Объективно-аналитический метод (психологии искусства)

 

Метод, берущий за основу не автора и не зрителя, а само произведение искусства. Общее его направление можно выразить формулой: от формы художественного произведения через функциональный анализ ее элементов и структуры к воссозданию эстетической реакции и к установлению ее общих законов.

Всякое произведение искусства <...> рассматривается как система раздражителей, сознательно и преднамеренно организованных с таким расчетом, чтобы вызвать эстетическую реакцию. Анализируя структуру раздражителей, мы воссоздаем структуру реакции. <...> Воссоздаваемая таким путем эстетическая реакция будет совершенно безличной, т.е. она не будет принадлежать никакому отдельному человеку и не будет отражать никакого индивидуального психического процесса во всей его конкретности. Это помогает установить природу эстетической реакции в чистом виде, не смешивая ее со случайными процессами, которыми она обрастает в индивидуальной психике.

Этот метод гарантирует достаточную объективность получаемых результатов и всей системы исследования, потому что исходит из изучения твердых, объективно существующих и учитываемых фактов. (2.1, 26-28)

См. Метод  

Объяснительный принцип

 

Фундаментальное понятие, <...> первичная абстракция, лежащая в основе науки, определяет не только содержание, но и предопределяет характер единства отдельных дисциплин, а через это – способ объяснения фактов, главный объяснительный принцип науки. <...>

Тенденция к обобщению и объединению знания переходит <...> в тенденцию к объяснению знания. Единство обобщающего понятия перерастает в единство объяснительного принципа, потому что объяснять – значит устанавливать связь между одним фактом или группой фактов и другой группой, <...> объяснять – значит для науки – причинно объяснять. <...> Поиски объяснительного принципа выводят нас за пределы данной науки и заставляют находить место данной области явлений в более обширном кругу явлений. (1.1.15, 300)

См. Знание, Наука, Понятие  

Одаренность

 

<...> нет никакой «одаренности вообще», но существуют различные, специальные предрасположения к той или иной деятельности. (3.1, 349) Одаренность представляет собой не цельную функцию, а ряд различных функций и факторов, которые объединены в одно общее. В зависимости от этого стоит наше представление об одаренности как об оформленной функции. (1.5.5, 144) Невроз, бегство в болезнь, полная асоциальность психологической позиции свидетельствуют о фиктивной цели, направляющей весь жизненный план по ложному пути и искривляющей лейтлинию жизни и характер ребенка. Неудавшаяся компенсация превращается в защитную борьбу при помощи болезни; побежденный защищается своей слабостью. Между этими двумя полюсами, крайними случаями располагаются все степени компенсации – от минимальной до максимальной. Это и есть та наиболее часто констатируемая нами и встречающаяся в практике детская одаренность. (1.5.7, 160) <...> термин, обозначающий уровень психологического или интеллектуального развития, уровень и качество предрасположений, задатков, способностей <...>. В прикладной психологии намечается тенденция свести абстрактную способность и одаренность к понятию ряда специальных конкретных форм одаренности и пригодности (социальной, профессиональной, школьной). (12.1, 120) <...> гораздо важнее то, почти не знающее исключений правило, согласно которому эти преждевременно созревшие вундеркинды, которые, если бы развивались нормально, должны были бы превзойти всех известных в истории человечества гениев, обычно по мере своего созревания утрачивают свой талант, и творчество их не создает и до сих пор не создало в истории искусства ни одного сколько-нибудь ценного произведения. (11.1, 32) <...> ребенок, действительно одаренный, талантливый, гениальный поражает вас наличием симптомов, свойственных его собственному возрасту, но только доведенных до исчерпывающего, богатого, полнокровного, полносильного развития их. <...> Вундеркинд характеризуется тем, что в его развитии наличествуют симптомы забегающих вперед возрастов, а настоящий, талантливый, одаренный ребенок характеризуется тем, что в его развитии доминируют признаки, характерные для данного возраста, но только возраст этот необычно творчески богато переживаем. (7.1, 50)

См. Возраст, Развитие, Способность, Функция  

Опыт

 

Человек в своем каждодневном опыте пользуется такими реакциями, которые замкнулись в чужом опыте. Я могу знать о Сахаре, ни разу не выезжая из <...> города, или знать многое о Марсе, ни разу не поглядев в телескоп.

<...> опыт человека <...> есть сложная функция от целого социального опыта человечества и его отдельных групп. (3.1, 67 – 68) Поведение животного можно условно обозначить как наследственный опыт плюс наследственный опыт помноженный на личный. Этой формулой исчерпывается поведение животного. Иначе обстоит дело с человеком. Здесь <...> необходимо ввести новые члены в формулу. <...> Чрезвычайно расширенный наследуемый опыт человека по сравнению с животными. <...> Широчайшее использование опыта прежних поколений, <...> не передаваемого через рождение. Условно обозначим его как исторический опыт. <...>

Опыт социальный, опыт других людей, <...> входит очень значительным компонентом в поведение человека. <...>

Обязательно для человеческого труда удвоение опыта. Труд повторяет в движениях рук и в изменениях материала то, что прежде проделано в представлении работника как бы с моделями этих же движений и этого же материала. Назовем условно этот вид поведения удвоенным опытом. <...>

Исторический и социальный опыт <...> не представляют из себя чего-либо психологически различного, так как они в действительности не могут быть разделены и даны всегда вместе. Соединим их знаком +. Механизм их совершенно тот же, <...> что и механизм сознания, потому что и сознание следует рассматривать как частный случай социального опыта. Поэтому обе эти части легко обозначить тем же индексом удвоенного опыта. (1.1.3, 84, 97) Педагогический вывод, который можно <...> сделать, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. (11.1, 10 – 11) <...> воображение приобретает очень важную функцию в поведении и развитии человека, оно становится средством расширения опыта человека, потому что <...> он не ограничен узким кругом и узкими пределами своего собственного опыта, а может выходить далеко за эти пределы, усваивая с помощью воображения чужой исторический или социальный опыт. В этой форме воображение является совершенно необходимым условием почти всякой умственной деятельности человека. (11.1, 12)

См. Воображение, Поведение, Развитие, Сознание  

Ориентировка

 

<...> умение разобраться в окружающей обстановке, выбрать направление. Ориентировочный рефлекс – реакция организма в новой ситуации на новый раздражитель; рефлекс «что такое» (Павлов). (12.1, 122)

См. Рефлекс  

Орудие

 

<...> хотя обезьяна проявляет умение изобретать и употреблять орудия, являющиеся предпосылкой всего культурного развития человечества, тем не менее трудовая деятельность, основанная именно на этом умении, еще не развита у обезьян даже в самой минимальной степени. Употребление орудий при отсутствии труда – вот что сближает и разделяет одновременно поведение обезьяны и человека. (9.1, 59) Орудие требует отвлечение от ситуации. Употребление орудия требует иной стимуляции, мотивации. Орудие связано со значением (предмета). (1.1.9, 159)

См. Значение, Культурное развитие, Поведение  

Осознание

 

<...> осознание развивается в меру развития значений, связанных с психологическими явлениями самого человека.

<...> нужно иметь известную систему обобщений для того, чтобы я мог осознать.

<...> Что значит осознать? Это значит обобщать собственные психологические процессы.

<...> если я обобщаю собственный процесс деятельности, значит, я приобретаю возможность иного отношения к нему. Если грубо сказать, происходит как будто выделение его из общей деятельности сознания. Я осознаю, что я припоминаю, т.е. я собственное припоминание делаю предметом собственного сознания. Возникает выделение. Всякое обобщение известным образом выделяет предметы. (7.1, 276) Осознанием является акт сознания, предмет которого – сама же деятельность сознания. (1.2.1, 219) <...> осознание понятий осуществляется через образование их системы, основанной на определенных отношениях общности между понятиями <...> осознание понятий приводит к их произвольности. (1.2.1, 221)

См. Обобщение, Общность, Понятие, Сознание  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: