Практический интеллект

 

Различна и сама интеллектуальная отсталость. Так, говорят о легкой интеллектуальной отсталости. Здесь сама отсталость и ее компенсация могут протекать независимо одна от другой и даже переходить в антитезу настолько, что одно звено представляет собой компенсацию другого, ущербного звена. Это будет называться практическим интеллектом. <...> Способность животного или ребенка к разумным действиям. <...> Ребенок, который в теоретическом отношении кажется глубоко отсталым, в отношении практического интеллекта, практического действия оказывается значительно впереди. (1.5.5, 146)

См. Интеллект  

Практическое мышление

 

<...> Первичной формой интеллектуальной деятельности является действенное, практическое мышление, направленное на действительность и представляющее одну из основных форм приспособления к новым условиям, к изменяющимся ситуациям внешней среды. (1.2.1, 38)

См. Мышление, Среда  

Предпонятие

 

Оно есть высокая ступень абстракции от действительных предметов <...>.<...> но содержит ли оно в себе обобщение самих собственных операций? Нет. Предпонятие тем и характеризуется, что оно не содержит в себе ни малейшего обобщения при переходе к другим, более высоко стоящим областям. А это значит, что оно не может быть осознано. (7.1, 279)

См. Обобщение  

Представление

 

Образы представления <...> являются основой нашей памяти в обычном и самом популярном смысле. Когда мы говорим, что представляем в уме тот или иной предмет, мы имеем в виду не то, что перед нашими глазами в буквальном смысле этого слова встает образ этого предмета, так что мы сможем пальцем указать, где он находится, каковы его очертания и т.д. Это – следовые раздражения, которые то более ярко, то более смутно возобновляются в нашем мозгу, но которые существенно отличаются от последовательных образов. (33.1, 276) <...> общие представления как высшая ступень в развитии и значении слов возникают не из обобщенных единичных представлений, а из <...> обобщений, господствовавших на прежней ступени. (1.2.1, 278) Представление – это все равно, что обобщенное воспоминание. (5.2, 129)

См. Обобщение, Память, Слово  

Произвольное внимание

 

Произвольное внимание с этой точки зрения является врощенным внутрь процессом опосредованного внимания. Произвольное внимание и по своему составу, и по своей структуре и функции является не просто результатом естественного органического развития внимания, а появляется в результате изменения и перестройки всего процесса под влиянием внешних стимулов-средств. (6.1, 401) Произвольное и непроизвольное внимание относятся друг к другу так, как логическая память к мнестическим функциям или как мышление в понятиях к дологическому мышлению. (6.1, 401) Произвольное внимание характеризуется раньше всего умением произвольно отметить фигуру и фон. Если я умею видеть вещь только таким способом, какой диктуется структурой этой вещи, то мое внимание максимально непроизвольно. Если же я умею видеть вещь так, что я могу любой элемент этой вещи сделать центром, фигурой, а все остальное фоном, то мое внимание становится максимально произвольным. (7.1, 260 – 261)

См. Внимание  

Произвольность

 

<...> есть один основной критерий всякой произвольной функции – это ее намеренность, то, что может возникнуть деятельность данной функции, совпадающая с основным намерением; становится возможным намерение в отношении запоминания, памяти и всякой другой внутренней деятельности ребенка.

<...> у ребенка школьного возраста возникает произвольность, т.е. овладение внутренней деятельностью, у него создается намерение в отношении своих внутренних операций – внимания, памяти, становится возможным их произвольное функционирование. (7.1, 258) <...> произвольное характеризует своеобразное отношение к ситуации, собственно не зависимое от данной ситуации, более свободное действование. (7.1, 277) По мере того как ребенок осознает, что и как он делает, его функции становятся произвольными. (3.4, 421) Неправильно было бы думать, что только письменная речь требует произвольности. Всякая передача мыслей, при которой имеется в виду определенная цель, требует произвольности. Любой доклад, несмотря на то, что он делается в устной форме, представляет собой пример не ситуационной, а произвольной речи. Внимание говорящего должно быть в широкой степени направлено на сам процесс построения речи в отличие от тех процессов, когда мы не задумываемся над речью и она строится в зависимости от ситуации. (3.5, 442)

См. Письменная речь, Речь, Функция  

Псевдопонятие

 

Исследования показали, что комплексное значение может совершенно не совпадать со значением-понятием, но может с ним и совпадать в известных отношениях и известных пределах. В этом последнем случае мы называем комплексное значение псевдопонятием. Исследование показывает, что такие псевдопонятия составляют основную форму детского мышления, что они, в сущности, являются не чем иным, как комплексными значениями, практически совпадающими со значениями-понятиями. (6.2, 486) <...> продукт, сходный с продуктом взрослых, но добытый с помощью совершенно отличных интеллектуальных операций, выработанный особым способом мышления. (1.2.1, 150)

См. Значение, Мышление, Понятие  

Психика

 

Психика без поведения так же не существует, как и поведение без психики, потому хотя бы, что это одно и то же. (1.1.1, 57)

См. Поведение  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: