Фонематический анализ, синтез и представления

А) Фонематический анализ

Выделение звука на фоне слова.

Материалом исследования являются следующие слова: марка, окно, комар, дом, шапка, чашка, рама, цапля, обруч, шар, кольцо, огурец, ласточка, карман.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается определить, есть ли звук М (Ц или Р) в словах.

Определение первого и последнего звука в словах.

Материал исследования включает слова: лук, окна, улица, рыбак, трава, сумка, трактор, шиповник, камыш, танк, пакет, букет, горнист, мотоцикл, кенгуру.

Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку определить, какой первый звук в названном слове. После выполнения задания (правильного или неправильного) задается вопрос: «А какой последний звук в слове?». Слово повторно называется.

Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Материал исследования тот же, что и в Б).

Процедура и инструкция. Экспериментатор задает вопросы типа «Где слышится звук М в слове рама (камыш, мотоцикл и т.д.)?»

Определение количества звуков в словах.

Материал исследования составляют следующие слова: дом, лук, рама, лапа, окна, астра, крыша, трава, кошка, лампа, карман, Барбос, клумба, палата, капуста.

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает ребенку следующую инструкцию: «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты внимательно слушай и определяй, сколько звуков в слове». Называется слово. Экспериментатор задает вопрос: «Сколько же звуков в этом слове?»

Определение последовательности звуков.

Материал исследования тот же, что и в Г).

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается последовательно назвать звуки слова.

Определение «соседей» звука в слове.

Материалом исследования служат слова: муха, лужа, крыса, дочка, лампа, крошка, крапива, скатерть, скакалка, крыжовник.

Процедура и инструкция. Экспериментатор называет слово и дает, например, следующую инструкцию: «Какой звук в слове муха слышится перед звуком Х, после звука Х?»

Определение позиционного места звука в слове (какой по счету звук в слове?).

Материал исследования – слова: рама, лампа, сумка; крыша, пароход, карман; мышка, лягушка, окошко; скатерть, скамейка, локоть.

Процедура и инструкция. Ребенку даются следующие задания: определить, какой по счету звук М в словах рама, лампа, сумка; какой по счету звук Р в словах крыша, пароход, карман; какой по счету звук Ш в словах мышка, окошко, лягушка; какой по счету звук К в словах скатерть, скамейка, локоть.

Б) Фонематический синтез.

Материалом исследования служат звуки и слова: мак, сук, рука, лужа, мошка, ручка, канава, сухари, капуста, крошка.

Процедура и инструкция. Экспериментатор называет звуки слова и просит ребенка узнать слово.

В) Фонематические представления.

Придумывание слов из определенного количества звуков.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается придумать по три слова из 3-х, затем из 4-х, далее из 5-ти звуков.

Нахождение картинок, в названии которых три, четыре, пять звуков.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть 6-7 картинок и показать те, в названии которых три звука. Аналогичным образом дается задание отобрать картинки, в названии которых четыре, а затем пять звуков.

Критерием оценки служит количество правильно выполненных заданий.

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе количественной обработки материалов экспериментального исследования можно использовать следующие формулы:

1) на основе побалльной оценки вычисляется коэффициент выполнения заданий по формуле К = х/у, где х – сумма баллов, полученных при выполнении заданий; у – максимальное количество баллов при выполнении данных заданий.

2) на основе подсчета правильно выполненных заданий в группе определяется уровень успешности (в %) по формуле

У = (N1 100): N, где N1 - количество правильно выполненных заданий, N - общее количество заданий.

Для определения статистической значимости различий используется t -критерий Стьюдента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: