А. 6
Б. 7
В. 8
3. В каком ряду перечислены части слова:
А. существительное, прилагательное, глагол, предлог
Б. подлежащее, сказуемое, второстепенные члены
В. приставка, корень, суффикс, окончание
Выберите верное утверждение.
А. корень – это часть предложения.
Б. корень – это часть дерева.
В. корень – это часть слова.
В слове летний
А. в этом слове корень лет.
Б. в этом слове корень летн.
В. в этом слове корень летний
Выберите верное утверждение.
А. Основа – это часть слова, которая стоит в середине.
Б. Основа – это всё слово без окончания.
В. Основа – это всё слово с окончанием.
Выберите верное утверждение.
Медовый
А. в этом слове основа мед.
Б. в этом слове основа медов.
В. в этом слове основа медовый.
Выберите верное утверждение.
А. Окончание – стоит в начале слова
Б. Окончание – это неизменяемая часть слова.
В. Окончание – это изменяемая часть слова.
9. В слове большой …
А. окончание – ой
Б. окончание - й
В. окончание нулевое
10. Выбери слово с нулевым окончанием:
А. цветная
Б. цвести
В. цветок
Выберите верное утверждение.
А. Приставка – часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Б. Приставка – часть слова, которая служит для образования новых слов.
В. Приставка – часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что?
В слове подкрасили
А. приставка – под
Б. приставки нет
В. приставка - л
Без какой части не может существовать слово?
А. без окончания
Б. без корня
В. без приставки
14. Среди слов с приставками найди слово с предлогом.
А. (по)мидор
Б. (по)тащим
В.(по)льду
15. Укажите слово, строение которого соответствует схеме:
Приставка, корень, суффикс, окончание
А. походный
Б. холодный
В. полёт
16. Укажите однокоренное слово к слову лень:
А. ленивый
Б. полено
В. лентяй
Вставь где нужно в слова непроизносимую согласную
А. со …н це,
Б. ска … ка
В. под …ем
Какое слово является близким по смыслу к слову пасмурный?
А. ненастный
Б. ясный
В. солнечный
Найди главные члены предложения: Маленькиий ёжик собирал в лесу грибы.
А. Маленький ёжик
Б. Собирал грибы
В. Ёжик собирал
20. Разберите слова по составу:
Приморский, школьный, котик, река, пригорок
II четверть
Тест «Лексическая грамотность»
I вариант
1.Лексика изучает:
1) словосочетание и предложения
2) звуки речи
3) словарный состав языка
4) части речи
2. В толковом словаре разъясняется:
1) значение фразеологизмов
2) лексическое значение слов
3) правописание слов
4) образование слов
3. Слово, имеющее одно значение, называется:
1) сложным
2) однозначным
3) многозначным
4) простым
4. Укажи ряд, в котором все слова многозначные.
1) гребень, варить, сахар
2) ключ, звезда, шляпка
3) сыр, речь, глагол
4) ромашка, хвост, каша
5. Определи значение слова кисть в предложении «Ярко горят на снегу кисти рябин».
1) часть руки
2) украшение из пучка нитей
3) пучок щетинок для нанесения краски
4) форма расположения плодов у растений
6. Запиши названия предметов.
- Речная костистая рыба с колючими плавниками. ____________________
- Щётка для мытья посуды. __________________________
II вариант
1.Лексическое значение слов разъясняется:
1) в орфографических словарях
2) во фразеологических словарях
3) в толковых словарях
4) в словах синонимов
2. Слово, имеющее несколько значений, называется:
1) сложным
2)однозначным
3)многозначным
4)простым
3. Укажи ряд, в котором все слова многозначные.
1)рысь, кисть, щенок
2)ручка, ёрш, кастрюля
3)корень, ключ, кнопка
4)лампа, компьютер, ножницы
4. Определите, что означает предложение: Мама светится от счастья.
1)В помещении стало светло
2)мама хорошо освещена
3)мама радуется
4)мама освещает комнату
5. Выделенное слово употреблено в переносном значении в словосочетании.
1) горячий песок 3) горячее сердце
2) крутой склон 4) золотые часы
Изложение по коллективно - составленному плану.
Как я купил собаку.
Охотник продавал собаку. Это была большая,умная собака. Я купил её. Собаку звали Томка. Мы вышли из дома хозяина. Томка вздрогнул и оглянулся.
Дома собака опустила мне на колени голову. В глазах мелькнул ужас. Три дня она отказывалась от еды. Собака мучилась. Я полюбил её за верность хозяину.
Я вызвал охотника телеграммой. Он приехал. Томка радостно завилял хвостом, лёг на бок.
Собака дала нам хороший урок. Мы поняли,что друзей не продают и не покупают.
План.
1.Охотник продал собаку.
2.Томка грустит о родном доме.
3.Хозяин приехал.
4.Хороший урок.
Орфография: хозяин, колени, охотник, на бок, не продают, не покупают.
III четверть
Списывание «Редактирование текста».
Раздели текст на предложения. Расставь, где нужно знаки препинания.
Спиши текст.
1 вариант
Косой дождь становился все мельче тучи начали разделяться на волнистые облака через минуту заблестел робкий луч солнца осиновая роща роняет с ветвей капли дождя с веселой песней вьются жаворонки
Вариант
Ветер крутится в верхушках деревьев хлещет проливной дождь мы пробуем укрыться под старой ольхой молния на мгновение озаряет всё вокруг мы покидаем убежище и выходим из леса
IV четверть
Контрольная работа
«Редактирование текстов с целью совершенствования их содержания и формы, сопоставление чернового и отредактированного текстов».
Прочитай. В тексте перепутан порядок абзацев. Восстанови правильную последовательность абзацев. Озаглавь текст, составь его план.
Среди васильков есть и не синие. Они бывают и лиловато-красные, и розоватые, и почти белые. Но у всех васильков, какими бы разными они не были, есть общая особенность. Каждый василек не просто цветок, а маленький букетик. По его краям – длинные лепестки с зубчиками, похоже на свернутые трубочки. Зато в самой середине васильки – цветочки настоящие.
Любуются люди красивыми цветками, собирают из них букеты, плетут венки, а мастерицы-рукодельницы вышивают синие васильки среди золотых колосьев. Красиво!
Синий василёк растет только среди ржи, а если встретится в другом месте – значит, когда-то было здесь ржаное поле. В тех странах, где рожь не сеяли, не знали и о синем васильке, например Древнем Египте.
Приложение 2.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
В 3 а классе на 2019 – 2020 учебный год.
Учитель: Солдатова С.Н.
I четверть
Недель – 8 ч.
№ п/п | Тема урока | Дата | |
План | Факт | ||
1. | Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (14 часов) Слово. В мире слов. Работа со словарем. Этимология. | 6.09. | |
2. | Пословицы. Поговорки. | 13.09. | |
3. | Фразеологизмы. | 20.09. | |
4. | Многозначные слова. | 27.09. | |
5. | Новые и научные слова. | 4.10. | |
6. | Архаизмы. | 11.10 | |
7. | Тест «В мире слов» | 18.10 | |
8. | Контрольная работа. Деформированный текст. | 25.10 |
Отметка о прохождении программы:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II четверть
Недель – 8 ч.
№ п/п | Тема урока | Дата | |
План | Факт | ||
1. | Синонимы. | 8.11. | |
2. | Антонимы. | 15.11. | |
3. | Омонимы. | 22.11. | |
4. | Контрольная работа «Лексическая грамотность» | 29.11. | |
5. | Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. | 6.12. | |
6. | Происхождение русских имен и фамилий. Проект. | 13.12. | |
7. | Тест «Найди речевые ошибки» | 20.12. | |
8. | Изложение по готовому плану. | 27.12. |
Отметка о прохождении программы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III четверть
Недель – 10 ч.
Списывание – 1
№ п/п | Тема урока | Дата | |
План | Факт | ||
1. | Раздел 2. Язык в действии (8 ч) Говори правильно. Ударение. | 17.01. | |
2. | Произношение слов. Работа с орфоэпическим словарем. | 24.01. | |
3. | Многообразие суффиксов. Значения суффиксов. | 31.01. | |
4. | Грамматические категории русского языка. Категория рода и числа имен существительных. Практическое овладение нормами употребления грамматических форм имен существительных. | 07.02. | |
5. | Грамматические категории русского языка. Падеж имен существительных. Практическое овладение нормами употребления грамматических форм имен существительных. | 14.02. | |
6. | Совершенствование навыков орфографического оформления текста. | 21.02. | |
7. | Списывание «Расставь знаки препинания». | 28.02. | |
8. | Составление текста по опорным словам и готовому плану. | 06.03. | |
9. | Секреты речи и текста.(12ч.) Речевой этикет. | 13.03. | |
10. | Информативная функция заголовков. Типы заголовков. | 20.03. |
Отметка о прохождении программы:____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
IV четверть
Недель - 8 ч.
№ п/п | Тема урока | Дата | |
План | Факт | ||
1. | Составление плана текста, не разделенного на абзацы. | 03.04. | |
2. | Контрольная работа «Работа с текстом» | 10.04. | |
3. | Типы текста. Текст- повествование. | 17.04. | |
4. | Типы текста. Текст- описание. | 24.04. | |
5. | Типы текста. Текст- рассуждение. | 08.05. | |
6. | Сочинение. Текст- описание. | 15.05. | |
7. | Сочинение по опорным словам «Здравствуй, лето!». | 22.05. | |
8. | Урок-игра «В мире родного языка» | 29.05. |
Отметка о прохождении программы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3.