Темы уроков
«Древние образы в народном искусстве»
«Убранство русской избы»
«Внутренний мир русской избы»
«Конструкция и декор предметов народного быта»
«Русская народная вышивка»
«Народный праздничный костюм»
«Народные праздничные обряды» (обобщение темы)
Обучение в I четверти предполагает необходимость достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, суть и содержание которых отражает содержание данной четверти.
Личностные результаты:
• воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к по- ликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;
• формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов;
|
|
• формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
• развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
• умение осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несущий упорядоченность космоса, постигать народные представ
ления о красоте, мироздании, которые «были и мирочувство- ванием и самой жизнью» (М. А. Некрасова); понимание ценности памятников крестьянского искусства для зрителя XXI в.;
• умение ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов России; умение сравнивать, объяснять, в чём отличие, например, жилища, одежды народов Русского Севера и Закавказья, иных регионов России;
• умение самостоятельно определять цели и задачи в учёбе, планировать пути достижения цели, приобретать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятельности, например, через более глубокое освоение программного материала (возможная тематика: «Традиционные образы народного искусства — солнце, древо, птица, конь — в картинах, народных сказках и песнях», «Искусства, которые объединяют образ народного праздника» и т. д.), умение выявлять родство, близость орнамента народной вышивки с памятниками устно-поэтического творчества (народные песни, былины), выстраивание связей между смежными предметными областями (литература, история, география);
|
|
• умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания декоративного изображения; организует самостоятельный поиск художественно-познавательного материала по конкретной тематике, используя для этого журналы, книги по искусству, Интернет; готовит выступление-презентацию совместно со сверстниками, организует выставку изделий народного творчества, реализует себя в качестве экскурсовода);
• умение определять способы действия в рамках необходимых требований, оценивать результат — художественный «ответ» — на поставленную учебную задачу, его соответствие задаче, умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.
Предметные результаты:
• осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой;
• знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки);
• умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности;
• освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения условного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции;
• приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского праздничного костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках;
• приобретение опыта совместной поисковой деятельности, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства.
В течение I четверти учащиеся знакомятся с народным (крестьянским) искусством, закладывающим фундамент для осознания специфики декоративно-прикладного искусства, истоков его образного языка и содержания. В процессе знакомства с достаточно разнообразными предметами крестьянского быта пятиклассники должны осознать, почему у декоративно-прикладного искусства именно такой способ выражения (т. е. язык знака, символизирующего некую идею), совершенно непохожий на способы выражения в других видах искусства.
Отсюда форма изображения (обобщённо-лаконичная, условно выразительная, являющаяся элементом народного орнамента) и цвет (декоративно-плоскостное пятно) как символические знаки в языке народного искусства.
Приобщение учащихся к народному (крестьянскому) искусству желательно осуществлять в системе Природа — Человек — Культура (Искусство), исходя из того, что народное искусство — это и сама природа, и историческая память народа, его отношение к миру. Такой подход даёт возможность рассматривать произведения крестьянского искусства с точки зрения отражения в них поэтических представлений человека о мире родной природы и большом мире Вселенной, сущностных сил мастера-земледельца, всей полноты его художественного дарования, а также во взаимосвязи с памятниками устно-поэтического, музыкального народного творчества.
|
|
Восприятие произведений крестьянского искусства в системе Природа — Человек — Культура помогает увидеть и понять общность и различие между аналогичными предметами искусства своего родного края и других регионов.
Исключительно важное значение для понимания учащимися содержательной глубины крестьянского прикладного искусства имеет раскрытие идеи целостности мира, выраженной через символическую трёхчастность (космос — небо, земля, подземно-подводный мир). На уроках школьники осознают, что каждый художественно оформленный предмет включён в высокий порядок мира природы и космоса и тоже отмечен или трёхчастной структурой (костюм, изба, наличник окна-ока и т. п.), или символическими знаками трёхчастности.
Педагог должен понимать, что крестьянское искусство не может быть глубоко прочувствовано, понято учащимися при формальном подходе к раскрытию его специфики, не учитывающем духовно-ценностное содержание, выраженное всем богатством строя вещи-образа.
Знакомство с памятниками крестьянского прикладного искусства происходит через рассматривание изображений резного декора деревенского дома, деревянной фигурной посуды, пряничных досок, прялок, вальков, рубелей, орнаментов народной вышивки, народного праздничного костюма, а также, конечно, подлинных вещей, позволяющих говорить о нерасторжимом единстве конструкции и декора, о богатстве художественных трактовок традиционных образов и мотивов, их «природности», изобразительной условности, символизации. Одновременно зрительный материал формирует насмотрен- ность учащихся.
В формировании познавательного интереса, эмоционально-ценностного отношения учащихся к крестьянскому искусству огромное значение имеет слово учителя. Оно становится не только носителем художественной информации, но, организованное по законам искусства, может быть столь же эффективным, что и зрительный образ. Более того, комплексное воздействие слова (образного, ёмкого, содержательного) и зрительного образа даст возможность раскрыть глубину и многоплановость произведений народного искусства, развивая от урока к уроку у учащихся потребность видеть высшее в повседневном и привычном, воспитывая чувство сопричастности к материально-духовному наследию наших предков.
|
|
Для подготовки к занятиям учителю предлагается следующий литературный материал, который поможет донести до сознания учащихся очень важные черты народного прикладного искусства.
На уроках I четверти целесообразно использовать высказывание академика Д. С. Лихачёва о народных представлениях о красоте, о народной культуре как надёжной «системе» памяти: Лихачёв Д. С. Память культуры и культура памяти / Юный художник. — 1983. — № 8. — С. 1—3.
«Культура — это память. Одно из самых сильных впечатлений моей жизни — посещение в детстве крестьянской семьи на Русском Севере, в селе неподалёку от основанного тогда Мурманска. Помню, меня поразила чистота в избе, красота наряда хозяйки, вся церемония приёма гостей — обычных петроградских школьников. И разговор был степенный, приветливый, и обед — по заведённому издавна ритуалу. Во всём чувствовалась высокая традиционная культура.
В то время я ещё не понимал, откуда это всё в обычной деревенской семье, скорее всего, неграмотной. А ведь отгадка проста. У всех народов мира крестьянские культуры — древнейшие, обладающие к тому же очень надёжной „системой" памяти. Веками, по крупицам собирали землепашцы своё духовное богатство — сказки, былины и песни, трудовые и бытовые навыки, семейный и общественный уклад. Всё хорошее не забывалось, а передавалось из поколения в поколение, снова и снова проверялось опытом и становилось традицией.
Единство представлений о красоте определило единство художественного стиля, и это, как броня, защищало народное творчество от пошлости. Такова сила памяти — величайшей из основ, на которых зиждется культура.
Память противостоит самой смерти. В русском языке „упасть без памяти" значит примерно то же, что и „потерять сознание" или „лишиться чувств“. А если навек утратить и то и другое — не лучше ли просто умереть! Выходит, слова „память" и „жизнь" едва ли не синонимы. Вот какой высокий нравственный смысл издавна придавал этому понятию русский человек».
Из предисловия Д. С. Лихачёва к кн.: Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. — М., 1983. — С. 5—6.
«...Русское народное искусство, как и искусство любого народа, — это прежде всего мир особого отношения человека к своему труду, к своей деятельности вообще и к жизни в целом. Мировоззрением народа является его трудовая деятельность, быт,
его обряды. И предметы народного искусства — все без исключения — всегда были в употреблении: ими работали, они помогали человеку даже тогда, когда служили празднику, ибо крестьянский праздник, как и всякий народный отдых, — часть трудового быта.
Предметы народного быта все принадлежат единому стилю, это тоже одна из причин, почему они не могут быть выхвачены из окружения. Все они выражают единое представление о красоте. Что же это за представление о красоте?
Определить его не совсем просто. Прежде всего народные предметы предназначены для сильной, трудовой руки, для руки, которая с детства привыкла с ними обращаться — с ними или с похожими на них. И в этом одна из причин их традиционности. Здесь не традиционность эстетических представлений, а традиционность трудового стереотипа, традиционность всего быта и всей обрядности в целом, всей жизни.
С другой стороны, предметы народного искусства созданы для глаз, которые большей частью проводят свою жизнь на ярком свету, а для Русского Севера — ещё и на белом свету полгода лежащего снега. Глаз привык к свету, его яркости, а отчасти утомлён его белизной или зелёной однообразностью. Поэтому краски подбираются по контрасту к зелёному и чтобы оживить однообразие белого. Человек „обживает" белый свет своим искусством.
Народное искусство радостно, и радостно потому, что труд доставляет радость. Даже в труде подневольном, крепостном, охранялась радость творчества для крестьянина. Он делал красивые предметы быта, своё жилище, свою одежду, орудия труда красивыми и радостными. Всё было друг с другом связано, и в народной устной поэзии мы встречаем те же образы, те же представления о мире, что и в прикладном искусстве. Крестьянин жил традиционными представлениями о красоте, как и традиционным бытом. Он не мог перестраивать своих представлений о красоте мира — вообще своих представлений о красоте. Так жили его предки, так живёт он. Устойчивость — одно из условий красоты. Новизна не привлекает, ибо она отвлекает. И даже тогда, когда нравятся формы чужого искусства (дворянского, „модного", современного), они быстро осваиваются и преобразуются в традиционные формы „своего". В народном искусстве с изумительной диалектичностью органически соединяются традиционность с творчеством нового».
На занятиях необходимо донести до сознания учащихся мысли о целостности народного мироощущения, всеобщности, космичности народного искусства: Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. — М., 1983. — С. 49, 56—58.
«Одна из существенных его особенностей (народного искусства. — Н. Г.) — постоянство в темах: тема космологических сил, отношения человека к природе, его верность народным началам, отсюда и контакт с народным искусством и особое отношение ко времени. Оно не ограничено настоящим, не сужено личным восприятием. Оно всеобще, космично, несёт праздничное чувство мира... Оно связано с переживанием вечного».
«В народном искусстве всегда присутствует высокая точка отсчёта, дающая образу дальний масштаб и одновременно связь между вещами, ансамблевое единство. „Земля — родная, её всегда чувствовал народ где-то у самых звёзд“, — говорил М. М. Пришвин.
Самая маленькая вещь-образ конструировалась по законам большого пространства, подобно коню-охлупеню на крыше избы. Мир охватывается как бы одним взглядом, одним чувством, всё живёт в нём не порознь, а вместе: поля, леса, солнце, тучи, человек — вся земля, весь белый свет. „Рыбам — вода, птицам — воздух, — говорит русская пословица, — а человеку — вся земля“. Такое восприятие жизни, мира ведёт зрителя по особому пути прочтения образа, которому мы верим, потому что он отражает не только авторское понимание жизни, а понимание народное, отлитое временем, закреплённое в формах, в традициях, несущих опыт, выработанное вековечным народным сознанием, тем, что человек чувствовал себя частью космоса, дом свой — маленькой вселенной, где всё подчинено общему с природой порядку, всё, как и в ней, гармонично, отчего человек ощущал себя защищённым и сильным.
...Окружая себя вещами-образами, он уподоблял их живому, осваивал мир, входя в особый духовный контакт с вещью. Соло- ница-утица на столе и скамейка в образе утки, конёк на крыше дома и на маленькой швейке, конь и птица на тканых, вышитых подзорах, рушниках и рубахах — и нигде никакого однообразия! Каждый образ-предмет живёт своей жизнью, несёт полноту единого мира. Господствует в нём отнюдь не утилитарное, рациональное... а духовное, художественное начало».
Основные художественные черты крестьянского бытового искусства раскрывает известный исследователь народного искусства В. С. Воронов: Воронов В. С. Крестьянское искусство. — М., 1924. — С. 35—37.
«...Творчеству крестьянских художников-ремесленников присущи стойкие и положительные признаки. Элементы декоративности играют в нём первенствующую роль — как в области форм и конструкций, так и в области внешнего убранства предмета.
Важно отметить, что декоративность крестьянского предмета была органически слитна с его практическим назначением и никогда не лишала его реальной бытовой ценности.
Трезвая конструктивность — неотъемлемая черта этого искусства. Архитектоника в построении каждой вещи — будь то сложный многосаженный резной фриз старой волжской барки, цветная вышивка женской рубахи или полотенца, фигурная обработка железного дверного кольца — органически присуща этому искусству.
Орнаментальность как принцип изобразительной композиции является также постоянной формальной чертой рассматриваемого искусства. Отсутствие натуралистических притязаний сообщает чрезвычайно устойчивый орнаментальный склад всем многообразным художественным направлениям росписи, резьбы и вышивки... Все органические мотивы, вовлекаемые в волны буйно разливающегося крестьянского узора, всегда преобразуются и трактуются в орнаментальном плане; зоркий глаз привычного декоратора схватывает и усваивает типично-выразительный орнаментальный облик всякого мотива и легко вводит его в стихию узора как родственный элемент.
Эти основные художественные черты — декоративность, конструктивность и орнаментальность, — сливаясь в каждом отдельном памятнике воедино, дают крестьянскому бытовому творчеству твёрдое и крепкое художественное основание, утверждают за ним неоспоримое право именоваться искусством; они являются характерным суммарным признаком, по которому всегда можно отличить и выделить продукт художественного крестьянского труда».
На уроке, посвящённом знакомству с внешним убранством русского традиционного жилища, у учащихся необходимо сформировать представление о доме как о целостной образной системе, как о микрокосме. Педагог может воспользоваться книгой Б. А. Рыбакова «Язычество Древней Руси» (М., 1988. — С. 468—469).
«Возьмём одну из типичных изб старой стройки из Вологодчины... Фасад избы украшен солнечными символами в самой верхней части по контуру торца кровли. Каждый солнечный знак сопровождён скульптурным изображением головы коня. Щипец кровли увенчивает массивный конёк... от которого вниз опущено дощатое „полотенце" с солярным знаком. Причелины, опускающиеся по кромке кровли, завершаются внизу тоже знаком солнца, а концам жердей с крюком на комлевом конце („куриц"), держащих жёлоб для слива дождевой воды, придана форма конской головы. Кони эти непосредственно соседствуют с солярными знаками при- челин и зрительно совмещаются в единый образ солнечных коней.
Три конно-солнечных символа фасада избы представлены в двух разных уровнях: ближе к земле, на конце кровли слева и справа по фасаду, расположены два символа; третий конно-солнечный символ помещён в самой верхней точке здания и развёрнут фронтально.
Перед нами очень важная система расположения солярных символов, система, идущая из древности и связанная с геоцентрическими представлениями о движении солнца вокруг земли: левый от зрителя край кровли — восходящее, утреннее солнце; верхний конёк на щипце кровли — полдневное солнце в зените; правый край кровли — вечернее заходящее солнце. Соединение каждого солнечного символа с фигурой коня подчёркивает динамичность всей композиции. Солнце не просто показано в трёх позициях, оно показано в своём ежедневном движении по небосводу; кони Феба влекут солнечную колесницу от востока к западу через священную точку полдня... и в архитектурной орнаментике мы видим и головы коней, и колесовидные символы солнца».
В качестве примера яркой образной речи приводим небольшую поэтическую зарисовку из книги Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» (М., 1985. — С. 102).
Поэтическая метафора будит фантазию, развивает в учениках ассоциативное мышление, собирает впечатления в единое целое, даёт возможность ощутить во всём единые природные ритмы.
«Пахарь укладывал борозду к борозде — как причёсывал, как укладывал волосок к волоску. Так кладётся в избе бревно к бревну, плаха к плахе, в изгороди жердь к жерди, а сами избы выстраиваются в ритмический ряд над рекой или вдоль дороги — как стадо, вышедшее на водопой».
Единые ритмы — напевные, спокойные, размеренные — в изобразительном и устно-поэтическом творчестве могут быть раскрыты через сопоставление узоров народной вышивки и поэтических строк русских народных песен, которые отличают повторы, богатый ритмический словесный узор. Вместе с тем песенные тексты вводят учащихся в мир целостных поэтических представлений народа.
Северная величальная песня Она шила ширинку[1] красным золотом,
Расшивала её чистым серебром,
Как усаживала скатным жемчугом.
Она шила ширинку с четырёх углов.
На первом-то углу шила чисто поле со травами,
Чисто поле со травами, с лазоревыми цветами.
На втором-то углу шила тёмные леса со деревами,
Тёмные леса со деревами, со лесными со зверями.
На третьем-то углу расшивала красно солнце с маревами,
Красно солнце с маревами, светел месяц со звёздами.
На четвёртом расшивала сине море со волнами,
Сине море со волнами, со белыми парусами.
В процессе беседы о единстве конструкции и декора предметов народного быта можно использовать фрагмент, раскрывающий картину мира в образном строе русской прялки: Рыбаков Б. М. Язычество Древней Руси. — М., 1988. — С. 511.
«Итоги анализа большого количества прялок привели к следующим выводам: резьбой и раскраской передана древняя, восходящая к бронзовому веку картина мира. Нижний мир, мир подземно-подводный, мир ночного солнца передан образом ящера и солнца, находящегося под землёй. В средней или нижней части лопасти изображалась вспаханная земля (квадратики или ромбы, обычно заштрихованные). Ниже „земли" на боковых нижних выступах прялки („серьгах", „чусках") почти обязательно изображалось рельефно восходящее и заходящее солнце. Путь солнца по небосводу обозначался выступами на верхнем дугообразном крыле прялки. Вся центральная плоскость прялки, с которой соприкасалась кудель, была отведена теме солнца, как символа неба, и изумительному по своей гармоничности изображению „белого света", играющего десятками граней своей сложной композиции».
Построить содержательную беседу на уроке, посвящённом народному праздничному костюму, учителю поможет обращение к мыслям о русском костюме как образной летописи жизни народа искусствоведа М. Н. Мерцаловой: Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. — М., 1988. — С. 12.
«Колдовская сила русского народного костюма так велика, что, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от неё. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нём ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает прошлое нашего народа с его настоящим и будущим».
Урок: «Древние образы в народном искусстве»
На данном уроке учащиеся знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), которые следует раскрывать как память народа.
Беседа строится таким образом, чтобы учащиеся поняли, что в основе мышления наших далёких предков, их взаимоотношений с природой лежала яркая образность, поэтичность, что древние люди в своём стремлении отгородиться от злых сил и привлечь силы добра пользовались системой заклинаний, которые приобретали вид схематических изображений, символических знаков.
Говоря о языке орнамента как своеобразной системе письменности, в которой каждый знак несёт определённый смысл, педагог может предложить учащимся стать на некоторое время на место древнего человека и попытаться выразить свои представления о мире с помощью языка изобразительных символов, используя точки и линии.
Слова, которые произносит учитель, необходимо перевести на язык образных знаков (солнце, дождь, засеянная пашня, дерево, лес, река, радуга, избы и т. п.), а затем выстроить их орнаментально в целостную картину мира (небо, земля, подземно-подводный мир). Метод сравнения помогает увидеть в рисунках ребят сходство. Подводя итоги задания,
Солярная орнаментика. Так древний языческий символ солнца представлен в резном декоре крестьянской избы |
дети осознают изобразительный знак не как изображение, а как обозначение, как символ, выражающий определённый смысл, понятный всем.
После этого задания учащимся легче будет расшифровать смысл отдельных элементов орнамента, изображённого на древнем глиняном сосуде («прочесть» орнамент) (учебник, с. 12). Мысли древнего человека-земледельца были проникнуты заботой об урожае, от которого зависела жизнь его рода. «Пусть прольётся дождь» — таков заклинательный смысл древнего орнамента.
Знакомя детей с древними образами, необходимо показать их в широком ряду вариативных решений, в разных материалах и технике исполнения: в росписи и резьбе по дереву, в орнаментах народной вышивки, в народной глиняной игрушке и т. п. Взять, к примеру, образ коня. Конь — первый помощник крестьянина-земледельца. В представлениях народа он олицетворял плодовитость и человека, и животных.
Разнообразные пластические решения одного и того же образа в народном искусстве обогащают восприятие школьников, помогают острее почувствовать особенность языка крестьянского прикладного искусства:
— конь на крыше избы — знак солнца, под защитой которого находится крестьянская семья;
Варианты изображения древа жизни в вышивке |
Варианты изображения древа жизни в вышивке и росписи |
— двуглавые кони в каргопольской игрушке — олицетворение весеннего и осеннего солнца (весеннее и осеннее равноденствие);
— образ всадника на коне — освободитель весны от зимних оков, в устном фольклоре этот мотив воплотился в образе Егория Храброго, отмыкающего землю;
— «конюх» — тверской деревянный ковш с конскими головами — воплощение поэтической легенды о дневном и подземном солнце;
— узорные пряники «козули» в виде коня, которые архангелогородцы пекли на Рождество, — символ молодого, нарождающегося солнца;
— изображения коней, всадников в вышивке на полотенце — олицетворение стихий, подвластных матери сырой земле.
В процессе восприятия образа древней богини (матери-земли) необходимо обратить внимание учащихся на пластическую трансформацию этого образа в древо и, напротив, на неуловимое сходство образа древа с образом Великой богини, подводя под них общую содержательную основу.
В верованиях древних славян древо жизни смыкалось с образом Великой богини, так как материнство отождествлялось с идеей бесконечного воспроизводства вида, которое было заложено именно в жизненном цикле дерева.
В итоге беседы учащиеся осознают специфику формы и цвета прежде всего как знака, который не изображает кон
кретную реальность, а именно обозначает её, символизируя определённую идею, связанную с земледельческим укладом наших далёких предков, с обожествлением солнца, неба, земли, от которых зависела их жизнь.
Полученные представления о древних образах народного искусства находят воплощение при выполнении практического задания.
В практической части урока могут быть использованы различные методические варианты решения данной темы.
Можно предложить детям выполнить задание непосредственно в творческой тетради (тетрадь, с. 6) — найти к предложенным реальным изображениям декоративно-обобщённые решения в нескольких вариантах. Это задание — на понимание принципа декоративного обобщения — ребята могут начать на уроке, а закончить дома. При этом основной акцент переносится на пластическое решение традиционного образа (в узорах народной вышивки, росписи и резьбе) и украшение его поля орнаментальным рисунком (тетрадь, с. 7). Например, используя приём «сгущения» или «разряжения» красных пересекающихся линий-«нитей» при украшении поля фигуры, учащиеся могут создать оптический эффект тонового богатства красного цвета, сделать работу более выразительной. Красный доминирующий цвет в вышивке может быть дополнен другими цветами.
Выполняя рисунок по мотивам народной резьбы, лучше всего воспользоваться сангиной, которая поможет передать теплоту дерева.
В процессе выполнения задания решаются задачи композиционного, пластического построения образа, передачи орнаментального богатства, колористической целостности поля фигуры.
В конце урока учитель предлагает детям найти и принести в класс на следующий урок материал с изображением деревянного резного узорочья русских изб.
Урок: «Убранство русской избы»
Для пятиклассников эта тема не является новой. В IV классе они рассматривали крестьянское жилище в гармонии с природой, знакомились с разными типами, конструкцией, декоративными элементами русских изб, делая первые шаги в расшифровке смысла отдельных символических знаков в народной резьбе.
На уроке, посвящённом данной теме, крестьянский дом рассматривается как художественный образ, отражающий
взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека. Накопление знаний и представлений в этом направлении идёт через эстетические переживания и их закрепление в практической работе.
Методика введения детей в тему предлагает комплексное использование средств эмоционально-образного воздействия уже в самом начале урока.
С первыми звуками тихого, проникновенного голоса деревенской дудочки-жалейки, а затем задушевной мелодии, обогащённой человеческими голосами (В. А. Гаврилин. Вечерняя музыка. Из музыкального альбома «Перезвоны» — по прочтении В. М. Шукшина), начинает работать зрительный ряд.
На фоне мелодии сменяют друг друга слайды с изображением северной природы, за ними следуют образы людей из народа (А. Г. Венецианов. Жнецы, И. Н. Крамской. Мина Моисеев и др.). В общем зрительном ряду они являются органическим звеном содержательной линии Природа — Человек — Искусство. И только после этого на экране может появиться образ крестьянского дома, сопровождаемый
Знаки солнца и земли в народной резьбе, росписи по дереву и в вышивке |
Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб |
есенинскими строками: «Мир тебе, полевая солома, мир тебе, деревянный дом».
В ходе беседы следует заострить внимание на декоративных элементах изб Русского Севера и Поволжья, попутно вспомнив их названия, которые несут образное начало. В этих названиях слышна «очеловеченность» облика крестьянского дома (лицо избы, чело, причелины, окно-око, лобовая доска).
Художественно-образная информация о трёхчастной структуре избы, в которой отражена вся Вселенная (крыша, фронтон — небо; часть сруба ниже фронтона — земля; подклет, или подклеть (подпол), — подземный мир), может стать для пятиклассников важным открытием (ибо момент возвышения обыденного есть момент возвышения человеческого духа).
В связи с этим учащимся нужно предложить более внимательно рассмотреть изобразительные и геометрические элементы декора, свидетельствующие о принадлежности их к той или иной сфере.
Подводя итог беседы, учитель акцентирует те содержательные моменты, которые способствуют формированию у учащихся целостных представлений об избе как микрокосме: выражение идеи о дневном и ночном пути солнца, о смене дня и ночи в декоре фронтона, картина мира в образном строе крестьянского дома.
Сложившиеся в результате беседы представления о декоративном убранстве избы закрепляются в практическом задании, которое может носить вариативный характер.
Одна часть учащихся украшает готовые элементы декоративного убранства избы (причелины, полотенце, фронтон, наличники) традиционными образами, мотивами, которые затем собираются в целостную композицию «Русская изба». Другая часть может украшать (работая индивидуально или группами), например, детали наличника (более крупных размеров), которые можно использовать как декоративные элементы оформления праздника.
Верхняя часть наличников крестьянских изб. Варианты резного декора |
В ходе выполнения практических заданий необходимо постоянно обращать внимание учащихся на обобщённость, условность, лаконизм решения образов птиц, зверей в декоре избы, что будет способствовать успешному освоению образного языка крестьянского искусства.
Завершающая часть урока включает в себя просмотр работ: совместное обсуждение, поиск наиболее выразительных решений, в которых учащиеся сумели наиболее полно реализовать полученные в ходе восприятия знания и представления.
В конце урока учащиеся получают задание найти в иллюстрациях к детским книгам, в произведениях изобразительного искусства изображение крестьянского интерьера.
Урок: «Внутренний мир русской избы»
Задача урока — сформировать у учащихся образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы.
Выстроенная драматургия подачи зрительного материала, включение в процесс восприятия музыкальных и литературных произведений помогут решить эту задачу.
Учитель может выстроить зрительный ряд, привнося в него элемент повествовательности, неторопливого разворачивания темы: образ русской деревни, избы, женщины — хозяйки дома — в традиционной одежде, крыльца дома; далее слайды как бы соответствуют последовательному «продвижению» по внутреннему пространству дома, от угла к углу — коник у двери, печное пространство, красный угол.
Учащиеся детально рассматривают жизненно важные участки крестьянского интерьера, собирающие вокруг себя
Зооморфная деревянная утварь: 1, 2, 6 — солоницы; 3 — скопкарь; 4, 5 — ковши; 7 — ковш-черпак с парными коньками |
определённый круг предметов, одновременно отвечая на вопросы: какое значение имела печь в крестьянском доме? Какой угол являлся духовным центром дома и какие события могли происходить здесь? Почему место красного угла рядом с окнами передней части дома? Какие предметы включают в себя жизненно важные части крестьянского интерьера?
В ходе б еседы внимание учащихся обращается на связь предметов, входящих в пространство красного угла, с эпитетом «красный»: красная скамья, красные окна, что помогает им ориентироваться, где размещается красный угол (с востоком соединялось представление крестьян о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами).
На этом уроке учащиеся осознают, что внутреннее пространство крестьянского дома строилось на единых принципах вселенского порядка: потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок) олицетворяла собой Млечный Путь на небе; пол — землю; домотканые половики — дорожки, постланные в направлении от двери к передним окнам, — были образным выражением идеи пути-дороги; подпол символизировал нижний, подземный мир; окно-око — связь с большим миром, белым светом; красный угол был олицетворением зари.
Эта содержательная информация чрезвычайно важна для формирования мировосприятия учащихся. Она позволяет по- новому взглянуть на внутреннее жилое пространство русской избы, на деревенский, бесхитростный, но мудро организованный быт, воспроизводящий в образной форме гармонию Великого космоса.
Практическая работа на уроке предусматривает обобщённое изображение крестьянского интерьера. По мере дальнейшего изучения программного материала и знакомства с предметами крестьянского быта работа может постепенно обогащаться фигурами людей в народных костюмах, связанных единым действием, изображением крестьянских вещей (ковша; прялки; люльки; божницы, украшенной полотенцем, и т. п.).
В самом начале внимание учащихся следует обратить на возможные варианты композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены, фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми, которые предварительно могут быть представлены в методических рисунках-схемах. Передача перспективы как учебная задача может быть успешно решена, если, например, в акварельном
подмалёвке (предварительно в рисунке необходимо наметить границы пола, стен, потолка) использовать мазок «брёвнышко» для передачи бревенчатой кладки. Изображать бревенчатую стену в перспективе удобнее всего начинать с горизонтальных мазков-брёвнышек. Другие брёвна учащиеся выстраивают расходящимися лучами, ориентируясь на нижнюю и верхнюю границы стены.
Подмалёвок выполняется лёгким приглушённым цветом. Окна, лавки, стол можно будет написать после того, как будут готовы стены.
Учащиеся могут сделать наравне с индивидуальными работами общий подмалёвок, который станет основой для коллективной работы-коллажа.
К следующему занятию учащиеся находят репродукции произведений искусства, фотографии, иллюстрации к детским книжкам с изображением крестьянской деревянной посуды, прялок и других предметов труда.
Урок: «Конструкция и декор предметов народного быта»
На занятиях по данной теме учащиеся знакомятся с «великим бытовым искусством» (В. С. Воронов), которое необыкновенно обогащало жизненный уклад русского крестьянина- земледельца.
После первого широкого знакомства с крестьянским бытовым искусством внимание учащихся переключается на отдельные предметы как образцы высокого художественного вкуса.
Рассматривая на слайдах старую деревянную посуду, вырезанную искусно из дерева (скопкарь, ковш-черпак с высокой фигурной ручкой, солоницы-уточки, ковш-«конюх» с мотивами конских голов и т. д.), учитель обращает внимание на особенности пластической формы, на её «скульптурность», на единство конструктивного, декоративного и изобразительного элементов в образном строе вещи, на древние знаки- символы в декоре, образующие нарядное узорочье у деревянных предметов, на удивительную их соразмерность человеку.
На следующем этапе восприятия, связанном с более внимательным рассматриванием изобразительной стороны деревянных ковшей, учащиеся как бы «входят» в мир поэтической сказки, мифотворчества.
Опираясь на ранее полученные знания и представления, с помощью наводящих вопросов они стремятся расшифровать содержательный смысл образов, в которых в поэтической форме выражены древние представления о пути солнца — дневном и ночном.
Варианты украшения прялок (роспись, резьба) символами солнца, земли и воды |
В процессе беседы учитель должен помочь учащимся увидеть в облике деревянных ковшей образ ладьи, птицы, коня, солнца, воды (вода в ковше — символ водной стихии), стремиться к тому, чтобы учащиеся почувствовали особый склад мышления наших предков, сумевших свой опыт общения с природой, миром облечь в форму изобразительной метафоры.
Затем учитель показывает слайды с изображением разнообразных по форме и декору предметов крестьянского быта и труда: деревянных солониц, вальков, рубелей;
Русские прялки с изображением круговорота солнца вокруг Земли.
Роспись (резьба) верхней части лопасти, а также городки изображают дневное солнце
прялок; знакомит учащихся с основными элементами русских прялок (донце, подгузок; столбик, или стояк; лопасть, или лопаска, лопата, личина; головка, гребень).
Резьба (роспись) ножки-стоячка и серьги изображает подземное солнце
Учащиеся с интересом узнают о том, что процесс прядения нити в мифологических представлениях не только древних славян, но и других народов воспринимался как священное действо, работа, смысл которой — творение жизни, творение материи Вселенной. В связи с этим женщины-пряхи как бы становились богинями, участвующими непосредственно в творении мира, прядущими жизненную нить, вплетая в неё всё то, что должно совершиться с человеком на земле.
При рассмотрении северных прялок нужно обратить внимание на пронизанность мотивом солнца не только орнаментальной композиции, но и самой конструкции прялки (это и расположение в центре декоративной композиции большого солнца, которое имеет значение «белого света», дополненного кругами поменьше, и стройный ряд кругов или разнообразные по величине круги — городки, замыкающие верхнюю часть лопаски, — символ дневного солнца, совершающего путь над Землёй, и декоративные серьги, замыкающие лопасть прялки снизу, и круглые розетки на ножке прялки как олицетворение ночного, подземного солнца).
На уроках, связанных с изучением народного (крестьянского) искусства, большое внимание уделяется работе со словом.
Многим детям слово «кудель» может быть неизвестно. Уловить смысл этого слова, легко запомнить его помогает выстроенный ряд однокоренных слов: кудри, кудрявый, кудлатый, кудель.
Этот пример, а также обращение к древнеславянской легенде о светозарном солнце, рассыпающем свои светлые кудри и прядущем из них золотые солнечные нити для чудесной ткани, которой богиня Заря украшает небо, помогают учащимся понять смысл слова «кудель» (кудель — как бы всклокоченный, кудлатый комочек шерсти или льна, из которого прядётся нить, т. е. нечто организованное, упорядоченное). Необходимо подчеркнуть, что кудель прикреплялась именно к той части лопаски, где находилось большое солнце.
В итоге беседы ребята смогут сделать вывод о том, что нарядный декор в бытовых рабочих вещах не только выполняет роль украшения, но и становится источником размышления о неизменности круговорота природных сил, о смене дня и ночи, упорядоченности мироздания и месте человека в нём. Предмет, благодаря причастности высшим идеям, выраженным в его образном строе, становится художественным произведением, вещью-образом.
Полученные представления находят воплощение в п р а к- тическом задании. Учащимся предлагается выполнить эскиз украшения любого предмета крестьянского быта.
На первом уроке по данной теме учащиеся, продумывая, например, форму прялки, стремятся придать ей пластическую выразительность в рисунке, а затем вырезают из бумаги, сложенной пополам. Прялку можно укрупнить, если к лопасти, вырезанной из одного листа бумаги, приклеить вырезанную из другого листа ножку-стоячок. Необходимо продумать композицию росписи или резного узора, включая в неё полюбившиеся традиционные образы и мотивы и дополняя их геометрическими и растительными элементами. По окончании рисунка поверхность прялки тонируется «под дерево» акварелью охристого цвета.
На втором уроке перед началом практической работы учитель ещё раз демонстрирует учащимся разнообразные варианты украшения русских прялок — резных, расписных — и ориентирует их на поиск выразительного решения.
Учащиеся ведут работу от простого к сложному, стремясь выделить размером, цветом композиционный центр, организующий вокруг себя второстепенные элементы декоративной композиции.
Роспись может выполняться гуашью, кистями разной величины: крупными — для организации плоскости большими цветовыми пятнами, тонкими — для более тщательной, детальной проработки декоративных элементов. Для этой работы могут быть использованы и другие материалы, например восковые мелки и акварель (в этом случае тонировать заготовку не следует) или сангина и уголь.
Урок завершается творческим обсуждением работ. Ребята учатся находить сильные стороны в работе своих товарищей, отмечать даже самые маленькие удачи в слабых работах. Коллективный анализ является определённым стимулом в работе, настраивает учащихся на серьёзное отношение к ней.
В конце урока учащиеся получают задание: найти изображения орнаментов русской народной вышивки.
Урок: «Русская народная вышивка»
Главная задача урока — помочь пятиклассникам в освоении языка орнамента на материале русской народной вышив - ки, формировать умение выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы.
На уроке в процессе знакомства с орнаментами народных вышивок внимание обращается на природный характер, вариативное богатство художественных решений традиционных образов и мотивов, их необыкновенно артистическую геометрическую трактовку (реальные образы как бы раскладываются на орнаментально-геометрические элементы), а также
Орнитоморфные изобразительные мотивы в крестьянской вышивке |
Изображение коней и всадников в крестьянской вышивке |
на цветовой силуэтный узор нитяного рисунка, на доминанту в узорах вышивки красного, дополненного другими цветами.
Метод сравнения, используемый в процессе восприятия одного и того же образа, мотива, например птицы, даёт учащимся ключ к поиску самостоятельных вариантов орнаментальных построений с опорой на традицию.
Внимание учащихся обращают на особенность русского орнамента с характерными для него разливающимися песенными ритмами родных напевов, с их повторами и неторопливым движением, ритмами борозд на вспаханном поле, ритмами изгороди и бревенчатых стен.
Сложившиеся в результате беседы представления учащихся о символике формы и цвета в орнаменте народной вышивки, об особенностях его построения находят воплощение в практической творческой работе, связанной с выполнением эскиза орнамента вышивки на полотенце. При выполнении задания решаются композиционные, колористические задачи, осваивается умение декоративно-обобщённо, лаконично строить традиционный мотив на широком поле «вышивки», выделяя его размером и подчёркивая ломаной линией выразительный контур птицы, животного, женского божества и т. д.
Антропоморфные мотивы в крестьянской вышивке: 1 — трёхчастная композиция: женская фигура (Макошь) с двумя всадниками; 2 — двухчастная композиция: женщина со всадником |
Вариации древа жизни в крестьянской вышивке |
Учитель обращает внимание на то, как можно украсить поверхность традиционного образа мелкими геометрическими узорами, проявляя фантазию и выдумку. Главный мотив учащиеся дополняют орнаментальными рядами, выстраивая их на основе повтора и ритмического чередования символических знаков воды, земли, её плодородия.
6и |
Образ льва в крестьянской вышивке (вариант изображения) |
Эту работу можно использовать на следующем занятии как элемент украшения народного праздничного костюма.
Урок заканчивается обсуждением работ. Переходя к следующей теме, пятиклассники получают задание: найти изображения женщин и мужчин в народных костюмах, а также отдельные детали костюмов на открытках, фотографиях, в иллюстрациях к детским книгам, в Интернете.
Урок: «Народный праздничный костюм»
Введение учащихся в тему может начаться с показа развёрнутого ряда слайдов с образцами традиционной одежды разных народов. Метод широкого показа в начале урока помогает учащимся увидеть черты национального своеобразия в одежде разных народов, осознать её не только как функциональную вещь, но и как выражение народных представлений о красоте.
В беседе следует напомнить учащимся об идеале женской красоты на Руси и органично перейти к более детальному рассмотрению образцов народной праздничной одежды, опираясь на уже имеющиеся у учащихся знания и представления (с образом женской красоты и с традиционной одеждой учащиеся знакомились в учебнике для IV класса «Изобразительное искусство. Каждый народ — художник» (автор Л. А. Неменская. — М., 2012), рассматривая тему «Образ красоты человека»).
Знакомя школьников с народным праздничным костюмом разных губерний России, необходимо подчеркнуть мысль о его особой, мудрой красоте, которой чужды вычурность, щегольство, безвкусица. Стоит вспомнить замечательное высказывание русского художника И. Е. Репина: «Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются девчата, парубки тоже ловко; но это вовсе не та конфетность пошлая, это действительно народный, удобный и грациозный костюм...» Подобное можно сказать и о русском народном костюме.
На этом занятии полезно использовать мудрое высказывание М. Н. Мерцаловой о народном костюме как образной летописи жизни наших предков. Дальнейшую беседу с учащимися необходимо строить в этом направлении.
В процессе восприятия народного костюма у учащихся складывается представление о северорусском комплексе одежды (рубаха, сарафан, душегрея, кокошник) и южнорусском комплексе (рубаха, понёва, передник, навершник, кика), об украшении орнаментом жизненно важных участков
Варианты крестьянской одежды (сарафанный комплекс) |
в одежде (ворот, оплечья, грудь, рукава), защитно-охранительном значении орнамента.
На уроках, посвящённых народному праздничному костюму, пятиклассники делают важное открытие: крестьянский костюм — не просто одежда в привычном понимании, а образная модель мира, мироздания.
Разговор в этом направлении можно начать с обращения к разнообразным по форме и декору головным уборам.
Учащиеся включаются в рассматривание изобразительных элементов, древней символики в их нарядном узорочье, выявляя связь верхней части костюма с образом неба (изображения солнца, звёзд, снежинок на челе головных уборов; шарики из птичьего пуха — пушки, прикреплённые к кокошнику; ниспадающие ленты как выражение идеи дождя; изображения сиринов, русалок на подвесках-колтах, тоже связанных с дождём, и т. п.).
Сравнивая между собой верх женского костюма и фронтон русской избы, учащиеся должны найти между ними общее пластическое и смысловое начало, выстроить ряд аналогий: голова в кокошнике повторяет своими очертаниями треугольную форму фронтона, линия плеча как бы соответствует нижней части фронтона; лицо крестьянки обрамлено кокошником и платком, подобно тому, как «лицо» избы — резными досками-причелинами; общие изобразительные символы есть в декоре фронтона-«чела» и в головном уборе женщины, и, наконец, очеловеченность образа крестьянского дома выражается в названиях отдельных его элементов (учебник, с. 58).
В процессе восприятия тканого и вышитого орнамента и отдельных его элементов на рукавах, подоле женских рубах, на сарафане и переднике необходимо подвести детей к осознанию связи орнамента в народном костюме с магией плодородия земли и вместе с этим — с охранительной магией. Так, например, тканые радужные пояса не только опоясывали, но и охраняли магией заклинательных узоров жизненно важную часть тела — живот (что означает «жизнь») женщины, символизируя радужную, т. е. радостную, счастливую жизнь, продолжение рода.
Учитель рассказывает детям о том, что плетёные пояса древнерусских женщин украшались на концах головами ящеров, символизирующих нижний — подземно-подводный — мир.
Вместе с учителем учащиеся делают вывод о том, что крестьянин-земледелец в образной форме предметов быта, труда (изба, деревянная посуда, прялки, в том числе и народный праздничный костюм) выражал свои представления о мире, частью которого он себя ощущал, «творил как бы модель познанного им мира».
В разговор о выражении идеи целостности мира через образный строй народной одежды органично вписывается прекрасный памятник устно-поэтического творчества — старинное заклятье: «Пойду я во чисто поле — под красное солнце, под светел месяц, под частые звёзды, под полётные облака; стану я, раб Божий, в чистом поле на ровное место, облаками облачуся, небесами покроюся, на главу свою кладу красное солнце, подпояшуся светлыми зорями, обтычуся частыми звёздами, что вострыми стрелами, от всякого злого недуга».
Строки заклятья помогут учащимся понять значение за- клинательной магии для ощущения человеком собственной безопасности в мире и вместе с тем усилят образно-поэтическое восприятие народного праздничного костюма, помогут проникнуть в строй мышления древних славян, для которых земное и небесное было едино, а красота земная приобретала всепроникающую природную одухотворённость.
Полученные представления находят воплощение при выполнении практических заданий, которые могут иметь вариативный характер.
Вариативность заданий вызывает у подростков интерес и увлечённость учебно-творческой деятельностью, даёт возможность экспериментировать с разными художественными материалами и техниками, выводит на поиск интересных декоративных решений.
На первом уроке по теме учащиеся выполняют эскизы народного праздничного костюма северных или южных районов России. Наметив общий рисунок женской фигуры в сарафанном или понёвном костюме, учащиеся отмечают участки, отведённые под орнамент, членят их на горизонтальные пояса, а затем прорисовывают традиционные образы, мотивы, раскладывают локальные пятна цвета.
Часть учащихся, объединившись в творческие группы, может изготовить картонную дидактическую «куклу» со съёмными деталями костюма. Из бумаги вырезаются соразмерные «кукле» детали, соответствующие определённому типу костюма. Учащиеся ведут работу над деталями по принципу «от общего к частному». Работая над участками, отведёнными под орнамент, они могут использовать смешанную технику, например приклеить полосы из цветной бумаги для орнамента, а большие поверхности обклеить разноцветными кусочками ткани.
На первом уроке решается задача поиска общего цветового решения на основе ритмичного распределения цветовых пятен по всей поверхности одежды (здесь очень важна согласованность действий со стороны учащихся, умение договориться и прийти к общему знаменателю в реализации художественного замысла).
Практическая работа на втором уроке связана с дальнейшей детализацией (орнаментацией) и завершением проектов народного праздничного костюма.
Учащиеся сочиняют свои орнаменты, используя символические знаки плодородия, земли и воды, которые выстраивают на основе повтора ритмически по-разному, организуя их вокруг центрального мотива (древа жизни, матери-земли, птицы и т. д.).
В процессе работы используется дидактическая таблица, на которой представлены символические знаки (учебник, с. 14). Цветовая композиция строится на основе мажорных цветов с доминирующим красным.
Завершается урок просмотром учебно-творческих работ. В конце занятия школьники получают задание найти иллюстративный и литературный материал к теме «Народные праздники».
Урок: «Народные праздничные обряды» (обобщение темы)
Этот обобщающий урок подводит итоги накопленным за четверть представлениям школьников о своеобразии, уникальности языка и образного строя народного (крестьянского) прикладного искусства, о гармонии человека с природой — его колыбелью. Знания, полученные на предыдущих уроках, закрепляются эмоционально в живой, непринуждённой беседе.
Урок даёт возможность раскрыть календарный народный праздник как некое событие в жизни людей, связанных с землёй, как способ участия человека в событиях природы, будь то приход весны, начало полевых работ или созревание злаков.
В сознании наших предков время было не протяжённым, а цикличным (вспомнить хотя бы выражение «круглый год») и измерялось праздниками — событиями (совместное бытие).
Праздники в заведённом круге жизни, в годичном цикле проживания, в мерной череде будней становились своеобразными вехами эмоционального подъёма человеческого коллектива, неся ощущение мимолётного счастья и желанной свободы.
Вплетая в канву занятия отдельные фрагменты, эпизоды, связанные с народными праздниками, нужно не упустить очень важную для восприятия учащихся мысль: в образе праздника выражалось коллективное ощущение целостности мира, единение человеческого и природного.
Праздник, являясь формой коллективного творчества, проигрывался в естественной природной среде, воспроизводя в обрядовых действиях, в нехитрой народной хореографии образы мироздания: хоровод (круг) — символ солнца, единства, бесконечности, законченности, высшего совершенства;
Схема изображений на прялке
Композиция росписи на прялке
Схема композиций хороводов «Горки»
Идея единства, бесконечности, высшего совершенства О |
Линия горизонта, где сходятся земная и небесная твердь |
Целостность, интегрирующая основные параметры космоса |
Круг
5=е
Жизненное начало /\/V\/\ Символ движения и развития |
VI/
На четыре стороны
ть
Большая вожжа
О О О о |
Схема движений хоровода
Единство символических элементов в росписи на прялке и в народной хореографии (Север России)
волнистый рисунок в танце — символ воды, жизненного начала; две параллельные линии — «на две стороны» — символ горизонта, где сходятся небо и земная твердь; квадрат — «на четыре стороны» — устойчивая фигура, несущая основные параметры космоса (четыре стороны света, четыре главных направления, четыре времени года); спираль — символ развития и т. д. В качестве примера можно привести народные праздники, образная символика которых раскрывается особенно ярко в обрядовых действах (Масленица; Иванов день; народные гулянья на реке Печоре, получившие название «Горки»).
Урок можно проводить по-разному, главное — создать на нём атмосферу праздника.
Одна из главных задач, стоящих перед учителем, — организовать живое общение между участниками праздника — школьниками и приглашёнными. Класс можно превратить с помощью работ, выполненных в течение четверти, а также подлинных вещей в воображаемый интерьер дома, где будут проходить театрализованные действа-импровизации, сопровождаемые народной песней, шутками-прибаутками, плясками, хороводами, играми, «бойкой торговлей», ряжеными и т. п.
Очень важно, чтобы ребята через собственное участие, «действование» осознали народный праздник как синтез искусств, вовлекающий в своё эмоциональное пространство все виды фольклора: изобразительный, устно-поэтический, музыкальный, танцевальный, которые находятся в непрерывном взаимодействии, развитии. Учащиеся видят, что и вещи, включённые в обрядовые церемонии, обретают новую жизнь, становясь средством общения людей (костюм, полотенце, домашняя утварь и т. д.).
Комплексное включение в итоговый урок четверти ярких примеров устно-поэтического творчества, музыкального фольклора, народных танцев даёт возможность увидеть различные грани единого целостного явления — народной культуры.
На итоговом занятии учащиеся могут проявить себя в роли знатоков народного искусства, попробовать свои силы в различных конкурсах: экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. Занятие строится как праздник красоты, творчества, живого общения. Оно может быть значительно раздвинуто по времени и проводиться как в классе, так и во внеклассных условиях.
II четверть. СВЯЗЬ ВРЕМЁН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ
Темы уроков
«Древние образы в современных народных игрушках»
«Искусство Гжели»
«Городецкая роспись»
«Хохлома»
«Жостово. Роспись по металлу»
«Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте»
«Роль народных художественных промыслов в современной жизни» (обобщение темы)
Обучение во II четверти предполагает необходимость достижения личностных, метапредметных и предметных