За отчетный период при проведении стендовых испытаний ВКА отмечено 2 дефекта.
18.01.18 ВКА к-т У181001 снята с ПСИ по дефекту «течь масла в правой части в месте крепления ГТДЭ».
Выполнены работы по программе № 061.005-2018 и тех. карте от 20.01.2018.
13.01.18 на ВКА к-т У174087 при проверке КРД по «тест - контролю» проходит отказ по ДЧВ-2500А.
Демонтирован ДЧВ-2500А № 641720692, дефект устранился.
ДЧВ-2500А № 641720692 перепроверен на другом изделии - замечаний нет.
2.18 Установление и анализ причин несоответствий, разработка и проведение корректирующих и предупреждающих мероприятий в производстве, ремонте и эксплуатации по двигателям и ВКА, на которых выявлены несоответствия в процессе эксплуатации и ремонта (пункт 30 таблицы) проводится по стандартам предприятия: СТП 521.03.098, СТП 521.18.171, СТП 521.18.183, СТП 521.18.189.
Стандартами предусмотрена система мер по устранению и предупреждению дефектов в производстве, эксплуатации и ремонте. Эта система включает: информирование руководителей подразделений о выявленных дефектах, назначение ответственных лиц и сроков за доставку в объединение дефектной материальной части, проведение исследований дефектов, разработку мероприятий и принятие решений по эксплуатации и ремонту двигателей (при необходимости), контроль реализации мероприятий, намеченных в планах, отчетах (актах) КОИН и решениях.
|
|
За отчетный период согласно СТП 521.03.098 по исследованию дефектов и отказов, выявленных в эксплуатации, КОИН оформил:
- 24 отчетов/актов по двигателям АЛ-31Ф: №№ 2-892-2018, 2-902-2018, 5-1166-2018, 5-1184-2018, 6-697-2018, 6-698-2018, 6-699-2018, 7-431-2018, 7-432-2018, 7-435-2018, 7-445-2018, 9-477-2018, 10-88-2018, 11-269-2018, Дополнение №1 к 11-269- 2018, 12-750-2018, 12-751-2018, 12-752-2018, 12-757-2018, 12-768-2018, 13-480-2018, 15-781-2018, 17-676-2018, 17-678-2018.
Во всех отчетах проведен анализ выявленных дефектов, назначены мероприятия по их устранению и предупреждению.
В соответствии с СТП 521.18.183, 521.19.171УТЭ направляет информацию о дефектах и несоответствиях в адрес технических служб объединения и 312 ВП МО РФ:
1 В виде двухнедельных справок до 3-го и 18-го числа каждого месяца включительно.
2 В виде справок о дефектах, выявленных в ЭО при выполнении разовых и периодических работ по бюллетеням на изделиях основного производства - ежемесячно.
3 В виде квартальных справок по дефектам покупных агрегатов - ежеквартально.
4 В виде справок по рекламационным актам – ежемесячно и ежеквартально.
В адрес МКБ "Гранит", ЦИАМ, ОКБ им. А. Люльки информация о дефектах направляется ежемесячно.
По дефектам и несоответствиям ПКИ, выявленным в эксплуатации на гарантийных изделиях, информация о дефектах направлялась также в адрес изготовителей ПКИ.
|
|
На заседаниях ПДКК в соответствии с СТП 521.18.146 УТЭ сообщало о дефектах вновь выявленных, ранее не известных, повторяющихся с внедренными мероприятиями и о дефектах, приведших к досрочному съему изделий с эксплуатации, информацию по рекламационным изделиям. Решения по дефектам указывалось в Протоколах заседаний ПДКК.
Конструкторско-технологическим отделом ремонта (КТОР)в соответствии с требованиями ОТУ-2018, ПАО «ОДК-УМПО» получены отчёты по отбраковке деталей двигателей изд. АЛ-31Ф, прошедших дефектацию в 2018 г. в АО «570АРЗ».Согласно программе П521.587.001/1-2018 проведен анализ дефектов, выявленных при ремонте двигателей АЛ-31Ф и ВКА. Новых дефектов в течение 2018г. не отмечалось.
Согласно отчету цеха 6б от 21.03.2019г. количество случаев выявленных дефектов при входном контроле, сборке и на СВО после ремонта и ПИ составило:
Период | Количество случаев выявленных дефектов | Количество отремонтированных двигателей, ВКА | % отношение | |
При входном контроле, сборке, испытаниях | На СВО после ПИ | |||
2017г. | 31 | 45 | 34 | 226 |
Всего 76 случаев | ||||
2018г. | 22 | 42 | 41 | 156 |
Всего 64 случая |
Улучшение показателя.
На новых двигателях:
Период
| Количество случаев выявленных дефектов | Количество изготовленных двигателей и ВКА
| % отношение
| |
При входном контроле, сборке, испытаниях | На СВО после ПИ | |||
2017г. | 40 | 178 | 127 | 172 |
Всего 218 случаев | ||||
2018г. | 23 | 98 | 76 | 159 |
Всего 121 случай |
Улучшение показателя
2.19 Периодический анализ результатов контроля деталей, сборочных единиц и дефектации двигателей и ВКА после предъявительских испытаний в цехе сборки (пункт 31 таблицы).
Согласно отчету цеха 6б от 21.03.2019г. общее количество случаев выявленных дефектов при входном контроле, сборке и на СВО после предъявительских испытаний в цехе сборки составило 185 случаев из 117 изготовленных и отремонтированных двигателей, что составило 1,58 дефекта на 1 изготовленный и отремонтированный двигатель. В 2017 году было 1,62 - улучшение.
Мероприятия по предупреждению несоответствий, выявленных в сборочном цехе при входном контроле, сборке, на СВО и после предъявительских испытаний, предусмотрены в программе №П 521.587.001/1-2019 по обеспечению и повышению качества изделий на 2019 год и СТП 521.18.107.
2.20 Периодический анализ данных по несоответствиям, выявленным при предъявительских и приемосдаточных испытаниях двигателей и ВКА, и намеченных корректирующих мероприятий (пункт 32 таблицы).
По анализу несоответствий, выявленных при проведении стендовых испытаний изделий АЛ-31Ф и ВКА, выпущена:
- техническая справка БН-1057-2019 «Двигатель АЛ-31Ф с ВКА. Анализ дефектов, выявленных при проведении стендовых испытаний изделий 99В и ВКА за 2018 год»
- цехом 7б оформлены сводки выявленных при испытании дефектов №№:
117/10-4 от 29.01.2018г;
117/10-22 от 28.02.2018г;
117/10-48 от 28.03.2018г;
117/10-83 от 27.04.2018г;
117/10-114а от 25.05.2018г;
117/08-789 от 26.06.2018г;
117/10-178 от 25.07.2018г;
117/10-195 от 24.08.2018г;
117/10-227 от 26.09.2018г;
117/10-248 от 26.10.2018г;
117/10-279 от 27.11.2018г;
117/10-308 от 26.12.2018г.
Дефекты, выявленные за анализируемый период на деталях и узлах собственного производства, покупных комплектующих изделиях подробно рассмотрены в отчете КОИН с приведением причины проявления дефектов, мероприятий для производства и ремонта.
2.21 Проведение работ по обеспечению безопасности полетов, надежности, контролепригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности (БНКТ) двигателей и оценка результатов (пункт 33 таблицы).
Проведение работ по обеспечению безопасности полетов, надежности, контролепригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности двигателя АЛ-31Ф предусмотрено в «Программе № БН-729-2008 ред.2».
Все работы, предусмотренные ЕКП №БН-729-2008 ред. 2 «Двигатель АЛ-31Ф с ВКА. Обеспечение безопасности полета, надежности, контролепригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности изделий для стадий производства и эксплуатации. Программа БНКТ», за отчетный период выполнены или находятся на стадии согласования.
|
|
Оформлен протокол №БН-1059-2019 о выполнении единой комплексной программы №БН-729-2008 ред. 2 обеспечения безопасности полетов, надежности, контролепригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности изделия «99В» за 2018 год.
Согласно т/справки №БН-1036-2018 «Двигатель АЛ-31Ф с ВКА. Периодическая оценка показателей безотказности по состоянию на 01.07.2018 года» по результатам периодической оценки достигнутые уровни показателей безотказности Т*ДСД и Т*С, рассчитанные за период с начала эксплуатации до даты периодической оценки 01.07.2018 выше нормативных уровней.
С целью повышения БНКТ выполнить мероприятия, намеченные:
- Программой №521.587.001/1-2019 обеспечения и повышения качества выпускаемых ПАО «ОДК-УМПО» изделий 99, ВКА, 96ФП, 117, 117С, семейства изделий РД-33 и составных частей изделия ВК-2500 на 2019 год;
- отчётами КОИН, ОГМет по исследованию причин отказов и неисправностей.
Рекомендации Протокола № БН-1022-2018 намеченные на 2018 год выполнены.
2.22 Показатели безотказности и эксплуатационной надежности двигателей (пункт 34 таблицы).
Оценка показателей и эксплуатационной надежности двигателей производится в указанном в СТП 521.32.288 порядке.
2.22.1 Оценка показателей безотказности авиационных двигателей АЛ-31Ф на соответствие действующим нормам (пункт 34.1 таблицы).
Периодическая оценка показателей безотказности двигателей АЛ-31Ф по состоянию на 01.01.2019 выполнена для проведения контроля безотказности и разработки мероприятий по повышению качества двигателей.
Периодическая оценка показателей безотказности двигателей АЛ-31Ф по состоянию на 01.01.2019 выполнена в соответствии с «Методикой количественной оценки безотказности авиационных двигателей по результатам эксплуатации» (ЦИАМ, 1991) и дополнением «Методикой оценки показателей безотказности двигателей военной авиации по результатам эксплуатации при малой годовой наработке парка» (ЦИАМ, 2001).
|
|
Зачётные исходные данные относятся к двигателям АЛ-31Ф, эксплуатирующимся на территории Российской Федерации (МО РФ).
Нормативные уровни показателей безотказности (Т*ПВ норм, Т*ОП норм, Т*ДСД норм, Т*С норм) определены на основании «Норм безотказности ГТД пилотируемых самолётов и вертолётов военной авиации» (ЦИАМ, 1988) с учётом достигнутой суммарной наработки двигателей АЛ-31Ф с начала эксплуатации (СНЭ) до даты периодической оценки 01.01.2019.
Получена справка-доклад ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» по результатам эксплуатации в 2017 году.
Двигатель | Показатель в часах | Т*пв | Т*оп | Т*дсд | Т*с |
АЛ-31Ф | Фактическое значение | 3497 | 1399 | 2498 | 466 |
Нормативный уровень | 20000 | 6000 | 1800 | 430 |
где, Т*пв - наработка на полное выключение в полете;
Т*оп - наработка на отказ в полете;
Т*дсд - наработка на отказ, приведший к досрочному съему двигателя;
Т*с - наработка на суммарный отказ.
2.22.2 Проведение расчета среднестатистических показателей эксплуатационной надежности двигателей (пункт 34.2 таблицы).
В качестве исходных данных для расчёта показателей безотказности были использованы:
- технические справки по периодической оценке показателей безотказности двигателей АЛ-31Ф за предшествующие периоды;
- справки КБ «АСУ» УТЭ о дефектах, выявленных на гарантийных и негарантийных двигателях АЛ-31Ф за второе полугодие 2018 года;
- справки УТЭ о суммарной наработке парка двигателей за второе полугодие 2018 на территории России (см. исх. №152/10-61 от 15.01.2019).
Достигнутые уровни среднестатистических показателей безотказности Т*ПВ,, Т*ОП, Т*ДСД, Т*С двигателей АЛ-31Ф с начала эксплуатации до даты периодической оценки 01.01.2019 (рассчитанные согласно «Методике количественной оценки безотказности авиационных двигателей по результатам эксплуатации» ЦИАМ, 1991) и статистические показатели безотказности Т*ПВ и Т*ОП (рассчитанные согласно «Методике оценки показателей безотказности двигателей военной авиации по результатам эксплуатации при малой годовой наработке парка» ЦИАМ, 2001) приведены в таблице:
Периоды оценки показателей безотказности | Показатели безотказности, в часах | ||||||||||||
Т*ПВ | Т*ПВ при малой годовой наработке | Т*ОП | Т*ОП при малой годовой наработке | Т*ДСД | Т*С | ||||||||
факт. | норма | факт. | норма | факт. | норма | факт. | норма | факт. | норма | факт. | норма | ||
СНЭ на 01.01.2016 | 16993 | 14159 | 17874 | 8436 | 1429 | 4062 | 2979 | 3479 | 2683 | 1594 | 311 | 320 | |
СНЭ на 01.07.2016 | 16380 | 14450 | 8100 | 8609 | 1457 | 4195 | 3240 | 3592 | 2762 | 1620 | 319 | 323 | |
СНЭ на 01.01.2017 | 14433 | 14732 | 3138 | 8778 | 1474 | 4324 | 2241 | 3703 | 2788 | 1645 | 324 | 325 | |
СНЭ на 01.07.2017 | 14921 | 15061 | 16611 | 8974 | 1492 | 4457 | 2373 | 3817 | 2787 | 1668 | 330 | 328 | |
СНЭ на 01.01.2018 | 15019 | 15464 | 18352 | 9214 | 1524 | 4600 | 3670 | 3939 | 2857 | 1691 | 338 | 331 | |
СНЭ на 01.07.2018 | 15011 | 15788 | 14712 | 9407 | 1548 | 4715 | 3678 | 3852 | 2921 | 1708 | 344 | 333 | |
СНЭ на 01.01.2019 | 15013 | 16120 | 15092 | 9605 | 1583 | 4829 | 7546 | 3945 | 2955 | 1724 | 350 | 335 | |
Значение показателей безотказности Т*ПВ,, Т*ОП дополнительно рассчитаны согласно «Методике оценки показателей безотказности двигателей военной авиации по результатам эксплуатации при малой годовой наработке парка. ЦИАМ, 2001», так как годовая наработка двигателей АЛ-31Ф незначительно (до 10 раз) превосходит нормативные показатели безотказности Т*ПВ норм, Т*ОП норм и значение показателей безотказности Т*ПВ,, Т*ОП рассчитанные по «Методике количественной оценки безотказности авиационных двигателей по результатам эксплуатации. ЦИАМ, 1991» ниже нормативных показателей безотказности.
Достигнутый уровень показателя безотказности Т*ПВ двигателей АЛ-31Ф, рассчитанный на дату периодической оценки 01.01.2019:
- ниже нормируемого уровня, согласно «Методике количественной оценки безотказности авиационных двигателей по результатам эксплуатации» ЦИАМ, 1991;
- выше нормируемого уровня, согласно «Методике оценки показателей безотказности двигателей военной авиации по результатам эксплуатации при малой годовой наработке парка» ЦИАМ, 2001.
Достигнутый уровень показателя безотказности Т*ОП двигателей АЛ-31Ф, рассчитанный на дату периодической оценки 01.01.2019:
- ниже нормируемого уровня, согласно «Методике количественной оценки безотказности авиационных двигателей по результатам эксплуатации» ЦИАМ, 1991;
- выше нормируемого уровня и имеет тенденцию к росту на протяжении нескольких предыдущий периодов, согласно «Методике оценки показателей безотказности двигателей военной авиации по результатам эксплуатации при малой годовой наработке парка» ЦИАМ, 2001.
Достигнутые уровни показателей безотказности Т*ДСД и Т*С двигателей АЛ-31Ф, рассчитанные на дату периодической оценки 01.01.2019, выше достигнутого уровня за предыдущий период и выше нормируемого уровня.
2.22.3 Анализ эксплуатационной надежности двигателей АЛ-31Ф и ВКА с оценкой эффективности разработанных и внедренных мероприятий в серии, ремонте и эксплуатации (пункт 34.3 таблицы).
Результаты анализа эксплуатационной надежности двигателей АЛ-31Ф и ВКА за отчетный период приведены в технических отчетах № БН-1037-2018 и № БН-1046-2019 КОИН.
Согласно выводам отчетов всего по результатам эксплуатации гарантийных двигателей АЛ-31Ф в МО РФ за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. выявлено 90 неисправностей (119 в 2017г.); из них: 52 неисправности – на 45 двигателях первой категории, 38 неисправностей – на 35 двигателях второй категории.
Наибольшее количество неисправностей выявлено на двигателях АЛ-31Ф, изготовленных и отремонтированных объединением в 2016 году (18 неисправностей, что составляет 44% от общего количества неисправностей (41 неисправность), выявленных за I полугодие 2018 года) и в 2017 году (24 неисправности, что составляет 49% от общего количества неисправностей (49 неисправностей), выявленных за II полугодие 2018 года).
Неисправности, выявленные на гарантийных двигателях в эксплуатации в МО РФ в 2018 году, по причине проявления распределились следующим образом:
- | вина ЭО | - | 69% (62 случая), |
- | производственные дефекты | - | 12% (11 случаев), |
отказы ПКИ | - | 12% (11случаев), | |
- | нарушение регулировки ПКИ | - | 6% (5 случаев), |
регулировки | - | 1% (1 случай) |
Согласно выводам отчетов всего по результатам эксплуатации двигателей АЛ-31Ф на предприятиях-потребителях за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. выявлено 39 неисправностей (51 в 2017 г.); из них 27 - на 16 двигателях первой категории, 12 неисправности – на 10 двигателях второй категории.
Неисправности, выявленные на двигателях в эксплуатации на предприятиях-потребителях в 2018 году, по причине проявления распределились следующим образом:
- | нарушения регулировки | - | 46% (18 случаев), |
- | вина ЭО | - | 21% (8 случаев). |
- | производственные дефекты | - | 18% (7 случаев), |
- | отказы ПКИ | - | 15% (6 случаев), |
Согласно выводам отчетов при эксплуатации негарантийных двигателей АЛ-31Ф в ЭО МО РФ за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. выявлено 65 неисправностей (56 в 2017 г.).
Согласно выводам отчетов при эксплуатации гарантийных и негарантийных ВКА за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. выявлено 8 неисправностей (6 в 2017 г.).
Во втором полугодии 2018 года в ПАО «ОДК-УМПО» выполнен капитальный ремонт 14 двигателей АЛ-31Ф. Анализом информации по отбраковке установлено, что за отчетный период, наибольшее количество дефектов без возможности проведения восстановительного ремонта имеют лопатки компрессора.
Конкретные неисправности приведены в технических отчетах КОИН № БН-1037-2018, № БН-1046-2019г.
В ПАО «ОДК-УМПО» ежемесячно проводятся совещания постоянно действующей комиссии по качеству, на которых рассматриваются случаи повторяющихся дефектов в эксплуатации и в производстве с разработкой мероприятий по предупреждению дефектов и анализом их результативности.
В ПАО «ОДК-УМПО» согласно Единой комплексной программе №БН-729-2008 ред.2 «Двигатель АЛ-31Ф с ВКА. Обеспечение безопасности полёта, надёжности, контролепригодности и ремонтной технологичности изделий для стадий производства и эксплуатации» постоянно ведётся работа по выявлению повторяющихся дефектов, анализ наличия и достаточности проведенных корректирующих и предупреждающих действий. Оформлены протоколы № БН-1022-2018 о выполнении программы за 2017 год, №БН-1059-2019 о выполнении программы за 2018 год.
В ПАО «ОДК-УМПО» 27.04.2018 проведено совместное совещание с представителями предприятий-поставщиков комплектующих изделий, полуфабрикатов и материалов. По итогам совещания разработаны мероприятия и оформлен Протокол №521.587.060-2018 от 28.04.2018.
В ПАО «ОДК-УМПО» с 01.02.2018 по 01.05.2018 проведены периодические испытания изделия «99В серии 23 исполнения 25» с ВКА – изделие выдержало периодические испытания по программе ЭЦИ 05.62.5817-17. По результатам испытаний выпущен Акт (отчет) № 521.587.007-2018 от 26.10.2018.
На базе АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» 04.07.2018 проведено совместное совещание с представителями предприятий-поставщиков и разработчиками комплектующих агрегатов, Институтов промышленности и представителями ВП МО РФ по надёжности ПКИ двигателей АЛ-31Ф, АЛ-31ФП и АИ-222-25 за 2016…2017 гг. По итогам совещания разработаны рекомендации и оформлен протокол № 09.621.058-18 от 08.08.2018.
В ПАО «ОДК-УМПО» 25.04.2019 проведено совместное совещание с представителями предприятий-поставщиков комплектующих изделий, полуфабрикатов и материалов, с целью повышения качества поставляемых материалов и покупных комплектующих изделий. По итогам совещания разработаны мероприятия и оформлен Протокол №521.587.043-2019 от 29.05.2019.
В ПАО «ОДК-УМПО» постоянно ведётся работа по анализу параметров двигателей АЛ-31Ф, полученных при стендовой отладке и при первых опробованиях в составе объектов в процессе эксплуатации. По результатам анализа выпускаются технические справки с рекомендациями по сокращению количества регулировок изделий у потребителей.
ОГК выпущена техническая справка № ТО-18-15(09) от 07.09.2018 по анализу регулировок двигателей 99В, 96ФП, 117С, проведенных при стендовой отладке и при первых опробованиях в эксплуатации за 2017 год. Очередная техническая справка по анализу регулировок за 2018 год будет выпущена в 3 квартале 2019 года.
2.23 Статистический анализ наработки двигателей при приемосдаточных испытаниях (пункт 35 таблицы).
Цель анализа - оценка качества двигателей АЛ-31Ф и стабильности их производства на ПАО «ОДК-УМПО» по доле наработки, затраченной на устранение дефектов, проявившихся при приемо-сдаточных испытаниях (ПСИ).
Результаты статистического анализа наработки двигателей АЛ-31Ф при ПСИ за отчетный период приведены в технической справке № 014.001-2018 от 28.02.2019г. цеха 7б.
Кτ - коэффициент качества, показывающий, какая доля наработки использовалась на операциях, предусмотренных технологическим процессом проведения ПСИ (основной критерий качества изготовления и сборки двигателей по наработке при ПСИ).
Среди основных причин большой наработки изделий на ПСИ:
- снятие изделий из-за повышенной вибрации и резких изменений её амплитуды;
- устранения дефектов, связанных с заменой забракованных ПКИ;
- некомплектная поставка двигателей и ВКА на испытания (раздельно ВКА и двигатель).
По сравнению с 2017 годом средняя наработка, обусловленная работами по устранению дефектов, незначительно увеличилась с 2,35ч до 2,44ч. Это свидетельствует о снижении качества изготавливаемых деталей.
Коэффициент качества Кτ по наработке при проведении ПСИ за рассматриваемый период для двигателей АЛ-31Ф равен 0,723. Коэффициент качества Кτ увеличился с 0,664 в 2017 г. до 0,723 в 2018 г.
Полученное значение коэффициента качества Кτ двигателей находится в пределах средних значений коэффициента качества Кτ по наработке при ПСИ по отрасли (0,70…0,82 по данным ЦИАМ).
Характер изменения коэффициента качества Кτ двигателей за крайний 2018 год приобрел положительную динамику в части стабильности производства двигателей АЛ-31Ф (увеличение коэффициента Кτ с 0,664 до 0,723).