I четверть. Древние корни народного искусства

Темы уроков

«Древние образы в народном искусстве»

«Убранство русской избы»

«Внутренний мир русской избы»

«Конструкция и декор предметов народного быта»

«Русская народная вышивка»

«Народный праздничный костюм»

«Народные праздничные обряды» (обобщение темы)

Обучение в I четверти предполагает необходимость до­стижения личностных, метапредметных и предметных резуль­татов, суть и содержание которых отражает содержание данной четверти.

Личностные результаты:

• воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание береж­ного отношения к рукотворным памятникам старины, к по- ликультурному наследию нашей страны, осознание себя граж­данами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;

• формирование уважительного и доброжелательного от­ношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопро­сов;

• формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазви­тию и самообразованию;

• развитие эстетической потребности в общении с народ­ным декоративно-прикладным искусством, творческих спо­собностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображе­ния и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных на­выков в процессе совместной практической творческой дея­тельности.

Метапредметные результаты:

• умение осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несу­щий упорядоченность космоса, постигать народные представ­


ления о красоте, мироздании, которые «были и мирочувство- ванием и самой жизнью» (М. А. Некрасова); понимание ценности памятников крестьянского искусства для зрителя XXI в.;

• умение ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов Рос­сии; умение сравнивать, объяснять, в чём отличие, например, жилища, одежды народов Русского Севера и Закавказья, иных регионов России;

• умение самостоятельно определять цели и задачи в учё­бе, планировать пути достижения цели, приобретать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятель­ности, например, через более глубокое освоение программно­го материала (возможная тематика: «Традиционные образы народного искусства — солнце, древо, птица, конь — в карти­нах, народных сказках и песнях», «Искусства, которые объеди­няют образ народного праздника» и т. д.), умение выявлять родство, близость орнамента народной вышивки с памятни­ками устно-поэтического творчества (народные песни, были­ны), выстраивание связей между смежными предметными об­ластями (литература, история, география);

• умение осознанно выбирать наиболее эффективные спо­собы решения творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания декоратив­ного изображения; организует самостоятельный поиск ху­дожественно-познавательного материала по конкретной тема­тике, используя для этого журналы, книги по искусству, Интернет; готовит выступление-презентацию совместно со сверстниками, организует выставку изделий народного твор­чества, реализует себя в качестве экскурсовода);

• умение определять способы действия в рамках необхо­димых требований, оценивать результат — художественный «ответ» — на поставленную учебную задачу, его соответствие задаче, умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

Предметные результаты:

• осознание древних корней, места и значения уникаль­ного народного (крестьянского) прикладного искусства в жиз­ни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой;

• знание и понимание специфики образного языка народ­ного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки);

• умение выявлять в произведениях крестьянского при­кладного искусства тесную связь утилитарно-функционально­го и художественно-образного начал, конструктивного, деко­ративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности;

• освоение в практических формах работы образного язы­ка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения услов­ного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции;

• приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского празднично­го костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках;

• приобретение опыта совместной поисковой деятельно­сти, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства.

В течение I четверти учащиеся знакомятся с народным (крестьянским) искусством, закладывающим фундамент для осознания специфики декоративно-прикладного искусства, истоков его образного языка и содержания. В процессе зна­комства с достаточно разнообразными предметами крестьян­ского быта пятиклассники должны осознать, почему у деко­ративно-прикладного искусства именно такой способ выражения (т. е. язык знака, символизирующего некую идею), совершенно непохожий на способы выражения в других видах искусства.

Отсюда форма изображения (обобщённо-лаконичная, условно выразительная, являющаяся элементом народного ор­намента) и цвет (декоративно-плоскостное пятно) как сим­волические знаки в языке народного искусства.

Приобщение учащихся к народному (крестьянскому) ис­кусству желательно осуществлять в системе Природа — Чело­век — Культура (Искусство), исходя из того, что народное ис­кусство — это и сама природа, и историческая память народа, его отношение к миру. Такой подход даёт возможность рас­сматривать произведения крестьянского искусства с точки зрения отражения в них поэтических представлений человека о мире родной природы и большом мире Вселенной, сущ­ностных сил мастера-земледельца, всей полноты его художе­ственного дарования, а также во взаимосвязи с памятниками устно-поэтического, музыкального народного творчества.

Восприятие произведений крестьянского искусства в сис­теме Природа — Человек — Культура помогает увидеть и по­нять общность и различие между аналогичными предметами искусства своего родного края и других регионов.

Исключительно важное значение для понимания учащи­мися содержательной глубины крестьянского прикладного ис­кусства имеет раскрытие идеи целостности мира, выражен­ной через символическую трёхчастность (космос — небо, земля, подземно-подводный мир). На уроках школьники осоз­нают, что каждый художественно оформленный предмет вклю­чён в высокий порядок мира природы и космоса и тоже от­мечен или трёхчастной структурой (костюм, изба, наличник окна-ока и т. п.), или символическими знаками трёхчастности.

Педагог должен понимать, что крестьянское искусство не может быть глубоко прочувствовано, понято учащимися при формальном подходе к раскрытию его специфики, не учиты­вающем духовно-ценностное содержание, выраженное всем богатством строя вещи-образа.

Знакомство с памятниками крестьянского прикладного ис­кусства происходит через рассматривание изображений рез­ного декора деревенского дома, деревянной фигурной посуды, пряничных досок, прялок, вальков, рубелей, орнаментов на­родной вышивки, народного праздничного костюма, а также, конечно, подлинных вещей, позволяющих говорить о нерас­торжимом единстве конструкции и декора, о богатстве худо­жественных трактовок традиционных образов и мотивов, их «природности», изобразительной условности, символизации. Одновременно зрительный материал формирует насмотрен- ность учащихся.

В формировании познавательного интереса, эмоциональ­но-ценностного отношения учащихся к крестьянскому искус­ству огромное значение имеет слово учителя. Оно стано­вится не только носителем художественной информации, но, организованное по законам искусства, может быть столь же эффективным, что и зрительный образ. Более того, комплекс­ное воздействие слова (образного, ёмкого, содержательного) и зрительного образа даст возможность раскрыть глубину и многоплановость произведений народного искусства, раз­вивая от урока к уроку у учащихся потребность видеть выс­шее в повседневном и привычном, воспитывая чувство со­причастности к материально-духовному наследию наших предков.

Для подготовки к занятиям учителю предлагается следу­ющий литературный материал, который поможет донести до сознания учащихся очень важные черты народного при­кладного искусства.

На уроках I четверти целесообразно использовать высказыва­ние академика Д. С. Лихачёва о народных представлениях о кра­соте, о народной культуре как надёжной «системе» памяти: Ли­хачёв Д. С. Память культуры и культура памяти / Юный худож­ник. — 1983. — № 8. — С. 1—3.

«Культура — это память. Одно из самых сильных впечатлений моей жизни — посещение в детстве крестьянской семьи на Рус­ском Севере, в селе неподалёку от основанного тогда Мурманска. Помню, меня поразила чистота в избе, красота наряда хозяйки, вся церемония приёма гостей — обычных петроградских школьни­ков. И разговор был степенный, приветливый, и обед — по за­ведённому издавна ритуалу. Во всём чувствовалась высокая тра­диционная культура.

В то время я ещё не понимал, откуда это всё в обычной де­ревенской семье, скорее всего, неграмотной. А ведь отгадка про­ста. У всех народов мира крестьянские культуры — древнейшие, обладающие к тому же очень надёжной „системой" памяти. Века­ми, по крупицам собирали землепашцы своё духовное богат­ство — сказки, былины и песни, трудовые и бытовые навыки, се­мейный и общественный уклад. Всё хорошее не забывалось, а передавалось из поколения в поколение, снова и снова проверя­лось опытом и становилось традицией.

Единство представлений о красоте определило единство ху­дожественного стиля, и это, как броня, защищало народное твор­чество от пошлости. Такова сила памяти — величайшей из основ, на которых зиждется культура.

Память противостоит самой смерти. В русском языке „упасть без памяти" значит примерно то же, что и „потерять сознание" или „лишиться чувств“. А если навек утратить и то и другое — не лучше ли просто умереть! Выходит, слова „память" и „жизнь" едва ли не синонимы. Вот какой высокий нравственный смысл издавна придавал этому понятию русский человек».

Из предисловия Д. С. Лихачёва к кн.: Некрасова М. А. На­родное искусство как часть культуры. — М., 1983. — С. 5—6.

«...Русское народное искусство, как и искусство любого на­рода, — это прежде всего мир особого отношения человека к сво­ему труду, к своей деятельности вообще и к жизни в целом. Ми­ровоззрением народа является его трудовая деятельность, быт,


его обряды. И предметы народного искусства — все без исключе­ния — всегда были в употреблении: ими работали, они помогали человеку даже тогда, когда служили празднику, ибо крестьянский праздник, как и всякий народный отдых, — часть трудового быта.

Предметы народного быта все принадлежат единому стилю, это тоже одна из причин, почему они не могут быть выхвачены из окружения. Все они выражают единое представление о красоте. Что же это за представление о красоте?

Определить его не совсем просто. Прежде всего народные предметы предназначены для сильной, трудовой руки, для руки, которая с детства привыкла с ними обращаться — с ними или с по­хожими на них. И в этом одна из причин их традиционности. Здесь не традиционность эстетических представлений, а традиционность трудового стереотипа, традиционность всего быта и всей обряд­ности в целом, всей жизни.

С другой стороны, предметы народного искусства созданы для глаз, которые большей частью проводят свою жизнь на ярком све­ту, а для Русского Севера — ещё и на белом свету полгода лежа­щего снега. Глаз привык к свету, его яркости, а отчасти утомлён его белизной или зелёной однообразностью. Поэтому краски под­бираются по контрасту к зелёному и чтобы оживить однообразие белого. Человек „обживает" белый свет своим искусством.

Народное искусство радостно, и радостно потому, что труд доставляет радость. Даже в труде подневольном, крепостном, ох­ранялась радость творчества для крестьянина. Он делал красивые предметы быта, своё жилище, свою одежду, орудия труда краси­выми и радостными. Всё было друг с другом связано, и в народ­ной устной поэзии мы встречаем те же образы, те же представ­ления о мире, что и в прикладном искусстве. Крестьянин жил традиционными представлениями о красоте, как и традиционным бытом. Он не мог перестраивать своих представлений о красоте мира — вообще своих представлений о красоте. Так жили его предки, так живёт он. Устойчивость — одно из условий красоты. Новизна не привлекает, ибо она отвлекает. И даже тогда, когда нравятся формы чужого искусства (дворянского, „модного", со­временного), они быстро осваиваются и преобразуются в тради­ционные формы „своего". В народном искусстве с изумительной диалектичностью органически соединяются традиционность с творчеством нового».

На занятиях необходимо донести до сознания учащихся мыс­ли о целостности народного мироощущения, всеобщно­сти, космичности народного искусства: Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. — М., 1983. — С. 49, 56—58.

«Одна из существенных его особенностей (народного искус­ства. — Н. Г.) — постоянство в темах: тема космологических сил, отношения человека к природе, его верность народным началам, отсюда и контакт с народным искусством и особое отношение ко времени. Оно не ограничено настоящим, не сужено личным вос­приятием. Оно всеобще, космично, несёт праздничное чувство мира... Оно связано с переживанием вечного».

«В народном искусстве всегда присутствует высокая точка от­счёта, дающая образу дальний масштаб и одновременно связь между вещами, ансамблевое единство. „Земля — родная, её все­гда чувствовал народ где-то у самых звёзд“, — говорил М. М. При­швин.

Самая маленькая вещь-образ конструировалась по законам большого пространства, подобно коню-охлупеню на крыше избы. Мир охватывается как бы одним взглядом, одним чувством, всё живёт в нём не порознь, а вместе: поля, леса, солнце, тучи, че­ловек — вся земля, весь белый свет. „Рыбам — вода, птицам — воз­дух, — говорит русская пословица, — а человеку — вся земля“. Та­кое восприятие жизни, мира ведёт зрителя по особому пути прочтения образа, которому мы верим, потому что он отражает не только авторское понимание жизни, а понимание народное, от­литое временем, закреплённое в формах, в традициях, несущих опыт, выработанное вековечным народным сознанием, тем, что человек чувствовал себя частью космоса, дом свой — маленькой вселенной, где всё подчинено общему с природой порядку, всё, как и в ней, гармонично, отчего человек ощущал себя защищённым и сильным.

...Окружая себя вещами-образами, он уподоблял их живому, осваивал мир, входя в особый духовный контакт с вещью. Соло- ница-утица на столе и скамейка в образе утки, конёк на крыше дома и на маленькой швейке, конь и птица на тканых, вышитых подзорах, рушниках и рубахах — и нигде никакого однообразия! Каждый образ-предмет живёт своей жизнью, несёт полноту еди­ного мира. Господствует в нём отнюдь не утилитарное, рациональ­ное... а духовное, художественное начало».

Основные художественные черты крестьянского быто­вого искусства раскрывает известный исследователь народ­ного искусства В. С. Воронов: Воронов В. С. Крестьянское ис­кусство. — М., 1924. — С. 35—37.

«...Творчеству крестьянских художников-ремесленников при­сущи стойкие и положительные признаки. Элементы декоратив­ности играют в нём первенствующую роль — как в области форм и конструкций, так и в области внешнего убранства предмета.

Важно отметить, что декоративность крестьянского предмета была органически слитна с его практическим назначением и никогда не лишала его реальной бытовой ценности.

Трезвая конструктивность — неотъемлемая черта этого искус­ства. Архитектоника в построении каждой вещи — будь то сложный многосаженный резной фриз старой волжской барки, цветная вы­шивка женской рубахи или полотенца, фигурная обработка желез­ного дверного кольца — органически присуща этому искусству.

Орнаментальность как принцип изобразительной композиции является также постоянной формальной чертой рассматриваемого искусства. Отсутствие натуралистических притязаний сообщает чрезвычайно устойчивый орнаментальный склад всем многообраз­ным художественным направлениям росписи, резьбы и вышивки... Все органические мотивы, вовлекаемые в волны буйно разливаю­щегося крестьянского узора, всегда преобразуются и трактуются в орнаментальном плане; зоркий глаз привычного декоратора схва­тывает и усваивает типично-выразительный орнаментальный облик всякого мотива и легко вводит его в стихию узора как родственный элемент.

Эти основные художественные черты — декоративность, кон­структивность и орнаментальность, — сливаясь в каждом отдель­ном памятнике воедино, дают крестьянскому бытовому творчеству твёрдое и крепкое художественное основание, утверждают за ним неоспоримое право именоваться искусством; они являются харак­терным суммарным признаком, по которому всегда можно отличить и выделить продукт художественного крестьянского труда».

На уроке, посвящённом знакомству с внешним убранством русского традиционного жилища, у учащихся необходимо сфор­мировать представление о доме как о целостной об­разной системе, как о микрокосме. Педагог может вос­пользоваться книгой Б. А. Рыбакова «Язычество Древней Руси» (М., 1988. — С. 468—469).

«Возьмём одну из типичных изб старой стройки из Вологод­чины... Фасад избы украшен солнечными символами в самой верх­ней части по контуру торца кровли. Каждый солнечный знак со­провождён скульптурным изображением головы коня. Щипец кровли увенчивает массивный конёк... от которого вниз опущено дощатое „полотенце" с солярным знаком. Причелины, опускающи­еся по кромке кровли, завершаются внизу тоже знаком солнца, а концам жердей с крюком на комлевом конце („куриц"), держащих жёлоб для слива дождевой воды, придана форма конской головы. Кони эти непосредственно соседствуют с солярными знаками при- челин и зрительно совмещаются в единый образ солнечных коней.

Три конно-солнечных символа фасада избы представлены в двух разных уровнях: ближе к земле, на конце кровли слева и справа по фасаду, расположены два символа; третий конно-солнечный символ помещён в самой верхней точке здания и развёрнут фрон­тально.

Перед нами очень важная система расположения солярных символов, система, идущая из древности и связанная с геоцен­трическими представлениями о движении солнца вокруг земли: левый от зрителя край кровли — восходящее, утреннее солнце; верхний конёк на щипце кровли — полдневное солнце в зените; правый край кровли — вечернее заходящее солнце. Соединение каждого солнечного символа с фигурой коня подчёркивает дина­мичность всей композиции. Солнце не просто показано в трёх по­зициях, оно показано в своём ежедневном движении по небосво­ду; кони Феба влекут солнечную колесницу от востока к западу через священную точку полдня... и в архитектурной орнаментике мы видим и головы коней, и колесовидные символы солнца».

В качестве примера яркой образной речи приводим не­большую поэтическую зарисовку из книги Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» (М., 1985. — С. 102).

Поэтическая метафора будит фантазию, развивает в учениках ассоциативное мышление, собирает впечатления в единое целое, даёт возможность ощутить во всём единые природные ритмы.

«Пахарь укладывал борозду к борозде — как причёсывал, как укладывал волосок к волоску. Так кладётся в избе бревно к брев­ну, плаха к плахе, в изгороди жердь к жерди, а сами избы вы­страиваются в ритмический ряд над рекой или вдоль дороги — как стадо, вышедшее на водопой».

Единые ритмы — напевные, спокойные, размеренные — в изо­бразительном и устно-поэтическом творчестве могут быть рас­крыты через сопоставление узоров народной вышивки и поэтических строк русских народных песен, которые отличают повторы, богатый ритмический словесный узор. Вместе с тем пе­сенные тексты вводят учащихся в мир целостных поэтических представлений народа.

Северная величальная песня Она шила ширинку[1] красным золотом,

Расшивала её чистым серебром,

Как усаживала скатным жемчугом.

Она шила ширинку с четырёх углов.

На первом-то углу шила чисто поле со травами,

Чисто поле со травами, с лазоревыми цветами.


На втором-то углу шила тёмные леса со деревами,

Тёмные леса со деревами, со лесными со зверями.

На третьем-то углу расшивала красно солнце с маревами,

Красно солнце с маревами, светел месяц со звёздами.

На четвёртом расшивала сине море со волнами,

Сине море со волнами, со белыми парусами.

В процессе беседы о единстве конструкции и декора предметов народного быта можно использовать фрагмент, рас­крывающий картину мира в образном строе русской прялки: Рыбаков Б. М. Язычество Древней Руси. — М., 1988. — С. 511.

«Итоги анализа большого количества прялок привели к сле­дующим выводам: резьбой и раскраской передана древняя, вос­ходящая к бронзовому веку картина мира. Нижний мир, мир подземно-подводный, мир ночного солнца передан образом яще­ра и солнца, находящегося под землёй. В средней или нижней части лопасти изображалась вспаханная земля (квадратики или ромбы, обычно заштрихованные). Ниже „земли" на боковых ниж­них выступах прялки („серьгах", „чусках") почти обязательно изображалось рельефно восходящее и заходящее солнце. Путь солнца по небосводу обозначался выступами на верхнем дуго­образном крыле прялки. Вся центральная плоскость прялки, с ко­торой соприкасалась кудель, была отведена теме солнца, как символа неба, и изумительному по своей гармоничности изо­бражению „белого света", играющего десятками граней своей сложной композиции».

Построить содержательную беседу на уроке, посвящённом на­родному праздничному костюму, учителю поможет обращение к мыслям о русском костюме как образной летописи жизни на­рода искусствоведа М. Н. Мерцаловой: Мерцалова М. Н. Поэ­зия народного костюма. — М., 1988. — С. 12.

«Колдовская сила русского народного костюма так велика, что, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обы­чаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, ког­да магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от неё. Чем присталь­нее изучаешь русский народный костюм как произведение искус­ства, тем больше находишь в нём ценностей, и он становится об­разной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает на­родный костюм. Он превратился в звено, которое связывает про­шлое нашего народа с его настоящим и будущим».

Урок: «Древние образы в народном искусстве»

На данном уроке учащиеся знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), которые следует раскрывать как память народа.

Беседа строится таким образом, чтобы учащиеся поняли, что в основе мышления наших далёких предков, их взаимо­отношений с природой лежала яркая образность, поэтичность, что древние люди в своём стремлении отгородиться от злых сил и привлечь силы добра пользовались системой заклина­ний, которые приобретали вид схематических изображений, символических знаков.

Говоря о языке орнамента как своеобразной системе пись­менности, в которой каждый знак несёт определённый смысл, педагог может предложить учащимся стать на некоторое вре­мя на место древнего человека и попытаться выразить свои представления о мире с помощью языка изобразительных символов, используя точки и линии.

Слова, которые произносит учитель, необходимо переве­сти на язык образных знаков (солнце, дождь, засеянная пашня, дерево, лес, река, радуга, избы и т. п.), а затем вы­строить их орнаментально в целостную картину мира (небо, земля, подземно-подводный мир). Метод сравнения помога­ет увидеть в рисунках ребят сходство. Подводя итоги задания,

Солярная орнаментика. Так древний языческий символ солнца представлен в резном декоре крестьянской избы


 

дети осознают изобразительный знак не как изображение, а как обозначение, как символ, выражающий определён­ный смысл, понятный всем.

После этого задания учащимся легче будет расшифровать смысл отдельных элементов орнамента, изображённого на древнем глиняном сосуде («прочесть» орнамент) (учебник, с. 12). Мысли древнего человека-земледельца были проник­нуты заботой об урожае, от которого зависела жизнь его рода. «Пусть прольётся дождь» — таков заклинательный смысл древ­него орнамента.

Знакомя детей с древними образами, необходимо показать их в широком ряду вариативных решений, в разных матери­алах и технике исполнения: в росписи и резьбе по дереву, в орнаментах народной вышивки, в народной глиняной игруш­ке и т. п. Взять, к примеру, образ коня. Конь — первый по­мощник крестьянина-земледельца. В представлениях народа он олицетворял плодовитость и человека, и животных.

Разнообразные пластические решения одного и того же образа в народном искусстве обогащают восприятие школь­ников, помогают острее почувствовать особенность языка кре­стьянского прикладного искусства:

— конь на крыше избы — знак солнца, под защитой ко­торого находится крестьянская семья;

Варианты изображения древа жизни в вышивке


 

Варианты изображения древа жизни в вышивке и росписи


 

— двуглавые кони в каргопольской игрушке — олицетво­рение весеннего и осеннего солнца (весеннее и осеннее рав­ноденствие);

— образ всадника на коне — освободитель весны от зим­них оков, в устном фольклоре этот мотив воплотился в об­разе Егория Храброго, отмыкающего землю;

— «конюх» — тверской деревянный ковш с конскими го­ловами — воплощение поэтической легенды о дневном и под­земном солнце;

— узорные пряники «козули» в виде коня, которые архан­гелогородцы пекли на Рождество, — символ молодого, нарож­дающегося солнца;

— изображения коней, всадников в вышивке на полотен­це — олицетворение стихий, подвластных матери сырой земле.

В процессе восприятия образа древней богини (мате­ри-земли) необходимо обратить внимание учащихся на пла­стическую трансформацию этого образа в древо и, напротив, на неуловимое сходство образа древа с образом Великой бо­гини, подводя под них общую содержательную основу.

В верованиях древних славян древо жизни смыкалось с образом Великой богини, так как материнство отождествля­лось с идеей бесконечного воспроизводства вида, которое было заложено именно в жизненном цикле дерева.

В итоге беседы учащиеся осознают специфику формы и цвета прежде всего как знака, который не изображает кон­


кретную реальность, а именно обозначает её, символизируя определённую идею, связанную с земледельческим укладом наших далёких предков, с обожествлением солнца, неба, зем­ли, от которых зависела их жизнь.

Полученные представления о древних образах народного искусства находят воплощение при выполнении практическо­го задания.

В практической части урока могут быть использова­ны различные методические варианты решения данной темы.

Можно предложить детям выполнить задание непосред­ственно в творческой тетради (тетрадь, с. 6) — найти к пред­ложенным реальным изображениям декоративно-обобщённые решения в нескольких вариантах. Это задание — на понимание принципа декоративного обобщения — ребята могут начать на уроке, а закончить дома. При этом основной акцент пере­носится на пластическое решение традиционного образа (в узорах народной вышивки, росписи и резьбе) и украшение его поля орнаментальным рисунком (тетрадь, с. 7). Например, используя приём «сгущения» или «разряжения» красных пере­секающихся линий-«нитей» при украшении поля фигуры, уча­щиеся могут создать оптический эффект тонового богатства красного цвета, сделать работу более выразительной. Красный доминирующий цвет в вышивке может быть дополнен други­ми цветами.

Выполняя рисунок по мотивам народной резьбы, лучше всего воспользоваться сангиной, которая поможет передать теплоту дерева.

В процессе выполнения задания решаются задачи компо­зиционного, пластического построения образа, передачи ор­наментального богатства, колористической целостности поля фигуры.

В конце урока учитель предлагает детям найти и принести в класс на следующий урок материал с изображением дере­вянного резного узорочья русских изб.

Урок: «Убранство русской избы»

Для пятиклассников эта тема не является новой. В IV клас­се они рассматривали крестьянское жилище в гармонии с при­родой, знакомились с разными типами, конструкцией, деко­ративными элементами русских изб, делая первые шаги в расшифровке смысла отдельных символических знаков в на­родной резьбе.

На уроке, посвящённом данной теме, крестьянский дом рассматривается как художественный образ, отражающий
взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека. Накопление знаний и представлений в этом направлении идёт через эстетические переживания и их закрепление в практи­ческой работе.

Методика введения детей в тему предлагает комплексное использование средств эмоционально-образного воздействия уже в самом начале урока.

С первыми звуками тихого, проникновенного голоса де­ревенской дудочки-жалейки, а затем задушевной мелодии, обогащённой человеческими голосами (В. А. Гаврилин. Вечерняя музыка. Из музыкального альбома «Перезвоны» — по прочтении В. М. Шукшина), начинает работать зритель­ный ряд.

На фоне мелодии сменяют друг друга слайды с изобра­жением северной природы, за ними следуют образы людей из народа (А. Г. Венецианов. Жнецы, И. Н. Крамской. Мина Моисеев и др.). В общем зрительном ряду они яв­ляются органическим звеном содержательной линии Приро­да — Человек — Искусство. И только после этого на экране может появиться образ крестьянского дома, сопровождаемый

Знаки солнца и земли в народной резьбе, росписи по дереву и в вышивке


 

Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб

есенинскими строками: «Мир тебе, полевая солома, мир тебе, деревян­ный дом».

В ходе беседы следует заострить внимание на декоративных элементах изб Русского Севера и Поволжья, по­путно вспомнив их названия, которые несут образное начало. В этих назва­ниях слышна «очеловеченность» об­лика крестьянского дома (лицо избы, чело, причелины, окно-око, лобовая доска).

Художественно-образная инфор­мация о трёхчастной структуре избы, в которой отражена вся Вселенная (крыша, фронтон — небо; часть сру­ба ниже фронтона — земля; подклет, или подклеть (подпол), — подземный мир), может стать для пятиклассни­ков важным открытием (ибо момент возвышения обыденного есть момент возвышения человеческого духа).

В связи с этим учащимся нужно предложить более внимательно рас­смотреть изобразительные и геометрические элементы деко­ра, свидетельствующие о принадлежности их к той или иной сфере.

Подводя итог беседы, учитель акцентирует те содержатель­ные моменты, которые способствуют формированию у уча­щихся целостных представлений об избе как микрокосме: вы­ражение идеи о дневном и ночном пути солнца, о смене дня и ночи в декоре фронтона, картина мира в образном строе крестьянского дома.

Сложившиеся в результате беседы представления о деко­ративном убранстве избы закрепляются в практическом за­дании, которое может носить вариативный характер.

Одна часть учащихся украшает готовые элементы декора­тивного убранства избы (причелины, полотенце, фронтон, на­личники) традиционными образами, мотивами, которые затем собираются в целостную композицию «Русская изба». Другая часть может украшать (работая индивидуально или группами), например, детали наличника (более крупных размеров), кото­рые можно использовать как декоративные элементы оформ­ления праздника.

Верхняя часть наличников крестьянских изб.

Варианты резного декора


 

В ходе выполнения практических заданий необходимо постоянно обращать внимание учащихся на обобщённость, условность, лаконизм решения образов птиц, зверей в декоре избы, что будет способствовать успешному освоению образ­ного языка крестьянского искусства.



 


Завершающая часть урока включает в себя просмотр ра­бот: совместное обсуждение, поиск наиболее выразительных решений, в которых учащиеся сумели наиболее полно реали­зовать полученные в ходе восприятия знания и представления.

В конце урока учащиеся получают задание найти в ил­люстрациях к детским книгам, в произведениях изобразитель­ного искусства изображение крестьянского интерьера.

Урок: «Внутренний мир русской избы»

Задача урока — сформировать у учащихся образные пред­ставления об организации, мудром устроении человеком вну­треннего пространства избы.

Выстроенная драматургия подачи зрительного материала, включение в процесс восприятия музыкальных и литератур­ных произведений помогут решить эту задачу.

Учитель может выстроить зрительный ряд, привнося в него элемент повествовательности, неторопливого разворачивания темы: образ русской деревни, избы, женщины — хозяйки дома — в традиционной одежде, крыльца дома; далее слайды как бы соответствуют последовательному «продвижению» по внутреннему пространству дома, от угла к углу — коник у две­ри, печное пространство, красный угол.

Учащиеся детально рассматривают жизненно важные участки крестьянского интерьера, собирающие вокруг себя

Зооморфная деревянная утварь: 1, 2, 6 — солоницы; 3 — скопкарь; 4, 5 — ковши; 7 — ковш-черпак с парными коньками



определённый круг предметов, одновременно отвечая на во­просы: какое значение имела печь в крестьянском доме? Ка­кой угол являлся духовным центром дома и какие события могли происходить здесь? Почему место красного угла рядом с окнами передней части дома? Какие предметы включают в себя жизненно важные части крестьянского интерьера?

В ходе б еседы внимание учащихся обращается на связь предметов, входящих в пространство красного угла, с эпитетом «красный»: красная скамья, красные окна, что помогает им ориентироваться, где размещается красный угол (с востоком соединялось представление крестьян о рае, блаженном сча­стье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами).

На этом уроке учащиеся осознают, что внутреннее про­странство крестьянского дома строилось на единых принципах вселенского порядка: потолок связывался в народных пред­ставлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревян­ный потолок) олицетворяла собой Млечный Путь на небе; пол — землю; домотканые половики — дорожки, постланные в направлении от двери к передним окнам, — были образным выражением идеи пути-дороги; подпол символизировал ниж­ний, подземный мир; окно-око — связь с большим миром, белым светом; красный угол был олицетворением зари.

Эта содержательная информация чрезвычайно важна для формирования мировосприятия учащихся. Она позволяет по- новому взглянуть на внутреннее жилое пространство русской избы, на деревенский, бесхитростный, но мудро организован­ный быт, воспроизводящий в образной форме гармонию Ве­ликого космоса.

Практическая работа на уроке предусматривает обоб­щённое изображение крестьянского интерьера. По мере даль­нейшего изучения программного материала и знакомства с предметами крестьянского быта работа может постепенно обогащаться фигурами людей в народных костюмах, связан­ных единым действием, изображением крестьянских вещей (ковша; прялки; люльки; божницы, украшенной полотенцем, и т. п.).

В самом начале внимание учащихся следует обратить на возможные варианты композиционного решения крестьянско­го интерьера: изображение угла фронтальной стены, фрон­тальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми, ко­торые предварительно могут быть представлены в методических рисунках-схемах. Передача перспективы как учебная задача может быть успешно решена, если, например, в акварельном


подмалёвке (предварительно в рисунке необходимо наметить границы пола, стен, потолка) использовать мазок «брёв­нышко» для передачи бревенчатой кладки. Изображать бре­венчатую стену в перспективе удобнее всего начинать с гори­зонтальных мазков-брёвнышек. Другие брёвна учащиеся выстраивают расходящимися лучами, ориентируясь на ниж­нюю и верхнюю границы стены.

Подмалёвок выполняется лёгким приглушённым цветом. Окна, лавки, стол можно будет написать после того, как бу­дут готовы стены.

Учащиеся могут сделать наравне с индивидуальными ра­ботами общий подмалёвок, который станет основой для кол­лективной работы-коллажа.

К следующему занятию учащиеся находят репродукции произведений искусства, фотографии, иллюстрации к детским книжкам с изображением крестьянской деревянной посуды, прялок и других предметов труда.

Урок: «Конструкция и декор предметов народного быта»

На занятиях по данной теме учащиеся знакомятся с «ве­ликим бытовым искусством» (В. С. Воронов), которое необык­новенно обогащало жизненный уклад русского крестьянина- земледельца.

После первого широкого знакомства с крестьянским быто­вым искусством внимание учащихся переключается на отдель­ные предметы как образцы высокого художественного вкуса.

Рассматривая на слайдах старую деревянную посуду, вырезанную искусно из дерева (скопкарь, ковш-черпак с вы­сокой фигурной ручкой, солоницы-уточки, ковш-«конюх» с мотивами конских голов и т. д.), учитель обращает внимание на особенности пластической формы, на её «скульптурность», на единство конструктивного, декоративного и изобразитель­ного элементов в образном строе вещи, на древние знаки- символы в декоре, образующие нарядное узорочье у деревян­ных предметов, на удивительную их соразмерность человеку.

На следующем этапе восприятия, связанном с более вни­мательным рассматриванием изобразительной стороны дере­вянных ковшей, учащиеся как бы «входят» в мир поэтической сказки, мифотворчества.

Опираясь на ранее полученные знания и представления, с помощью наводящих вопросов они стремятся расшифровать содержательный смысл образов, в которых в поэтической фор­ме выражены древние представления о пути солнца — дневном и ночном.

Варианты украшения прялок (роспись, резьба) символами солнца, земли и воды


 

В процессе беседы учитель должен помочь учащимся увидеть в облике деревянных ковшей образ ладьи, птицы, коня, солнца, воды (вода в ковше — символ водной стихии), стремиться к тому, чтобы учащиеся почувствовали особый склад мышления наших предков, сумевших свой опыт об­щения с природой, миром облечь в форму изобразительной метафоры.

Затем учитель показывает слайды с изображением раз­нообразных по форме и декору предметов крестьянско­го быта и труда: деревянных солониц, вальков, рубелей;


 

Русские прялки с изображением круговорота солнца вокруг Земли.

Роспись (резьба) верхней части лопасти, а также городки изображают дневное солнце

прялок; знакомит учащихся с основными элементами русских прялок (донце, подгузок; столбик, или стояк; лопасть, или лопаска, лопата, личина; головка, гребень).


 

Резьба (роспись) ножки-стоячка и серьги изображает подземное солнце


Учащиеся с интересом узнают о том, что процесс пряде­ния нити в мифологических представлениях не только древних славян, но и других народов воспринимался как священное действо, работа, смысл которой — творение жизни, творение материи Вселенной. В связи с этим женщины-пряхи как бы становились богинями, участвующими непосредственно в тво­рении мира, прядущими жизненную нить, вплетая в неё всё то, что должно совершиться с человеком на земле.

При рассмотрении северных прялок нужно обратить внимание на пронизанность мотивом солнца не только ор­наментальной композиции, но и самой конструкции прял­ки (это и расположение в центре декоративной композиции большого солнца, которое имеет значение «белого света», до­полненного кругами поменьше, и стройный ряд кругов или разнообразные по величине круги — городки, замыкающие верхнюю часть лопаски, — символ дневного солнца, соверша­ющего путь над Землёй, и декоративные серьги, замыкающие лопасть прялки снизу, и круглые розетки на ножке прялки как олицетворение ночного, подземного солнца).

На уроках, связанных с изучением народного (крестьян­ского) искусства, большое внимание уделяется работе со сло­вом.

Многим детям слово «кудель» может быть неизвестно. Уловить смысл этого слова, легко запомнить его помогает вы­строенный ряд однокоренных слов: кудри, кудрявый, кудла­тый, кудель.

Этот пример, а также обращение к древнеславянской легенде о светозарном солнце, рассыпающем свои светлые кудри и прядущем из них золотые солнечные нити для чудесной ткани, которой богиня Заря украшает небо, по­могают учащимся понять смысл слова «кудель» (кудель — как бы всклокоченный, кудлатый комочек шерсти или льна, из которого прядётся нить, т. е. нечто организованное, упо­рядоченное). Необходимо подчеркнуть, что кудель прикрепля­лась именно к той части лопаски, где находилось большое солнце.

В итоге беседы ребята смогут сделать вывод о том, что нарядный декор в бытовых рабочих вещах не только выпол­няет роль украшения, но и становится источником размыш­ления о неизменности круговорота природных сил, о смене дня и ночи, упорядоченности мироздания и месте человека в нём. Предмет, благодаря причастности высшим идеям, вы­раженным в его образном строе, становится художественным произведением, вещью-образом.

Полученные представления находят воплощение в п р а к- тическом задании. Учащимся предлагается выполнить эскиз украшения любого предмета крестьянского быта.

На первом уроке по данной теме учащиеся, продумывая, например, форму прялки, стремятся придать ей пластическую выразительность в рисунке, а затем вырезают из бумаги, сло­женной пополам. Прялку можно укрупнить, если к лопасти, вырезанной из одного листа бумаги, приклеить вырезанную из другого листа ножку-стоячок. Необходимо продумать ком­позицию росписи или резного узора, включая в неё полюбив­шиеся традиционные образы и мотивы и дополняя их гео­метрическими и растительными элементами. По окончании рисунка поверхность прялки тонируется «под дерево» акваре­лью охристого цвета.

На втором уроке перед началом практической работы учитель ещё раз демонстрирует учащимся разнообразные варианты украшения русских прялок — резных, расписных — и ориентирует их на поиск выразительного решения.

Учащиеся ведут работу от простого к сложному, стремясь выделить размером, цветом композиционный центр, органи­зующий вокруг себя второстепенные элементы декоративной композиции.

Роспись может выполняться гуашью, кистями разной ве­личины: крупными — для организации плоскости большими цветовыми пятнами, тонкими — для более тщательной, деталь­ной проработки декоративных элементов. Для этой работы могут быть использованы и другие материалы, например вос­ковые мелки и акварель (в этом случае тонировать заготовку не следует) или сангина и уголь.

Урок завершается творческим обсуждением работ. Ребя­та учатся находить сильные стороны в работе своих това­рищей, отмечать даже самые маленькие удачи в слабых ра­ботах. Коллективный анализ является определённым стиму­лом в работе, настраивает учащихся на серьёзное отношение к ней.

В конце урока учащиеся получают задание: найти изо­бражения орнаментов русской народной вышивки.

Урок: «Русская народная вышивка»

Главная задача урока — помочь пятиклассникам в освое­нии языка орнамента на материале русской народной вышив - ки, формировать умение выстраивать орнаментальную ком­позицию, используя традиционные образы и мотивы.

На уроке в процессе знакомства с орнаментами народных вышивок внимание обращается на природный характер, ва­риативное богатство художественных решений традиционных образов и мотивов, их необыкновенно артистическую гео­метрическую трактовку (реальные образы как бы расклады­ваются на орнаментально-геометрические элементы), а также

Орнитоморфные изобразительные мотивы в крестьянской вышивке


 

Изображение коней и всадников в крестьянской вышивке


 

на цветовой силуэтный узор нитяного рисунка, на доминанту в узорах вышивки красного, дополненного другими цветами.

Метод сравнения, используемый в процессе восприятия одного и того же образа, мотива, например птицы, даёт уча­щимся ключ к поиску самостоятельных вариантов орнамен­тальных построений с опорой на традицию.

Внимание учащихся обращают на особенность русского орнамента с характерными для него разливающимися песен­ными ритмами родных напевов, с их повторами и неторопли­вым движением, ритмами борозд на вспаханном поле, ритма­ми изгороди и бревенчатых стен.

Сложившиеся в результате беседы представления учащих­ся о символике формы и цвета в орнаменте народной вы­шивки, об особенностях его построения находят воплощение в практической творческой работе, связанной с выпол­нением эскиза орнамента вышивки на полотенце. При вы­полнении задания решаются композиционные, колористиче­ские задачи, осваивается умение декоративно-обобщённо, лаконично строить традиционный мотив на широком поле «вышивки», выделяя его размером и подчёркивая ломаной линией выразительный контур птицы, животного, женского божества и т. д.

Антропоморфные мотивы в крестьянской вышивке: 1 — трёхчастная композиция: женская фигура (Макошь) с двумя всадниками; 2 — двухчастная композиция: женщина со всадником



Вариации древа жизни в крестьянской вышивке


 

Учитель обращает внимание на то, как можно украсить поверхность традиционного образа мелкими геометрическими узорами, проявляя фантазию и выдумку. Главный мотив уча­щиеся дополняют орнаментальными рядами, выстраивая их на основе повтора и ритмического чередования символических знаков воды, земли, её плодородия.

6и
Работа выполняется в смешанной технике — восковыми мелками и акварелью в сочетании с аппликацией, приклеен­ными к основе полосками цветной бумаги, а также флома­стерами, тонкой кистью. Учитель объясняет, как вырезать из тонкой бумаги кружева, которыми можно украсить полотенце.

Образ льва в крестьянской вышивке (вариант изображения)


Эту работу можно использовать на следующем занятии как элемент украшения народного праздничного костюма.

Урок заканчивается обсуждением работ. Переходя к сле­дующей теме, пятиклассники получают задание: найти изо­бражения женщин и мужчин в народных костюмах, а также отдельные детали костюмов на открытках, фотографиях, в ил­люстрациях к детским книгам, в Интернете.

Урок: «Народный праздничный костюм»

Введение учащихся в тему может начаться с показа раз­вёрнутого ряда слайдов с образцами традиционной одежды разных народов. Метод широкого показа в начале урока по­могает учащимся увидеть черты национального своеобразия в одежде разных народов, осознать её не только как функцио­нальную вещь, но и как выражение народных представлений о красоте.

В беседе следует напомнить учащимся об идеале жен­ской красоты на Руси и органично перейти к более деталь­ному рассмотрению образцов народной праздничной одежды, опираясь на уже имеющиеся у учащихся знания и представ­ления (с образом женской красоты и с традиционной одеж­дой учащиеся знакомились в учебнике для IV класса «Изо­бразительное искусство. Каждый народ — художник» (автор Л. А. Неменская. — М., 2012), рассматривая тему «Образ кра­соты человека»).

Знакомя школьников с народным праздничным костюмом разных губерний России, необходимо подчеркнуть мысль о его особой, мудрой красоте, которой чужды вычурность, щегольство, безвкусица. Стоит вспомнить замечательное вы­сказывание русского художника И. Е. Репина: «Только мало­россиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются девчата, парубки тоже ловко; но это вовсе не та конфетность пошлая, это дей­ствительно народный, удобный и грациозный костюм...» По­добное можно сказать и о русском народном костюме.

На этом занятии полезно использовать мудрое высказы­вание М. Н. Мерцаловой о народном костюме как образной летописи жизни наших предков. Дальнейшую беседу с учащи­мися необходимо строить в этом направлении.

В процессе восприятия народного костюма у учащихся складывается представление о северорусском комплексе одежды (рубаха, сарафан, душегрея, кокошник) и южно­русском комплексе (рубаха, понёва, передник, навершник, кика), об украшении орнаментом жизненно важных участков

Варианты крестьянской одежды (сарафанный комплекс)


 

в одежде (ворот, оплечья, грудь, рукава), защитно-охранитель­ном значении орнамента.

На уроках, посвящённых народному праздничному костю­му, пятиклассники делают важное открытие: крестьянский костюм — не просто одежда в привычном понимании, а об­разная модель мира, мироздания.

Разговор в этом направлении можно начать с обраще­ния к разнообразным по форме и декору головным уборам.

Учащиеся включаются в рассматривание изобразительных эле­ментов, древней символики в их нарядном узорочье, выявляя связь верхней части костюма с образом неба (изображения солнца, звёзд, снежинок на челе головных уборов; шарики из птичьего пуха — пушки, прикреплённые к кокошнику; ни­спадающие ленты как выражение идеи дождя; изображения сиринов, русалок на подвесках-колтах, тоже связанных с до­ждём, и т. п.).

Сравнивая между собой верх женского костюма и фронтон русской избы, учащиеся должны найти между ними общее пластическое и смысловое начало, выстроить ряд аналогий: голова в кокошнике повторяет своими очертаниями треуголь­ную форму фронтона, линия плеча как бы соответствует ниж­ней части фронтона; лицо крестьянки обрамлено кокошником и платком, подобно тому, как «лицо» избы — резными досками-причелинами; общие изобразительные символы есть в декоре фронтона-«чела» и в головном уборе женщины, и, наконец, очеловеченность образа крестьянского дома выража­ется в названиях отдельных его элементов (учебник, с. 58).

В процессе восприятия тканого и вышитого орнамента и отдельных его элементов на рукавах, подоле женских рубах, на сарафане и переднике необходимо подвести детей к осоз­нанию связи орнамента в народном костюме с магией плодо­родия земли и вместе с этим — с охранительной магией. Так, например, тканые радужные пояса не только опоясывали, но и охраняли магией заклинательных узоров жизненно важную часть тела — живот (что означает «жизнь») женщины, симво­лизируя радужную, т. е. радостную, счастливую жизнь, про­должение рода.

Учитель рассказывает детям о том, что плетёные пояса древнерусских женщин украшались на концах головами яще­ров, символизирующих нижний — подземно-подводный — мир.

Вместе с учителем учащиеся делают вывод о том, что кре­стьянин-земледелец в образной форме предметов быта, труда (изба, деревянная посуда, прялки, в том числе и народный праздничный костюм) выражал свои представления о мире, частью которого он себя ощущал, «творил как бы модель по­знанного им мира».

В разговор о выражении идеи целостности мира через образный строй народной одежды органично вписывается пре­красный памятник устно-поэтического творчества — старинное заклятье: «Пойду я во чисто поле — под красное солнце, под светел месяц, под частые звёзды, под полётные облака; стану я, раб Божий, в чистом поле на ровное место, облаками облачуся, небесами покроюся, на главу свою кладу красное солнце, подпояшуся светлыми зорями, обтычуся частыми звёз­дами, что вострыми стрелами, от всякого злого недуга».

Строки заклятья помогут учащимся понять значение за- клинательной магии для ощущения человеком собственной безопасности в мире и вместе с тем усилят образно-поэти­ческое восприятие народного праздничного костюма, помогут проникнуть в строй мышления древних славян, для которых земное и небесное было едино, а красота земная приобретала всепроникающую природную одухотворённость.

Полученные представления находят воплощение при вы­полнении практических заданий, которые могут иметь вариативный характер.

Вариативность заданий вызывает у подростков интерес и увлечённость учебно-творческой деятельностью, даёт возмож­ность экспериментировать с разными художественными мате­риалами и техниками, выводит на поиск интересных декора­тивных решений.

На первом уроке по теме учащиеся выполняют эскизы народного праздничного костюма северных или южных рай­онов России. Наметив общий рисунок женской фигуры в са­рафанном или понёвном костюме, учащиеся отмечают участ­ки, отведённые под орнамент, членят их на горизонтальные пояса, а затем прорисовывают традиционные образы, мотивы, раскладывают локальные пятна цвета.

Часть учащихся, объединившись в творческие группы, мо­жет изготовить картонную дидактическую «куклу» со съёмны­ми деталями костюма. Из бумаги вырезаются соразмерные «кукле» детали, соответствующие определённому типу костю­ма. Учащиеся ведут работу над деталями по принципу «от общего к частному». Работая над участками, отведёнными под орнамент, они могут использовать смешанную технику, на­пример приклеить полосы из цветной бумаги для орнамента, а большие поверхности обклеить разноцветными кусочками ткани.

На первом уроке решается задача поиска общего цвето­вого решения на основе ритмичного распределения цветовых пятен по всей поверхности одежды (здесь очень важна со­гласованность действий со стороны учащихся, умение догово­риться и прийти к общему знаменателю в реализации худо­жественного замысла).

Практическая работа на втором уроке связана с дальней­шей детализацией (орнаментацией) и завершением проектов народного праздничного костюма.

Учащиеся сочиняют свои орнаменты, используя символи­ческие знаки плодородия, земли и воды, которые выстраива­ют на основе повтора ритмически по-разному, организуя их вокруг центрального мотива (древа жизни, матери-земли, пти­цы и т. д.).

В процессе работы используется дидактическая таблица, на которой представлены символические знаки (учебник, с. 14). Цветовая композиция строится на основе мажорных цветов с доминирующим красным.

Завершается урок просмотром учебно-творческих работ. В конце занятия школьники получают задание найти иллю­стративный и литературный материал к теме «Народные праздники».

Урок: «Народные праздничные обряды» (обобщение темы)

Этот обобщающий урок подводит итоги накопленным за четверть представлениям школьников о своеобразии, уникаль­ности языка и образного строя народного (крестьянского) прикладного искусства, о гармонии человека с природой — его колыбелью. Знания, полученные на предыдущих уроках, за­крепляются эмоционально в живой, непринуждённой беседе.

Урок даёт возможность раскрыть календарный народ­ный праздник как некое событие в жизни людей, связанных с землёй, как способ участия человека в событиях природы, будь то приход весны, начало полевых работ или созревание злаков.

В сознании наших предков время было не протяжённым, а цикличным (вспомнить хотя бы выражение «круглый год») и измерялось праздниками — событиями (совместное бытие).

Праздники в заведённом круге жизни, в годичном цикле проживания, в мерной череде будней становились своеобраз­ными вехами эмоционального подъёма человеческого коллек­тива, неся ощущение мимолётного счастья и желанной сво­боды.

Вплетая в канву занятия отдельные фрагменты, эпизоды, связанные с народными праздниками, нужно не упустить очень важную для восприятия учащихся мысль: в образе праздника выражалось коллективное ощущение целостности мира, единение человеческого и природного.

Праздник, являясь формой коллективного творчества, проигрывался в естественной природной среде, воспроизво­дя в обрядовых действиях, в нехитрой народной хореографии образы мироздания: хоровод (круг) — символ солнца, един­ства, бесконечности, законченности, высшего совершенства;


Схема изображений на прялке

Композиция росписи на прялке

Схема композиций хороводов «Горки»




 

Идея единства, бесконечности, высшего совершенства О
Линия горизонта, где сходятся земная и небесная твердь
Целостность, интегрирующая основные параметры космоса
Столбы

 

Круг

5=е

Жизненное начало /\/V\/\ Символ движения и развития
f Стенка на стенку

VI/

На четыре стороны

ть


Большая вожжа

О О О о

Схема движений хоровода


 
 


Единство символических элементов в росписи на прялке и в народной хореографии (Север России)


волнистый рисунок в танце — символ воды, жизненного на­чала; две параллельные линии — «на две стороны» — символ горизонта, где сходятся небо и земная твердь; квадрат — «на четыре стороны» — устойчивая фигура, несущая основные па­раметры космоса (четыре стороны света, четыре главных на­правления, четыре времени года); спираль — символ развития и т. д. В качестве примера можно привести народные празд­ники, образная символика которых раскрывается особенно ярко в обрядовых действах (Масленица; Иванов день; народ­ные гулянья на реке Печоре, получившие название «Горки»).

Урок можно проводить по-разному, главное — создать на нём атмосферу праздника.

Одна из главных задач, стоящих перед учителем, — орга­низовать живое общение между участниками праздника — школьниками и приглашёнными. Класс можно превратить с помощью работ, выполненных в течение четверти, а также подлинных вещей в воображаемый интерьер дома, где будут проходить театрализованные действа-импровизации, сопрово­ждаемые народной песней, шутками-прибаутками, плясками, хороводами, играми, «бойкой торговлей», ряжеными и т. п.

Очень важно, чтобы ребята через собственное участие, «действование» осознали народный праздник как синтез ис­кусств, вовлекающий в своё эмоциональное пространство все виды фольклора: изобразительный, устно-поэтический, музыкальный, танцевальный, которые находятся в непрерыв­ном взаимодействии, развитии. Учащиеся видят, что и вещи, включённые в обрядовые церемонии, обретают новую жизнь, становясь средством общения людей (костюм, полотенце, до­машняя утварь и т. д.).

Комплексное включение в итоговый урок четверти ярких примеров устно-поэтического творчества, музыкального фоль­клора, народных танцев даёт возможность увидеть различные грани единого целостного явления — народной культуры.

На итоговом занятии учащиеся могут проявить себя в роли знатоков народного искусства, попробовать свои силы в различных конкурсах: экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. Занятие строится как праздник красоты, творче­ства, живого общения. Оно может быть значительно раздви­нуто по времени и проводиться как в классе, так и во вне­классных условиях.

II четверть. СВЯЗЬ ВРЕМЁН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

Темы уроков

«Древние образы в современных народных игрушках»

«Искусство Гжели»

«Городецкая роспись»

«Хохлома»

«Жостово. Роспись по металлу»

«Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте»

«Роль народных художественных промыслов в современ­ной жизни» (обобщение темы)

Обучение во II четверти предполагает необходимость до­стижения личностных, метапредметных и предметных


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: