лермонтова, 6) Пушкина, 7) Кукольника, 8) Полонского, 9) Ратгауза,10) Есенина, 11) Тютчева, 12) Гейне, 13) Блока, 14) Апухтина.

в) В вокальной лирике Чайковский продолжает традиции… 1) Глинки, 2) Даргомыжского.

г) Партия фортепиано в романсах Чайковского… 1) поддерживает голос, 2) развивает и досказывает мысли, прозвучавшие в голосе.

д) Гимном любви стал романс Чайковского… 1)" Хотел бы в единое слово…", 2)"То было раннею весной…", 3) "Благословляю вас, леса…", 4) "День ли царит".

е) В цикле на слова Д.Ратгауза преобладают настроения… 1) глубокого драматизма, 2) одиночества и тоски, 3) радостного ожидания.

ж) Примером симфонизации романса может служить романс… 1) "Средь шумного бала", 2)" Я ли в поле да не травушка была", 3) "Нет, только тот, кто знал…"

  11.  Определи следующие фрагменты:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: