Министерство образования и науки Республики Казахстан
Техническое и профессиональное образование
Регистрационный№ __
«___» ________ 20__г.
ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ ЯЗЫК
(наименование дисциплины)
(общественно-гуманитарноенаправление)
На базе основного среднего образования
Программа рассмотрена и рекомендована учебно-методическим объединением по общеобразовательным дисциплинам общественно-гуманитарного направления
Протокол № 2 от «03» июля 20 20 г.
Программа рассмотрена и одобрена Республиканским учебно-методическим советом технического и профессионального, послесреднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан
Протокол № 1 от «15 » июля 20 20 г.
Содержание
1. | Пояснительная записка | 4 |
2. | Тематический планучебной дисциплины | 8 |
3. | Результаты обучения и критерии оценивания | 13 |
4 | Перечень литературы и средств обучения. | 45 |
Пояснительная записка
|
|
Типовая учебная программа разработана в соответствии с Государственными общеобязательными стандартами образования всех уровней, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 604 от 31 октября 2018 года и типовыми учебными планами начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 500 от 8 ноября 2012 года.
Список рекомендуемой литературы составлен на основе Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 мая 2019 года № 217 «Об утверждении перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях».
Программа по предмету «Русский язык» способствует становлению мировоззрения обучающегося, дает возможность пользоваться информацией различных сфер: социально-культурной, социально-экономической, социально-юридической, научно-технической, учебно-профессиональной; помогает ориентироваться в общемировом образовательном пространстве.
Цель обучения учебной дисциплины: «Русский язык» - развитие творчески активной языковой личности путем совершенствования функциональной грамотности обучающихся по всем видам речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо) на основе сформированных знаний о языке, с учетом норм употребления средств разных уровней и активизации их в продуктивной речевой деятельности в разных сферах общения.
|
|
Предметом обучения является современный русский литературный язык в его реальном функционировании в современных условиях полиэтнического и многоязычного Казахстана.
Задачи учебной программы:
1) Использование знаний о русском языке, соблюдение норм литературного языка (орфоэпических, орфографических, лексических и грамматических) и правил речевого этикета в устной и письменной речи в различных сферах и ситуациях общения;
2)Совершенствование навыков информационного поиска, извлечения и преобразования информации;
3) Обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств академического языка;
4) Совершенствование навыков критического мышления: анализа, синтеза, оценки, интерпретации полученной информации;
5)Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативных задач;
6) Совершенствование навыков слушания и говорения;
7) Совершенствование умений создавать монологическое высказывание в различных жанрах публичных выступлений, критически оценивать и выбирать языковые средства с точки зрения нормативности, в соответствии с ситуацией общения;
8) Совершенствование умений успешного диалогического общения, ведения дискуссии в разных сферах и коммуникативных ситуациях, предлагая пути решения проблемы;
9) Совершенствование стилистической грамотности при создании текстов разных жанров; формирование индивидуального авторского стиля; умение корректировать и редактировать текст; формирование индивидуального авторского стиля;
10) Расширение представлений о национально-культурной специфике русского языка, о культуре русского, казахского и других народов;
11) Воспитание сознательного отношения к языку как средству общения, источнику знаний, духовно-нравственной ценности, как к языковому капиталу, способствующему успешной социализации в обществе
Грамматический материал изучается в контексте речевых тем. Обучение языку осуществляется через интеграцию с другими предметами посредством изучения сквозных тем, использования текстов различных предметных областей, развития академического языка.
Содержание учебного предмета включает 4 раздела:
1) Слушание и говорение;
2) Чтение;
3) Письмо;
4) Соблюдение речевых норм.
Слушание и говорение: понимание основной и детальной информации текста; различие факта и мнения; высказывание критического отношения к позиции автора; определение основной мысли с учетом невербальных средств общения; определение основной мысли с опорой на цель и позицию автора текста; прогнозирование содержания по проблеме, поднимаемой в тексте; участие в дебатах, аргументация собственной позиции, предложение разных путей решения проблемы; построение развёрнутого монолога (рассуждения на заданную тему, убеждение), включающего не менее 3-х микротем в пределах общественно-политической, социально-культурной и учебно-научной сфер; оценивание прослушанного материала с точки зрения достоверности, актуальности информации, выражение собственного мнения.
Чтение: понимание главной, детальной, скрытой информации различных текстов, критическая оценка авторской позиции; с соотнесением информации, заключенной в тексте, с информацией из других источников/личным опытом; выявление роли примечаний, иллюстраций, подзаголовков,цвета, шрифтового многообразия, звука и графических изображений, гиперссылок в передаче основной мысли текста; понимание применения специальной лексики, аббревиации, перифразы, аллюзии, эвфемизмов и других средств выразительности в тексте; определение типов, признаков и языковых особенностей текстов разных жанров, особенностей текстов научно-популярного подстиля (очерк, эссе, статья), публицистического стиля (заметка, пресс-релиз, путевой очерк); формулирование вопросов и идей для исследования по прочитанному тексту; использование приемов просмотрового чтения, сканирования и детального чтения в зависимости от коммуникативных задач, которые ставит перед собой читающий; извлечение и синтез информации из различных источников, сопоставление разных точек зрения; сравнение стилистических особенностей текстов (композиционных, языковых и жанровых) с учетом темы, основной мысли, проблемы, цели, целевой аудитории, позиции автора; интерпретация содержания предложения, абзаца, соотнесение его с темой, основной идеей, авторской позицией.
|
|
Письмо: составление разных видов плана, в том числе назывного и вопросного; изложение содержания прослушанного, прочитанного и аудиовизуального материала, перефразирование исходного материала с сохранением основной мысли; представление информации в виде графика, таблицы, диаграммы, схемы, инфографики, в т.ч. с помощью ИКТ; создание текстов научно-популярного подстиля (очерк, эссе, статья), публицистического стиля (заметка, пресс-релиз, путевой очерк); с учетом цели, целевой аудитории и речевой ситуации; написание разных видов эссе, в том числе критического, анализ научной и публицистической литературы, выражение и обоснование своего согласия/несогласия с автором; написание текстов-описаний и текстов-повествований в различных жанрах с использованием средств воздействия на читателя; корректировка и редактирование всех имеющихся недочетов в тексте с учетом целей, целевой аудитории, ситуации общения и воздействия на читателя.
Соблюдение речевых норм: соблюдение орфографических норм; использование лексики официально-делового стиля, публицистического и научного стилей, стилистических фигур в соответствии с целью и ситуацией общения; соблюдение словообразовательных и морфологических (использование глаголов абстрактной семантики, глаголов несовершенного вида настоящего времени) норм; использование знаков препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях.
|
|
Содержание учебной дисциплины «Русский язык» организовано по разделам обучения.
Содержание учебной дисциплины включает следующие разделы:
¾Имидж Казахстана: современный и исторический обзор. Искусство и литература: различные формы художественного выражения. Культура речи. Морфология. Синтаксис. Орфография. Словообразование и морфология. Стилистика;
¾Наука и этика: киборги и клоны. Человек: права и обязанности. Лексика и культура речи. Словообразование и морфология;
¾Tуризм: экотуризм. Пунктуация;
¾Экология души. Синтаксис. Пунктуация;
¾Свободное время как показатель развития общества. Орфография;
¾Толерантность и диалог межнациональных культур. Социальное неравевенство как глобальная проблема общества. Лексика.Синтаксис. Стилистика;
¾Научно-технический прогресс: интеллект искусственный и естественный. Орфография. Синтаксис. Стилистика;
¾Театр в современном мире. Стилистика. Культура речи;
¾Современное общество. Миграция. Стилистика и культура речи;
¾Современная медицина ХХI века. Синтаксис и пунктуация;
¾Молодежная культура: проблемы молодого поколения. Синтаксис и пунктуация;
¾Мир и безопасность. Орфография;
¾Историческое наследие и память. Синтаксис и пунктуация.
При создании рабочих учебных программ организация технического и профессионального образования имеет право:
¾ выбирать различные технологии обучения, формы, методы организации и виды контроля учебного процесса;
¾ распределять общий объем часов учебного времени на разделы и темы (от объема часов, выделенного на изучение дисциплины);
¾ изменять последовательность разделов и тем дисциплины, основываясь на конкретных аргументах и фактов.
В зависимости от требований работодателей и местных условий, можно изменить с целью углубления и расширения перечня разделов и тем путем внедрения регионального компонента.