Если бы я был бабочкой

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Введение………………………………….……………………………………...…2

 

2.Птицы Кемеровской области…………………………………………………..…6

 

3.Хвойные деревья Кемеровской области…………………………………...……17

 

4.Лиственные деревья Кемеровской области………………………………….…25

 

5.Насекомые Кемеровской области…………………………………………...…..32

 

6.Животный мир Кемеровской области…………...…………………………..….45

 

7.Здоровье от природы...……………………………………………………….…..53

 

8.Бегегите лес ……………………………………………………………………..59

 

9.Полезные ископаемые Кемеровской области……………………………….…64

 

10.ТРИЗ: творческие задачи……………………………………………………….74

 

11.Биологические эффекты……………………………………..…………………76

 

12.Физические эффекты……………………………………………………………80

 

13.Составление творческих рассказов и сказок……………………………..…..83

 

14.Список литературы……………………………………………………………...85

 



ВВЕДЕНИЕ

Развивающие возможности маршрута «Сказочные тропы Кузбасса»:

ü ресурсы содержания (задания, тексты, баннеры, буклеты и т.п.);

ü ресурсы технологии (репродуктивная деятельность, исследовательская деятельность, творческая деятельность и ценностно-эмоциональная);

ü ресурсы игры.

Формируются следующие качества:

1)  когнитивные (познавательные) качества - умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.;

2) креативные (творческие) качества - вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.;

3) методологические (оргдеятельностные) качества - способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; рефлексивное мышление; коммуникативные качества и др.

Цель деятельности состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребята:

ü самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

ü учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

ü приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

ü развивают у себя исследовательские умения;

ü развивают системное мышление.

Как весьма эффективное средство при обучении применяются элементы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Применение методов ТРИЗ развивает системное представление ребят об окружающем нас мире, вырабатывает навыки творческого мышления. Данные методы выделяют функциональность, значимость и актуальность окружающих объектов. Под методами, прежде всего, подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов, метод «думательных» шляп, приёмы разрешения противоречий и др. Приобретённые знания и умения нуждаются в практическом применении, а ТРИЗ как раз способствует реализации знаний в системном подходе. Любое решение является правильным, ответы делятся на слабые, средние и сильные, применяются самые нетрадиционные решения, где ребёнок может проявить своё творчество.

Наряду с традиционными информационными текстами, репродуктив-ными вопросами включают проблемы – творческие задачи, которые можно брать готовыми и просто решать, а можно придумывать и самим.

       Задачи имеют практическую направленность, показывают тесную связь с жизнью, вызывая интерес к предмету. По-настоящему интересно то, что имеет свои тайны, свои приключения. Такими свойствами и обладают творческие задачи, при решении которых учащийся эмоционально вовлечен, обдумывает проблему, находит решения, наконец, с интересом учится.

Взрослый намеренно ставит перед учениками проблему, а ученик ищет пути решения.

Применение ТРИЗ развивает способности к нетрадиционному подходу к решению различных проблем. Учащиеся умеющие решать, такие задания более адаптированы к пониманию окружающего мира, где часто поджидает множество трудностей.

Основными достоинствами ТРИЗ являются:

ü существенное повышение вероятности решения творческих задач учащимися, благодаря использованию системы алгоритмов, методов и приёмов,

ü снятие психологического барьера боязни перед новым, неизвестным, восприятие жизненных и профессиональных проблем не как непреодолимого препятствия, а как очередной задачи, которую надо решать;

ü гуманистический характер направленности обучения, основанный на решении актуальных и полезных для людей проблем.

Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

На первом этапе дети в игровой форме знакомятся с противоречиями в окружающей действительности, учатся их находить и формулировать.

Игра «Да-Нетки», «Угадай, что я загадала», «Хорошо – плохо», «Черное – белое», «Наоборот», «Перевёртыши» и др. Например, ведущий поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества.

Пример: Листопад - это хорошо? Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами. Листья под ногами - плохо. Почему? Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.

Большинство игр можно проводить с мячом. Пример: ведущий бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает мяч ведущему (хороший – плохой, строить - разрушать выход – вход и т.д.).

На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма. Пример: «Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?». Ответы детей: на черного зайца легче охотиться лисе, особенно его хорошо видно на снегу; теперь ему только под землей надо жить или там, где вообще нет снега, а только черная земля; а гулять ему теперь надо только ночью; ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его и др.

Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного». Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.

Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.

Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Например, на мяч переносятся свойства таких объектов, как бабочка и бабушка. Какой он, мяч? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки и др.

Метод «Системный анализ» или схема талантливого мышления  помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу. Например: система «Лягушонок», подсистема (т.е. из чего состоит, части системы) – лапки, глаза, кровеносная система и т.д., надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем (а ещё выше – природа).

Если мы рассмотрим что-то... Это что-то для чего-то...

Это что-то из чего-то... Это что-то часть чего-то...

Чем-то было это что-то... Что-то будет с этим что-то...

Ведущий задает вопросы: «Что было бы, если бы все лягушки исчезли?», «Для чего они нужны?», «Какую пользу они приносят?». Дети предлагают варианты своих ответов, суждений. В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).

Задание «Найди лишнее слово в каждой строчке»:

стул, стол, змея, тренога, лошадь (общая подсистема - ноги);

фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (общая подсистема - вода).

Задание «Предлагаю систему, подбери слова, входящие в эту систему»:

лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа;

река - берег, рыба, рыбак, вода, тина.

ü Что может дождь? Растворить лед. Когда и почему? Когда ярко светит солнце, тепло.

ü Что может растение? Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.

ü Что может лед? Лед может расколоться, треснуть. А какие полезные функции у льда? Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.

ü Что можно делать со льдом? Можно раскрашивать красками, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки.

ü Что может дождь? Капать, литься как из ведра, создать лужи, поливать растения, делает воздух свежим, моет дороги, может моросить.

Обучать детей устанавливать причинно – следственные связи помогают игры – упражнения: «Что лишнее?», «Что вначале, что потом?», «Какую картинку надо поставить в пустую клетку?». Здесь используют такие игры как «Логический поезд», «Большое Лу – Лу» и др. Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны. Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т.д.

Метод «Эмпатия» (от греческого страдание, боль, сопереживание) - это способность одного человека эмоционально отзываться на переживание другого человека; это умение перевоплощаться не только в другого человека, но и в животных, и даже в неодушевленные предметы (личностная аналогия).

Ребята представляют себя каким-либо объектом и могут рассказать от лица этого объекта о своей жизни, отвечая на следующие вопросы:

ü   Каково ваше предназначение? Какие функции вы должны выполнять?

ü   Опишите свой характер, привычки, что вам нравится, что не нравится?

ü С какими другими объектами вы вступаете во взаимодействие, какие при этом испытываете эмоции?

ü   Что мешает вам выполнять ваши функции? Почему?

ü   О чем вы мечтаете? Что хотели бы сказать людям?

ü   Пофантазируйте о том, что изменилось бы в жизни, если бы вас не было.

При составлении рассказа дети стараются пользоваться научно- популярной литературой, словарями, энциклопедиями и другими источниками.

Вот пример такой исследовательской работы по теме «Насекомые»:

Если бы я был бабочкой

Если бы я был бабочкой, то относился бы к самым красивым насекомым. Мои крылья были бы покрыты мельчайшими чешуйками, которые и придают мне такую окраску. Мы, бабочки, как и многие насекомые, проходим несколько стадий развития, прежде чем становимся взрослыми. Эти изменения называются метаморфозом. Я бы откладывал яйца на растения, которые будут есть вылупившиеся гусеницы. Из каждого яйца выходит гусеница. Она очень много ест, и быстро растет. Я тоже когда- то был гусеницей. Я порхаю по лугу, сажусь на яркие цветы. Хорошо жить на свете, когда тебя не трогают мальчишки.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: