Структура философского знания

ЛЕКЦИЯ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

 Философия (от греч. Phileo - люблю и Sophia - мудрость) буквально означает "любовь к мудрости". Она зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира (Индия, Китай, Египет). Классическая форма - в др. Греции. Первый человек, называвший себя философом - Пифагор. В качестве особой науки философия выделена Платоном. Данная наука сначала включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире, имея задачу дать ответ на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.

Кроме познания мира, "любовь к мудрости" предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни. Мудрость была призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, указывала правильный путь, служила руководством человеческого поведения и образа жизни. философия мировоззрение цивилизация общество

Для раскрытия специфики философии важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке, предтече философии. Наша работа базируется на представлении о тесном и неразрывном родстве философии и мировоззрения, которое наиболее зримо проявляет себя в современном философском мировоззрении. Между тем, с одной стороны, исторически философия и мировоззрение не всегда существовали одновременно и, тем более, представляли неразрывное единство, во-вторых, отнюдь не все направления XX в. признают мировоззренческую функцию философии и, в-третьих, нередко по-разному интерпретируются взаимосвязи между философией и мировоззрением. На этих вопросах необходимо далее остановиться.

Предмет философии как науки изменялся в ходе исторического развития.

Зарождение ее совпадает с зачатками форм научных знаний и просто науки. Рождение философии означало рождение понятийного мышления - мышления, которое оперирует понятиями, категориями. В самом общем смысле философия - это особый вид теоретической деятельности, предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия человека и мира. Философия затрагивает человеческие интересы, хотя и далека от примитивной полезности. Философские положения невозможно не только подтвердить на опыте, но даже опровергнуть. Философия равнодушна к отдельным фактам. Ее исходные положения формулируются с помощью предельно простых понятий, поэтому их истинность нельзя доказать с помощью какой-то другой теории - более общей теории не существует.

Невозможно выстроить философские учения хотя бы в какое-то подобие линейной последовательности, невозможно показать степень продвижения философии в решении своих проблем. Философское мышление критично, философ порой сомневается в основах собственной концепции. Предмет Философии противоречив, об этом свидетельствует противоречивость оценок. И. Кант противоречивый характер философии выразил в трех вопросах: "что я могу знать", "что я должен делать", "на что я могу надеяться". В этих вопросах сочетается не сочетаемое: сущее, должное и желаемое и возможное. Но именно это парадоксальное единство и составляет сущность человека. Недаром Кант пришел к выводу, что все три вопроса можно свести к одному: "что есть человек". Философия изучает всеобщие законы развития природы общества и человеческого мышления. В качестве теоретической дисциплины философия имеет ряд разделов.

Традиционно философия включает онтологию - учение о бытие, гносеологию - учение о познании, аксиологию - учение о ценностях. Порой выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию.

Функции, выполняемые Философией:

1) Синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта;

2) Обоснование, оправдание и анализ мировоззрения

3) Разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

Структура философского знания

Подобно другим большим областям знания и наукам философия подразделяется на ряд частных философских дисциплин. Вы должны знать название и проблематику важнейших из них. В первую очередь отметим онтологию (учение о бытии) и гносеологию (учение о познании) в качестве основополагающих философских дисциплин.

1. Онтология - учение о бытии. Предметное поле онтологии является чрезвычайно широким. В него входят вопросы, связанные с бытием, его видами, качествами. Онтология исследует вопросы, связанные с материальностью или идеальностью бытия, пространственно-временными характеристиками бытия, причиной и следствием, сущностью и явлением, системностью и пр. Для обозначения онтологической проблематики долгое время использовался термин "метафизика". Метафизика понималась как учение о сверхприродных (надфизических) началах и сущностях, которые познаются не с помощью чувств, а умозрительно (спекулятивно).

2. Гносеология - учение о познании (от греческого "гнозис" - знание). Гносеология изучает все аспекты, связанные с познавательной деятельностью человека. Основными категориями гносеологии можно считать понятия "субъект", "объект", "истина" и пр. Гносеология исследует вопрос о сущности знания, о возможности познания мира, о познавательных способностях человека, об истине как цели познавательной деятельности и пр. В составе гносеологии можно выделить эпистемологию (наукоучение) как учение о науке и научном познании, а также логику - учение о нормах мышления, т.е. о таких правилах мышления, придерживаясь которых, можно прийти к истинному результату.

3. Диалектика - учение о развитии. Диалектика считается философской дисциплиной постольку, поскольку все сферы реальности находятся в процессе непрерывного движения, качественного изменения - развития. Неорганическая и органическая природа, социокультурная сфера, мышление развиваются, переходят от простых форм к всё более совершенным. Диалектика, начиная с Г. Гегеля, на основе соответствующего ей метода и системы категорий пытается постичь законы развития.

4. Натурфилософия - философское постижение природы. Основная задача натурфилософии - создание целостного образа природы, что невозможно сделать усилиями естественных частнонаучных дисциплин, изучающих лишь отдельные сферы природы. Натурфилософия отличается от естественных наук также и по методу. Если естественный науки получают знание о природе, опираясь на опыт, наблюдение и эксперимент, то натурфилософия обращается к умозрительному постижению природы.

5. Антропология - философское учение о человеке. Человек в качестве сознательного, разумного существа является одним из главных объектов философского изучения. В сфере антропологии человечество осуществляет самопознание. Основная задача философской антропологии заключается в том, чтобы ответить на вопрос о сущности человека, о том, что отличает человека от прочих живых существ. Биологическая антропология на этот вопрос ответить не в состоянии, отыскать сущность человека можно лишь средствами социально-философской антропологии.

6. Аксиология - учение о ценностях. Ценности можно определить как то, что предпочитается людьми о сравнению с чем-либо другим. К числу ценностей относятся такие понятия как благо, красота, истина; такие явления как жизнь, честь, свобода, здоровье, любовь и пр. Специфика сферы ценностей, по мнению представителей баденской школы неокантианства, заключается в том, что не существуя в реальности ценности "значат", т.е. оказывают влияние на поведение людей.

7. Этика - учение о нравственности и должном поведении людей. Основными этическими категориями являются понятия "добро" и "зло". Соответственно все поступки людей оцениваются по их месту в системе координат, задаваемой этими категориями. Этика как дисциплина интересуется не столько тем, как люди реально поступают, сколько тем, как они должны поступать. Сфера этики - область должного, а не сущего, поэтому мы причисляем этику (наряду с логикой) к нормативным дисциплинам. Этика во взаимодействии с другими дисциплинами помогает ответить на вопрос о смысле жизни человека, определить то, что является хорошим или дурным, должным или постыдным и т.д.

8. Эстетика - учение о выразительных формах бытия. Эстетику интересует не то, что проявляется, а как это проявляется. Для выяснения этого существует система эстетических категорий, в которой главное место занимает категория прекрасного. Противоположностью этой категории выступает категория безобразного. Кроме этой пары противоположных категорий эстетика оперирует такими категориями как возвышенное и низменное, изящное, смешное и грустное, трагическое и комическое и пр. Эстетику нельзя сводить исключительно к анализу произведений искусства, поскольку с позиции эстетических категорий может оцениваться и природная реальность (дерево, пейзаж за окном).

9. Социальная философия - философское изучение общества как особой сферы бытия. Социальная философия в постижении общества взаимодействует с социологией. Отметим, что в отличие от социологии социальная философия исследует общество как целостное образование, взаимодействующее с другими сферами бытия, и не занимается частными проблемами, изучаемыми социологией. Также стоит уяснить, что при изучении общества социальная философия исходит из отвлечённых предпосылок и осуществляет познание умозрительно, то социология опирается на эмпирические методы изучения (опросы, анкетирование и другие методы сбора фактической информации). Провести чёткую границу между социологией и социальной философией невозможно. Все наиболее выдающиеся социологи так или иначе выходили на уровень философских обобщений и поэтому их идеи могут изучаться в курсе социальной философии. Примерами подобных социологов являются М. Вебер, Э. Дюркгейм, П.А. Сорокин и пр.

10. Философия истории (историософия) - философское постижение истории как процесса развития человеческого общества. В отличие от исторической науки историософия изучает не столько конкретные исторические события, сколько пытается понять смысл исторического процесса, постичь его направленность и движущие силы. В частности обсуждается вопрос о цели истории, о возможном конце истории, о соотношении случайности и необходимости в истории и пр.

11. История философии - изучение процесса исторического развития философской мысли от момента её зарождения вплоть до современного её состояния. Изучение истории философии является чрезвычайно важным, без знакомства с ней невозможно говорить об изучении философии в целом. Современный физик вполне может считать себя специалистом, даже не имея представления о средневековой физике, но вряд ли мы можем считать специалистом в философии человека, не знакомого с дискуссией номиналистов и реалистов, или онтологическим доказательством Ансельма Кентерберийского. Это объясняется "вечным" характером философских вопросов, благодаря чему ответы, даваемые философами прошлых эпох, никогда не устаревают. В заключение стоит отметить, что на стыке философии и других наук (или изучаемых областей реальности) возникают смежные философские дисциплины (философия медицины, философия математики, философия политики, философия религии и пр.). В этих сферах может быть налажено успешное сотрудничество философов с представителями частнонаучных дисциплин и профессионалами в соответствующей сфере деятельности ради решения общих проблем и постижения той или иной области явлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: