А) Фонематический анализ
Выделение звука на фоне слова.
Материалом исследования являются следующие слова: марка, окно, комар, дом, шапка, чашка, рама, цапля, обруч, шар, кольцо, огурец, ласточка, карман.
Процедура и инструкция. Ребенку предлагается определить, есть ли звук М (Ц или Р) в словах.
Определение первого и последнего звука в словах.
Материал исследования включает слова: лук, окна, улица, рыбак, трава, сумка, трактор, шиповник, камыш, танк, пакет, букет, горнист, мотоцикл, кенгуру.
Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку определить, какой первый звук в названном слове. После выполнения задания (правильного или неправильного) задается вопрос: «А какой последний звук в слове?». Слово повторно называется.
Определение места звука в слове (начало, середина, конец).
Материал исследования тот же, что и в Б).
Процедура и инструкция. Экспериментатор задает вопросы типа «Где слышится звук М в слове рама (камыш, мотоцикл и т.д.)?»
Определение количества звуков в словах.
|
|
Материал исследования составляют следующие слова: дом, лук, рама, лапа, окна, астра, крыша, трава, кошка, лампа, карман, Барбос, клумба, палата, капуста.
Процедура и инструкция. Экспериментатор дает ребенку следующую инструкцию: «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты внимательно слушай и определяй, сколько звуков в слове». Называется слово. Экспериментатор задает вопрос: «Сколько же звуков в этом слове?»
Определение последовательности звуков.
Материал исследования тот же, что и в Г).
Процедура и инструкция. Ребенку предлагается последовательно назвать звуки слова.
Определение «соседей» звука в слове.
Материалом исследования служат слова: муха, лужа, крыса, дочка, лампа, крошка, крапива, скатерть, скакалка, крыжовник.
Процедура и инструкция. Экспериментатор называет слово и дает, например, следующую инструкцию: «Какой звук в слове муха слышится перед звуком Х, после звука Х?»
Определение позиционного места звука в слове (какой по счету звук в слове?).
Материал исследования – слова: рама, лампа, сумка; крыша, пароход, карман; мышка, лягушка, окошко; скатерть, скамейка, локоть.
Процедура и инструкция. Ребенку даются следующие задания: определить, какой по счету звук М в словах рама, лампа, сумка; какой по счету звук Р в словах крыша, пароход, карман; какой по счету звук Ш в словах мышка, окошко, лягушка; какой по счету звук К в словах скатерть, скамейка, локоть.
Б) Фонематический синтез.
Материалом исследования служат звуки и слова: мак, сук, рука, лужа, мошка, ручка, канава, сухари, капуста, крошка.
Процедура и инструкция. Экспериментатор называет звуки слова и просит ребенка узнать слово.
|
|
В) Фонематические представления.
Придумывание слов из определенного количества звуков.
Процедура и инструкция. Ребенку предлагается придумать по три слова из 3-х, затем из 4-х, далее из 5-ти звуков.
Нахождение картинок, в названии которых три, четыре, пять звуков.
Процедура и инструкция. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть 6-7 картинок и показать те, в названии которых три звука. Аналогичным образом дается задание отобрать картинки, в названии которых четыре, а затем пять звуков.
Критерием оценки служит количество правильно выполненных заданий.
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
В процессе количественной обработки материалов экспериментального исследования можно использовать следующие формулы:
1) на основе побалльной оценки вычисляется коэффициент выполнения заданий по формуле К = х/у, где х – сумма баллов, полученных при выполнении заданий; у – максимальное количество баллов при выполнении данных заданий.
2) на основе подсчета правильно выполненных заданий в группе определяется уровень успешности (в %) по формуле
У = (N1 100): N, где N1 - количество правильно выполненных заданий, N - общее количество заданий.
Для определения статистической значимости различий используется t -критерий Стьюдента.