Специальные требования к реализации учебной дисциплины «Русский язык

Вариант 1

Русский язык

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В результате освоения учебного предмета «Русский язык» обучающиеся с РАС развивают представления о знаковой системе языка, формируют ценностное отношение к русскому языку как части самобытной русской культуры, как государственному языку Российской Федерации, осознают тесную связь между языковым, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом, обогащают словарный запас, развивают культуру владения русским литературным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета; формируют систему знаний о русском языке, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования и развития; осваивают базовые понятия лингвистики, развивают аналитические умения в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и стилей речи.

При планировании результатов обучения русскому языку детей с РАС в 6-ом классе необходимо учитывать выраженные особенности импрессивной и экспрессивной форм речи и гетерохронность развития ребенка. Некоторые умения могут быть сформированы значительно позже, чем у сверстников без РАС, а, сформировавшись, могут не использоваться в полной мере. Так, даже хорошо успевающие школьники старших классов, выпускники школ, часто не используют иронию или переносный смысл слов в своей повседневной коммуникации. Для учащихся с РАС описание картины или пересказ текста, написание изложения или сочинения на свободную тему может оказаться труднодостижимой задачей. Даже при хорошем усвоении теоретического материала некоторые навыки могут не использоваться в собственной речи, что ведет к дальнейшим затруднениям при изучении программного материала.

В зависимости от индивидуальных темпов развития обучающийся с РАС может демонстрировать результаты самостоятельно или при методической поддержке учителя.

В связи с этим по итогам первого года обучения не должны предъявляться требования сформированности навыка владения различными видами аудирования, анализа прослушанного текста, написания изложения и классного сочинения, создания коммуникативного высказывания и понимания контекста. Также должны быть изменены требования по обязательному количеству слов в устном и письменном высказывании.

 

Предметные результаты по итогам изучения учебного предмета «Русский язык» (6 класс) должны отражать сформированность умений:

 

Предметные результаты по итогам изучения учебного предмета «Русский язык» в 6 классе должны отражать сформированность умений:

- понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, значение понятия «литературный язык»;

- объяснять разницу между понятиями «язык» и «речь»;

- совершенствовать владение различными видами аудирования научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

- совершенствовать владение изучающим видом чтения;

- владеть ознакомительным видом чтения;

- понимать основное содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 150 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме основное содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

- владеть навыками информационной переработки прослушанного и прочитанного текста: составлять простой план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме (для подробного изложения объем исходного текста не менее 120 слов; для сжатого изложения – не менее 135 слов); выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте; представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы;

- устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 90 слов;

- создавать устные монологические высказывания объемом не менее 50 слов на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы; выступать с научным сообщением;

- распознавать тексты разных функциональных разновидностей (повествование, описание); анализировать тексты разных стилей и жанров (рассказ, беседа; заявление, расписка; словарная статья, научное сообщение); применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике;

- создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину, произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 5 и более предложений или объемом не менее 2–4 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль);

- устно и письменно описывать внешность человека, помещение, природу, местность, действие;

- создавать текст в жанре научного сообщения; оформлять деловые бумаги (заявление, расписка);

- редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского литературного языка;

- проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов;

- распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания;

- характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения и стилистической окраски; объяснять разницу между активным и пассивным запасом слов;

- распознавать признаки фразеологизмов, объяснять их значение; определять речевую ситуацию употребления фразеологизма;

- распознавать эпитеты, метафоры, олицетворения;

- применять знания по лексике и фразеологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;

- оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.

- распознавать виды морфем в слове (формообразующие и словообразовательные);

- выделять производящую основу, определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую); проводить морфемный и словообразовательный анализы слова; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания сложных и сложносокращенных слов;

- использовать словообразовательные нормы русского языка;

- характеризовать особенности словообразования имен существительных; соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рамках изученного), словоизменения имен существительных;

- характеризовать особенности словообразования имен прилагательных; соблюдать нормы произношения имен прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного); различать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имен прилагательных; соблюдать нормы правописания н и нн в именах прилагательных, суффиксов -к- и -ск- имен прилагательных, сложных имён прилагательных;

- определять общее грамматическое значение имени числительного; различать разряды имен числительных по значению, по строению; уметь склонять имена числительные, характеризовать особенности их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в речи, употребления в научных текстах, деловой речи; правильно употреблять собирательные имена числительные; соблюдать нормы правописания имен числительных, в том числе ь в именах числительных;

- определять общее грамматическое значение местоимения; различать разряды местоимений; уметь склонять местоимения; характеризовать особенности их склонения; словообразования, синтаксических функций, роли в речи; правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); соблюдать нормы правописания местоимений с не и ни, слитного, раздельного и дефисного написания местоимений, правописания корня с чередованием а//о –кос-−-кас-, гласных в приставках пре- и при-, слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами;

- определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении; различать безличные и личные глаголы; использовать личные глаголы в безличном значении;

- характеризовать причастия как форму глагола, выделять признаки глагола и имени прилагательного в причастии; различать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; склонять причастия; выделять причастный оборот, правильно ставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, объяснять роль причастия в предложении; понимать особенности постановки ударения в некоторых формах причастий; правильно употреблять в речи однокоренные слова типа «висящийвисячий», «горящийгорячий», причастия с суффиксом – ся; правильно согласовывать причастия в словосочетаниях типа прич. + сущ.; соблюдать нормы правописания причастий (падежные окончания, гласные в суффиксах причастий, н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имен прилагательных; слитное и раздельное написание не с причастиями);

- распознавать имена числительные, местоимения, причастия;

- проводить морфологический анализ имен числительных, местоимений, причастий;

- применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;

- проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;

- проводить анализ текста; определять средства связи предложений в тексте, в том числе с использованием притяжательных и указательных местоимений, видо-временной соотнесенности глагольных форм;

- соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка (в том числе во время списывания текста объемом 100-110 слов; словарного диктанта объемом 20–25 слов; диктанта на основе связного текста объемом 100–110 слов, содержащего не более 16 орфограмм, 3–4 пунктограмм и не более 7 слов с непроверяемыми написаниями); соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.

 

Специальные требования к реализации учебной дисциплины «Русский язык

У большинства учащихся с РАС, обучающихся по варианту АООП 8.1. отмечаются специфические трудности освоения программного материала по русскому языку. Эти трудности связаны с особенностями импрессивной и экспрессивной форм речи и неравномерностью развития у учащихся данной группы высших психических функций и навыков. Изучение русского языка при типичном развитии опирается на сформированную речь как высшую психическую функцию. При расстройствах аутистического спектра во многих случаях этого не происходит.

Часть тем может быть усвоена учащимися с РАС только на формальном уровне, что может привести к специфическим трудностям при дальнейшем изучении программного материала.

Некоторые умения могут быть сформированы значительно позже, чем у сверстников без РАС, а, сформировавшись, могут не использоваться в полной мере. Даже при хорошем усвоении теоретического материала, некоторые навыки могут не использоваться в собственной речи, что ведет к дальнейшим затруднениям при изучении программного материала.

В области речевой деятельности наибольшие затруднения у учащихся с РАС возникают при функциональном и смысловом анализе текстов и предложений. Им бывает довольно трудно определить стиль текста, цель высказывания, главную, второстепенную и избыточную информацию. Для школьников с РАС написание изложения и, особенно, сочинения может оказаться труднодостижимой задачей.

Сложности понимания социального контекста и особенности развития коммуникативной функции речи приводят к затруднениям в освоении тем и разделов, связанных с литературными и лингвистическими нормами языка.

Наблюдается неравномерность в освоении некоторых тем из раздела «Морфемика». Например, у обучающихся с РАС с трудом происходит освоение согласования частей речи по родам, числам и падежам, может сильно запаздывать освоение личных окончаний глаголов.

При изучении тем из раздела «Фразеология», наблюдаются специфические трудности овладения переносом лексического значения слова. Даже хорошо успевающие школьники в ряде случаев не понимают переносный смысл слов и не используют сравнение, метафору, иронию в различных видах речевой деятельности.

Сильной стороной обучающихся с РАС часто является хорошая зрительная память, что проявляется в виде феномена «врожденная грамотность» и позволяет успешно осваивать программный материал. Например, это помогает при изучении тем из раздела «Орфография». Учитывая неравномерность освоения различных областей русского языка, принимая во внимание его сильные и слабые стороны в овладении предметным содержанием, необходимо стремиться в создании для ученика с РАС ситуации успеха как в урочной, так и внеурочной деятельности по данному предмету.

Для достижения планируемых результатов необходимо:

- адаптировать методы представления нового материала, способы текущего контроля и репрезентации полученных знаний (например, выполнение части заданий с использованием ИКТ);

 - задействовать возможности визуальной поддержки устной и письменной речи, использовать максимум наглядных средств обучения (карточки с образцом выполнения задания, карточки с пошаговым выполнением инструкций педагога, дополнительные иллюстрации для изучения некоторых лексических и грамматических тем и т.п.);  

- при непосредственном общении с учащимся с РАС педагогу следует исключить из речи излишнюю эмоциональность, иронию и сарказм, длинные грамматические конструкции (обычно приемлемый размер предложения при вербальной коммуникации педагога с обучающимся – 5-6 слов);

- при изучении сложных грамматических конструкций использовать визуальное сопровождение (цветовое отображение частей речи, опорные схемы и таблицы, конструкторы фраз на карточках и т.п.);

При недостаточной сформированности у учащихся с РАС графомоторных навыков, могут использоваться различные способы адаптации учебных материалов и заданий, в том числе сокращение объема письменных заданий при сохранении уровня сложности, возможность выполнения заданий на компьютере и т.д.

    При составлении заданий целесообразно опираться на область стойких интересов обучающегося с РАС. Такими интересами могут быть как распространенные в среде подростков с РАС темы, связанные с метро, транспортом, космосом, солнечной системой, животными, так и более специфические - определенный фильм, рассказ или телепрограмма. Обучение с опорой на особо значимые для учащегося с РАС объекты и персонажи проходит гораздо эффективнее.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: